Вторник, 16.04.2024, 22:59
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [98]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [146]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [44]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Основные приказы

Приказ о списания основных средств образец заполнения акта

Заполняем акт на списание основных средств форма ОС-4.

Главная Образцы документов Заполняем акт на списание основных средств форма ОС-4.

Акт списания служит основанием для снятие объекта основных средств с учета. Если основное средство принимается на основании акта приема-передачи форма ОС-1 и форма ОС-1а. то для выбытия объекта Минфином разработаны унифицированные бланки актов: форма ОС-4 — для одного объекта, форма ОС-4а — для автотранспорта, форма ОС-4б — для группы объектов.

Скачать бланки актов списания можно в конце статьи.

Как правильно заполнить акт? В качестве примера приведем оформление акта форма ОС-4.

Образец акта списания объекта основных средств ОС-4:

Необходимость списать ОС возникает тогда, когда объект приходит в негодность по своим физическим или моральным свойствам. При этом руководитель предприятия издает соответствующий приказ на списание и создается комиссия, которая контролирует этот процесс и подписывает заполненный акт. Также на документе ставит свою подпись руководитель предприятия. Данные о выбытии объекта заносятся в инвентарную карточку.

Бланк формы ОС-4 состоит из трех таблиц.

Первая таблица заполняется на основании имеющегося акта приема-передачи объекта, который составлялся при поступлении ОС на предприятие, в этой таблице содержится общая информация об объекте, сроке эксплуатации и начисленной амортизации.

Вторая таблица отражает особенности объекта, содержание в нем драгоценных металлов, также эту информацию можно почерпнуть из акта приема-передачи ОС-1, ОС-1а, ОС-1б.

В третьей таблице перечисляются затраты, возникшие в связи со списанием основного средства и его демонтажом, при этом зачастую остаются материалы, пригодные для дальнейшего использования, которые приходуются в качестве ТМЦ, стоимость этих ТМЦ также отражается в третьей таблице вместе с соответствующими проводками бухгалтерского учета.

Образец заполнения акта списания ОС-4 - скачать .

Скачать бланк форма ОС-4 - ссылка .

Скачать бланк форма ОС-4а - ссылка .

Скачать бланк форма ОС-4б - ссылка .

Оформление и отражение в учете текущего ремонта

Вопрос

Автономное учреждение (школа) в целях подготовки к новому учебному году провело текущий ремонт учебных кабинетов своими силами, в связи с чем были закуплены краска, лак, фанера и т.д. Вопрос: 1. Какие документы, кроме акта на списани е. необходимы чтобы списать материалы для текущего ремонта (читала что нужны приказ на проведение текущего ремонта, дефектная ведомость, смета и акт выполненных работ)? 2. Как правильно оформить данные документы, прошу привести примеры?

Ответ

Необходимость проведения ремонтных работ должна быть подтверждена документально. Таким документом может быть акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства (дефектная ведомость). Можно использовать самостоятельно разработанный бланк, например, акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства. Примерная форма акта приведена ниже. Также учреждению целесообразно составить смету на проведение ремонтных работ. Если ремонт ведется собственными силами, то расходы на его проведение отражаются по соответствующим статьям затрат и, как правило, ограничиваются стоимостью использованных материалов.

При ремонте своими силами для подтверждения выполнения ремонтных работ потребуются:

- документы, в которых отражена оплата приобретенных материалов для проведения работ;

- акт на списание материальных запасов (ф. 0504230), отражающий расходование материалов.

Данный акт применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухучета материальных запасов. В случае если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, они прилагаются к Акту (Методические указания по применению форм первичных учетных документов, утвержденные приказом Минфина России от 15.12. г. № 173н). В графе 8 «Направление расхода»данного акта указывается соответствующее основание (ремонт определенного объекта). Если имеются какие-то распорядительные документы руководителя о ремонте (приказ, расчеты, сметы) - они прилагаются к акту. Пример заполнения акта на списание материальных запасов (ф. 0504230) приведен ниже.

Подтверждение объема фактически выполненных работ может осуществляться на основании акта, оформленного по форме, утвержденного в составе учетной политики учреждения. Формы № КС-2 или № КС-3 в данном случае не подходят.

Заключительный этап оформления хозяйственных операций, связанных с текущим ремонтом зданий (сооружений) - оформление Акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0306002). При осуществлении текущего ремонта хозяйственным способом данный Акт составляется в одном экземпляре, подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Пример заполнения Акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0306002) приведен ниже.

1. Рекомендация: Как документально оформить проведение ремонта основных средств

Необходимость проведения ремонтных работ должна быть подтверждена документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря г. № 402-ФЗ. п. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н ). Таким документом может быть акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства (дефектная ведомость).* Для некоторых отраслей предусмотрены унифицированные формы таких документов. Например, для оформления выявленных дефектов подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов используется дефектная ведомость. утвержденная постановлением Минтранса России от 9 января 2004 г. № 2. Дефекты основных элементов трубопроводов тепловых электростанций отражаются в ведомости дефектов трубопроводов (утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 18 июня 2003 г. № 94 ).

Если унифицированной формы документа, подтверждающего обнаруженные дефекты, не установлено, используйте самостоятельно разработанный бланк, например, акт о выявленных неисправностях (дефектах) объекта основных средств. Главное, чтобы самостоятельно разработанный бланк содержал все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. В акте необходимо указать неисправности основного средства и предложения по их устранению.

Количество экземпляров акта о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства (дефектной ведомости) будет зависеть от того, кому принадлежит имущество и кто будет делать ремонт. Если учреждение решило своими силами отремонтировать основные средства, достаточно одного экземпляра. Если работы будет выполнять сторонний подрядчик, акт (дефектную ведомость) лучше заполнить в нескольких экземплярах по числу участвующих в ремонте организаций. В этом случае документы должны подписать представители всех задействованных сторон.*

Если ремонтируется новое оборудование, неисправность которого была выявлена при его монтаже (т. е. до принятия на учет в качестве основного средства), используется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16 ).

При передаче основного средства в ремонт в специальное подразделение учреждения (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение по форме № ОС-2 (0306032). Если при ремонте местонахождение основного средства не меняется, накладную составлять не нужно. Такой порядок следует из указаний. утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

Если учреждение выполняет ремонтные работы не собственными силами, с исполнителями должен быть заключен договор подряда (ст. 702 ГК РФ ).

Главбух советует: если объект основных средств передается подрядчику для длительного ремонта, оформите акт о приеме-передаче объекта основных средств в ремонт. В случае утраты (порчи) объекта основных средств подписанный акт позволит учреждению потребовать у подрядчика возмещения причиненных убытков (ст. 714 и 15 ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу данного объекта основных средств подрядчику будет затруднительно.

В договоре подряда может быть прописано, что материалы для ремонта основного средства заказчик передает подрядчику (ст. 704 ГК РФ ). При передаче материалов составьте накладную на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007 ). На ее основании в учете отразите перемещение материальных запасов. Для контроля за ними к аналитическому счету 0.105.00.000. на котором учитываются передаваемые материальные запасы, можно открыть субсчет «Материальные запасы у подрядчика».

По окончании ремонта подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материальных запасах (ст. 713 ГК РФ ). На основании полученного отчета материальные запасы нужно списать на счета учета затрат.

По окончании ремонтных работ составляется акт о приеме-сдаче отремонтированных основных средств по форме № ОС-3. Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом выполнен ремонт. Только в первом случае учреждение оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором - в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывается:

  • приемочной комиссией, созданной в учреждении;
  • сотрудником, ответственным за ремонт основного средства (или представителем подрядчика);
  • сотрудником, ответственным за сохранность основного средства после ремонта.
  • После этого акт утверждает руководитель учреждения, и его передают бухгалтеру. При получении акта сведения о проведенном ремонте отразите в инвентарной карточке учета основного средства по форме № 0504031 (№ 0504032 ). Об этом сказано в указаниях. утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. и Методических указаниях. утвержденных приказом Минфина России от 15 декабря 2005 г. № 173н .

    Если подрядчик проводил ремонтные работы здания (сооружения или помещения), которые признаются строительно-монтажными, то дополнительно к акту по форме № ОС-3 (0306002) должны быть подписаны акт приемки по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3. утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 .

    2. Статья: Списываем материалы для ремонта

    Какие документы нужно оформить для списания стройматериалов на выполнение в учреждении ремонтных работ хозспособом?

    В рассматриваемом случае основание для списания строительных материалов - Акт о списании материальных запасов ( ф. 0504230 ). Данный акт применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухучета материальных запасов. В случае если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, они прилагаются к Акту ( Методические указания по применению форм первичных учетных документов, утвержденные приказом Минфина России от 15 декабря г. № 173н ).

    В графе 8 «Направление расхода»данного акта указывается соответствующее основание (ремонт определенного объекта). Если имеются какие-то распорядительные документы руководителя о ремонте (приказ, расчеты, сметы) - они прилагаются к акту.*

    Другие документы, относящиеся к ремонту (например, табеля учета рабочего времени, накладные), являются основанием для отражения в учете иных соответствующих операций - начисления оплаты, перемещения материалов и т. д.

    3. Статья: Ремонт офиса: подтверждение затрат

    Какими документами оформить ремонт офиса собственными силами, а какими - с привлечением подрядчика?

    Порядок оформления документов при ремонте помещений различного назначения не урегулирован. Организации самостоятельно разрабатывают систему внутреннего документооборота.

    Например, для подтверждения экономической обоснованности расходов, связанных с ремонтом офиса, организация может составить акт осмотра офиса комиссией с указанием показаний для ремонта. Перечень необходимых работ следует утвердить приказом руководителя с назначением ответственного исполнителя. По перечню составляется смета на ремонт. В ней основными позициями будут объем работ и расчет необходимого количества материалов. Стоимостные показатели в такой смете будут играть условную роль. Здесь главное - не допустить перерасхода материалов либо обосновать его. Списание материалов можно оформлять актами, форма которых подлежит утверждению учетной политикой.* В них для списываемых материалов рекомендуется предусмотреть позиции: «По норме на объем выполненных работ», «Перерасход», «Экономия». В случае отклонения фактического списания материалов от нормы решения по таким отклонениям принимаются руководителем организации на основании служебной записки ответственного лица. Если допущен перерасход, то в случае признания его обоснованным стоимость перерасхода материалов подлежит учету в составе налоговых расходов.

    В противном случае он покрывается за счет виновных лиц или за счет собственных средств организации без учета для целей налогообложения. Окончание ремонта можно оформить актом произвольной формы. Формы № КС-2 или № КС-3 в данном случае не подходят. Впрочем, можно оформить и № КС-2. подписав его в одном экземпляре.*

    Если ремонт производится подрядчиком, то к договору с ним следует приложить смету с объемами работ и расчетом их стоимости. Утвержденная заказчиком смета будет являться обоснованием цены договора подряда. Ремонтные работы можно принимать по форме № КС-2. В ней отражаются объемы завершенных работ, по которым к заказчику переходят риски случайной гибели или повреждения результатов работ. Приемка работ производится в соответствии со статьей 753 ГК РФ и условиями договора.

    ЖУРНАЛ «УЧЕТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ», № 9, СЕНТЯБРЬ 2009

    4. Статья: Учет затрат на ремонт школы

    Субъекты РФ должны отчитываться о числе общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капремонта*. Расскажем о том, на какие нюансы учета расходов надо обратить внимание в данном случае.

    Что считается ремонтом 


    Ремонт основных средств следует отличать от иных мероприятий по восстановлению основных средств - реконструкции, модернизации и дооборудования.

    Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря г. № 171н. устанавливают следующий перечень работ, которые относятся к текущему и капитальному ремонту (реставрации) нефинансовых активов:

    устранение неисправностей (восстановление работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;

    поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей объектов нефинансовых активов (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь объектов, пропускная способность и так далее) на изначально предусмотренном уровне;

    проведение некапитальной перепланировки помещений;

    реставрация нефинансовых активов, за исключением работ, носящих характер реконструкции, модернизации, дооборудования.

    План ремонта 


    Как правило, ремонты в образовательных учреждениях проводятся согласно системе планово-предупредительного ремонта. Она предполагает разработку и утверждение плана и сметы всех видов ремонтов на очередной финансовый год и на ближайшую перспективу (три-пять лет).

    При разработке плана учитываются техническое состояние зданий и сооружений, необходимость замены конструктивных элементов, обеспечения нормального температурно-влажностного режима в помещениях школы и иные характеристики. Смета ремонта рассчитывается по объемам планируемых работ (с учетом потребности в материальных запасах). При этом могут отдельно планироваться и оцениваться ремонты, проводимые подрядным способом и собственными силами (хозяйственным способом).
*

    Бухучет расходов 


    Для целей бухгалтерского учета основное отличие всех видов ремонта (текущего, капитального и среднего) от иного восстановления основных средств заключается в том, что расходы на ремонт не увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость активов, а списываются на увеличение текущих расходов.

    В государственных и муниципальных учреждениях ремонт, как правило, финансируется за счет субсидий на выполнение госзадания (иногда капитальный ремонт может финансироваться за счет субсидий на иные цели), а мероприятия по восстановлению, увеличивающие первоначальную стоимость основных средств, - за счет субсидий на цели осуществления капитальных вложений (код финансового обеспечения - «6»).

    Для финансирования расходов на ремонт основных средств могут привлекаться не только средства бюджета, но и собственные средства учреждения (полученные от приносящей доход деятельности).

    Ремонтные работы на объектах, используемых в основной деятельности, как правило, финансируются за счет средств субсидий, выделяемых на финансирование государственных и муниципальных услуг.

    Ремонт объектов основных средств, используемых в приносящей доход деятельности, обычно финансируется из собственных средств учреждения, которые получены от соответствующего вида деятельности, согласно плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

    Привлечение подрядчика


    Для учета расходов на ремонт основных средств применяется код 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»КОСГУ. Однако Указаниями о порядке применения бюджетной классификации установлено, что по данной подстатье отражаются только расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов.

    То есть код 225 следует применять только при осуществлении ремонта подрядным способом - когда для выполнения работ привлекаются сторонние специализированные организации.

    При этом может возникнуть вопрос: следует ли отражать стоимость материальных запасов, использованных подрядчиком (исполнителем работ) по коду 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»? По мнению автора, в подобных случаях следует руководствоваться нормами гражданского законодательства. В соответствии со статьей 704 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. При этом предполагается, что в цену договора включается стоимость и работ, и материалов.

    Таким образом, если не заключается отдельный договор или соглашение на поставку материалов для ремонта, оснований для отражения их стоимости по коду 340 нет.

    На практике данный вопрос должен решаться на стадии планирования бюджетных средств - если средства будут выделяться общей строкой по коду 225 (без выделения средств на финансирование ремонтных материалов), то договор подряда следует заключать без дополнительных условий.

    В этом случае обязательства будут приниматься также в общей сумме.

    Если же средства на приобретение материальных запасов выделяются отдельно, по нашему мнению, следует уточнить порядок их отражения в системном бухгалтерском учете - так как складской учет в данном случае вестись не будет (материалы фактически на склад учреждения не поступают).

    При проведении ремонта основных средств, используемых в приносящей доход деятельности, соответствующие расходы, как правило, относятся на увеличение себестоимости услуг.

    При этом предполагается, что ремонту за счет собственных средств подлежат здания и помещения, используемые при оказании платных образовательных услуг - то есть объекты основных средств общехозяйственного назначения.

    Ремонт хозспособом


    Если ремонт ведется собственными силами, то расходы на его проведение отражаются по соответствующим статьям затрат и, как правило, ограничиваются стоимостью использованных материалов.
*

    Штатные работники образовательного учреждения могут проводить ремонтные работы в рамках своих обязанностей. Поэтому обособление расходов на оплату труда (как в плановых документах, так и при отражении в учете произведенных затрат) работников, занятых ремонтом зданий и помещений школы, представляется необоснованным.

    Особенностью ремонтных работ в школах является то, что часть материалов может поступать безвозмездно - от родителей учеников или местных организаций. Такие материалы должны приходоваться по соответствующему счету учета материальных запасов.

    Налоговый учет операции 


    Напомним, что в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.

    В отношении материалов, полученных от разборки, демонтажа объектов или отдельных конструкций (что может быть обусловлено особенностями проведения ремонта), подобная льгота налоговым законодательством не предусмотрена.

    В соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества, полученного при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, учитывается в составе внереализационных доходов.

    Таким образом, стоимость материалов, полученных в результате ремонта, увеличивает налоговую базу, но если впоследствии они будут использованы в приносящей доход деятельности образовательного учреждения, их стоимость может быть включена в состав налоговых расходов (в налоговом учете суммы признаются, только если они экономически обоснованы и документально подтверждены).

    Важно запомнить

    Ремонт в школе может выполняться за счет средств бюджета, доходов от приносящей доход деятельности и взносов родителей учеников.

    5. Форма: Акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства

    Ликвидируем ненужную недвижимость

    Отражаем в бухгалтерском и налоговом учете снос здания, дальнейшее использование которого нецелесообразно

    Ликвидация недвижимости — сложная и затратная операция. Как правило, недвижимость ликвидируют, если она стала мешать организации. К примеру, стала нерентабельной: затраты на ее содержание существенно превышают сумму дохода, получаемого от ее использования. Или бывает, что на месте старого объекта предполагается возвести что-то более новое (более мощное, экономичное, современное), эксплуатация или продажа чего должна принести больше дохода. С налоговым и бухгалтерским учетом ликвидации недвижимости, учтенной как основное средство, мы и будем разбираться. Но сразу оговоримся: данная статья не касается вопросов, связанных с принудительным сносом недвижимости (как, например, в случаях сноса самовольных построек).

    Оформляем документы на ликвидацию

    Итак, устаревшая недвижимость напрасно занимает место и не приносит должного дохода. Ее снос вызывает сложности не столько с учетно-бухгалтерской точки зрения, сколько с точки зрения организационно-согласовательной. Ведь снос зданий — это не разбор шкафа в офисе.

    ЭТАП 1. Принимаем и оформляем решение о ликвидации недвижимости

    Прежде всего организация должна зафиксировать на бумаге свое решение о ликвидации недвижимости.

    По правилам, установленным для ликвидации основных средств, надо создать ликвидационную комисси ю п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания). Для этого руководитель должен подписать приказ о ее назначении. В состав ликвидационной комиссии надо включить главного бухгалтера (бухгалтера) и лиц, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

    Также в комиссию целесообразно включить представителей технической (или инженерной) службы.

    Цель работы комиссии — оценить, нужно ли сносить здание или не т п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания). Само это решение, а также его обоснование комиссия должна отразить в акте на списание объекта основных средств по форме № ОС-4 утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.

    Часто бывает, что руководитель (он же единоличный собственник) самостоятельно принимает решение о сносе здания. В этом случае создавать комиссию нет смысла. Но акт на списание объекта основных средств вам все равно лучше сделать. Поскольку форма № ОС-4 — унифицированная. И чтобы не спорить с проверяющими по вопросу того, почему вы неправильно заполнили унифицированную форму (а уж тем более вообще не заполнили ее), лучше составить акт ОС-4 по инструкции — «как надо».

    Кстати, забегая вперед, скажем, что акт ОС-4 важен и для обоснования расходов, связанных со сносом здания, в налоговом учете. Ведь он (по пока еще действующим правилам) является обязательным документом, подтверждающим сам факт сноса здания.

    Из авторитетных источников

    Приказ о списания основных средств образец заполнения акта

    БАХВАЛОВА Александра Сергеевна

    Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    “ По действующему законодательству первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом «О бухгалтерском учете» п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Для случаев ликвидации объекта ОС в альбомах унифицированных форм содержится форма первичного учетного документа — форма № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)» утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Следовательно, при списании основного средства (здания) надо оформить именно акт по форме № ОС-4, который должен быть подписан членами ликвидационной комиссии.

    На мой взгляд, самостоятельно составленный организацией документ (полностью заменяющий собой акт по форме № ОС-4) не должен быть принят к учету в качестве первичного документа ” .

    Итак, акт ОС-4 вам понадобится. Но будьте готовы к сложностям с его заполнением, поскольку форма этого акта не учитывает всех нюансов ликвидации недвижимости: она предназначена для списания различных основных средств.

    Если решение о ликвидации выносит комиссия, а руководитель утверждает его, то, чтобы заполнить этот акт достоверно, придется вносить в него дополнительные реквизиты. Поскольку в нем надо отразить, помимо самого принятого решения о ликвидации, еще и ее результаты. Ведь ликвидировать недвижимость за 5 минут просто невозможно. В этом случае понадобятся как минимум разные строки для дат подписания первых двух разделов акта (составляемых до ликвидации) и третьего его раздела. Третий раздел называется «Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания», и составить его должна бухгалтерия по результатам ликвидации.

    Но можно пойти и по другому пути. К примеру, можно составить отдельный приказ руководителя, утверждающий решение о сносе здания. А акт ОС-4 бухгалтерия составит исключительно для отражения в учете результатов сноса. Но даже в этом случае не отменяется требование о подписании данного акта ликвидационной комиссией и утверждения его руководителем.

    Поиск ответов на вопросы, как же правильно заполнять акт ОС-4 при сносе недвижимости, осложняется тем, что ни Минфин, ни Росстат, ни какое-либо другое ведомство в настоящее время не могут разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов. Также они не имеют полномочий давать разъяснения по их применени ю Письмо Минфина России от 14.10. № 03-04-05/8-622. А между тем жесткая привязка Закона о бухучете к этим унифицированным формам сохраняется.

    Чтобы прояснить непростую ситуацию, сложившуюся с оформлением ликвидации недвижимости в бухучете (в частности, с заполнением акта ОС-4), мы обратились в Минфин.

    Из авторитетных источников

    Приказ о списания основных средств образец заполнения акта

    СУХАРЕВ Игорь Робертович

    Начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России

    “ Унифицированные формы первичных документов — это уже отжившее явление. Государственная функция по утверждению таких форм и установлению требований к их заполнению признана избыточной. Нет госоргана, в компетенцию которого она бы входила. В законопроекте о бухучете, который сейчас рассматривается в Думе, не предусматриваются какие-либо типовые формы документов, там есть только требования к реквизитам.

    Так что вопрос о том, какие дополнительные документы (помимо акта ОС-4) нужно составлять при ликвидации недвижимости, остается на усмотрение организации. Конечно, в каждом самостоятельно разработанном документе должны быть необходимые реквизиты и он действительно должен подтверждать свершившийся факт хозяйственной жизни ” .

    Итак, какой бы вариант оформления документов (в том числе и акта ОС-4) вы ни выбрали, главное, чтобы из них было понятно, что и когда происходило. Поскольку эти даты могут понадобиться, в числе прочего, и для отражения операций в учете (о чем мы дальше подробно поговорим).

    ЭТАП 2. Согласовываем ликвидацию недвижимости с надзорными органами

    Для получения разрешения на работы по ликвидации недвижимости организациям, как правило, приходится обращаться в местную администрацию с целым пакетом документов.

    Так, к примеру, в Москве собственник здания (если оно не является объектом культурного наследия и не находится на исторически сложившихся и исторически особо ценных территориях) может снести его на основани и п. 2.1.4 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП :

    <или>разрешения на снос, выданного Главным управлением охраны памятников г. Москвы;<или>распоряжения префекта административного округа (главы управы района).

    Согласования разрешений на снос ценных зданий, расположенных в исторической части города, более сложные.

    Кроме того, при сносе здания необходимо согласовать с московскими чиновниками и процесс утилизации и переработки строительного мусор а пп. 2.3.12, 2.3.13 Правил. утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП.

    Также до начала работ в Технической инспекции Объединения административно-технических инспекций г. Москвы надо получить ордер на их производство. И для получения каждой бумажки понадобится целый пакет документов.

    А чтобы простимулировать собственников в собирании этих документов и заинтересовать их в получении согласований, за самовольный снос зданий в Москве предусмотрен административный штра ф ст. 7.4. Закона города Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» :

  • для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб.;
  • для организаций — от 200 000 до 300 000 руб.
  • Другой пример: Горно-Алтайск. Разрешение на снос здания в этом городе выдает Управление архитектуры и градостроительств а пп. 15.2. 15.3. Правил землепользования и застройки в городе Горно-Алтайске, утв. Решением Горно-Алтайского городского совета депутатов от 15.09.2005 № 29-3. И конечно, для получения такого разрешения тоже надо представить ряд документов (по перечню, установленному Правилами землепользования).

    Во многих городах подготовку и выдачу разрешений на снос или демонтаж объектов возлагают на определенный отдел местной администрации (например, отдел архитектуры и градостроительства, отдел архитектуры и городского хозяйства и т. д.).

    Поэтому четкий перечень нужных именно вам документов для согласования сноса своего здания надо узнавать в местной администрации.

    ЭТАП 3. Ликвидируем недвижимость и оформляем результаты

    По завершении сноса или демонтажа недвижимости, как мы уже говорили, заполняем раздел 3 акта по форме № ОС-4. Кроме того, совсем нелишним будет приложить к этому акту копию документа службы технической инвентаризации (справки БТИ о сносе и о снятии с кадастрового учета ) п. 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета. утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 .

    Приказ о списания основных средств образец заполнения акта

    Получение разрешения на ликвидацию здания — дело не менее трудоемкое, чем сами работы по сносу

    Также надо проставить в инвентарной карточке по форме № ОС-6 утв. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 отметку о выбытии объекта основных средст в п. 80 Методических указаний .

    Заключительным этапом в документировании сноса здания будет оформление прекращения права собственности на недвижимость, которое надо обязательно регистрироват ь ст. 235 ГК РФ. Ведь только когда в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет сделана запись о прекращении права собственности на недвижимость, организация перестанет быть собственником этой недвижимост и пп. 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Но, как мы увидим дальше, с точки зрения бухгалтерского и налогового учета этот документ сейчас не столь важен.

    Помимо вышеназванных документов, для отражения операций по ликвидации недвижимости в бухгалтерском и налоговом учете понадобятся договоры на услуги подрядчиков, акты выполненных работ, платежные документы и другие.

    Разбираемся, когда и как списать остаточную стоимость ликвидируемой недвижимости

    При отражении в учете ликвидации недвижимости, прежде всего, надо разобраться с тем, куда и когда мы спишем ее остаточную стоимость (конечно, если недвижимость не была полностью самортизирована). И в бухгалтерском, и в налоговом учете есть несколько интересных моментов, которые надо рассмотреть подробнее.

    Решаем, как списывать остаточную стоимость недвижимости

    СИТУАЦИЯ 1. Сносим здание и не планируем ничего строить в ближайшем будущем.

    В налоговом учете признание остаточной стоимости в расходах зависит от метода начисления амортизации:

  • <если>амортизация начислялась линейным методом, то:
  • прекратить начисление амортизации при линейном методе вы должны с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство выбыло из состава амортизируемого имущества по любым основаниям (либо его стоимость полностью списана ) п. 5 ст. 259.1 НК РФ. Значит, нельзя амортизировать здание, которое вы не используете и больше не планируете использовать в своей деятельности (даже если оно еще не снесено);
  • остаточную стоимость ликвидированной недвижимости надо полностью учесть в составе внереализационных расходо в п. 5 ст. 259.1. подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ ;Письмо Минфина России от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592. Сделать это надо уже после сноса здани я Письма Минфина России от 07.02. № 03-03-06/2/27. от 09.07.2009 № 03-03-06/1/454. от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592. от 19.09.2007 № 03-03-06/1/675. от 17.01.2006 № 03-03-04/1/27 и отражения его результатов в акте по форме № ОС-4. Правильность такого подхода нам подтвердили в Минфине.
  • Из авторитетных источников

    “ Амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения доход а п. 1 ст. 256 НК РФ. А начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основания м п. 5 ст. 259.1 НК РФ. Таким образом, амортизация прекращает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств перестал использоваться в деятельности организации. При этом непосредственно снос здания может быть сделан позже.

    Учесть в составе налоговых расходов остаточную стоимость снесенного здания можно только на основании полностью оформленного акта по форме № ОС-4, поскольку (как мы уже разобрались) именно он является обязательным первичным документом, необходимым для оформления данной операци и подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ ”.

    БАХВАЛОВА Александра Сергеевна

    Минфин России

    На всякий случай помните, что:

  • восстанавливать амортизационную премию (если она применялась) при сносе недвижимости не надо. Поскольку амортизационная премия восстанавливается только в случае реализации (а не ликвидации) основного средства до истечения 5 лет с момента приобретения п. 9 ст. 258 НК РФ ;Письма Минфина России от 20.03.2009 № 03-03-06/1/169. от 16.03.2009 № 03-03-05/37 ;Письмо ФНС России от 27.03.2009 № ШС-22-3/232@ ;
  • постепенно признавать в налоговом учете убыток от списания снесенного здания (объекта ОС) тоже не нужно. Ведь убыток, который нужно включать в прочие расходы равными долями в течение оставшегося срока эксплуатации, может появиться только в случае продаж и подп. 1 п. 1. п. 3 ст. 268 НК РФ ;
  • <если>амортизация начислялась нелинейным методом . то ликвидированную недвижимость надо просто исключить из амортизационной групп ы п. 13 ст. 259.2. подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. Однако суммарная стоимость основных средств этой группы не изменится, и получится, что стоимость недвижимости вы будете продолжать списывать через амортизаци ю Письмо Минфина России от 20.12. № 03-03-06/2/217 .
  • СИТУАЦИЯ 2. Сносим здание для новой стройки.

    Посмотрим, будут ли какие-либо отличия в случае, если вы планируете снести здание для того, чтобы на его месте построить нечто новое. Как в этом случае учитывать расходы на ликвидацию недвижимости (включая стоимость работ по сносу или демонтажу), а также остаточную стоимость:

    <или>как самостоятельные расходы — то есть так же, как и в случае ликвидации недвижимости без последующего строительства;<или>как часть капитальных расходов на строительство нового здания — ведь руины сносятся именно для того, чтобы на их месте возвести новый объект.

    На этот вопрос уже дал ответ Минфин: учитывать расходы на демонтаж и ликвидацию в составе капитальных вложений в новое строительство оснований нет ни в бухгалтерском, ни в налоговом учет е Письмо Минфина России от 11.09.2009 № 03-05-05-01/55 ;п. 31 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н ;подп. 8 п. 1 ст. 265. подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. Но этот ответ касается сноса для планируемого (в неопределенном будущем) строительства.

    А вот будут ли какие-то особенности, когда снос здания — отдельный этап работ при новом строительстве? Ведь в этом случае расходы на снос здания, как правило, отражены в смете строительных работ. Специалисты финансового ведомства считают так.

    Из авторитетных источников

    “ В случае, когда расходы на снос здания учтены в смете на новое строительство, возможны две различные ситуации. Все зависит от того, откуда взялось здание, которое было снесено.

    Ситуация 1. Организация купила или взяла в долгосрочную аренду земельный участок с ветхим зданием для того, чтобы строить новый объект. Это ветхое здание не нужно, его приобрели как нагрузку, а не как благо. В этом случае все затраты на его снос включаются в стоимость нового объекта недвижимости. Если организация покупала земельный участок — то в стоимость земельного участка.

    Ситуация 2. Снесенное здание было ранее основным средством у самой организации. Тогда и остаточная стоимость, и затраты на снос надо отнести на текущие расходы.

    Логика такая: надо смотреть, с каким доходом связаны те или иные затраты. В первом случае затраты организации сделаны ради будущих доходов. А во второй ситуации доходы от использования здания уже были получены в прошлом ”.

    СУХАРЕВ Игорь Робертович

    Минфин России

    Поскольку мы рассматриваем случай, когда организация ликвидирует здание, которое было у нее на балансе учтено как основное средство, то расходы на его снос и остаточную стоимость надо учесть в качестве самостоятельных расходов независимо от того, будет ли на его месте что-то построено или нет.

    Определяемся, когда списать недвижимость с баланса в качестве ОС

    Остаточную стоимость снесенной недвижимости можно полностью учесть в прочих расходах (на счете 91-2 «Прочие расходы» ) пункт 4. п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н. С этим все ясно (и, как мы уже выяснили, совершенно неважно, планируете ли вы что-то строить на месте своего старого здания или нет).

    Приказ о списания основных средств образец заполнения акта

    Если дата принятия решения о сносе здания и дата самого сноса приходятся на разные кварталы, то в бухучете придется отражать временные разницы по ПБУ 18/02

    Вопрос — когда это можно и нужно сделать? И он особенно важен потому, что от бухгалтерской стоимости основных средств зависит налог на имуществ о п. 1 ст. 374 НК РФ. Если вы спишете недвижимость раньше, чем нужно, проверяющие доначислят налог на имущество и пени. До недавнего времени (а точнее — до внесения поправок в правила бухучета, действующих с 01.01., о которых мы рассказывали вам в № 7) Минфин настаивал на том, что недвижимость нельзя списать с баланса до тех пор, пока организация не зарегистрировала утрату ею права собственности на эту недвижимост ь Письмо Минфина России от 28.01. № 03-05-05-01/02. И контролирующие органы требовали уплаты налога на имущество до этого момента.

    Но бухгалтерский учет недвижимости никак не зависит от государственной регистрации перехода (прекращения) права собственности на нее. С этим уже согласен и Минфи н Письмо Минфина России от 22.03. № 07-02-10/20 (подробнее об этом — на с. 5 № 8).

    Так как же определить момент списания недвижимости с баланса в качестве основного средства? За разъяснениями мы обратились к специалистам финансового ведомства.

    Из авторитетных источников

    “ Это сложный вопрос, потому что практика расходится с требованиями нормативных документов. ПБУ 6/01 требует списывать ОС тогда, когда оно прекратило приносить экономические выгоды организации. И получается, что не всегда это можно подтвердить датой акта о списании по форме № ОС-4. Ведь если решение о ликвидации здания принято, когда сотрудники еще работают в нем (оно используется), то это еще не списание. Списать основное средство нужно тогда, когда оно перестало использоваться и стало понятно, что его использование больше не предполагается. Это может быть приказ руководителя о прекращении использования здания и начале подготовки к сносу. Или еще какой-то документ, из которого содержательно следует, что с этой даты эксплуатация объекта прекращена и дальше предполагается его снос. При этом даже не важно, когда его фактически снесут. К примеру, пока нет денег на снос. Главное, что здание не приносит экономической выгоды и мы не можем его использоват ь ”.

    СУХАРЕВ Игорь Робертович

    Минфин России

    Значит, недвижимость можно и нужно списать с бухгалтерского учета в качестве ОС в тот момент, когда стало ясно, что она не может принести вам экономической выгоды — то есть вы ее уже не используете и не планируете использовать в дальнейшем. И этот момент уж точно не зависит от государственной регистрации прекращения права собственности на эту недвижимость.

    Если решение о сносе здания принято вашей организацией одновременно с решением о прекращении его использования (и организация действительно перестала пользоваться зданием), то дату списания здания с учета определить несложно. Это будет дата принятия решения о сносе. Если вы не планируете сносить здание сразу, то в бухучете целесообразно отразить его условную оценку на забалансовом счете. А списать здание с забалансового учета можно будет после его сноса.

    Обращаем внимание на разницу между налоговым и бухгалтерским учетом

    И еще один момент. Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:

  • прекратить начисление амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете надо одновременно — начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о том, что больше здание не используется и использоваться не будет;
  • на дату принятия решения о прекращении использования здания надо списать его стоимость в бухучете, а вот в налоговом учете надо дождаться реального сноса здания (полного заполнения акта ОС-4).
  • Если принятие решения о том, что здание больше не может приносить пользу, и его реальный снос укладываются в один квартал, то сложностей нет. А вот если этот процесс растянут на бо ´ л ьший промежуток времени, отражать временные разницы по ПБУ 18/02 придется.

    Разбираемся, надо ли восстанавливать НДС с остаточной стоимости

    СИТУАЦИЯ 1. Недвижимость принята к учету и введена в эксплуатацию до 01.01.2001.

    Внимание

    НДС по недвижимости, принятый к вычету до 2001 г. восстанавливать не нужно.

    Поскольку мы рассматриваем ликвидацию недвижимости, то весьма вероятно, что речь идет о неких устаревших (морально или физически) строениях. И не исключено, что они приобретены вами довольно давно. Если это произошло до 2001 г. то у вас вообще нет обязанности восстанавливать НДС. По правилам Налогового кодекса восстанавливать надо только тот налог, который был принят к вычету по правилам этого же Налогового кодекса (гл. 21 НК РФ ) п. 3 ст. 170 НК РФ. Следовательно, если входной НДС вы принимали к вычету по Закону об НД С ст. 7 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость». то вам восстанавливать ничего не нужн о Постановление ФАС ПО от 28.10.2008 № А65-610/2007-СА2-22.

    СИТУАЦИЯ 2. Недвижимость принята к учету и введена в эксплуатацию в 2001 г. и позднее.

    Советуемся с руководителем

    Если не восстановить ранее принятый к вычету НДС по ликвидированной недвижимости, приобретенной после 2001 г. то это может привести к судебному разбирательству с налоговиками. Правда, вероятность выиграть спор почти стопроцентная.

    Сразу скажем, что в этой ситуации контролирующие органы ратуют за то, чтобы организации восстанавливали НДС при ликвидации недоамортизированных в бухучете основных средств — ведь такие ОС вы больше не будете использовать в деятельности, облагаемой НД С Письмо Минфина России от 29.01.2009 № 03-07-11/22. Сумму восстанавливаемого налога надо определять как часть входного НДС, принятого ранее к вычету, пропорциональную остаточной (балансовой) стоимости без учета переоцено к подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ. После того как вы восстановите сумму НДС, ее можно включить в прочие расходы при расчете налога на прибыл ь Письмо Минфина России от 07.12.2007 № 03-07-11/617. В бухучете этот НДС тоже можно признать расходом (учесть на субсчете 91-2 «Прочие расходы» ) пункт 4. п. 11 ПБУ 10/99 .

    Учитываем расходы, связанные с ликвидацией недвижимости, и НДС по ним

    Помимо остаточной стоимости, как правило, будут и другие расходы. К примеру, расходы на демонтаж, на вывоз мусора, на оплату других услуг исполнителей. Не говоря уже о расходах на согласование самой ликвидации. Все эти расходы смело учитываем и в бухгалтерском учете, и при расчете налога на прибыл ь пункт 4. п. 11 ПБУ 10/99 ;подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ ;Письмо Минфина России от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592 .

    А вот с НДС все немного сложнее. Если ваши подрядчики или иные исполнители работ — плательщики этого налога, то вам надо разобраться с одним непростым вопросом: можно ли принять к вычету входной НДС с «ликвидационных» услуг? В этом вопросе традиционно две позиции (разумеется, рассматриваем ситуацию, когда сносимая недвижимость ранее использовалась в облагаемой НДС деятельности).

    Финансовое ведомство считает, что поскольку ликвидация основных средств не относится к операциям, облагаемым НДС, то и к вычету входной НДС по ликвидационным (демонтажным) работам принять нельз я п. 2 ст. 171 НК РФ.

    ПОЗИЦИЯ 2. Судебно-перспективная: входной НДС по ликвидационным работам и услугам принять к вычету можно.

    К такому выводу, кстати, уже приходил Президиум ВАС Р Ф Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04. № 17969/09. Он считает, что использование объекта основных средств в деятельности организации имеет комплексный характер и включает в себя установку, эксплуатацию, а при возникновении производственной необходимости — и ликвидацию основного средства. Из этого следует, что у организаций есть право на вычет НДС, уплаченного подрядчику при ликвидации объекта основных средств.

    Как видно из писем Минфина, на позицию контролирующих органов мнения арбитражных судов пока не повлиял и Письма Минфина России от 02.11. № 03-03-06/1/682. от 22.10. № 03-07-11/420.

    Так что если примете НДС по демонтажно-ликвидационным работам к вычету — готовьтесь к конфликту с проверяющими.

    Итак, безопаснее следовать минфиновской позиции и не принимать к вычету НДС по ликвидационно-демонтажным работам.

    Но здесь появляется еще одна загвоздка: что делать с не принятым к вычету НДС? Более четко вопрос можно сформулировать так: можно ли входной НДС, уплаченный подрядчику и не принятый к вычету, включить в стоимость ликвидационных рабо т п. 2 ст. 170 НК РФ ?

    Раз уж мы не приняли к вычету входной НДС, то логично было бы включить его в стоимость самих работ, а затем все вместе учесть как прочие расходы в бухучет е пункт 4. п. 11 ПБУ 10/99 и как внереализационные расходы в учете налогово м подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ .

    Советуемся с руководителем

    НДС по ликвидационно-демонтажным работам безопаснее не принимать к вычету, а включить в расходы. Так не будет споров с налоговиками.

    Не будем ходить вокруг да около: налоговики против учета несостоявшегося вычета НДС в расходах. Аргументы такие: входной НДС учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) в случае, если они приобретены для операций, не подлежащих налогообложени ю подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. но к таким операциям ликвидация основного средства не относитс я ст. 149 НК РФ. Ведь в этом случае вообще нет объекта обложения НД С п. 1 ст. 39. п. 1 ст. 146 НК РФ. Значит, и НДС со стоимости демонтажно-ликвидационных работ нельзя учесть при налогообложении прибыли. Все эти аргументы проверяющие приводят в судах.

    Однако арбитражные суды, рассматривая споры о том, куда деть не принятый к вычету НДС, позицию налоговиков не разделяют. Они не видят принципиальных различий между понятиями «отсутствие объекта налогообложения» и «операции, не подлежащие налогообложению». Поэтому раз налогоплательщик не принял к вычету НДС по демонтажным работам, то, по мнению судов, НДС надо включить в стоимость самих работ и учесть при расчете налога на прибыль как внереализационный расхо д Постановления ФАС МО от 14.05.2009 № КА-А40/3703-09-2 ;Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 № 09АП-8136/2009-АК.

    Источники: online-buhuchet.ru, www.budgetnik.ru

    Категория: Основные приказы | Добавил: kapokatya (12.02.2016)
    Просмотров: 784 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск