____________________________________________________________________ противоправного деяния мер список свидетелей или
____________________________________________________________________ очевидцев, если таковые известны)
Совмещение профессий(должностей): оформляем документы
Если девиз вашей компании Один за всех и все за одного, можно смело утверждать, что различные формы совмещения и заместительства у вас активно практикуются. Как же не подменить заболевшего коллегу и почему бы не поработать за двоих, если есть возможность? Тем более что такой самоотверженный труд вознаграждается не только морально, но и материально. Конечно, в том случае, если все правильно оформлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 2 ТК РФ работнику с его письменного согласия наряду с работой, определенной трудовым договором, может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Полагаем, что установление совмещения допускается в том случае, если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества выполняемой работы.
Обратите внимание На основании ст. 423 ТК РФ нормативные правовые акты бывшего СССР применяются в части, не противоречащей ТК РФ
В ходе поручения работнику дополнительной работы, установления дополнительной оплаты за ее выполнение и оформления кадровых документов необходимо использовать в работе ст. 60 2 и 151 ТК РФ и положения иных нормативных правовых актов, в т. ч. документов бывшего СССР. К последним относятся:
постановление Совмина СССР от 04.12.1981 № 1145 О порядке и условиях совмещения профессий (должностей) (далее - Постановление № 1145) (фактически утратило силу)
инструкция ВЦСПС, Минфина СССР, Госкомтруда СССР от 14.05.1982 № 53-ВЛ По применению постановления Совета Министров СССР от 04.12.1981 № 1145 О порядке и условиях совмещения профессий (должностей) (далее - Инструкция № 53-ВЛ)
разъяснение Госкомтруда СССР № 30, ВЦСПС № 39 от 29.12.1965 О порядке оплаты временного заместительства.
ЧТО ТАКОЕ СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)?
Действующая редакция ТК РФ не содержит определения понятий совмещения профессий (должностей) и других видов дополнительной работы.
Воспользуемся Инструкцией № 53-ВЛ (п. 1), в соответствии с которой Постановление № 1145 устанавливает порядок:
совмещения профессий (должностей)
расширения зоны обслуживания или увеличения объема выполненных работ
выполнения наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников.
В нашей статье остановимся на особенностях и порядке оформления такой формы выполнения дополнительной работы, как совмещение профессий (должностей).
Под совмещением профессий или должностей понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, указанной в трудовом договоре, дополнительной работы по другой, вакантной должности в одной и той же организации и в одно и то же рабочее время.
В ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ?
Дополнительная работа в форме совмещения профессий (должностей) может быть поручена работнику на постоянной или временной основе.
Выполнение дополнительной работы еще по одной должности или профессии - широко распространенная практика, однако для этого необходимо, чтобы в штатном расписании имелась соответствующая позиция. Временное выполнение обязанностей по второй должности или профессии обычно устанавливается в тех случаях, когда позиция вакантна (до приема на нее другого работника).
Очевидно, что трудовые навыки временного исполнителя должны соответствовать требованиям по совмещаемой профессии или должности. Поэтому принято разрешать совмещение в пределах одной категории работников (рабочие, специалисты, руководители) или по смежным профессиям или должностям.
Например, водитель автомобиля принимает на себя дополнительную работу по должности экспедитор или курьер. Очевидно, что умений водителя вполне достаточно, чтобы сопроводить груз или доставить документы.
Более квалифицированная работа по другой профессии или должности может потребовать надлежащей подготовки, образования, а в некоторых случаях (например, у электриков или газосварщиков) и специального допуска.
В то же время допускается совмещение профессий или должностей работниками, относящимися к разным категориям персонала, если иное не предусмотрено действующим законодательством.
Например, старший продавец (менеджерская должность) совмещает обязанности мерчендайзера (размещение товаров в магазине согласно разработанным правилам).
Трудовое законодательство обязывает работодателя доплачивать работнику, совмещающему должности или профессии либо выполняющему обязанности временно отсутствующего коллеги. Размер доплаты может быть установлен по договоренности между работодателем и работником в твердой сумме в рублях или в процентах к окладу (тарифной ставке) работника по основному месту работы. При этом работникам, проработавшим неполный месяц, доплата за совмещение профессий (должностей) начисляется в установленном размере пропорционально отработанному времени.
КАК ДОЛЖНО БЫТЬ ОФОРМЛЕНО?
Совмещение профессий (должностей) относится к трудовой функции работника, а значит, является обязательным условием трудового договора. Исходя из этого, при заключении трудового договора с вновь принимаемым работником, которому совмещение устанавливается уже при приеме на работу, стороны должны включить в трудовой договор условие о совмещении профессий (должностей) - в раздел Трудовая функция либо Особые условия, а также условие о размере доплаты за совмещение (приложение 1 ).
В случае, когда работник уже работает по трудовому договору, включение (исключение) условия о совмещении профессий (должностей) требует отдельного соглашения работника и работодателя, так как налицо изменение условий договора. В данном случае необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору (приложения 3 и 5 ), к которому применяются те же правила, что и к нему самому: письменная форма, согласие сторон, наличие у них соответствующих полномочий и т. д.
В Инструкцию по кадровому делопроизводству, действующую в нашей организации, хотим добавить раздел об оформлении документов при установлении работникам совмещения профессий (должностей). Трудовое законодательство требует, чтобы совмещение устанавливалось только с согласия работника. Достаточно ли для оформления соглашения сторон заключить только дополнительное соглашение к трудовому договору или обязательно оформлять какие-то предварительные документы?
Закон не предусматривает, что для получения согласия работника обязательно должны оформляться какие-либо документы, кроме дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором стороны закрепляют те условия, на которых будет осуществляться дополнительная работа. Однако вы в своей организации можете предусмотреть (для удобства) дополнительные процедуры, предшествующие заключению дополнительного соглашения, которые будут сопровождаться оформлением каких-либо документов.
Так, предварительное согласие работника на поручаемую дополнительную работу чаще всего на практике получают двумя способами.
Способ 1. Путем оформления работником письменного заявления (если инициатором совмещения профессии (должности) выступает сам работник) с положительной резолюцией руководителя организации (приложение 2 ).
Способ 2. Письменным согласием работника, оформленным на докладной записке, например, руководителя структурного подразделения, в которой излагаются причины необходимости установить совмещение (приложение 4 ).
Итак, обязательный этап установления работнику совмещения - это заключение дополнительного соглашения к трудовому договору (приложения 3 и 5 ).
В дополнительном соглашении обязательно прописывается ряд условий.
Условие 1. Вид дополнительной работы (в порядке совмещения должностей (профессий)).
Условие 2. Срок выполнения поручаемой дополнительной работы.
Условие 3. Содержание (объем) дополнительной работы по совмещаемой профессии (должности).
Условие 4. Размер доплаты за поручаемую дополнительную работу (ст. 151 ТК РФ).
Далее на основании заключенного дополнительного соглашения к трудовому договору работодатель издает приказ по личному составу о совмещении профессий (должностей). Унифицированная форма такого приказа отсутствует, поэтому приказ издается в свободной текстовой форме на бланке приказов по личному составу (приложение 6 ).
Обязательными элементами содержательной части приказа являются:
1) вид дополнительной работы
2) должность (профессия), по которой устанавливается совмещение
3) срок выполнения поручаемой дополнительной работы
4) содержание дополнительной работы
5) согласованный сторонами размер доплаты за поручаемую дополнительную работу.
Каким образом в дополнительном соглашении к трудовому договору и в приказе о совмещении следует обозначать период выполнения работником дополнительной работы?
Дата начала совмещения указывается в документах в обязательном порядке. Дата окончания совмещения (или наступления определенного события) обозначаются в том случае, если они известны (приложение 5 ). Если же совмещение оформляется постоянно, т. е. бессрочно, или точная дата окончания неизвестна, соответствующая информация в приказе не указывается (приложение 3 ).
В издаваемом приказе следует предусмотреть возможность указания особых условий совмещения. Например, таких: при совмещении обязанностей кассира на работника возлагается полная материальная ответственность при совмещении обязанности инспектора по кадрам - ответственность за ведение трудовых книжек. При совмещении обязанностей вышестоящего должностного лица предоставляется право принятия управленческих решений и подписи определенных документов.
В организации уволился кассир. На время поиска нового сотрудника обязанности кассира поручили бухгалтеру. Оформлено дополнительное соглашение к трудовому договору бухгалтера о совмещении должности кассира, на его основании издан приказ о совмещении должности кассира в полном объеме в соответствии с должностной инструкцией кассира.
Выполняя обязанности кассира в полном объеме, бухгалтер вправе подписывать кассовую книгу, поскольку ведение кассовой книги на основе приходных и расходных документов является должностной обязанностью кассира.
До издания приказа об исполнении обязанностей кассира бухгалтер ознакомлен под роспись с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, затем с ним заключили договор о полной материальной ответственности. В таком случае на бухгалтера распространяются все обязанности, права и ответственность, установленные для кассиров.
Запись о совмещении профессий (должностей) в трудовую книжку работника не вносится. А вот в личной карточке работника (форма № Т-2) информацию о выполнении работником дополнительной работы можно указать, например в разделе X Дополнительные сведения.
КАК ОТМЕНИТЬ?
Работник согласно ст. 60.2 ТК РФ имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, предупредив об этом другую сторону в письменной форме за три рабочих дня. В этом случае работник пишет заявление (приложение 7 ).
Обратите внимание: отказ работника от выполнения дополнительной работы является его правом, которое ничем не ограничивается и не может повлечь применение к работнику каких-либо санкций.
Если же инициатором отмены выполнения дополнительной работы является работодатель, то для письменного уведомления работника о прекращении совмещения профессий (должностей) можно использовать специальный документ. С таким уведомлением работник должен быть ознакомлен под роспись. Если документ составить в двух экземплярах, то один экземпляр можно оставить работнику, а на экземпляре, остающемся на хранение у работодателя, попросить работника сделать отметку о том, что он с уведомлением ознакомлен и экземпляр получил (приложение 8 ).
Независимо от того, кто из сторон трудового договора является инициатором отмены выполнения работником дополнительной работы, после соответствующего уведомления стороны оформляют дополнительное соглашение к трудовом договору о прекращении совмещения профессий (должностей приложение 9 ), на основании которого работодатель издает приказ о прекращении совмещения (приложение 10 ). С приказом работник должен быть ознакомлен под роспись.
В тех же случаях, когда в дополнительном соглашении об установлении совмещения была указана конкретная дата окончания выполнения дополнительной работы, приказ об отмене (прекращении) выполнения дополнительной работы издавать необязательно.
Приложение 1
Пример оформления трудового договора с условием о совмещении должностей
Что такое внутреннее совместительство и как его правильно оформить?
Содержание статьи
Когда работник предприятия выполняет не только положенный ему по должностному окладу объем работ, но еще и что-то сверху – он является совместителем. Конечно же, для того, чтобы считаться совместителем, необходим ряд условий: работа должна быть регулярной и оплачиваемой, должна выполняться в свободное от основной работы время, и должен быть заключен трудовой договор о совместительстве.
Совместительство может быть внутренним, а может быть внешним.
Совместительство внутреннее и внешнее – в чем разница
Если работник, например, на заводе с пяти утра до часу дня работает дворником, а с трех часов дня до семи вечера работает сторожем в детском саду, он является внешним совместителем. Если же работник с трех часов дня до семи вечера сторожит тот же завод, который с утра подметал, он является внутренним совместителем .
То есть внутреннее совместительство – это совместительство должностей на одном предприятии, а внешнее – на разных.
Особенности внутреннего совместительства
Работа по внутреннему совместительству регулируется теми же статьями трудового кодекса, что и работа по внешнему совместительству (60.1, 282-288, 329). Если коротко, закон гласит, что человек имеет право в свободное от работы время выполнять любую другую работу (оформленную официально), поэтому совместитель может выполнять столько дополнительных работ, сколько в состоянии физически выполнить за рабочую неделю.
Возможно даже внутреннее совместительство по одной должности. Например, если в учебном заведении преподаватель в основное рабочее время читает один предмет, а в свободное другой (при этом само собой разумеется, что в свое основное рабочее время он этого сделать не сможет), он будет считаться внутренним совместителем и работать при этом будет по одной должности два раза.
Важно помнить о том, что внутренне совместительство чаще всего происходит по инициативе работника: он узнает о вакансии и пишет соответствующее заявление. Работодатели охотно идут на оформление внутреннего совместительства, поскольку проще сотрудничать с кем-то уже знакомым, чем привлекать человека со стороны.
Кто не может быть совместителем
Внешнее и внутреннее совместительство согласно ТК РФ не может применяется в отношении определенной категории граждан, а именно:
несовершеннолетних
судей, адвокатов, работников внешней разведки, охранных служб и федеральной фельдъегерской связи
государственных служащих
муниципальных служащих
руководителей организаций и членов Правительства.
Также под запретом совместительство работы на вредных и тяжелых условиях, если по основному месту работы условия такие же. Это же правило действует в отношении работников, управляющих каким-либо транспортом или движением транспортных средств.
Как оформляется внутреннее совместительство?
Внутреннее совмещение
Работник должен написать заявление на совместительство и издать приказ о внутреннем совместительстве или можно просто издать приказ На период вакансии секретаря обязанности возложить на инспектора ОК с доплатой 50%? На совмещение. Не совместительство, а на совмещение.
alba писал(а):
ой, да, совмещение. т.е. заявление с работника не нужно. Просто к основному приказу на инспектора делаем еще один такой же приказ на совмещение? А в ДС как прописать? . заключили доп. соглашении о нижеследующем: 1. на работника возлагаются обязаности секретаря с окладом. руб 00 коп. ? или как правильно? СОГЛАШЕНИЕ
о совмещении должностей
г. Москва 10 октября 2012 г.
Общество с ограниченной ответственностью ТоргКомплект, именуемое в дальнейшем Работодатель, в лице генерального директора Давыденко Николая Сергеевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Головачева Марина Станиславовна, именуемая в дальнейшем Работник, с другой стороны, а вместе именуемые Стороны, в соответствии со ст. ст. 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации заключили настоящее соглашение о совмещении должностей (далее - Соглашение) о нижеследующем:
1. В течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с основной работой, определенной трудовым договором от 01 февраля 2012 г. N 15/2012, Работник в период с 10 октября 2012 г. до даты приема или перевода работника на должность специалиста по кадрам, для которого данная работа будет являться основной, обязуется выполнять дополнительную работу в порядке совмещения должностей по должности специалиста по кадрам в объеме, определенном должностной инструкцией по указанной должности.
2. За выполнение дополнительной работы по должности специалиста по кадрам Работнику устанавливается ежемесячная доплата в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.
3. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а Работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую Сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня
4. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до даты приема или перевода работника на должность специалиста по кадрам, для которого данная работа будет являться основной.
5. Настоящее Соглашение прекращает свое действие в случае досрочной отмены Работодателем поручения о выполнении дополнительной работы в порядке совмещения должностей или досрочного отказа Работника от выполнения указанной дополнительной работы. Настоящее Соглашение также прекращает свое действие в случае прекращения трудового договора от 01 февраля 2012 г. N 15/2012.
6. Настоящее Соглашение составлено в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, один из которых хранится у Работодателя, другой находится у Работника.