Списание ГСМ производится на основании Руководящего документа Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утвержденного Минтрансом России 29.04.2003 г.
Нормы расхода топлива предназначены для организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории РФ, независимо от их формы собственности.
Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Нормы списания ГСМ установлены в литрах на 100 км.
Для учреждения нормы расхода ГСМ. смазочных материалов и поправочных коэффициентов, которые увеличивают или уменьшают базовую норму на каждое автотранспортное средство устанавливаются приказом руководителя в соответствии с требованиями Норм расхода топлива.
Нормы расхода топлива могут повышаться при следующих условиях:
1. При работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических условий районов страны – от 5 до 20 %. Например, в Центральной части России надбавка в зимнее время установлена в размере 10 % с 1 ноября по 31 марта. При значительных отклонениях (понижениях или повышениях) температуры от средних суточных или среднестатистических значений (температурная граница —5 град. С) руководителем учреждения может быть принято решение об уточнении начала и конца периода применения зимних надбавок, но только по согласованию с региональными (местными) службами Гидрометцентра РФ.
2. При работе автотранспорта в городах с населением:
– свыше 3 млн человек – до 25 %;
– от 1 до 3 млн человек – до 20 %;
– от 250 тыс. до 1 млн человек – до 15 %;
– от 100 до 250 тыс. человек – до 10 %;
– в городах и поселках городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. человек – до 5 %.
3. При работе автотранспорта, требующей частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, обслуживания пенсионеров, инвалидов, больных и т. п. (при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) – до 10 %.
4. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10 %, при перегоне автомобилей в спаренном состоянии – до 15 %, в строенном – до 20 %.
5. Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет, – до 5 %, более 8 лет – до 10 %.
6. В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже + 5 град. С) время года при простоях и прогреве автомобилей и автобусов, а также при простоях с работающим двигателем в ожидании пассажиров (в том числе больных, инвалидов и т. п.) устанавливается нормативный расход топлива из расчета один час простоя соответствует 10 км пробега автомобиля.
Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) до 15 %. В случае эксплуатации автотранспорта в пригородной зоне вне границы города поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
Для легковых автомобилей нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01х Нs x S x (1+0,01х D), где
Qн – нормативный расход топлива, литры;
Hs – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент (суммарная относительная поправка или снижение) к норме в процентах.
Расчет нормативного расхода масел и смазок производится по формуле:
Мн = 0,01х Нм x Qн x (1+0,01+D), где
Мн – нормативный расход масел и смазок;
Нм – базовая норма расхода масел и смазок;
Qн – нормативный расход топлива;
D – корректирующие коэффициенты.
На балансе учреждения находится легковой автомобиль ГАЗ-3102 2000 г. выпуска с двигателем ЗМЗ-4022.10. Согласно данным путевого листа от 15 апреля 2006 г. ГАЗ-3102 пройдено 400 км, в том числе: в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн чел. – 50 км, в пригородной зоне – 330 км и в поселке городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. чел. – 20 км.
Согласно данным транспортного средства базовая норма расхода топлива на 100 км пробега составляет 13 л.
Определим расчетное нормативное значение расхода топлива:
– расход топлива в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 50 км – может быть увеличен на 15 %:
50 км x 13 л x 115 % / 100 км = 7,5 л;
– в пригородной зоне пройдено 330 км – увеличение базовой нормы не производится:
330 км x 13 л / 100 км = 42,9 л;
– в поселке городского типа (при наличии светофоров и других знаков дорожного движения) с населением до 100 тыс. человек автомобилем пройдено 20 км. В данном случае базовая норма может быть увеличена на 5 %:
20 км x 13 л x 105 % / 100 км = 2,7 л.
Всего израсходовано топлива 15 апреля 2006 г. 53,1 л (7,5 + 42,9 + 2,7).
Кроме того, данный автотранспорт 2000 г. выпуска, то есть автомобиль эксплуатировался более 5 лет, поэтому приказом руководителя учреждения определена надбавка – 5 %, таким образом, количество израсходованного топлива составит 55,76 л (53,1 л x 105 %).
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Так, нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, а нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел могут быть увеличены до 20 % для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т. п.
Используя условия предыдущего примера, рассчитаем норму списания моторного и специального масел.
Норма расхода моторного и специального масел согласно Нормам расхода топлива составляет:
– моторные масла – 1,7 л на 100 л топлива;
– специальные масла и жидкости – 0,05 л на 100 л топлива.
Списание моторного масла в апреле 2006 г. должно быть произведено в количестве 6,8 л (400 x 1,7 / 100).
Списание специальных масел и жидкостей произведено в количестве 0,2 л (400 x 0,05 / 100).
С 2006 г. материалы могут списываться либо по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости (на усмотрение бюджетного учреждения). Способ списания материалов отражается в учетной политике учреждения.
Отметим, что средняя фактическая стоимость определяется с учетом запасов, поступивших в течение текущего (ранее – данного) месяца на дату списания.
Обратите внимание: отражение в учете операций по перемещению ГСМ внутри учреждения осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально-ответственного лица на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
В бухгалтерском учете данные операции отражаются по дебету счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» и кредиту счета 0 105 03 340 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов».
Все виды топлива и смазочных материалов списываются в расход на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и Путевого листа (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007), а также Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Списание израсходованных материальных запасов, в том числе ГСМ, на основании оправдательных документов отражается по дебету счета 0 401 01 272 «Расходование материальных запасов» и кредиту счета 0 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».
Согласно принятой медицинским учреждением учетной политики на 2006 г. списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Медицинское учреждение за счет средств, полученных от бюджетной деятельности, приобрело в марте 2006 г. 10 канистр тосола на общую сумму 1500 руб.
По состоянию на 01.03.2006 по этой группе оставались остатки в количестве 3 канистр, стоимостью 360 руб.
В течение марта 2006 г. по указанной группе материальных запасов списано 9 канистр тосола.
Лицевой счет медицинского учреждения обслуживается территориальным органом Федерального казначейства.
Средняя фактическая стоимость тосола составит 143,08 руб. ((1500 + 360) руб. / (3 + 10) кан.).
Средняя фактическая стоимость остатка 1 канистры тосола по состоянию на 01.04.2006 равна 143,07 руб. ((1500 + 360) руб. / (3 + 10) кан. – (9 кан. x 143,08 руб.)).
Операции по списанию ГСМ в данном случае отразятся в бюджетном учете учреждения в следующем порядке:
Аналитический учет ГСМ ведется материально-ответственными лицами на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей по их наименованиям, сортам и количеству.
Норми витрат палива і мастильних матеріалів на автомобільному транспорті
Затверджені наказом Міністерства транспорту України від 10 лютого 1998 р. № 43
( із змінами і доповненнями . останні з яких унесено наказом Міністерства інфраструктури України від 24 січня року № 36 )
Опублікована редакція документа набрала чинності з 1 березня року . крім таблиць А.2.3, А.4.2, А.6.2, А.8.1, А.10.3, а також додатків Д, Е, Ж, які набирають чинності з дня офіційного опублікування наказу від 24.01. р. № 36.
Загальні положення
Норми витрат палива і мастильних матеріалів на автомобільному транспорті призначені для планування потреби підприємств, організацій та установ (далі - підприємств) в паливно-мастильних матеріалах і контролю за їх витратами, ведення звітності, запровадження режиму економії і раціонального використання нафтопродуктів, а також можуть застосовуватись для розроблення питомих норм витрат палива.
Нормування витрат палива - це встановлення допустимої міри його споживання в певних умовах експлуатації автомобілів, для чого застосовуються базові лінійні норми, встановлені по моделях (модифікаціях) автомобілів, та система нормативів і коригуючих коефіцієнтів, які дозволяють враховувати виконану транспортну роботу, кліматичні, дорожні, та інші умови експлуатації.
Нормування витрат моторних олив та мастил здійснюється пропорційно до витрат палива згідно з встановленими нормативами.
Москва 2008
В документе содержатся методики нормирования топлива для строительных машин и проверки норм расхода, исходные данные для нормирования, типовые нормы расхода топлива.
Документ разработан в развитие и дополнение СП 12-102-2001 «Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин».
Документ разработан сотрудниками ЦНИИОМТП (отв. исполнитель Корытов Ю.А.).
Документ предназначен для строительных организаций и специалистов-механиков, занимающихся эксплуатацией строительных и дорожных машин.
содержание
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5. МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА
6. ПРИМЕРЫ НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА
7. ПРОВЕРКА НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1 Коэффициенты использования мощности двигателей Км и двигателей по времени Кв в течение смены
Таблица 2 Коэффициент Ктм. учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от коэффициента использования мощности двигателя Км
Таблица 3 Коэффициент износа Ки. учитывающий износ двигателя в зависимости от использования его ресурса
Таблица 4 Значения коэффициента Дi
Таблица 5 Поправки Д3. учитывающие работу машин в зимнее время
Таблица 6 Типовые нормы расхода топлива на работу машин
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий методический документ распространяется на бензин и дизельное топливо по ГОСТ 26098 (далее - топливо) строительных и дорожных машин.
Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее - машин).
Документ предназначен для использования в организациях строительной отрасли (независимо от их организационных форм, статуса и подчиненности).
Документ гармонизирован с государственными строительными нормами Белоруссии и Украины в части метода расчета норм топлива машин.
2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 26098-84*. Нефтепродукты. Термины и определения .
ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов.
СП 12-102-2001. Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин.
3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Норма расхода топлива - расчетная (плановая) мера потребления топлива машиной, устанавливаемая руководством строительной организации (приказом, распоряжением и т.п.).
Удельный расход топлива двигателя - расход топлива на 1 кВт·ч работы двигателя при стендовых испытаниях на заводе-изготовителе.
Часовая норма расхода топлива машины - расход топлива на 1 маш.-ч работы машины.
Типовая часовая норма расхода топлива машины - расход топлива на 1 маш.-ч работы машины, установленный на основе статической обработки многолетних данных о фактическом расходе топлива машин в ряде строительных организаций при средних условиях и режимах эксплуатации машин.
Линейная норма расхода топлива транспортного средства - расход топлива транспортного средства, на базе которого смонтирована машина, на 100 км пробега.
4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646. При этом машины используются по прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда .
При нормировании не учитываются затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом - изготовителем двигателя.
4.2. Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины, например на ремонтно-хозяйственные нужды, нормируется отдельно.
4.3. Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы периодически пересматриваются с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности.
4.4. Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин.
Нормы разрабатывают на землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.), на грузоподъемные и другие машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, расходующие топливо либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины и т.п.), либо в период передвижения (автобетоносмесители, автоцементовозы и т.п.).
4.5. Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 7).
Нормы утверждают руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация.
4.6. Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат:
- данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки;
- показатели, характеризующие условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.);
- структура и численность парка машин;
- объем и структура строительных работ (производства);
- показатели действующих стандартов на машины;
- результаты опытной проверки расхода топлива;
- отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по типам и маркам машин, по видам работ и в целом по строительной организации);
- данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива.
4.7. Нормирование топлива производится:
- по степени укрупнения - на машину и на парк машин;
- по режиму работы - на работу оборудования машины и на ее транспортный режим;
- по времени действия - на год, квартал, на месяц, на декаду;
- по уровню планирования - для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).
4.8. Для определения расхода топлива применяют расчетный, опытный и статистический методы.
4.8.1. Расчетный метод основан на поэтапном учете, по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ (см. разделы 5, 6).
4.8.2. Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического часового расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации.
Опытный метод применяют также для проверки расчетных норм топлива (см. раздел 7).
4.8.3. Статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом расходе топлива в парках машин, в ряде строительных организаций - за предшествующие годы с учетом факторов, влияющих на его изменение.
Статистическим методом разработаны типовые часовые нормы расхода дизельного топлива (приложение, таблица 6).
5. МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА
Часовая норма расхода топлива машины qч. кг/маш.-ч, определяется:
qч = qeNK 10 -3. (1)
где qe - удельный расход топлива двигателя, г/кВтч;
N - мощность двигателя машины, кВт;
К - коэффициент, учитывающий условия работы машины в течение смены.
Значения qe и N принимаются по эксплуатационным документам завода-изготовителя (паспорт, техническая характеристика, инструкция по эксплуатации и т.п.).
Коэффициент К определяется
где 1,03 - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и регулировку работы двигателя при ежесменном техническом обслуживании машины;
Кв - коэффициент использования двигателя по времени, при отсутствии фактических значений для данной организации принимается по таблице 1 приложения;
Км - коэффициент использования мощности двигателя, при отсутствии фактических значений для данной организации принимается по таблице 1 приложения;
Ктм - коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от коэффициента использования мощности двигателя (Км ), определяется по таблице 2 приложения;
Ки - коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по таблице 3 приложения.
Результаты расчета часовых норм расхода топлива qч машин рекомендуется изложить в следующей форме:
Наименование и марка машины
Расчет нормативного расхода топлива для различных типов автотранспортных средств
Зная базовую линейную норму расхода топлива, а также рассчитав суммарный коэффициент корректировки, предприятие может легко определить величину нормативного расхода топлива для различных типов автотранспортных средств. Нормативный расход топлива — это объем топлива, выраженный в объемных единицах (л, м3), который должен расходоваться автомобилем при осуществлении определенного пробега, выполнении определенной транспортной или специальной работы с учетом определенных условий эксплуатации. Расчет нормативного расхода топлива осуществляется по формулам, приведенным в разд. 4 Норм № 43, в зависимости от типа автомобиля (легковой автомобиль, автобус, грузовой бортовой или специальный автомобиль и т. п.).
В случае использования на легковых автомобилях или автобусах в зимний период независимых обогревателей расход топлива на работу обогревателя учитывается в общем нормативном расходе топлива следующим образом (п. 4.2 Норм № 43):
где Hон - норма расхода топлива на работу независимого обогревателя (приложение Г к Нормам № 43), л/ч;
Tон -продолжительность работы обогревателя (в зависимости от продолжительности работы автомобиля на линии и температуры окружающей среды), ч.
Для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилейфургонов и грузопассажирских автомобилей, выполняющих работу, учитываемую в тоннокилометрах, нормативный расход топлива рассчитывается по следующей формуле (п. 4.4 Норм № 43):
Норма на работу независимого обогревателя
Устанавливается на один час работы независимого обогревателя Применяется для автомобилей, оборудованных независимыми обогревателями Пользование обогревателями допускается при температуре окружающего августа ды от 0 ° С до 10 ° С - до 50% продолжительности работы автомобиля на линии, при температуре ниже 0 ° С - от 50 до 100% продолжительности работы автомобля
Для моделей и модификаций автомобилей, отличающихся от базовой модели, являются серийными, для новых моделей и моделей оригинальной конструкции, не вошедших в приложение А и Б Норм № 43, рассчитываются ся в соответствии с п. 2 указанного документа Нормы № 43 применяются ко всем видам автотранспортных машин (грузовых, легковых, автобусовв).
Учет дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, приведенных в форме процентов повышения или снижения базового значения нормы Право установления конкретных величин коэффициентов в регламентированных пределах и срок их действия предоставляется руководителям предприятий и утверждается приказом по предприятийу.
Нормы расхода топлива повышаются (табл. 34) или снижаются (табл. 35) в определенных условиях