Унифицированные формы первичных документов по учету результатов инвентаризации
Унифицированные формы первичных документов по учету результатов инвентаризации
Первичные документы по учету результатов инвентаризации применяются для проверки полноты и достоверности бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества и финансовых активов предприятия. На основании этих документов инвентаризационная комиссия устанавливает, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактической стоимости имущества.
Основными нормативными актами, регулирующими порядок проведения инвентаризации. являются:
Закон о бухгалтерском учете;
Положение по ведению бухгалтерского учета;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 ( далее - Методические рекомендации по инвентаризации).
В соответствии с этими документами, а также Постановлением N 835 для оформления первичных документов, составляемых в ходе инвентаризации, необходимо использовать типовые межведомственные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России.
Постановлением N 88 для документирования результатов инвентаризации введены следующие формы:
N ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств»;
N ИНВ-1а «Инвентаризационная опись нематериальных активов»;
N ИНВ-2 «Инвентаризационный ярлык»;
N ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»;
N ИНВ-4 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных»;
N ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение»;
N ИНВ-6 «Акт инвентаризации расчетов за товарно-материальные ценности, находящиеся в пути»;
N ИНВ-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них»;
N ИНВ-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах ( узлах), оборудовании, приборах и других изделиях»;
N ИНВ-9 «Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них»;
N ИНВ-10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств»;
N ИНВ-11 «Акт инвентаризации расходов будущих периодов»;
N ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»;
N ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности»;
N ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»;
Приложение к форме N ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»;
N ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов»;
N ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей»;
N ИНВ-22 «Приказ ( постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации»;
N ИНВ-23 «Журнал учета контроля за выполнением приказов ( постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации»;
N ИНВ-24 «Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей»;
N ИНВ-25 «Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации»;
N ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией».
С 1 января 2001 года унифицированная форма N ИНВ-26 несколько видоизменена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. N 26.
Формы N ИНВ-1-ИНВ-19 являются необходимыми первичными документами. На их основании осуществляется отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Порядок и особенности заполнения каждой из этих форм мы подробно рассмотрим далее. Формы N ИНВ-22-ИНВ-26 применяются для надлежащей организации самого процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения. Они достаточно просты в оформлении, поэтому мы не будем описывать каждую из них подробно.
В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации инвентаризация проводится в несколько этапов. На каждом этапе составляются соответствующие первичные документы. При этом сначала издается приказ о проведении инвентаризации ( форма N ИНВ-22), который регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации ( форма N ИНВ-23). Затем заполняются инвентаризационные описи или акты, в которые заносятся сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств ( формы N ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-2, ИНВ-3 и т.д.). Следующим этапом в ходе инвентаризации является сравнение результатов, выявленных при проверке, с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета. При этом для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей составляются сличительные ведомости ( формы N ИНВ-18, ИНВ-19). Для оформления результатов инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств, расходов будущих периодов, наличия денежных средств, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности могут использоваться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей ( актов) и сличительных ведомостей ( формы N ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16). По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения. Результаты таких проверок оформляются актом ( форма N ИНВ-24) и регистрируются в журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации ( форма N ИНВ-25). На последнем этапе результаты инвентаризаций, проведенных в отчетном году, обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией ( форма N ИНВ-26).
Проведение инвентаризации в программе 1С Бухгалтерия
Любое предприятие, исходя из нормативных документов по бухгалтерскому учету, обязано проводить инвентаризацию. Инвентаризация обязательно проводится перед тем как составить годовую бухгалтерскую отчетность, чрезвычайных ситуациях, если увольняется материально-ответственное лицо, при выявлении фактов хищения.
Проведение инвентаризации и отражение ее результатов очень удобно реализуется в программе в 1С Бухгалтерия.
Для добавления новой инвентаризационной ведомости заходим в меню «Склад» (верхнее или нижнее) и выбираем документ 1С Бухгалтерия «Инвентаризация товаров на складе». Затем в открывшемся журнале добавляем нужный документ при помощи кнопки «Добавить». О различиях данной кнопки в разных версиях 1С Бухгалтерия говорится в моей статье «Заполнение авансового отчета в 1С Бухгалтерия» .
В открывшемся документе выбираем склад и затем нажимаем кнопку «Заполнить – Заполнить по остаткам на складе». Все имеющиеся на данном складе материалы или товары добавятся в документ автоматически.
Если данные инвентаризации совпадают с данными учета в 1С Бухгалтерия, документ записывается и распечатывается. По этому документу можно сформировать три унифицированные печатные формы:
ИНВ-3 Инвентаризационная опись товаров ИНВ-19 Сличительная ведомость ИНВ-22 Приказ (унифицированная форма приказа о проведении инвентаризации).
Если в результате инвентаризации были выявлены отклонения (излишки или недостачи), то в документе они заполняются вручную в графу «Количество»
На основании документа «Инвентаризация товаров на складе» в 1С Бухгалтерия можно заполнить документы на оприходование излишков и списание недостач.
Для этого в журнале «Инвентаризации товаров на складах» или в открытом документе нажимаем на кнопку «Действия». В открывшемся списке нужно выбрать пункт «На основании» и выбрать документ «Оприходование товаров» (если в результате инвентаризации были выявлены излишки) или «Списание товаров» (если были выявлены недостачи).
При формировании документа «Оприходование товаров» в 1С Бухгалтерия не забудьте указать статью доходов. Можно выбрать «Прочие внереализационные доходы (расходы)». Все остальные пункты будут заполнены автоматически.
При заполнении документа «Списание товаров» в 1С Бухгалтерия, после нажатия кнопки Добавить выбираем пункт «Товары, продукция». Документ будет заполнен автоматически.
Благодаря программе 1С Бухгалтерия документальное оформление инвентаризации и ее результатов становиться достаточно легким процессов. Потому что все, что нужно знать: какой из документов выбрать и на какие кнопки нажимать. Про проведение инвентаризации в программе 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите здесь .
ПРИКАЗ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ) О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ. ФОРМА no. ИНВ-22