Какие документы надежно защитят вашу компанию от претензий налоговиков к рекламным расходам
Чем поможет эта статья: Вы узнаете, какие бумаги понадобятся для учета расходов по разным видам рекламы.
От чего убережет: Налоговикам будет сложно назвать ваши затраты необоснованными и, соответственно, доначислить налог на прибыль, а также снять вычеты по НДС.
Рекламные расходы часто вызывают повышенный интерес у налоговиков. Поэтому лучше внимательно отнестись к бумагам, которые связаны с этими затратами. Пакет «рекламных»документов должен подтвердить:
- факт и размер затрат;
- договорные отношения сторон, если компания привлекала рекламное агентство или другого контрагента;
- рекламный характер размещаемой информации (она должна быть предназначена для неопределенного круга лиц);
- цели рекламных акций, которые должны быть непосредственно связаны с деятельностью компании.
Если ваша компания на «упрощенке»
Рекомендации, приведенные в данной статье, актуальны как для компаний на общем режиме, так и для применяющих упрощенную систему.
Бумаги, которые придется оформить в любом случае
Сначала рассмотрим набор документов, который пригодится, чтобы обосновать расходы независимо от вида рекламы.
Приказ, план рекламной акции, маркетинговая политика. Глава компании должен издать приказ о проведении рекламной акции. В нем нужно назвать цели акции и какие товары (услуги) будут рекламироваться. Также хорошо, если из приказа будет понятно, какие виды рекламы предполагается использовать, и сроки, в которые проводится акция. В этом же приказе руководитель назначает ответственного за рекламную кампанию.
Затем мероприятия, которые планируются в ходе рекламной акции, нужно конкретизировать в плане (программе). Из этого документа должно быть ясно, на кого рассчитана реклама. А также этапы, порядок проведения и планируемый положительный эффект от акции. План утверждает руководитель.
Хорошо, когда в компании есть и более глобальный документ, уже не привязанный к одной рекламной акции. Речь идет о маркетинговой политике. Изложенные в ней стратегии продвижения товаров помогут обосновать рекламные расходы. Кроме того, в этом документе или в приложениях к нему можно изложить правила проведения рекламных акций. Например, компания собирается раздавать образцы продукции. Тогда в правилах нужно отразить, кто, кому и в каком порядке выдает образцы, как они списываются, какую отчетность нужно составить, когда акция будет завершена. Если же у компании нет подобного документа, данные правила можно прописывать в приказе руководителя или плане конкретной рекламной акции.
Важная деталь
Вам будет проще обосновать расходы на рекламу при наличии маркетинговой политики - глобального документа по всем рекламным акциям компании.
Бюджет и смета. Желательно иметь рекламный бюджет компании на год. Этот документ показывает, что организация обдуманно подходит к рекламным расходам и тщательно их планирует. Бюджет тоже утверждает руководитель. Кроме того, на каждую рекламную акцию рекомендуем иметь свою смету расходов. В ней приводится перечень затрат с их предполагаемыми суммами.
Договор и акт. Самый удобный способ разместить рекламу - переложить все на специализированную компанию. Поэтому многие обращаются за помощью к рекламным агентствам. Обычно с ними заключают агентский договор или договор оказания услуг. В любом случае нужно проверить, чтобы в договоре или приложении к нему были детально описаны все услуги агентства. Должен быть понятен вид рекламы, когда и где она должна быть размещена, как определяется стоимость услуг агента. К договору может прилагаться и техническое задание (например, в случае, когда контрагенту поручают создать видеоролик).
А когда компания заказывает каталоги, буклеты, у нее должен быть в наличии договор на изготовление рекламной продукции.
Скажем и про мерчендайзинг. Поставщики товаров в розничные сети часто оплачивают услуги магазина по выкладке товаров и т. п. Эти услуги схожи с рекламными, ведь у них такая же цель - привлечь внимание покупателей к товарам. На мерчендайзинг можно заключить отдельный договор. Или же включить эти услуги в договор поставки (тогда он будет считаться смешанным). Но по продовольственным товарам отдельный договор на оказание услуг обязателен (ч. 11, 12 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381 - ФЗ). В противном случае компании грозит штраф от 1 млн до 5 млн руб. (ч. 5 ст. 14.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Теперь об акте сдачи - приемки услуг. Из него должно следовать, что контрагент выполнил свои обязанности по договору. Для этого нужно перечислить услуги, которые он оказал. В том числе назвать продукцию, которую рекламировали, где и когда это происходило и привести стоимость услуг агента. Пример акта посмотрите ниже.
Счета - фактуры, «первичка», платежки. Без этих документов тоже не обойтись. Они подтвердят сами расходы и их сумму.
Отчет о проведении рекламной акции. Если компания проводит рекламную акцию своими силами, по ее итогам придется составить отчет. Либо организация получит аналогичный документ уже готовым - это когда задействовано рекламное агентство. Впрочем, здесь возможен и такой вариант. Всю подробную информацию о рекламной кампании агентство приведет в акте приемки - сдачи услуг. К отчету (акту) агент должен приложить все документы, которые подтверждают размещение рекламы и сумму расходов.
Важная деталь
По итогам рекламной акции нужно составить отчет (или получить аналогичный документ от агента).
Если акция была успешна, желательно составить еще одну бумагу. В ней можно зафиксировать рост объема продаж товаров или прибыли компании после того, как проведена рекламная акция.
Документы, которые подтверждают конкретный вид рекламы
Перейдем к специфике разных видов рекламы. Документы, которые нужно иметь в каждом случае помимо стандартного набора, мы привели в таблице.
Проведение рекламных акций
Раздача образцов товаров, розыгрыши призов в виде реализуемой продукции, продажа товаров за 1 гривну — эти и подобные акции регулярно используются торговыми компаниями в рекламных целях. О том, как правильно провести такие акции и как их проведение отражается в налоговом учете, читайте далее в данной статье.
Что такое рекламная акция
Законом № 270 установлено, что реклама — это информация о лице либо товаре, распространенная в какой-либо форме и каким-либо способом (изготовление рекламных иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, продукции с рекламным логотипом или изображением, предназначенных сформировать либо поддержать осведомленность потребителей такой рекламы и их интерес к лицу или товару).
Данным Законом установлено также, что потребители рекламы — это неопределенный круг лиц, на которых направлена такая реклама, а товар — какой-либо предмет хозяйственного потребления, в том числе продукция, работы, услуги, ценные бумаги, объекты права интеллектуальной собственности, относительно которых такая реклама предоставляется.
Из приведенного выше следует, что распространение товаров, в том числе бесплатное или по сниженным ценам, не противоречит законодательству Украины и может быть проведено в рамках рекламной акции — ведь путем распространения товаров по сниженным ценам или в виде подарков и выигрышей как передается информация о свойствах товара, так и привлекается внимание потребителей рекламы к данному товару либо предприятию, которое его распространяет.
Отражение расходов на проведение рекламной акции в налоговом учете
Налог на прибыль
Расходы на проведение рекламных акций плательщиков налога на прибыль в налоговом учете относится в состав валовых расходов в соответствии с пп. 5.4.4 Закона № 334 как расходы на проведение предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ, услуг), продаваемых (предоставляемых) таким плательщиком налога. Обратите внимание на то, что к валовым расходам по пп. 5.4.4 относятся расходы на рекламу только тех товаров, работ и услуг, которые реализует предприятие, прошедшее рекламную акцию.
Указанным пп. Закона № 334 установлено ограничение в размере отнесения указанных расходов в состав валовых расходов — не более 2% от налогооблагаемой прибыли плательщика налога за предыдущий отчетный (налоговый) год.
НДС
В отношении же налогового кредита по НДС, возникающего при приобретении товаров, которые затем будут розданы в рамках рекламной акции, позиция ГНАУ спорная.
В своем письме № 5436/6/15-2315 ГНАУ указывает, что к налоговому кредиту по НДС могут быть отнесены только те товары, которые по пп. 5.4.4 Закона № 334 были отнесены в состав валовых расходов. С точки зрения ГНАУ, только те товары, стоимость которых отнесена на валовые расходы, являются использованными в хозяйственной деятельности.
Согласиться с такой точкой зрения сложно, так как ограничение, установленное пп. 5.4.4, действует только для обложения налогом на прибыль и никак не должно ограничивать права плательщика НДС на налоговый кредит. Но в случае если предприятие решит отнести в состав налогового кредита всю сумму НДС, уплаченную при приобретении товаров, предназначенных для раздачи в рамках рекламной акции, то оно должно быть готово к отстаиванию своих интересов перед налоговой инспекцией в суде.
НДФЛ
Бесплатная раздача образцов товаров в рамках рекламной акции приравнивается к их дарению. Пп. 4.2.9 Закона № 889 утверждает, что стоимость бесплатно переданных товаров, а также скидок с цены (стоимости) товаров, которая превышает обычную, рассчитанную по правилам определения обычных цен (в размере такой скидки), относится к налогооблагаемому доходу физлиц 1.
Однако для того чтобы товары, розданные либо проданные со скидкой в рамках рекламной акции, стали налогооблагаемым доходом их получателей, необходимо, чтобы было соблюдено основное условие: возможность персонифицировать таких получателей. Возможно это только в том случае, если передача акционных товаров оформлялась актом приема-передачи или другим документом, подтверждающим передачу товара конкретному лицу. В этом случае предприятие, как налоговый агент, обязано определить сумму НДФЛ с дохода физлица и перечислить рассчитанную сумму в бюджет. При этом, поскольку, как правило, в рекламных акциях запрещено принимать участие работникам предприятия, проводящего такую акцию, то предприятию приходится платить НДФЛ за счет собственных средств (чистой прибыли). О доходе, возникшем у физлиц, и сумме НДФЛ предприятие-налоговый агент обязано отчитаться в форме 1ДФ 2. Указанный доход отражается в отчете по форме 1 ДФ с признаком дохода 30 «Подарок».
1 Определяется в соответствии с п. 1.20 Закона № 334.
2 Утверждена Приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451.
Если же такой документ в ходе рекламной акции не составили, то обязанности начислить и уплатить НДФЛ у предприятия не возникает.
Документальное оформление проведения рекламной акции
Для того чтобы бесплатная раздача, продажа по сниженным ценам или розыгрыш товаров были признаны осуществленными в рамках рекламной акции, следует правильно оформить документы, подтверждающие проведение рекламной акции и понесение расходов в рамках такой акции.
Прежде всего — составить приказ о проведении рекламной акции. Типовой формы такого приказа нет, поэтому при его составлении следует соблюдать стандартные правила составления деловой документации (наличие в документе названия предприятия, места составления документа, даты составления документа, подписи должностного лица, уполномоченного утверждать приказы на предприятии). В данном приказе, кроме прочих реквизитов, следует указать:
— цель проведения данной акции;например «бесплатная раздача (продажа по сниженным ценам, розыгрыш) товаров для увеличения потребительского спроса»;
— наименование и количество товаров, которые будут розданы (проданы, разыграны);
— порядок раздачи (продажи, розыгрыша) товаров в рамках рекламной акции;
— материально ответственное лицо, отвечающее за раздачу товаров (проведение розыгрыша);
— дату начала и окончания рекламной акции.
Передача материально ответственным лицам товаров для бесплатной раздачи отражается расходной накладной. Выполнение работниками задания по раздаче товаров подтверждается актом приема-передачи. В случае же, если такая раздача носила массовый характер и факт раздачи невозможно подтвердить документально, в качестве документа, являющегося основанием для составления акта на списание розданных акционных товаров, является отчет материально ответственного лица. Типовой формы отчета о выданных под отчет товарах, в отличие от отчета о полученных под отчет денежных средствах, действующим законодательством не установлено. Поэтому предприятие, проводящее рекламную акцию, самостоятельно устанавливает форму подаваемого отчета, соблюдая при этом требование по сути этого документа: в отчете необходимо указать, какое количество и каких товаров материально ответственное лицо получило, и какое количество этих товаров было роздано.
Если условиями рекламной акции предусмотрена реализация товаров по сниженным ценам, то документом, подтверждающим такую реализацию, будет расчетный документ (чек, квитанция, банковская выписка).
Налоговые последствия невозврата работником товаров, переданных ему для проведения рекламной акции
Если в ходе рекламной акции не все товары были розданы потребителям рекламы, то остаток товаров должен быть возвращен материально ответственным лицом на склад предприятия.
В отличие выдачи под отчет денежных средств, действующим законодательством не установлены такие предельные сроки возврата товарных остатков, нарушение которых влечет за собой штрафные санкции по отношению к работнику. Предельным сроком возврата товаров в данном случае будет общий срок исковой давности, установленный ст. 257 ГКУ в три года. До окончания данного срока невозвращенный работником остаток товаров учитывается как дебиторская задолженность на счете 37 (с точки зрения автора, правильнее учитывать эту задолженность на счете 377 «Расчеты с прочими дебиторами», так как на счете 372 «Расчеты с подотчетными лицами», как правило, учитываются расчеты с лицами, получившими под отчет денежные средства).
По окончании срока исковой давности стоимость товаров, не возвращенных работником, включается в состав налогооблагаемого дохода работника (пп. 4.2.11 Закона № 889), с применением с целью удержания НДФЛ коэффициента по п. 3.4 Закона № 889. Указанный НДФЛ удерживается из заработной платы работника, а в случае, если на момент списания дебиторской задолженности такое физлицо уже не пребывает с предприятием в трудовых отношениях, то НДФЛ уплачивается за счет собственных средств предприятия.
Для предприятия же в налоговом учете стоимость таких товаров должна попасть в состав валовых доходов того периода, в котором истек срок исковой давности (пп. 12.1.2 Закона Украины № 334), поскольку ранее стоимость таких товаров была отнесена в состав валовых расходов. В части же НДС с 31 марта 2005 года налогоплательщики не осуществляют корректировку налоговых обязательств по НДС как в случае признания долга безнадежным, так и в случае урегулирования сомнительной задолженности.
Возможность указания нулевой цены в расчетных документах и ценниках на акционный товар
На практике предприятия, особенно те из них, которые осуществляют розничную торговлю, проводят рекламное мероприятие, которое заключается в бесплатной раздаче товаров для целей увеличения потребительского спроса и объемов продажи, выставляя акционные товары прямо в торговом зале.
Эти товары размещены отдельно от других, представленных для реализации в торговом помещении. Поскольку, несмотря на бесплатное предоставление (или продажу со скидкой), акционные товары продолжают оставаться товарами, то рядом с ними должен быть установлен ценник.
В процессе проведения рекламного мероприятия предприятие фактически не получает денежных средств за товары, раздача которых осуществляется во время проведения мероприятия, то есть денежное отражение стоимости этих товаров за количественную единицу (цена) равняется нулю.
С учетом этих обстоятельств и учитывая разъяснение № 200/3-10/378 и письма № 5279 о возможности установления на акционных товарах ценников «0 грн. 0 коп.», цена акционных товаров, указанная в ценнике, может равняться нулю.
Нормативна база
Закон № 270 – Закон Украины от 03.07.1996 г. № 270/96-ВР «О рекламе».
Закон № 334 – Закон Украины от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР «О налоге на прибыль предприятий».
Письмо № 5436/6/15-2315 – Письмо ГНАУ от 13.06.2005 г. № 5436/6/15-2315.
ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV. 5. Закон № 889 – Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.
Разъяснение № 200/3-10/378 – Разъяснение Государственной инспекции по контролю за ценами от 02.03.2007 г. № 200/3-10/378.
Письмо № 5279 - Письмо Госкомпредпринимательства от 18.07.2007 г. № 5279.
4日放送の「ワイド!スクランブル」(テレビ朝日系)で、日の丸のワッペンにボカシ処理がされるシーンがあった。番組では、大腸がんを告白し舞台「THE WINDS OF GOD」を降板した今雅之が、開幕した舞台に登場して挨拶したことを伝えた。「THE WINDS OF GOD」は今が自ら原作、戦時中のゼロ戦特攻隊がテーマの演劇だ。
VTRでは過去の舞台での今が映され、降板の今から想いを託されて代役を務める重松隆志のインタビューも併せて紹介した。重松のインタビューでは、今が活躍した「THE WINDS OF GOD」の過去映像が流れた。ところが、CMに入る直前の映像で、特攻隊員を演じる今の衣装の日の丸のワッペン部分にボカシ処理がされていた。
от 180 баллов – для уменьшения оплаты образовательных услуг за 1 семестр обучения на 100%.
3. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ
3.1. Акция распространяется на абитуриентов, поступающих в /2016 учебном году в Институт на основании среднего общего образования на первый курс очной формы обучения по программе бакалавриата на одно из следующих направлений подготовки: 030900 (40.03.01) «Юриспруденция», 080100 (38.03.01) «Экономика», 080200 (38.03.02) «Менеджмент» и 37.03.01 «Психология».
3.2. Абитуриент должен представить сведения о результатах сдачи ЕГЭ или года по общеобразовательным предметам, соответствующим перечню вступительных испытаний для каждого отдельного конкурса, информации о формах проведения вступительных испытаний, проводимых Институтом самостоятельно (приложение № 2 к Правилам приема в Уральский гуманитарный институт от 24 сентября года).
3.3. Поступающий должен подать личное заявление о приеме и документы, необходимые для зачисления в состав студентов в приемную комиссию в срок проведения акции.
3.4. Поступающий должен подать личное заявление о праве на льготу (свидетельство о результатах ЕГЭ представляется поступающим по желанию) в приемную комиссию в срок проведения акции.
3.5. Поступающий должен представить оригинал документа установленного образца или заявление о согласии на зачисление в состав студентов не позднее 31 июля года (не позднее 18.00 по местному времени дня, установленного Институтом в качестве даты завершения представления оригинала документа установленного образца или сведений о согласии на зачисление по очной форме обучения).
3.6. Поступающий должен заключить с Институтом договор о подготовке бакалавра.
3.7. Поступающий должен внести на расчетный счет Института первый платеж за обучение (равный не менее 1/5 стоимости оказания Институтом образовательных услуг в I семестре /2016 учебного года) в срок проведения акции.
4. УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ВАКАНТНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПРИЕМА
НА ОБУЧЕНИЕ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИНСТИТУТА
(ЛЬГОТА В РАЗМЕРЕ 100%)
4.1. Поступающий допускается до участия в конкурсе на вакантные места для приема на обучение за счет собственных средств Института (льгота в размере 100%) при соблюдении следующих условий: