Приказ 15 «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени ивремени отдыха водителей автомобилей
Приказ Минтранса России от 20.08.04№ 15
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря2001 г. № 197-ФЗ 'Трудовой кодекс Российской Федерации"(Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I ), ст. 3) приказываю: УтвердитьПоложение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителейавтомобилей согласно приложению.
Министр
И.ЛЕВИТИН
Приложение
к приказу Минтранса России
от 20.08.04 №15
Положениеоб особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времениотдыха водителей автомобилей (далее - Положение) разработано в соответствии со статьей329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ "Трудовой кодексРоссийской Федерации"* (далее -Трудовой кодекс Российской Федерации).
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочеговремени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых намеждународных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад привахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору наавтомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерацииорганизациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам,осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации(далее - водители).
*Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. I ), ст. 3.
Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренныеПоложением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливаетособенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мненияпредставительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективнымдоговором, соглашениями, - по согласованию с представительным органом работников.
3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха,предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиковработы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всехвидах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателемдля всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным илисуммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей непозднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы(сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительностьежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, времяежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности)утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
5. Намеждугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которыхводитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневнойработы не может вернуться к постоянному месту работы, работодательустанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля сучетом норм Положения.
II. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ
6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовыеобязанности в соответствии с условиями трудового договора, правиламивнутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
7 .Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей неделис двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены)не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочейнедели с одним выходным днем - 7 часов.
8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не можетбыть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельнаяпродолжительность рабочего бремени, водителям устанавливается суммированныйучет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осеннийпериод и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ,учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должнапревышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем сучетом мнения представительного органа работников.
9 .При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы(смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев,предусмотренных пунктами 10,11,12 Положения.
10. Вслучае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимодать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительностьежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматриваетсяпродолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этомавтомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
11 .При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярныхгородских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневнойработы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию спредставительным органом работников.
12. Водителям, осуществляющим перевозки для учрежденийздравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной ипочтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные,внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дорогиобщего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки наслужебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной властии органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительностьежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общаяпродолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы(смены) не превышает 9 часов.
13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских,пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий деньможет быть разделен на две части. Разделение производится работодателем наосновании локального нормативного акта* принятого с учетом мненияпредставительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позжечем через 4 часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должнабыть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общаяпродолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышатьпродолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7. 9. 10 и 11 настоящего Положения.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местедислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном дляотдыха водителей.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время невключается.
14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), атакже водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым нагеологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевыхусловиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимаетсяработодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы(сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя изнормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыхапредоставляются на общих основаниях.
15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем впути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ передвыездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородныхперевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки)перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом налинию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местахпосадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работына линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, нетребующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ вполевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных ипромежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, еслитакие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным сводителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляетавтомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации.
16. Время управления автомобилем (подпункт "а"пункта 15 Положения) в течениепериода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключениемслучаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горнойместности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метраи при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не можетпревышать 8 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управленияавтомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительностьуправления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
18. При суммированном учете рабочего времени для водителейавтобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирскихмаршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем.При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за двенедели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверхнормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не можетпревышать 90 часов.
19. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывногоуправления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыхаот управления автомобилем в пути (подпункт"б"пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшемперерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадаетсо временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременногоотдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени надвижение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).
20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ,включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт "в"пункта 15 Положения), ипродолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт "г"пункта 15Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительногооргана работников организации.
21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт "з"пункта 15 Положения)засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов.Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемоговодителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мненияпредставительного органа работников организации.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумяводителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее времятолько одному водителю.
22. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он неуправляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей (подпункт "и"пункта 15Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов.Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя,когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей,засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мненияпредставительного органа работников организации.
23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке,предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа втечение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второйстатьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителячетырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
III. ВРЕМЯ ОТДЫХА
24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питанияпродолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневнойработы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва дляотдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и егоконкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов)устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органаработников или по соглашению между работником и работодателем.
25 .Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерывадля отдыха
и питания должна быть не менее двойной продолжительности времениработы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительностьежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочеговремени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборотаили в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности временипредшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - неменее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыханепосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственнопредшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным)отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.
27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни(еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни неделисогласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущеммесяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
28. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочеговремени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но неменее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительностьеженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
29. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленныйдля него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия пописьменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменногосогласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мненияпредставительного органа работников.
30. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается вслучаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации.При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни,установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включаетсяв норму рабочего времени учетного периода.
Организациям, реализующим программы профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий
Письмо министерства образования и науки Астраханской области руководителям организаций, осуществляющих подготовку водителей автомототранспортных средств [PDF ]
Письмо Минобрнауки Росси от 11.09. № АК-2925/06 «О реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств» [PDF ]
Приказ Минобрнауки России от 26 декабря г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» [PDF ]
Письмо Минобрнауки России «Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств» [PDF ]
Письмо Минобра РФ от 05.08. № АК-2202/06 «О направлении методических рекомендаций по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя». [PDF ]
Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя [PDF ]
Рекомендации по порядку организации работы подразделений Госавтоинспекции по согласованию программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваем и троллейбусов и выдаче заключений о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. [PDF ]
Разъяснения по вопросам согласования рабочих программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий [DOC ]
Профессионально-общественные рекомендации для приведения образовательной деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства [PDF ]
Комментарий к программе профессионального обучения водителей [DOC ]
Форма заявления в Госавтоинспекцию [DOC ]
АКТ обследования учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам подготовки водителей автомототранспортных средств соответствующих категорий, подкатегорий на соответствие установленным требованиям [DOC ]
Форма заявления о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности [DOC ]
Опись документов представленных в министерство образования и науки Астраханской области для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с приведением образовательной деятельности лицензиата в соответствие с Федеральным законом от 29.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [DOC ]
Разъяснения о подготовке отчета о результатах самообследования [DOC ]
Письмо ГИБДД МВД России от 22.08. № 13/4-5306 «О порядке регистрации учебных групп для сдачи экзаменов в ГИБДД»[DOC ]
Открытое министерство
Общественное обсуждение
Антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов
Проект приказа Минздрава России от 15 апреля г. "Об утверждении Перечня производственных факторов, Перечня отдельных видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на отдельных видах работ, тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"
Проект приказа Минздрава России от 15 апреля г. "Об утверждении Перечня производственных факторов, Перечня отдельных видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на отдельных видах работ, тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"
Материал опубликован 15 января в 13:20.
В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 24 и 46 Федерального закона от 21 ноября г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(Собрание законодательства Российской Федерации № 48, ст. 6724), статьей 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"п р и к а з ы в а ю:
1. Признать утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах с вредными и (или) опасными условиями труда»(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября г. рег. № 22111)
2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».
3. Утвердить Перечень производственных факторов согласно приложению N 1;
4. Утвердить Перечень тяжелых и отдельных видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2;
5. Утвердить Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а так же на отдельных видах работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, согласно приложению № 3;
График работы водителей: время следования, отдых и медосмотры
Компаниям, в которых трудятся водители, необходимо пересмотреть график работы и отдыха водителей. Дело в том, что чиновники Минтранса России скорректировали ряд требований в отношении их труда, выпустив приказ от 24.12. № 484 (далее - приказ № 484). Этот документ вступил в действие 5 июля года и внес изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее - Положение).
Выполнять нормы данного Положения должны все работодатели независимо от формы собственности, если заключают с водителями трудовые договоры. Исключение - водители, осуществляющие международные перевозки или работающие в составе вахтовых бригад. Поэтому если в вашей компании есть обычные штатные водители, вы должны принять во внимание требования нового приказа Минтранса. И при необходимости скорректировать график работы водителей.
Время следования от работы до места проведения медосмотра и обратно включается в рабочее время
К рабочему времени водителей относят не только время, в течение которого он исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды (ст. 91 ТК РФ ). Так, с 5 июля года в рабочее время водителей входит время следования водителя от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно. Соответственно за это время водителю надо выплачивать зарплату.
В пункте 15 Положения указаны все периоды, которые включаются в рабочее время. В частности, это:
- время управления автомобилем;
- время проведения медицинского осмотра (независимо от вида медицинского осмотра) водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем, и др.
Включать в рабочее время перечисленные периоды можно не в полном объеме. Например, время охраны груза и автомобиля засчитывается в рабочее время в размере не менее 30%. А вот время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух водителей), - в размере не менее 50% (п. 21 и 22 Положения).
Время управления автомобилем по-прежнему не может превышать 8 часов в день. Если же установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность смены не может быть больше 10 часов, но не более двух раз в неделю (п. 7. 9 и 17 Положения).
Водителям предоставляется отдых минимум 30 минут
Перерыв для отдыха и питания обязательно нужно предоставлять водителям в середине рабочей смены, при этом продолжительность такого перерыва не должна превышать двух часов. Это правило закреплено в пункте 24 Положения. Но в то же время данный перерыв не должен быть и короче 30 минут. Обратите внимание: ранее минимум для отдыха установлен не был, существовал лишь верхний предел. Теперь же в середине смены водитель должен отдохнуть не меньше 30 минут. То есть время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются работодателем с учетом указанных ограничений.
Изменились требования и к отдыху во время междугородных перевозок. Теперь после первых четырех (ранее - трех) часов непрерывного управления автомобилем в пути водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха. Продолжительность его должна составлять не менее 15 минут. В дальнейшем подобные перерывы предусматриваются через каждые два часа (п. 19 Положения ).
Еще одно изменение. По новым правилам при междугородных перевозках, если рейс длится более 12 часов, в него можно направлять более двух водителей. Раньше позволялось отправлять только двух водителей. В этом случае по-прежнему время присутствия на рабочем месте водителя, не управляющего автомобилем, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50% и оплачивается.
В графике работы водителей учитываются нормы Трудового кодекса и Положение Минтранса
В График работы водителей включается рабочее время и время отдыха штатных водителей. График работы водителей оформляют как приложение к локальному нормативному акту (коллективному договору, правилам внутреннего трудового распорядка) либо утверждают как отдельный документ приказом руководителя организации. График работы водителей составляют ежемесячно на каждый день (смену) и доводят до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения его в действие (ст. 91 и ч. 4 ст. 103 ТК РФ). В нем указывают:
- время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены);
- время перерывов для отдыха и питания;
- время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
При оформлении графика работы водителей имейте в виду, что:
- рабочая неделя не может превышать 40 часов (ст. 91 ТК РФ и п. 7 Положения );
- все предпраздничные дни указывайте в графике короче на один час (ст. 95 ТК РФ ).
При любом изменении графика работы водителей нужно учитывать указанные выше ограничения. График является обязательным документом для сторон трудового договора, поэтому вы не вправе привлекать сотрудника для работы вне графика, за исключением некоторых случаев привлечения к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ ).
185 регламент ГИБДД, его плюсы и минусы для водителей
С целью совершенствования деятельности подразделений ГИБДД, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением установленных правил участниками дорожного движения был издан административный 185 регламент ГИБДД. Данный документ призван обозначить права и обязанности сотрудника ГИБДД и его регламентированное поведение с водителями и пешеходами.
Ранее контролировал работу ГИБДД документ «Наставления по работе ДПС». По сути новый 185 регламент ГИБДД можно считать «работой над ошибками», однако стоит учитывать, что этот документ стал полноценным нормативным актом подробно регламентирующим работу сотрудников ДПС. Конечно «недостатки» в новом 185 регламенте ГИБДД присутствуют, но и прогресс очевиден, что не может не радовать, появилось несколько очевидных положительных моментов и для водителей.
Прошлое «наставление» и настоящий 185 регламент ГИБДД
185 приказ ГИБДД содержит основу прошлого «наставления», но конструктивные изменения имеются. Особенно в ведомственном документе № 185 четко обозначены детали поведения инспектора при телефонном и личном общении с водителем или пешеходом при составлении процессуального документа.
Коротко о главном с учетом современных реалий:
1. Консультация для граждан. Обозначены четкие требования по оформлению информационных стендов и сайтов, должна быть представлена исчерпывающая информация о нормативных актах, контактных данных, порядок для получения консультаций и информация, конкретизирующая порядок по обжалованию действий. Отдельное внимание в 185 регламенте ГИБДД уделено телефонному общению: сотрудник должен представиться (как и вы), обозначить наименование органа и в силу своей компетенции ответить на заданный вопрос или переадресовать его более сведущему коллеге.
2. Взаимодействие с участником дорожного движения. Здесь 185 регламент ГИБДД внес не мало изменений:
- сотрудник обращается к вам на «Вы» - не обязан отдавать честь - конкретизировано в 185 регламенте ГИБДД, в отличии от «наставления», формальное поведение сотрудника ДПС: излагать требования в понятной и убедительной форме, проявлять спокойствие, выдержку, быть объективным и тактичным. - теперь сотрудник для особо нервных водителей должен предоставить время, чтобы они могли успокоиться. - при неповиновении нарушителя законному распоряжению сотрудника его могут привлечь к административной ответственности. - предъявленное удостоверение не являются ограничителем для полномочий сотрудников ДПС. Актуальный вопрос - как эта норма воплощается в реальности?
3. Разрешено использование видео- и звукозаписывающей аппаратуры обеим сторонам, за исключением случаев предусмотренных законом.
4. Передача материального вознаграждения, денег или документов - в этом пункте в 185 приказе ГИБДД ничего нового не добавилось.
5. Проведение административных процедур это исполнение государственных функций. С введением нового 185 регламента ГИБДД любое законное действие сотрудника ДПС это и есть административная процедура. Таким образом, при исполнении сотрудник должен иметь служебное удостоверение, быть облаченным в служебную форму и иметь нагрудный знак. Действия сотрудников не должны быть направлены на «потянуть время» и оформление документов осуществляется на месте.
6. Контроль за движением. 185 регламент ГИБДД определяет обязанности ДПС по наблюдению за проезжей частью с использованием технических средств: средств контроля за скоростным режимом, видеонаблюдения и других подобных устройств. Появился новый пункт - осуществление контроля за движением в скрытой форме, это значит что сотрудники, ведущие видео- и фото съемку могут разместиться на автомобиле в местах, где видимость ограничена рельефом местности, поворотами и дорожным оснащением. Помимо этого разрешается оборудовать автомобиль средствами, ведущими запись в автоматическом режиме с открытым багажником. Уточняется: сотрудники ДПС передвигаясь на машине, не имеющей цветографической схемы, не могут составлять протокол об административном правонарушении.
7. 185 регламент ГИБДД запрещает сотрудникам останавливать транспорт, где знаком запрещена остановка, но при этом имеются исключения.
8. Сотрудник может предложить водителю покинуть свое авто только:
- для устранения технической неисправности
- если у водителя есть признаки опьянения
- для проведения досмотра и личного осмотра.
9. 185 регламент ГИБДД четко определяет причину остановки транспортного средства, поэтому водителям рекомендуется изучить и знать все возможные причины остановки сотрудником ДПС.
Административный регламент ГИБДД действует, а имеются ли очевидные плюсы для водителя от того что сейчас действия сотрудников ДПС регламентируются нормативным актом? Имеются!
Плюсы для водителя, которые дает 185 регламент ГИБДД
Четкое знание регламента позволит не тратить лишние «нервы» для общения с сотрудником ДПС.
Предоставление полной информации по телефону на ваш вопрос сократит время на поиски ответа через посещение приемных.
Нет необходимости каждый раз усаживаться в автомобиль сотрудников ДПС, а значит, минимален риск «что предложат все решить мирным путем».
Четко указаны моменты, позволяющие провести досмотр вашего автомобиля.
При назревании конфликта водитель может позвонить по телефону, который обязан дать инспектор его руководству.
Задержали транспортное средство за городом? Теперь сотрудники ДПС должны содействовать в проезде водителя и пассажиров до ближайшего населенного пункта.
При выявлении поддельных документов самостоятельно инспектор не может составить протокол.
Разрешено ведение аудио- и видеозаписи, что позволяет водителю лучше себя защитить.
После освидетельствования на опьянение, в случае отрицательного результата инспектор обязан подвезти водителя до его авто.
Автомобилю угрожает эвакуация за нарушение только в ваше отсутствие! Если вы успели вернуться к нему до того момента, когда эвакуатор начал движение, инспектор ДПС обязан вернуть вам транспортное средство.
Если сотрудник ГИБДД обнаружил на вашем авто видимые неисправности, то он вправе провести его полный технический осмотр, что позволяет действительно увеличить безопасность на дорогах, как самого хозяина транспортного средства, так и других водителей.
185 регламент ГИБДД теперь запрещает сотруднику ДПС отстранять водителя от управления транспортным средством и снимать государственные регистрационные знаки, если не составлен протокол об административном правонарушении.
185 регламент ГИБДД имеет и свои минусы для водителя
Агрессивное поведение может «сыграть против» водителя, если использовано звуко- или видеозаписывающие устройство.
Разрешено «наблюдение из-за кустов» - наличие новых штрафных санкций.
По 185 регламенту ГИБДД разрешено использовать радары, алкотесторы.
Освидетельствование на алкогольное опьянение проводится непосредственно на месте.
Инспектор ГИБДД вправе составить административный протокол, если им будут выявлены технические неисправности авто, но допустимый уровень этих технических неисправностей нигде не регламентирован и этим опытные водители всегда могут воспользоваться.
185 регламент ГИБДД разрешает инспекторам ДПС по прямому приказу начальства в рамках проводимых спецопераций тормозить любой автомобиль и проверять его техническое состояние на соответствие установленным нормам (тонировка, чистота выхлопа и т.п.).
При небольших неисправностях транспортного средства (например, не горит одна из фар) инспектор ГИБДД вправе предложить водителю прекратить дальнейшее движение, хотя правила ПДД допускают движение авто до места ремонта или станции техобслуживания.
Вывод: знание и соблюдение 185 регламента ГИБДД, своих прав, правил дорожного движения помогают водителям и сотрудникам ДПС корректно выстраивать отношения при общении друг с другом. Наличие неточных формулировок данного регламента можно трактовать в свою пользу, как водителю, так инспектору.
В случае спорных ситуаций водитель может позвонить в дежурную часть или использовать телефон доверия ГИБДД соответствующего региона.
Никогда не помешает лишний раз прочитать правила дорожного движения и пройти тест на знание ПДД (например, здесь ).
На официальном сайте ГИБДД очень много полезной информации и онлайн-сервисов - http://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/oficialnyj-sajt-gibdd.html
С момента вступления в действие 185 регламента ГИБДД прошло уже достаточно времени и практика показывает, что данный административный регламент внес много положительных моментов: