Суббота, 21.12.2024, 20:46
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [98]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [146]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [44]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Сопровождение бизнеса

Как делать бизнес план образец
как делать бизнес план образец

Как сделать бизнес план?

Успешное ведение бизнеса зависит во многом от качественного бизнес-плана. Составление такого документа поможет начинающему бизнесмену определить, стоит ли вкладывать средства в бизнес, какие финансовые вложения потребуются на начальном этапе.

Что нужно для создания качественного бизнес-плана

Само понятие бизнес-план уже звучит пугающе для начинающих предпринимателей. Написать его не просто, но и не настолько сложно, как это может показаться изначально. Конечно, для работы над документом планирования собственного бизнеса придется потратить немало времени. Но все это время окупиться успешной организацией бизнеса и получением необходимого уровня доходности от предпринимательской деятельности.

Интересно, что образец, как правильно сделать бизнес-план, не определен. Документ может включать разные разделы. Хотя, все же существуют определенные нормы и рекомендации, которых желательно придерживаться. Особенно это важно для предпринимателей, планирующих привлекать инвестиции.

Создать бизнес-план обычно берутся экономисты. Но и человек любой другой профессии, который планирует организовать собственное дело и прекрасно понимает особенности и принципы ведения бизнеса, вполне может самостоятельно просчитать все необходимые моменты и представить качественный, успешный бизнес-план.

Основные разделы бизнес-плана

Для того чтобы иметь представление о структуре бизнес-плана, не помешает рассмотреть его основные разделы.

Это поможет понять, как сделать бизнес план для малого бизнеса.

  1. Резюме – раздел, в котором четко определены цели, имеется краткое содержание документа и сделаны некоторые выводы.
  2. Задачи и цели – описание соответственно задач и целей автора проекта. Описание обязательно должно быть подробным и без лишних отступлений от темы.
  3. О компании – важно тщательно описать компанию, рассказать о работе отделов, взаимодействии их. Неважно, что компании пока не существует. Это описание позволит потом быстро воплотить идеи в жизнь.
  4. Финансовое планирование – раздел, которому уделяют основное внимание, ведь именно здесь точно подсчитаны расходы на старт деятельности, будущие доходы, отмечена вероятность непредвиденных поступлений и трат. На основании финансового плана можно подсчитать сразу целесообразность вложения средств и сроки окупаемости бизнеса. Хороший пример, как сделать бизнес-план магазина с нуля это тот, который имеет развернутый финансовый план.
  5. Маркетинговый план поможет определить место продукта на рынке, целевую аудиторию, конкурентоспособность, преимущества и недостатки товара или услуги.
  6. Производственный план описывает процессы производства, если таковые предусмотрены предпринимателем.
  7. План организационный заранее позволит уточнить, кто в компании чем будет заниматься. Не помешает сразу установить внутренний распорядок компании, схему оплаты и премиальные
  8. План работы с персоналом, в котором описана работа с сотрудниками, повышение квалификации, обучение.

Кому доверить написание бизнес-плана

Сделать хороший бизнес-план это задача не из простых. Поэтому, если нет уверенности в собственных силах и знаниях, лучше заплатить квалифицированному специалисту, который поможет составить эффективный бизнес-план. Сколько стоит сделать бизнес план зависит от особенностей нового бизнеса, расценок исполнителя, сложности и объема работы. Но в любом случае, лучше заплатить за качественную работу, чем потом иметь сложности при открытии собственного дела в связи с непродуманным и неэффективным планированием.

Сохраните статью в социальные сети:

Бизнес-портал Пути успеха

Бизнес-планы составляют как для внутренних, так и для внешних пользователей.

Так, их основное целевое назначение в том, чтобы собственник и организатор проекта смог оценить возможность практического применения бизнес-идеи и уровень рентабельности от реализации проекта, а также в том, чтобы банк после оценки бизнес-плана определил эффективность планируемого предпринимателем (организацией) бизнеса и выдал необходимый для реализации проекта кредит.

- организационно-правовая форма ведения деятельности

- форма собственности (государственная, муниципальная, частная, общая совместная, долевая)

- уставный капитал (для организаций)

- среднесписочная численность (определяется по правилам, установленным Росстатом)

- годовой оборот (учитывается последний год)

- почтовый адрес фактического места ведения деятельности, телефон

- банковские реквизиты (включая, рублёвые, валютные, депозитные счета)

- фамилия, имя, отчество, характеристики руководителя проекта (возраст, квалификация и т. д.).

3. Резюме (вводная часть).

- основные положения проекта

- планируемая деятельность

- задачи на период до 3-х лет

- задачи на период 5 – 7 лет

- причина принятия решения по организации данного вида коммерческой деятельности

- указание имеющихся партнёров (по снабжению и сбыту)

Как сделать бизнес-план

Многие дерзкие замыслы не удалось воплотить в жизнь

из-за слишком робкого их исполнения. 

Люк де Клапье Вовенарг

«Ни одна армия не может противостоять силе идеи,

время которой пришло». 

Виктор Мари Гюго

Написание бизнес-плана - дело не простое, но и не такое бесконечное, как может показаться вначале. Плюсы от его наличия с лихвой окупают время и силы, затраченные на его создание, внесение промежуточных корректив и окончательную доработку. Важно только отнестись к написанию предельно внимательно. Бизнес-план позволяет заранее продумать будущие действия по реализации Вашего проекта. И, несмотря на то, что в данном материале для Вашего удобства процесс создания бизнес-плана рассматривается максимально подробно, особенность любого бизнес-плана как раз в его внешней простоте! Как этой простоты добиться Вы частично узнаете, прочитав далее «Первые разделы бизнес-плана». Если охарактеризовать бизнес-план совсем просто, то по сути это ответы на три главных вопроса: что я хочу, как это сделать, что именно для этого требуется. При этом ни один предприниматель хотя бы раз попробовавший сделать бизнес-план, не скажет Вам, что это просто. Ведь бизнес-план завязан на нашу с Вами реальную жизнь, полную сложностей и сюрпризов, порой совершенно непредсказуемых.

При этом, создавая бизнес-план, важно трезво оценивать свои ресурсы, потребности рынка и прогнозируемый спрос на Ваше предложение. Описывая прибыль и необходимые средства для достижения Ваших целей, лучше поделить радужность своих ожиданий «на два», чем представить всё слишком оптимистично! Будьте перед собой предельно откровенны: продумайте и укажите слабые места и риски проекта. То есть закладывайте, например, стоимость возможной аренды офиса существенно выше нынешней, а размер пошлины на ввоз товаров из-за рубежа увеличьте не менее чем на 10-20% от сегодняшнего.

Но прежде чем перейти непосредственно к процессу создания бизнес-плана, настоятельно рекомендуем ознакомиться с 11 наиболее «любимыми» ошибками начинающих предпринимателей при написании бизнес-плана.

Первые разделы бизнес-плана

Сразу подчеркнём, что первые два раздела – «Резюме» (основная выжимка) и «Главная идея проекта» – это, по сути, самая важная часть бизнес-плана! Обусловлено это тем, что Ваши потенциальные инвесторы и партнеры именно эти две части читают в первую очередь. Резюме, если оно написано грамотно, чётко и доступно, дает возможность сразу понять основную цель создаваемого проекта, а в случае интереса перейти к более подробному изучению других разделов Вашего бизнес-плана.

При этом важно отметить, что раздел «Резюме» составляется в самую последнюю очередь и включает в себя сжатое изложение цели, задач и основных показателей проекта.

Список основных параметров:

·         Оказанием каких услуг (производством и реализацией какого товара) будет заниматься ваш проект?

·         Кто целевая аудитория проекта – будущие Клиенты?

·         Какой потребуется объем финансирования для реализации проекта?

·         Каковы источники финансирования проекта?

·         Каким будет объем продаж (выручка от реализации) за первый год работы?

·         Размер суммы всех затрат, необходимых для реализации проекта?

·         Какова организационно-правовая форма проекта?

·         Сколько будет привлечено сотрудников?

·         Основные показатели проекта: общая прибыль (доход) за определённый период, величина денежных средств в конце первого года работы, рентабельность.

Удобство наличия вышеобозначенных разделов также обусловлена тем, что даёт Вам возможность рассылать своим партнерам и инвесторам ещё на предварительной стадии переговоров не весь бизнес-план целиком, а лишь его основную часть, но уже в  виде краткого инвестиционного предложения. Также добавим, что о бъем резюме бизнес-плана для любого проекта не должен быть больше 1 страницы Word.

Раздел маркетинга

Ранее уже обозначалось колоссальное значение маркетинговой подготовки (исследования, прогнозирование, ценообразование и т.п.) бизнес-плана. Теперь подробнее о самой маркетинговой части.

1. Виды товаров и услуг

Здесь необходимо определить для себя и представить в бизнес-плане то уникальное преимущества своей продукции или услуг, которые отвечают желаниям и потребностям покупателей, но пока не удовлетворяются аналогичным товаром или услугами конкурентов. Другими словами, основная задача этого раздела – доказать, что Ваши товары (услуги) имеют ценность для Клиентов и будут пользоваться спросом.

Список основных параметров:

·         Какой именно товар (или услугу) Вы предложите Клиентам?

·         Какие потребности Клиентов будет удовлетворять Ваш товар или услуга?

·         Насколько тщательно разработана Ваша продукция или услуга? Есть ли у Вас патент на эту продукцию или услугу? Имеете ли Вы уже опыт производства и реализации этой продукции или оказания этой услуги?

·         В каких сферах Вашу продукцию или услугу можно использовать?

·         В чем состоит уникальное торговое предложение (УТП) Вашего товара (услуги) с точки зрения потенциального покупателя?

·         Какие характеристики делают Ваш продукт или услугу уникальными?

·         Как Ваши товары или услуги будут доходить до Клиента?

·         Какие недостатки может иметь Ваш товар (услуга), и как Вы будете их преодолевать?

2. Рынок сбыта

Цель данного раздела – показать, как Вы сможете реализовать Ваш товар или услугу, довести их до конечного потребителя.

Естественно, для этого требуется изучить рынок сбыта и выявить Ваших потенциальных покупателей, а также спрогнозировать их спрос на Ваши товары или услуги при Ваших ценах.

Здесь Вам необходимо наглядно показать, что для Вашего товара (услуги) рынок сбыта действительно существует, и что Вам по силам использовать те каналы сбыта, которые он предоставляет.

Скажем сразу, Вам как начинающему бизнесмену, не имеющему опыта прошлых продаж и получения прибылей, будет сложно провести полный анализ рынка и, конечно, придется действовать на основе разумных предположений, личных наблюдений и опыта похожих проектов.

Тем не менее, нужно проанализировать Ваш сегмент рынка, на котором Вы будете продавать свой товар, оказывать Вашу услугу.

Рынок можно сегментировать по:

·         Географическому положению

·         Типу покупателей

·         Типу товаров и услуг.

Источники для изучения рынка можно использовать следующие:

·         Сведения справочного характера в отраслевых и профессиональных СМИ

·         Отчеты в периодической печати

·         Информационные источники, представленные в сети Интернет

·         Личные наблюдения, опыт

·         Опрос будущих Клиентов или даже Ваших конкурентов.

Для того чтобы просчитать примерное количество своих Клиентов и ожидаемый спрос на Ваш товар или услугу, необходимо дать ответы на следующие вопросы:

·         Где (в каком регионе, городе, районе) живут Ваши будущие Клиенты?

·         Кто будущий потребитель Ваших товаров или услуг (возраст, пол, социальное положение, род занятий, уровень доходов и т.д.)

·         По какой цене сейчас покупают аналогичный товар или услугу?

·         Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

3. Конкуренты

Здесь нужно описать и Ваших потенциальных конкурентов.

Анализ слабых и сильных сторон Ваших конкурентов:

·         Какие из компаний-конкурентов работают в Вашем рыночном сегменте?

·         Кто из них реализовывает аналогичные Вашим товары или услуги?

·         Что представляет из себя их продукция или услуги – ее отличительные особенности?

·         Каков уровень цен на товары (услуги) Ваших конкурентов?

·         Каким образом конкуренты находят своих покупателей: реклама, каналы сбыта, другие формы продвижения?

·         Какая из фирм-конкурентов наиболее близко расположена рядом с Вами?

·         Как развивается бизнес у Ваших конкурентов? В чем причины происходящих изменений: наращивания или снижения объемов, расширения или сужения ассортимента, роста или сокращения персонала?

·         Какие Ваши товары (услуги) будут иметь конкурентные преимущества перед другими производителями аналогичных товаров (услуг)?

Также важно понять, что качественный анализ деятельности Ваших конкурентов поможет Вам избежать их неудач и применить в Вашей работе их положительный опыт.

4. Прогнозируемый объём продаж

Изучив рынок сбыта, попробуйте составить прогноз объема продаж своего товара или услуги на первый год работы. Прогноз должен быть составлен с помесячной разбивкой. При этом необходимо учитывать фактор сезонности (если таковой имеется в вашем сегменте рынка), Вашу долю на рынке с учетом конкуренции, Ваши производственные возможности и другие факторы, которые могут иметь существенное значение.

Прогноз продаж следует составить для трех сценариев (пессимистического, оптимистического и реалистического).

5. Маркетинговая поддержка

Ваш план продвижения товаров (услуг) или маркетинговой поддержки должен дать описание программы Ваших действий по доведению товаров (услуг) до покупателей и рассчитать, сколько для этого потребуется финансовых вложений.

Здесь необходимо отразить:

·         Как Клиенты узнают о запуске Вашей продукции или услуги?

·         сколько денег Вы предполагаете выделить на продвижение?

·         как именно Вы будете продавать свой товар или услугу?

5.1. Установление уровня цен

Цена товара или услуги может определяться, исходя из параметров:

·         Цена Ваших конкурентов на аналогичный товар или услугу

·         Цены, определяемые спросом Клиентов на данный товар или услугу

·         Себестоимость продукции или услуги + прибыль

·         Наценка за уникальность качества Ваших товара или услуги

Несколько комментариев. Вышеобозначенный способ ценообразования «себестоимость + целевая прибыль» основывается на определении всех издержек Вашего бизнеса а, следовательно, минимального уровня прибыли для их покрытия, с учетом той нормы прибыли, которую Вы хотите получить на вложенные финансовые средства.

Далее. Анализ цен Ваших конкурентов даёт возможность определить средний уровень цен на товар или услугу. Максимально возможная цена устанавливается на товар (услугу), отличающийся высоким качеством и уникальными достоинствами.

Что касается цены, определяемой спросом, она может колебаться во всем диапазоне: от  минимальных до максимальных значений. В любом случае, надо устанавливать на свои товары или услуги такие цены и так изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка и получить целевую прибыль. Это не так просто. Но жизненно необходимо!

5.2. План сбыта

В этой части нужно описать, как именно Вы намерены продавать товары и услуги (какие способы и каналы их реализации Вы будете использовать):

·         Собственными силами или через посредников

·         Оптом или в розницу

·         По предварительным заказам (по телефону, через сайт и т.д.) или иным способом.

Тут Ваша первейшая задача состоит в том, чтобы максимально облегчить потребителю процесс совершения у Вас покупки.

5.3. План комплекса продвижения

Здесь нужно отразить, как именно Вы собираетесь доводить информацию о Ваших товарах (услугах) до потенциальных покупателей.

Ответьте на следующие вопросы:

·         Собираетесь ли Вы вообще рекламировать свой товар или услугу?

·         Какую конкретно информацию Вы сообщите о Ваших товарах или услугах?

·         Где именно Вы собираетесь размещать информацию о Ваших товарах или услугах?

·         Каков будет объём финансовых вложений, который Вы собираетесь инвестировать в рекламу?

Стоит отметить следующий момент. Общий объём всех подразделов, касающихся комплекса маркетинга обычно не превышает 5-10 страниц.

Объём подразделов принципиально зависит от особенностей Вашего предприятия:

·         Разнообразие видов деятельности

·         Широта ассортимента товаров (услуг)

·         Число конкурентов и т.д.

Совет: чтобы не перегружать эту часть бизнес-плана подробностями и деталями плана маркетинга, их принято переводить в отдельное Приложение. Поэтому рекомендуемый объем маркетингового раздела – всё-таки не более 3 страниц.

В разделе Вашего бизнес-плана, посвящённого маркетингу, рекомендуется представить таблицы с прогнозом продаж и бюджетом маркетинга, снабдив приведенные данные ссылками на источники информации. Также необходимо использовать ту разбивку на периоды (обычно единица измерения – месяц), которая затем будет задействована в разделах, посвященных затратам. В противном случае составить финансовый бюджет проекта и рассчитать его показатели будет весьма проблематично.

Обоснование необходимых средств

Цель данного раздела – доказать, что Ваш проект будет в состоянии производить и реализовывать нужный объём товаров, оказывать требуемое количество услуг в обозначенные сроки, с необходимым качеством и что для обеспечения этого действительно необходимы запрашиваемые средства.

1. Описание производственных мощностей

Отметим, что для бизнес-проектов, реализующих товары, речь идет о торговых площадях и оборудовании (прилавки, стеллажи, кассовые аппараты и т.д.). Для сферы услуг – об офисных помещениях, зоне обслуживания и других основных средствах в зависимости от Вашего вида деятельности.

Здесь важно учитывать следующие параметры:

·         Правильность выбора месторасположения Вашей компании, исходя из близости к покупателям, поставщикам сырья, доступности рабочей силы, транспорта и т.п.

·         Размер производственных мощностей: помещение, оборудование, сырье, энергоносители, то есть:

-          где, у кого и на каких условиях будет закупаться сырье?

-          какова репутация этих поставщиков, и есть ли уже опыт работы с ними?

·         Предполагается ли производственная кооперация, с кем и в какой области?

·         Каким будет режим работы Вашего предприятия?

Описывая вопросы, связанные с помещением, приводится информация о производственных помещениях, их месторасположении и характеристике, а также даются предварительные сведения об условиях аренды. Говоря об оборудовании необходимо показать Ваши потребности в оборудовании в денежном выражении, рассказать о планах его получения.

Важно учитывать, что оборудование, используемое при производстве Ваших товаров или оказании услуг, теряет свою стоимость из-за физического износа и морального старения.

2. Затраты на сырье и материалы

Задача этой части – обосновать финансовые затраты на выпускаемые товары или оказываемые услуги.

Здесь важно отразить следующее:

·         Дать перечень необходимых видов сырья (комплектующих изделий, основных и вспомогательных материалов, запасных частей и т.д.) и нормативы их расхода в расчете на единицу готового товара, оказанной услуги.

·         Охарактеризовать альтернативные варианты выбора возможных поставщиков и выбрать оптимальный вариант, для которого привести данные по условиям поставок (цена, комплект поставки, график и финансовые условия поставок, меры по хранению и складированию).

·         Указать так называемые накладные расходы Вашего проекта.

3. Подбор персонала и оплата труда

Цель этой части – обоснование потребности в персонале для Вашего проекта.

Рекомендуем Вам заранее понять, нужно ли Вам нанимать сотрудников на старте.

В случае если нанимать сотрудников необходимо, то обоснуйте:

·         Потребность в сотрудниках в настоящий момент

·         Степень профессионального опыта, в котором будет нуждаться Ваш проект

·         Где именно Вы сможете найти таких сотрудников

·         Требуемый режим труда работников в Вашем проекте

·         Система оплаты работы людей: повременная, сдельная, твердый оклад, их сочетание и т.п.

·         Необходимость использования системы премий и льгот.

Важно учесть, что индивидуальный предприниматель как таковой своей фиксированной заработной платы не имеет. Связано это с тем, что заработная плата индивидуального предпринимателя – это, по большому счёту, доход от его проекта. А вот заработная плата наемного персонала индивидуального предпринимателя также идет на себестоимость продукции.

Помимо оплаты труда, на себестоимость продукции идут социальные начисления (единый социальный налог) на заработную плату наемного персонала.

4. Сводный календарный план реализации проекта

Основная задача данной части – свести воедино основные мероприятия по созданию Вашего бизнес-проекта.

Объем производственного раздела бизнес-плана для начинающих предпринимателей сильно различается для проектов разной отраслевой принадлежности (для производственных предприятий он больше, а для сферы услуг и торговли меньше). Обычно раздел не превышает 5 страниц.

Здесь нужно дать ответы на вопросы из обязательного перечня: о технологии, способах, сроках и особенностях реализации проекта. Для этих целей нужно отразить данные о производственных мощностях и капитальных затратах, накладных расходах и сводном календарном графике реализации проекта. Лучше всего все таблицы составить, по крайней мере, на первый год с помесячной разбивкой и снабдить пояснениями об источниках информации, а также представить подробную смету расходов.

Смета имеет следующую разбивку по статьям затрат:

·         Сырье и основные материалы

·         Фонд оплаты труда

·         Приобретение вспомогательных расходных материалов

·         Командировки

·         Услуги связи

·         Коммунальные услуги

·         Прочие текущие расходы

·         Оплата услуг сторонних организаций

·         Основные средства и НМА

·         Аренда помещений

И т.д. в зависимости от специфики проекта

Нормативно-правовые нюансы

В этом разделе Вам необходимо предоставить всю информацию, которая касается  правового обеспечения хозяйственной деятельности проекта, а также обосновать выбор его организационно-правовой формы.

Кстати, с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ Вы можете ознакомиться в разделе Библиотека здесь.

1. Организационно-правовая форма Вашего бизнес-проекта

Здесь следует осветить следующие аспекты:

·         Юридический статус, наиболее подходящий для Вашего бизнеса

·         Краткое обоснование Вашего выбора

·         Возможность изменения формы проекта в будущем

·         Разрешения и согласования, необходимые для осуществления Вашей деятельности:

-          лицензия

-          разрешение на торговлю, оказание услуг

-          сертификат соответствия

-          гигиеническое заключение

-          согласования инспекций и т.д.

Кроме того, нужно описать порядок их получения и указать ориентировочный размер затрат.

·         Первоочередные затраты, необходимые для регистрации проекта

·         Описание оформления трудовых отношений в случае, если Вы будете привлекать к совместной деятельности наемный персонал

·         Способ оформления сделок с Вашими поставщиками и Клиентами.

2. Организационный план

В этой части важно описать следующие подробности:

·         Сведения о составе руководства проекта (в том числе распределение обязанностей и степени ответственности)

·         Опыт работы в данной области бизнеса

·         Возможные источники профессиональной поддержки

2.1. Сведения о составе руководства проекта

Здесь есть важные нюансы. Часто можно наблюдать следующую ситуацию. На начальном этапе, глава проекта сосредотачивает в своих руках все управленческие функции:

·         Бухгалтерский учет и ведение финансов

·         Руководство снабжением и сбытом

·         Контроль за ценами и маркетинговой деятельностью и т.д.

Впоследствии, по мере роста компании глава проекта может решить распределить обязанности между другими людьми. Соответственно, надо определить, какие именно специалисты Вам потребуются для успешного ведения дела. Для удобства можно нарисовать схему, где четко прописано, кто и что делает, кто перед кем отчитывается, кто принимает окончательное решение.

2.2. Ваш опыт ведения бизнеса в данной области

Здесь важно отразить Ваш опыт работы именно в той области, в которой Вы планируете развивать свой бизнес-проект. Причем речь идет и об опыте хозяйственной деятельности, и об опыте работы руководителем и т.п. Важно указать и опыт, которой Вы получили, будучи руководителем или организатором различных общественных мероприятий.

2.3. Возможные источники профессиональной поддержки

Подавляющему большинству руководителей проектов на начальном этапе так или иначе необходимо будет обратиться за услугами к бухгалтеру, юристу, страховой компании и т.п. Рентабельнее всего заранее собрать сведения о данных специалистах и выбрать лучших из тех, что Вам по средствам. Далее установить контакты и включить себя в число потенциальных Клиентов этих организаций/частных лиц. Кратко опишите, как Вы будете действовать в этом направлении.

Кроме всего вышеобозначенного также будет полезно в организационном плане указать данные о руководстве проекта, подтвержденные отдельно представляемыми анкетами о каждом человеке. Кроме того, будет эффективно дополнить анкеты информацией о базовом и дополнительном образовании, а также опыте работы в избранной области бизнеса и источниках профессиональной поддержки. Рекомендуемый объем раздела – не более 1, 2 страницы.

Составление финансового бюджета

Для качественного наполнения данного раздела Вам необходимо будет свести воедино все сведения о финансовой стороне вопроса.

По сути, вся эта информация уже представлена Вами в предыдущих разделах бизнес-плана. Финансовый план проекта поможет определить, когда и сколько средств Вам потребуется при создании и развитии прибыльного проекта.

1. Определение источников финансирования

В этой части Вы должны  дать подробные обоснования об источниках финансирования Вашего проекта:

·         Государственные субсидии

·         Привлечение личных средств (инвестиций)

·         Заёмные средства

·         Кредиты финансовых учреждений

·         Лизинг

2. Сводная смета затрат до получения первых прибылей

В этой части потребуется обосновать привлечение дополнительных финансовых средств.

Важно подтвердить данные об основных ожидаемых расходах копиями соглашений о намерениях, об аренде, о покупке оборудования и т.д. Копии обозначенных документов нужно включить в состав Приложений.

Например, при заполнении сведений о затратах на регистрацию предприятия, нужно будет навести справки об ориентировочной величине затрат по отдельным статьям. А производя расчёт формирования уставного капитала (для юридических лиц), необходимо учесть, что формирование уставного капитала может производиться как в виде основных средств и нематериальных активов учредителей, если они будут использоваться на цели бизнеса, так и в виде денежных взносов. Здесь под нематериальными активами понимаются надлежащим образом оформленные права на отдельные виды активов (к примеру, недвижимость, машина, оборудование и т.п.), а также права на технологию, патенты, лицензии, программные продукты и т.п.

3. График начального этапа реализации проекта

Основная задача составления рабочего графика – согласование сроков, размеров финансирования и затрат на этапе создания бизнеса.

Здесь важно учесть следующие моменты :

·         Спрогнозируйте общую продолжительность организационного периода Вашего бизнеса

·         Уточните сроки и размеры финансирования из различных источников, обозначьте их размер в соответствующем интервале

·         Узнайте в органах регистрации сроки получения свидетельства о регистрации.

4. Расчет кредитов

Эта часть бизнес-плана требует проработки, если Вы собираетесь взять деньги в долг у Ваших знакомых или кредит в финансовом учреждении. В любом случае Вам придется выплачивать проценты и возвращать средства. При этом важно подготовить данные для занесения в последующие формы финансового бюджета.

5. Система налогообложения и расчет налогов

Этот подраздел потребует от Вас выбрать вариант налогообложения и грамотно определить величины налогов, которые будет платить Ваша компания. Их перечень зависит от выбранных Вами организационно-правовой формы предприятия и системы налогообложения.

Кратко отметим, что в России существуют 3 варианта налогообложения :

·         Общий режим (стандартная система налогообложения)

·         Упрощенная система

·         Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

6. План ожидаемых прибылей и убытков проекта

План прибылей и убытков Вашего предприятия (план экономических результатов деятельности) для первого года работы компании обычно составляется помесячно. Этот документ должен показать Ваши ожидаемые расходы и доходы за определенный период времени, а также прибыль (или убыток), которые Вы будете иметь в соответствующем периоде. Форма плана прибылей и убытков зависит как от организационно-правовой формы, так и от системы налогообложения.

Выделим несколько важных моментов:

·         Прибыль от реализации товаров и услуг являются главным источником дохода и заранее определяются прогнозом объема продаж

·         Чистая прибыль проекта демонстрирует, что остается непосредственно на руках у владельца бизнеса

·         Постоянные затраты – это затраты, не меняющиеся в зависимости от изменений объема производства. Стандартно к ним относят затраты на оплату труда административного персонала, стоимость аренды и т.п.

·         Переменные затраты – это затраты, изменяющиеся прямо пропорционально изменению объема производства. Обычно под ними понимаются затраты на сырье и оплату труда сотрудников и т.п.

7. План движения денежных средств

В данной части бизнес-плана Вы определяете, когда, сколько и из каких источников будут получены финансовые средства на Ваш расчетный счет или иным способом.

Также в данном плане определяется:

·         Когда и сколько денежных средств Вами будет уплачено поставщикам сырья

·         Каков размер оплаты труда сотрудникам

·         Каким будет процент, переводимый Вашим кредиторам

·         Каков объём налогов, отчисляемых в бюджет и т.п.

Полученные прогнозируемые данные составляется на год с обязательной разбивкой по месяцам, начиная с нулевого периода – периода, который предшествуют моменту государственной регистрации Вашей компании.

Этот план требует включения только реальных поступлений и расходов (получивших также название притоки и оттоки денежных средств), планируемых на каждый конкретный период времени.

8. Расчёт показателей проекта

Пожалуй, важнейшим признаком финансовой устойчивости Вашего проекта при составлении его бизнес-плана является неотрицательность итогового денежного потока в форме «План движения денежных средств» в конце каждого периода планирования. Без выполнения этого жизненно важного условия расчет всех других показателей проекта теряет всякий смысл, так как работать с «отрицательным расчетным счетом», по сути, невозможно!

Поэтому необходимо постоянно анализировать эффективность проекта.

Рентабельность проекта можно оценить следующими показателями:

·         Общая сумма чистой прибыли за 1 год работы

·         Рентабельность вложений Ваших личных средств, которая определяется по

следующей формуле: Рлс = ЧП/ЛС х 100%, где:

-          Рлс – рентабельность вложений личных средств, %

-          ЧП – сумма чистой прибыли за 1 год деятельности, руб.

-          ЛС – объём вложенных личных средств, руб.

·         Срок окупаемости вложений личных средств, который определяется как период времени (в месяцах), в течение которого накопленная сумма чистой прибыли полностью покроет общую сумму первоначальных личных финансовых вложений.

Помимо перечисленных показателей в бизнес-плане Вы можете рассчитать, сколько Вы должны произвести продукции или оказать услуг для того, чтобы Ваш проект был безубыточным или даже прибыльным. Поясним, что так называемая «точка безубыточности» – это то количество реализованного товара или тот минимальный объем продаж услуг в год, которого необходимо достичь для того, чтобы предприятие покрыло все свои затраты, но еще не получило бы прибыли.

Оценка возможных рисков предприятия

Это раздел требует анализа и описания рисков, с которыми может столкнуться руководство бизнес-проекта.

Самые распространённые риски:

·         Имущественный ущерб в результате повреждения (пожар, стихийное

бедствие, авария и т.д.)

·         Противоправные действия третьих лиц

·         Падение продаж, связанное с резким падением спроса

·         Невыполнение обязательств поставщиками сырья

·         Инфляция

·         Действия администрации района или города, а также проверяющих органов

·         Резкое подорожание оборудования и т.д.

Необходимо хотя бы приблизительно проанализировать, какие риски для Вашего бизнеса наиболее вероятны, а также продумать меры по их предотвращению или Ваши действия, направленные на уменьшение потерь, вызванных этими рисками.

Это лучше всего сделать в виде таблицы, состоящей из двух столбцов: «Фактор риска» (так называемое «страховое событие») и «Меры по минимизации риска».

Также будет полезно, если Вы сможете просчитать экономические последствия возникновения данных обстоятельств. Рекомендуемый объем раздела «Оценка возможных рисков предприятия» в пояснительной записке – 1-2 страницы.

Еще одним методом анализа рисков может быть уже упоминавшийся ранее расчет важнейших финансовых показателей Вашего проекта по пессимистическому сценарию. Здесь мы можем говорить о 5 страницах на распечатку таблиц финансового бюджета проекта по пессимистическому сценарию.

Оформление бизнес-плана

Это одна из самых важных частей бизнес-плана! Всем известны случаи, когда отлично проделанная работа с включением достоверных данных и качественной аналитикой с треском проваливается на этапе оценки или презентации её результатов. Как правило, это происходит из-за недостаточного внимания, уделённого текстовому оформлению, визуальному ряду, сопровождающему работу и т.п. Обязательно ознакомьтесь с Рекомендациями по оформлению бизнес-плана в разделе Библиотека.

Бизнес-послесловие

В качестве послесловия добавим следующее. Если Вы составляете бизнес-план впервые, обратитесь к опыту ваших коллег, может быть, даже конкурентов – наверняка многие из них уже сталкивались с нюансами, стоящими перед Вами сейчас.

Ознакомитесь с образцами готовых бизнес-планов, уже кем-то написанных и, может быть, даже реализованных.

Если у Вас нет ни специального образования, ни возможности нанять специалиста для составления бизнес-плана, попробуйте воспользоваться техническими средствами – программа для составления бизнес-плана обойдется существенно дешевле, чем специально обученный этому профессионал. Такие программы можно найти на сайтах разработчиков программ для бизнеса: http://www.finans.ru/, http://kasatka.ru. http://www.pro-invest.ru/it/ и других.

Ещё раз обозначим: весьма часто допускаемая начинающими ошибка – увидеть, сколько всего нужно разработать, подготовить и представить по бизнес-плану и твёрдо решить, что&hellip это слишком огромная работа, лучше тогда уж совсем обойтись без него! Рекомендуем делать бизнес-план постепенно, начиная с малого. От встречи к встрече, от инвестора к инвестору Вы будете улучшать и дополнять новыми данными свой бизнес-план. Согласитесь, лучше начать хоть с чего-то, чем не начать вовсе!

И последний момент. Важно понимать, что в Вашей дальнейшей работе над создаваемым предприятием бизнес-план пригодится не меньше, чем на старте Вашего проекта. Но именно он систематизирует важнейшие бизнес-процессы Вашей компании. Также несомненный плюс наличия бизнес-плана состоит и в том, что даёт Вам все основания заявлять, что Вы начали управлять своим бизнес-проектом ещё до его запуска!

Как составить бизнес-план. Пример

На сегодняшний день перед каждым, кто решил начать собственный бизнес, открывается множество вариантов его финансирования. Банки готовы выдать немалый кредит для развития собственного дела, появляются всё новые и новые варианты поиска инвесторов. Однако, чтобы вы как предприниматель могли представлять интерес для ваших источников финансирования, вам необходимо иметь четкий бизнес-план.

Содержание статьи

Вместе с тем, бизнес-план нужен не только для того, чтобы привлечь инвесторов и убедить их в перспективности вашего бизнеса. Даже если вы сами себя финансируете, бизнес-план является первым и обязательным шагом на пути к процветающему и успешному бизнесу. Далеко не все предприниматели умеют правильно составить бизнес-план. Поэтому существуют компании, предоставляющие услуги по написанию бизнес-планов, и надо сказать, стоят такие услуги недешево. Всё же можно написать бизнес-план и самостоятельно. Для этого необходимо знать, что он собой представляет, какова его структура и главные принципы. В этой статье мы попробуем разобраться в этой сложной (только на первый взгляд) теме.

Что такое бизнес-план

Бизнес-план – это документ, который содержит информацию о компании услугах, которые она предоставляет или товаре, который продает а также о рынках сбыта, маркетинге, целях компании и т.д. В целом, бизнес-план должен содержать все аспекты деятельности фирмы, вплоть до того, с какими проблемами она может столкнуться и как эти проблемы можно решить.

Скачать готовые примеры бизнес-планов

Мы рассказали, какими могут быть основные разделы стандартного бизнес-плана и что в них должно входить. Однако, составлять бизнес-планы можно по-разному, поэтому предлагаем вам скачать и ознакомиться с несколькими примерами написания бизнес-плана.

Структура бизнес-плана

Титульный лист

В самом начале бизнес-плана должна содержаться информация о названии фирмы, её контакты (адрес и телефонный номер), а также телефонные номера всех учредителей. Кроме этого, необходимо указать содержание всего бизнес-плана (название главы – номер страницы). В среднем, размер бизнес-плана составляет 30-40 страниц, куда входят также и приложения.

Введение

Введение должно поместиться примерно на 2 страницах. Здесь нужно указать основное, что касается вашего проекта: каковы его достоинства и чем он уникален, какова конкретная деятельность вашей фирмы, чем ваш товар или услуга сможет привлечь потребителей, какой доход ожидается. Если вы планируете привлекать инвесторов для финансирования проекта, то также нужно указать, в каком размере капитала вы нуждаетесь и каким образом будете его использовать.

Совет: эту часть лучше составлять после завершения написания всего бизнес-плана. Так как главное в этой главе – это описать наиболее общую картину проекта, а вы сможете её себе представить только когда изучите все нюансы и стороны бизнеса.

Возможности рынка

В этой главе нужно описать рынок сбыта вашей продукции. Это описание будет вмещать в себе ответы на следующие вопросы: каков размер рынка, каковы его изменения и их интенсивность, каковы возможности и угрозы рынка, кто ваши потенциальные клиенты и чем именно они для вас привлекательны.

Чаще всего все эти данные берут из открытых источников средств массовой информации и аналитических отчетов, реже источниками являются другие предприниматели, работающие в данной сфере. Вы должны указать, откуда взята информация на случай необходимости её подтверждения.

Обзор рынка

Если только вы не изобрели нечто кардинально новое, вы будете входить в рынок, где вас уже поджидают конкуренты. Незнание своих конкурентов – первый шаг к провалу. Поэтому здесь стоит описать то, чем конкуренты занимаются, что продают, как привлекают клиентов, каков процент рынка занимают, каковы преимущества вашего товара перед товаром конкурентов. Погрузитесь в изучение конкурентов как можно глубже: описывайте не только прямых, но и косвенных.

Учредители

Идея сама по себе – это хорошо. Но не менее важно то, кто её воплощает в жизнь. Инвесторов всегда будет интересовать состав вашей команды учредителей. В этом разделе должны содержаться наиболее полные резюме всех членов вашей команды, партнеров, акционеров.

Производственный план

Этот раздел включает в себя бизнес модель компании. Здесь нужно предоставить полную информацию об источниках дохода фирмы и издержках, а также о поставщиках и покупателях. Опишите, какие технологии и оборудование будет использоваться при изготовлении товара (либо схему закупок). Эта глава бизнес-плана должна быть наиболее подробная, поэтому не оставляйте без внимания ни одну мелочь.

Финансовый план

В этой части бизнес-плана излагайте прогноз о прибылях и убытках, движении денежных средств, возможных незапланированных тратах и расходах. Прогноз составляется минимум на 3 года вперед. Также необходимо указать расчеты окупаемости начальных финансовых вливаний и SWOT-анализ.

Маркетинговый план

Тут содержится информация о позициях вашего продукта на рынке, его плюсах и минусах, целевой аудитории и её сегментах, методах продвижения, работе с отзывами клиентов.

Организационный план

Этот раздел посвящен организации работы в вашей фирме и взаимодействии персонала. Раздел включает в себя описание должностных обязанностей сотрудников, системы подчинения, внутреннего режима предприятия, способов материального и нематериального поощрения и др.

Риски

Стоит трезво посмотреть на ситуацию и оценить, с какими неприятностями может столкнуться будущее предприятие – от наихудшего варианта до наилучшего. Опишите возможные риски и способы решения проблем, связанных с ними.

Источники и использование средств

Если бизнес-план будет предоставляться потенциальным инвесторам, то для них необходимо изложить информацию о том, как именно будут использоваться полученный капитал. Многие начинающие неопытные бизнесмены предполагают, что стоимость закуска проекта будет стоит меньше, чем выходит в действительности. Поэтому заранее проработайте все моменты и подробно рассчитайте все суммы расходов на старт бизнеса – помещение, оборудование, производство первых партий товара, разработка логотипа и так далее.

Дополнения

Всей описанной выше информации может быть недостаточно, чтобы осветить все стороны будущей деятельности. Поэтому в дополнения приложите все необходимые документы, регулирующие работу фирмы (данные о кредитоспособности, копии договоров с партнерами, договоров аренды, свидетельства о регистрации фирмы и торговой марки и так далее).

Типичные ошибки при составлении бизнес-плана

Написание бизнес-плана – дело серьезное и ответственное, и не каждый может справиться с ним на «пятерку», особенно, если бизнес-план пишется впервые. Специалисты по бизнес-планированию собрали ряд типичных ошибок, которые наиболее часто допускаются при написании бизнес-планов:

1. Нет указания конкретных временных пределов, в которые должны осуществиться поставленные цели. Любая краткосрочная цель должна быть составлена с указанием на квартал или месяц, а долгосрочная – на год (года).

2. Бизнес-план пишется как сочинение. Постарайтесь сократить до минимума общую описательную информацию, зато максимально подробно описать аналитическую.

3. Анализ рынка осуществляется на основании ненадежных источников. Даже если вы берете информацию с сети интернет, отдавайте предпочтение исследованиям, проведенным авторитетными агентствами, а не непонятным «безымянным» статистикам.

4. Финансовые показатели слишком оптимистичны. Несомненно, каждый предприниматель хочет верить в стопроцентный успех своей идеи, однако, будьте реалистами. Учитывайте все возможные риски и трезво описывайте всю финансовую часть бизнес-проекта.

5. Много лишней информации. Инвестор, который взялся за рассмотрение вашего бизнес-плана, хочет видеть четкую конкретную информацию именно о бизнес-проекте, и ни о чем другом. Старайтесь использовать как можно меньше «воды», не перенасыщайте бизнес-план ненужными данными.

Инструкция по самостоятельному составлению бизнес-плана для малого бизнеса

Подробная практическая инструкция, где на живом примере показано как составить бизнес-план самостоятельно. Материал охватывает вопросы структуры и содержимого разделов с рекомендациями по написанию.

Правильный бизнес план является основополагающим документом при начале любой предпринимательской деятельности, так как он позволяет определить идею и пути реализации бизнеса, необходимые вложения и показатели рентабельности.

В экономике и менеджменте нет единого общепринятого шаблона написания бизнес-плана, все они являются единичными и составляются под каждый отдельно взятый старт-ап. Цель бизнес-плана - структурированно отобразить всю информацию о жизненном цикле бизнеса, его составляющих, вывести стоимость проекта, время выхода на точку безубыточности и уровень доходности.

Но, несмотря на индивидуальный процесс написания, есть стандартная структура составления документа, которая содержит следующие основные моменты:

  • Лицевой (титульный) оборот документа, на котором указаны данные учредителей, назван автор проекта, стоимость и суть его
  • Резюме проекта, подчеркивающее инвестиционную привлекательность
  • Аналитика рынка
  • Основная идея проекта и краткое видение реализации
  • Детальный маркетинговый план
  • Разработанный производственный план
  • Полный финансовый план на 3-5 лет
  • Административно-организационный план
  • Точный расчет рентабельности проекта
  • Перечень рисков и гарантий
  • Список необходимой нормативной документации
  • Приложения.
  • Подход к написанию документа должен быть взвешенным и иметь необходимую информационную базу - тот достоверный источник данных, на который можно будет уверенно опираться в построении сценария работы предприятия. Рассмотрим классический образец, по которому можно составить бизнес план самому, он подойдет для ИП или иного юрлица для различных целей (грант, инвестор, просчеты прибыльности проекта).

    1. Титульный лист бизнес-плана

    Титульный лист является обложкой и должен нести не эстетическую, а сугубо практическую функцию. На на нем необходимо разместить:

  • Название проекта. Например: Проект создания и развития коммерческой Интернет-радиостанции Радиоистанция икс.
  • Организационно-правовая форма проекта
  • Название юридического лица, или ФИО автора проекта, контакты. Если таких лиц несколько, сделать перечень с указанием зон ответственности:
  • Автор проекта: Семенов В.Г. учредитель, автор идеи, тел. хх-хх-хх

    Соавторы: Петров Н.Н. (специалист по финансам), тел. хх-хх-хх

    Сидорова С.А. (специалист по маркетингу), тел. хх-хх-хх
  • Стоимость проекта, выраженная в сумме первичного капитала и аннотация проекта. Например: В представленном документе содержится пошаговый бизнес-план создания и развития в течение трех лет коммерческой Интернет-радиостанции Радиоистанция икс, стоимость проекта $280 000. Окупаемость проекта 34 месяца.
  • Место, год создания: Москва, 2013г.
  • Таким образом, лицевой оборот содержит краткую справку о проекте и его ключевых показателях.

    2. Резюме проекта

    Лаконичное отображение сути предложения и всех ключевых данных содержится в резюме бизнес-плана. Цель создания этого раздела - удержание внимания потенциального инвестора. Именно прочтение резюме определяет - будет ли уделено проекту внимание. Для этого необходимо включить в резюме следующую информацию:

  • Краткое описание идеи бизнеса. данные о ее своевременности на рынке, география влияния, срок реализации и окупаемости проекта и уровень его доходности.
  • Факторы, обеспечивающие ожидаемый уровень дохода, конкурентоспособность, жизненный цикл продукта.
  • Пример резюме бизнес-плана вышеозвученной интернет-радиостанции

    Предлагаем к рассмотрению проект создания и развития всероссийской Интернет-радиостанции Радиоистанция икс (не ограничено административной территорией РФ). Маркетинговые исследования, которые более детально представлены в разделе Анализ рынка, дают однозначные данные о востребованности среди российской аудитории 19-27 лет формата интерактивного Интернет-вещания, подразумевающего постоянную работу в студии квалифицированных специалистов.

    В данный момент времени рынок Интернет-медиа-услуг представлен лишь полностью автоматизированными радиостанциями, 99% вещания которых является музыкальным. Конкурентоспособность и актуальность нашего предложения состоит в наполнении проекта интерактивными передачами, конкурсами, шоу, а также - включение в понятие радиостанции видеокартинки, которая позволит вещать все, что происходит в студии - выступление DJ, интервью, мастер-классы и т.д. и элементов социальных платформ, которые позволяют каждому пользователю регистрировать и настраивать свой аккаунт.

    Такой проект является инновационным и не имеет аналогов. Ожидаемые количественные показатели аудитории составляют 10% от проникновения Интернета в области. Основной финансовый продукт - коммерческая реклама в эфире радио и на сайте, продвижение арт-проектов, косвенная реклама, заказные спонсорские рубрики.

    Затраты на запуск проекта до момента выхода на точку самоокупаемости составляют $280 000.

    Срок реализации проекта 9 месяцев. Ожидаемая точка безубыточности будет достигнута через 24 месяца, ожидаемый доход составляет $15 000/мес.

    Собственный капитал составляет 45%, инвестиционный капитал 50%

    3. Аналитика рынка, обзор отрасли и ее SWOT-анализ

    Сразу необходимо оговорить применимо к данной главе, что писать бизнес-план следует на основании качественных маркетинговых исследований и анализов, сделанных специалистами, что даст возможность обосновано подходить к прогнозу развития и продаж. Этот раздел бизнес-плана отражает актуальную информацию об отрасли, рынке, потребителе, рисках и пути развития, диктуемых тенденциями.

    План главы таков:

  • Общая информация об отрасли, динамика развития, емкость, выраженная в финансовых показателях, тенденции и перспективы рынка
  • Основной состав (конъюнктура рынка), наиболее крупные игроки, их характерные черты и приоритеты в работе определение конкурентных характеристик собственного продукта
  • Создание портрета (портретов, если в оборот принимается несколько сегментов покупателей) потребителя мотивов, которыми он будет движим при покупке основных ценностей и якорных моментов, которые можно использовать для привлечения
  • Определение наиболее продуктивных рынков сбыта (продвижения) и каналов продаж
  • Выявление наиболее вероятных рисков в отрасли и пути их преодоления, перечень альтернативных решений.
  • Как правило, этот раздел бизнес-плана занимает не менее 10% всего документа (7-10 страниц) сжатой информации, которая является фундаментом для дальнейшего построения расчетов и планирования.

    Источники: startbusinessidea.ru, puti-uspeha.ru, smallbusiness.ru, dengodel.com

    ;
    Категория: Сопровождение бизнеса | Добавил: kapokatya (06.06.2015)
    Просмотров: 801 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск