" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сдано в набор 22.09.2000 г. Подписано в печать 20.09.2000 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 4,35. Тираж 2000 экз. Зак. 301.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Издательство ООО «Дэбор». Лицензия ЛВ № 288 от 30.04.2000. г.Минск, ул. Никифорова, 2,
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">тел. 231-71-91.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отпечатано и типографии ЗАО «Дебор-Печать». Лицензия ЛВ№ 87 от 19.12.97. г.Минск, ул. Сурганова, 46, тел. 231-07-30.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Функционирование и развитие общеобразовательного учебного заведения (школа, гимназия, лицей, колледж) невозможно без документального оформления его деятельности и отражения в документах, связанных с планированием и осуществлением учебно-воспитательной работы и финансово- хозяйственной деятельности, ведением учета учебно-педагогической работы, делопроизводства школы, составлением статистической отчетности.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С.1 сентября 1995 года введена в действие Инструкция о ведении школьной документации, утвержденная приказом Министра образования Республики Беларусь 20 декабря 1994 года, № 418 и зарегистрирована в Реестре Государственной регистрации Министерства юстиции Республики Беларусь 20 января 1995 года, № 709/12. Эта Инструкция устанавливает единые названия и требования к ведению школьной документации, сроки ее сохранения, а также порядок ведения делопроизводства школы.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В связи с тем, что подавляющее большинство общеобразовательных школ обслуживается централизованными бухгалтериями районных (городских) отделов образования, которые ведут учет финансово-хозяйственной деятельности школ в установленном порядке, Инструкцией устанавливается только порядок ведения первичной учетной документации в школе по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Планирование учебно-воспитательной работы, а также материально-техническое обеспечение школы осуществляется в соответствии с Примерным положением об общеобразовательной школе (гимназии, лицее, колледже) Республики Беларусь, действующими указаниями и рекомендациями Министерства образования, поэтому документы по этим вопросам в Инструкции в полном объеме не рассматриваются.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Требования Инструкции распространяются как на государственные общеобразовательные школы, так и на школы, которые создаются субъектами хозяйствования других форм собственности.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">журнала учета пропущенных и замещенных уроков;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">докладных записок, актов и справок специалистов органов управления образованием по итогам проверки работы школы;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">расписания учебных занятий, графика проведения кружковых занятий и внеклассной работы;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">документов о выпускных экзаменах учащихся.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Школьные документы должны оформляться своевременно, четко, разборчиво, без подчисток, помарок, вызывающих сомнение в правильности внесенных данных. Записи в документах должны производиться чернилами или пастой (по решению педсовета).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ниже приводятся основные требования к ведению наиболее важных документов общеобразовательного учебного заведения (школы, гимназии, лицея, колледжа).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Алфавитная книга записи учащихся
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ведение алфавитной книги записи учащихся в каждом общеобразовательном учебном заведении является обязательным.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В книгу должны быть записаны все учащиеся. Ежегодно вносятся (дописываются) учащиеся нового приема в алфавитном порядке, независимо оттого, в каком классе они будут учиться.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для каждой буквы алфавита отводится примерное количество отдельных страниц, и по каждой букве ведется своя порядковая нумерация. Например, буква «А»-1, 2, З и т.д.;буква «Б»-1, 2, 3,4 и т.д.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Порядковый номер записи ученика в книге является одновременно номером его личной карточки.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На личной карточке ученика порядковый номер ставится (пишется) в виде " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">дробей. Например, № А/20 означает, что ученик записан в алфавитной книге на букву
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выбывшими следует считать учащихся, прекративших посещение школы вследствие: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Перемены места жительства;" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Перехода в другую школу или иное учебное заведение;" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исключения из школы;" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Окончания учеником школы (учебного заведения).
Временное прекращение учебных занятий (по болезни) в алфавитной книге не отмечается.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выбытие учащегося и окончание им школы оформляется приказом по учреждению с указанием причины выбытия;в соответствующие графы алфавитной книги заносятся номер и дата приказа и причина выбытия.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Если ранее выбывший из школы учащийся, уход которого был оформлен приказом, снова возвратится в нее, то данные о нем записываются как на вновь поступившего, при этом дата возвращения ученика с пометкой «возвращение» записывается в графе «Дата поступления в школу».
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">При использовании (заполнении) всех страниц алфавитной книги на ту или иную букву, продолжение записей ведется в новой книге в порядке последовательности номеров (без перерыва нумерации) по каждой букве.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Алфавитная книга содержит в себе 15 граф, которые должны полностью заполнятся но предложенным вопросам.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фамилия, имя, отчество ученика (графа 2) может заполняться в две строчки.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга постранично пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется подписью директора и печатью учреждения.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Срок сохранности алфавитной книги 50 лет.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Личная карточка ведется в каждой школе (учебном заведении) на каждого ученика с момента поступления в школу и до его окончания (выбытия).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Личная карточка имеет номер в виде дроби, который соответствует номеру в алфавитной книге записи учащихся. (Например, № К/10 указывает, что ученик записан в алфавитной книге на букву «К» под № 10).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В личную карточку ученика заносятся общие сведения об учащемся, его родителях или лицах их заменяющих, домашний адрес, итоговые оценки успеваемости по классам, записи о наградах (похвальный лист, золотая, серебряная медаль).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В графе «Сведения о зачислении учащихся в подготовительный класс и переходе с одной школы в другую», состоящей из двух частей, делается следующая запись:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">"Зачислен в 1"А" класс школы №. г. Минска " _" 2000 г. Приказ №.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">При выбытии ученика из школы личная карточка выдается на основе письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих, с отметкой об этом (выбытии) в алфавитной книге.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Карточка учащегося после окончания им школы хранится в архиве учебного заведения 3 года.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Классный журнал
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Классный журнал является государственным документом, ведение которого является обязательным для каждого учителя и классного руководителя школы (учебного заведения).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Классный журнал рассчитан на учебный год. Журналы параллельных классов обозначаются буквами. Например, 1"А" класс, 1"Б" класс, 1"В" класс и т.д. Классный журнал оформляется классным руководителем (учителем начальных классов) на начало учебного года:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">подписывается титульный лист журнала с указанием фамилии, имени, отчества классного руководителя;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">заполняется расписание уроков, звонков по полугодиям;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">оформляется сводная ведомость учета успеваемости и поведения учащихся;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">заполняется страница "Общие сведения об учащихся";
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">распределяются страницы журнала по предметам на учебный год в соответствии с количеством недельных часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет;нумерация производится на развернутой странице журнала с правой стороны;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">вносятся фамилии, имена, отчества учителей (полностью) по предметам и т.д.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исправление оценок в классных журналах запрещается. При выставлении ученику ошибочной оценки она перечеркивается и ее исправление подтверждается подписью учителя и датой.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учителя-предметники делают запись о проведении урока в день его проведения.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учитель, проверяя и оценивая знания учащихся, выставляет отметки в журнал, а также отмечает посещаемость школьников. Отсутствие ученика на уроке отмечается буквой "н" (не был).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">При проведении сдвоенных уроков делается запись даты и темы каждого урока.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">При проведении контрольных и самостоятельных работ, диктантов, сочинений, зачетов, лабораторных работ, указывается их тема. По письменным работам отметки выставляются в графе того дня, когда проводилась работа.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учителя физической культуры дважды в учебном году заполняют данные о физической подготовке учащихся.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отметки за каждую учебную четверть, полугодие или триместр выставляются после записи последнего урока по данному предмету в четверти, полугодии или триместре. Эти отметки заносятся классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости и поведения учащихся в конце журнала.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учителя-предметники несут полную ответственность за правильность и аккуратность ведения классного журнала, за объективность выставления отметок.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">После окончания учебного года классный руководитель заполняет сводную ведомость, личные дела учащихся, указывает решение педагогического совета, номер протокола и дату его проведения.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе обеспечивают сохранность классных журналов и систематически осуществляют контроль за правильностью их ведения. Страница "Контроль за ведением классного журналам" используется директором школы, заместителем директора по учебной (учебно-воспитательной) работе для записи результатов (итогов) проверки ведения журнала.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">По истечении 5 лет из классного журнала изымаются (отбираются) страницы сводных данных успеваемости и перевода учащихся класса.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сформированные по годам дела сохраняются в школе не менее 25 лет.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга учета и выдачи аттестатов об общем среднем образовании
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга учета и выдачи аттестатов об общем среднем образовании ведется в каждом учебном заведении: школе, гимназии, лицее, колледже.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В первой части книги "Ул " xml:lang="be-BY" lang="be-BY">ік " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> бланка " xml:lang="be-BY" lang="be-BY">ў " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> атэстата " xml:lang="be-BY" lang="be-BY">ў " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> аб агульнай сярэдняй адукацы " xml:lang="be-BY" lang="be-BY">і " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">", состоящей из двух разделов "Прыход" и "Расход", отдельно учитывается количество полученных и выданных бланков аттестатов об общем среднем образовании обычного образца и аттестатов об общем среднем образовании особого образца для лиц, окончивших учебное заведение и награжденных золотой или серебряной медалью, с указанием их номеров (Приложение № 1).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Остатки чистых бланков аттестатов, а также испорченные бланки с указанием их номеров сдаются в районный (городской) отдел образования. О сдаче бланков в книге делается соответствующая запись, под которой расписывается заведующий или инспектор (специалист, организатор) районного (городского) отдела образования.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Основанием для выдачи аттестатов об общем среднем образовании является решение педагогического совета школы (гимназии, лицея, колледжа) и приказ по учебному заведению.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Во второй части книги "Ул " xml:lang="be-BY" lang="be-BY">ік " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> выдачы атэстата " xml:lang="be-BY" lang="be-BY">ў " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> аб агульнай сярэдняй адукацьп" в соответствии с ее формой записываются сведения об учащихся, окончивших учебное заведение (Приложение № 2).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Посредине разворота книги указывается год выпуска учащихся.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В соответствующих графах проставляются оценки по предметам, которые вносятся в аттестат;записываются сведения о награждении ученика золотой (серебряной) медалью или Похвальным листом "За особые успехи в изучении отдельных предметов";дата и номер приказа об окончании учащимися средней школы (гимназии, лицея);ученик расписывается в получении аттестата об общем среднем образовании.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Учащимся 11(12) классов, не усвоившим программный материал или не сдавшим экзамен по одному (нескольким) предмету, выдается справка об обучении в школе. В справку вносятся годовые и итоговые оценки (в том числе и неудовлетворительные) по всем предметам. В графе "Подп " xml:lang="be-BY" lang="be-BY">і " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">с аб атрыманн " xml:lang="be-BY" lang="be-BY">і " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> атэстата аб агульнай сярэдняй адукацьп" директор учебного заведения делает запись о выдаче ученику справки.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Запись о выдаче дубликата аттестата об общем среднем образовании производится в этой же книге под очередным номером, где графы 4-33 (в зависимости от формы книги) включительно используются для записи следующего текста:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Одновременно под номером ранее выданного оригинала, в графе "2" делается отметка о выдаче дубликата аттестата об общем среднем образовании №.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Примечание: Дубликат документа об образовании (базовом, среднем) выдается только один раз. При утере дубликата документа об образовании выдается справка установленного образца.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Запись о выдаче аттестата об общем среднем образовании тем, кто сдал экзамены экстерном, заносится в эту книгу с пометкой в графе "Год поступления в данную школу" (или в графе "32") "экстерн".
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В конце списка всех, кто окончил учебное заведение в данном году, должны быть подписи лиц, за подписями которых выданы аттестаты (с указанием в скобках фамилий).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга постранично пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется подписями заведующего или инспектора (специалиста, организатора) районного (городского) отдела образования, а также печатью рай(гор) отдела образования.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Срок сохранности книги учета и выдачи аттестатов об общем среднем образовании в учебном заведении -50 лет.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
Книга учета и выдачи свидетельств о базовом образовании
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга учета и выдачи свидетельств о базовом образовании ведется в каждой базовой и средней школе.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Требования к ведению записей в книге учета и выдачи свидетельств о базовом образовании аналогичны требованиям, предъявляемым к порядку их ведения в книге учета и выдачи аттестатов об общем среднем образовании.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Срок сохранности книги учета и выдачи свидетельств о базовом образовании в учебном заведении - 50 лет.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга учета и выдачи
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">похвальных листов за успехи
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">в изучении отдельных предметов
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга учета ведется в каждом среднем общеобразовательном учебном заведении по утвержденной Министерством образования Республики Беларусь форме.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Год награждения учащихся указывается посредине книги перед записью фамилий, имен, отчеств награждаемых.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга постранично пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется подписью директора и печатью учреждения.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Все записи в книге ведутся в соответствии с указаниями по ее ведению.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга учета и выдачи листов за успехи в изучении отдельных предметов хранится в учебном заведении 50 лет.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">8 " xml:lang="en-US" lang="en-US">II " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга приказов
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В соответствии с действующей Инструкцией о ведении школьной документации тексты приказов по учебному заведению (школе, гимназии, лицею) фиксируются в книге приказов, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью директора и печатью учреждения.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В учебном заведении предусматривается ведение двух книг приказов:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">книги приказов по основной деятельности учреждения;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">книги приказов по личному составу работников учреждения.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В книге приказов по основной деятельности оформляются: указания и распоряжения по различным вопросам учебно-воспитательного процесса, административно-хозяйственной деятельности учебного заведения, численный состав учащихся по классам на начало учебного года, зачисление и выбытие учащихся, их перевод и выпуск.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приказами по школе (учебному заведению) оформляются решения педагогического совета о допуске учащихся к экзаменам, об окончании учащимися школы
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">При этом списки учащихся по классам, переводимых в следующий класс, или оставленных на повторный год, фиксируются в протоколах педагогического (методического) совета с полным названием фамилии, имени и отчества, а в приказах указываются только общие количественные результаты (итоги). ;font-family:'Arial'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Фамилия, имя, отчество учащихся выпускных классов (9)-11(12)) называются в приказах в обязательном порядке.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В книге приказов по личному составу работников школы (учебного заведения) оформляются:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прием на работу;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">перемещение но службе;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">основание для издания приказа;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">подпись руководителя, издавшего приказ, и расшифровка подписи;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"><отметка об ознакомлении с содержанием приказа.
Нумерация приказов производится в хронологическом порядке на календарный год.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Заголовок приказа должен быть кратким, точным и отвечать на вопрос "О чем?" ("О назначении. ", "О порядке проведений. " и др.).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Текст приказа по основной деятельности состоит из констатирующей и распорядительной части. В констатирующей части указывается причина издания приказа и нормативный документ (акт), явившийся основанием для его издания. Распорядительная часть приказа начинается с глагола в неопределенной форме ("Подготовить", "Разработать, "Изучить", "Использовать") или с фамилии, имени, отчества исполнителя.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Указания в распорядительной части приказа должны быть адресными, с указанием конкретных сроков и объемов выполняемой работы. В последнем пункте приказа может быть возложен контроль за его исполнением на одно из должностных лиц.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приказы по личному составу не имеют констатирующей части и глагола "Приказываю", а начинаются с распорядительного действия:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Если приказы печатаются на отдельных листах, то они фиксируются в Книге учета и регистрации приказов, где отмечаются номер приказа, дата регистрации, заголовок и т.п.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Между приказами не должно быть пропусков более одной строки.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9В работе школы есть приказы, которые повторяются ежегодно, т.е. носят цикличный характер. Циклограмма (примерная) приказов по учебному заведению в учебном году приведена в приложении.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга приказом по основной деятельности школы хранится в архиве учреждения 10 лет.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга приказов по личному составу работников учреждения хранится в архиве школы 75 лет.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга учета личного состава педагогических работников
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга учета личного состава педагогических работников ведется во всех общеобразовательных учебных заведениях (школе, гимназии, лицее, колледже).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Записи в книге производятся с общей порядковой нумерацией, начиная с 1 номера.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вновь принятые на работу педагоги записываются по
порядку за следующим номером.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На развернутой странице записывается не более 10 человек.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Данные о педагогических работниках заносятся в книгу на основании представленных документов.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В книге учета личного состава педагогических кадров периодически отмечаются результаты аттестации учителей с указанием даты, номера протокола заседания аттестационной комиссии и ее решение. (Например, протокол № от " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " года, 1 категория).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Графа 11 книги ("Поощрения. ") заполняется только на основании документа, подтверждающего действительность данной награды.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сведения об обслуживающем персонале в эту книгу не вносятся.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга учета личного состава педагогических работников должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписью директора школы и печатью учреждения.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга учета личного состава педагогических работников хранится в архиве школы (учебного заведения) 75 лет.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга протоколов заседаний педагогического совета
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В общеобразовательных учебных заведениях (школе, гимназии, лицее, колледже), где имеется педагогический совет, ведется книга протоколов заседаний педагогического совета. В книге протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, выносимых на педагогический совет, предложения и замечания членов педсовета. Протокольно оформляются итоги работы учебного заведения по отдельным вопросам учебно-воспитательного процесса " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, а " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">также решения, которые принимаются педагогическим советом (утверждение годового плана работы» допуск учащихся к экзаменам, перевод и выпуск учащихся и др.)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Каждый протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета (с указанием в скобках фамилий)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Нумерация протоколов возобновляется с началом каждого учебного года.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга протоколов заседаний педагогического совета пронумеровывается, прошнуровывается, Скрепляется подписью директора и печатью учреждения.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Книга протоколов заседаний педагогического совета и документы к ним хранятся в учебном заведении 10 лет.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Протокол заседаний педагогического совета оформляется по следующей (примерной) схеме:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Протокол № 1
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">заседания педагогического совета школы №
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(учебного заведения) г.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">от " " года
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Всего членов педсовета
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Присутствовало
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отсутствовало
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Указываются:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">известные причины отсутствия членов педсовета;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">фамилия, имя, отчество и должность присутствующих представителей вышестоящих учреждений, организаций;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">итоги голосования по открытию заседания педагогического совета:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вопросы повестки дня записываются с указанием фамилии, имени, отчества выступающих.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Повестка дня, дополнения и изменения к ней, регламент работы педсовета утверждаются голосованием.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Информация о ходе выполнения предыдущих решений (постановлений, рекомендаций) педсовета в повестку дня не вносится, однако заслушивается и в протоколе записывается.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Например, слушали информацию директора (зам.
директора) учебного заведения (фамилия, имя, отчество)
о выполнении решений предыдущего заседания педсовета (от " " года, протокол " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">N° " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Решили: информацию о ходе выполнения решения педсовета от " " года, протокол № принять к сведению (возможно принятие конкретного решения по одному, нескольким пунктам, в зависимости от хода выполнения решений;например, обязать, закончить (провести) к такому-то сроку, указать на невыполнение такого-то пункта, переносе на другое время и т. п.)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Протокол состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого пункта строится по схеме: слушали, выступили, решили (постановили). Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола или прилагается к нему, решение записывается полностью.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Например, по первому вопросу слушали: доклад (отчет, содоклад), фамилия, имя, отчество, должность. Излагается краткое содержание доклада. Полный текст доклада прилагается. Если планировался содоклад, то он заслушивается после доклада и прилагается. При наличии вопросов к докладчику (содокладчику) фиксируются (записываются) вопросы и ответы.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Далее идет обсуждение доклада (содоклада) и принятие решения. Выступили: фамилия, имя, отчество, должность (учитель истории) отметил, что. (содержание выступления излагается от 3-го лица) Если в прениях выступили не все записавшиеся, то тексты их выступлений по решению педсовета могут прилагаться к протоколу.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Решили. (излагается полностью решение педсовета с указанием результатов голосования).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Решение педсовета состоит из двух частей: констатирующей и постановляющей. В констатирующей части кратко анализируется состояние данного вопроса (проблемы) в педагогическом коллективе и дается оценка. Указываются нерешенные вопросы, недостатки, упущения, приводятся факты, причины, приведшие к ним, фамилии тех, от кого зависело решение данного вопроса (проблемы).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Постановляющая часть решения должна быть конкретной, реальной, действенной. Каждый пункт проекта решения должен содержать в себе предстоящую работу, сроки и ответственных за ее исполнение. В последнем пункте решения указывается, на кого возлагается контроль за исполнением решения. При этом контроль может быть возложен на одно лицо (директора), а может быть и распределены пункты решения между двумя лицами (директором, заместителем директора). Докладывает о выполнении решения педагогического совета тот, на кого возложен контроль. Если проект решения был заранее доведен до членов педсовета, то он может не зачитываться. За каждое дополнение и уточнение по проекту решения идет отдельное голосование, а затем голосование проходит по проекту решения в целом с принятыми дополнениями и изменениями.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В том же порядке идет обсуждение, следующих вопросов повестки дня. Проект решения в целом утверждается голосованием.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
Расписание учебных занятий
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Расписание учебных занятий, графики проведения кружковых занятий и внеклассной работы с учащимися в общеобразовательных учебных заведениях составляются на основании учебных планов на полугодие (учебный год), подписываются заместителем директора по учебной (учебно-воспитательной) работе, согласовываются с профсоюзным комитетом и утверждается директором учебного заведения не позже чем за неделю до начала учебных занятий, а также занятий в кружках, секциях и т.д.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Расписание учебных занятий в учебных заведениях нового типа (гимназии, лицее, колледже) согласовывается с местным Центром гигиены и эпидемиологии.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Расписание учебных занятий хранится в учебном заведении 1 год.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Документы о выпускных экзаменах учащихся
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Документы о выпускных экзаменах учащихся (протоколы заседаний экзаменационных комиссий по итогах экзаменов за курс базовой и средней школы, ведомости годовых, экзаменационных и итоговых оценок) ведутся по утвержденной Министерством образования Республики Беларусь форме и хранятся в учебном заведении 75 лет.
" xml:lang="en-US" lang="en-US">III " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Циклограмма приказов по школе (учебному заведению)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Приказы на начало учебного года
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">зачислении учащихся в подготовительные и 10 классы (до 01.09)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О переводе учащихся 1-8,10 классов в следующие классы (численный состав учащихся, до " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">01.09.)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об организации занятий по интересам, факультативов, спецкурсов, курсов по выбору;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О создании групп лечебной физкультуры (специальных медицинских групп, до 15 сентября ежегодно);
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об обучении учащихся на дому (в больнице);
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О назначении ответственных лиц за охрану жизни и здоровья детей при организации общественно полезного и производительного труда, при проведении массовых мероприятий (экскурсий, походов, соревнований и т.д.);
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об утверждении, распределении педагогической нагрузки на данный учебный год, классного руководства, заведовании учебными кабинетами, мастерскими, пришкольным участком;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О распределении функциональных обязанностей между администрацией;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О назначении руководителей кружков, клубов (платных) и т.д.;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об освобождении учащихся от уплаты за питание;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об организации методической работы в школе;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об охране труда и соблюдении техники безопасности;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О прибытии и выбытии учащихся;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О проведении каникул (осенних, зимних, весенних);
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О поощрении и наложении взыскания;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О предоставлении очередного отпуска, на сессию и др.;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О замене уроков;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О проведении предметных олимпиад;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об оказании материальной помощи учащимся, учителям;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">•<Об итогах проведения аттестации педагогических кадров:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"><Издание приказов по вопросам организации учебно-воспитательного процесса на основании приказов ГОО, РОО " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приказы на конец учебного года
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об организованном окончании учебного года;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об организации летней оздоровительной кампании;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О проведении праздника последнего звонка, выпускного вечера:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О допуске учащихся 9 и 11 (12) классов к экзаменам за курс базовой (средней) школы (указывается полностью фамилия, имя, отчество учащихся).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Издание приказа по школе об освобождении от экзаменов учащихся 9, 11 классов (указывается полностью фамилия, имя, отчество учащихся);
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об окончании учебного года учащимися подготовительных, 1-4, 5-8,10 классов и переводе их в следующие классы (при условии отработки учащимися 5-8,10 классов трудовой практики и учебно-полевых сборов в 10-ых классах);
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об учащихся, оставленных на повторный год обучения;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об итогах экзаменов за курс базовой (средней) школы и выдаче документов об образовании (указывается полностью фамилия, имя, отчество учащихся)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О награждении учащихся (золотой) серебряной медалью, похвальным листом на основании приказов ГОО, РОО;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О проведении выпускного вечера;
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об организации работы с учащимися, получившими задания на лето.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Примечание: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кроме этого могут быть изданы приказы по результатам организации учебно-воспитательного процесса: проведение контрольных работ, изучение состояния преподавания учебных предметов, подведение итогов конкурсов, олимпиад и др.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приказ №
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">по средней школе № __ г.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">от " " г.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О проведении аттестаций педагогических работников
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В соответствии с Положением об аттестаций педагогических
работников системы образования Республики Беларусь и на основании решения собрания педагогического коллектива от "_ _"сентября2000г.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приказываю:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Провести с 15 октября 2000 г. по 15 января 2001 г. аттестацию педагогических работников школы. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Утвердить состав аттестационной комиссии на 2000/2001 учебный год:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Включить в состав аттестационной комиссии дополнительно по одному представителю от администрации и профсоюзного комитета (указать фамилию, имя, отчество). " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Утвердить план мероприятий по подготовке и проведению аттестаций педагогических работников в 2000/2001 учебном году. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приказ довести " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">до " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сведения педагогического коллектива. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе (фамилия, имя, отчество).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">по гимназии № г.___________
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">от " " июня года
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О выпуске учащихся 11-ых классов
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В соответствии с Правилами аттестации, перевода, организации экзаменов и выпуска учащихся общеобразовательных школ Республики Беларусь и на основании решения педагогического совета (протокол № от "__" июня, года), в соответствии с приказом районного (городского) отдела образования № ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> о " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">т ___ и в связи с успешной сдачей выпускных экзаменов:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приказываю:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Считать окончившими 11 классов средней школы, наградить
золотой медалью и выдать аттестат об общем среднем образовании
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. На основании Правил аттестации, перевода, организации
экзаменов и выпуска, учащихся общеобразовательных школ Республики Беларусь, решения педагогического совета (протокол № ___от " " июня ____ года) наградить Кравченко Екатерину Николаевну, ученицу 11Б класса Похвальным листом "За особые
успехи в изучении отдельных предметов" (экономика)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">по средней школе № г. _________
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">от " " мая года
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">О допуске учащихся 9-ых и 11-ых классов к выпускным экзаменам
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В соответствии с Правилами аттестации, перевода, организации
экзаменов и выпуска учащихся общеобразовательных школ
Республики Беларусь и на основании решения педагогического совета (протокол № от мая года), и в связи с окончанием учебного года, учащимся, имеющим положительные оценки и удовлетворительное поведение
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Приказываю:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Допустить к сдаче выпускных экзаменов за курс базовой
школы следующих учащихся:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9 класс
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ананича Виктора Ивановича " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Бакунину Ирину Олеговну
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и т.д.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Освободить от сдачи выпускных экзаменов за курс базовой и
средней школы по состоянию здоровья и на основании приказа районного (городского) отдела образования № от " " г. следующих учащихся:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">заседания педагогического совета
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">от " " года
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Присутствовало: 98 чел.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отсутствовало: 5 чел. по болезни
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Повестка дня:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об окончании учебного года и допуске учащихся 9-х, 11-х классов к выпускным экзаменам " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Об освобождении учащихся 11-х классов от выпускных экзаменов.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Слушали: Богнат " xml:lang="en-US" lang="en-US">P " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. " xml:lang="en-US" lang="en-US">M " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. классного руководителя 9 "А" класса, которая проинформировала педагогический совет об успеваемости класса.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">(Заслушиваются выступления классных руководителей 9-х, 11-х классов)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На основании Правил аттестации, перевода, организации экзаменов и выпуска учащихся общеобразовательных школ Республики Беларусь и в связи с успешным окончанием учебного года допустить следующих учащихся 9-х, 11-х классов, имеющих удовлетворительное поведение, к сдаче выпускных экзаменов:
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">9 "А" класс
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ананич Светлану Алексеевну " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Беляк Дмитрия Михайловича
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">и т.д. (9-е и 11-е классы)
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Слушали Дмитриеву А.К. классного руководителя 11 "А" класса по вопросу об освобождении от выпускных экзаменов за курс средней школы Комар Людмилу Ивановну (излагается причина освобождения).
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">заседания педагогического совета
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">от " " года
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Присутствовало: 75 чел.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Отсутствовало: 8 чел. по болезни
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Повестка дня
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Об итогах выпускных экзаменов и окончании базовой школы.
" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Слушали: Иванова П.И. заместителя директора по учебно-воспитательной работе, который проинформировал об итогах выпускных экзаменов.