Среда, 24.04.2024, 14:58
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [98]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [146]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [44]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Основные приказы

Приказ о принятии основных средств образец

Тема 3. Учет основных средств

Цель изучения темы – формирование у студентов представления о сущности основных средств, правилах отражения в учете связанных с ними операций.

Оглавление

3.1. Понятие, классификация и оценка основных средств

Объекты учета, относящиеся к основным средствам, представляют собой средства производства, а именно средства труда. Их характерной особенностью является то, что они участвуют в процессе производства длительное время, в течение многократно повторяющихся производственных циклов;при этом они сохраняют свою натурально вещественную форму, не входят материально в изготавливаемый продукт, а переносят свою стоимость на готовый продукт постепенно, по частям, в течение всего срока полезного использования.

Основными нормативными документами, регламентирующими порядок их учета, являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»(ПБУ 6/01), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 г. № 26н с учетом изменений, внесенных приказом Министерства финансов РФ от 12.12.2005 г. № 147н, и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 г. № 91н.

В соответствии с этими документами к основным средствам от носятся объекты, одновременно соответствующие следующим условиям:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
  • Начиная с 2006 г. согласно п. 5 ПБУ-6/01 установлено, что активы, отвечающие установленным условиям, но имеющие стоимость не более 20 000 руб. по решению организации могут в состав основных средств не включаться, а отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности таких объектов в производстве или эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

    Основные средства, используемые организациями, весьма разнообразны. Поэтому в целях рациональной организации учета, анализа структуры, состояния, движения, эффективности использования основные средства принято классифицировать по ряду признаков.

    По формам собственности различают основные средства государственной, коллективной, частной форм собственности.

    По отраслям экономики различают основные средства промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. Группировка основных средств по отраслевому признаку позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

    По участию в процессе производства или в зависимости от целей использования различают основные средства производственные и непроизводственные.

    К производственным относятся основные средства, участвующие в производстве промышленной, строительной и сельскохозяйственной продукции, а также в торговле, общественном питании и других являющихся обычными (основными) видах деятельности, в процессе которой создается основной доход предприятия (доход от продаж).

    К непроизводственным относятся основные средства, состоящие на балансе организации непроизводственного назначения, не участвующие в обычной (основной) деятельности организации, а обеспечивающие социально-бытовые и культурные потребности трудового коллектива.

    По принадлежности или в зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

  • объекты основных средств, принадлежащие предприятию на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);
  • основные средства, полученные организацией в аренду;
  • основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;
  • основные средства, полученные организацией в доверительное управление.
  • По степени использования основные средства организации подразделяются на используемые, находящиеся в эксплуатации, и неиспользуемые, находящиеся в запасе (резерве), в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и на консервации. Классификация по этому признаку необходима, так как она определяет, в частности, механизм отнесения амортизационных отчислений к расходам организации.

    По видам основных средств различают:

  • находящиеся в собственности организации земельные участки;
  • объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);
  • здания;
  • сооружения;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • транспортные средства;
  • производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • рабочий, продуктивный и племенной скот;
  • многолетние насаждения;
  • измерительные приборы и устройства;
  • вычислительная техника;
  • инструмент;
  • капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.
  • Группировка основных средств по их видам установлена Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359. Эта группировка используется для бухгалтерского учета и управления основными средствами на всех уровнях хозяйствования в учете и отчетности предприятий независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

    Подобная классификация основных средств по видам приведена в п. 5 положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»(ПБУ 6/01), утвержденном приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н, в п. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н.

    Необходимо отметить еще один вид классификации основных средств, предусмотренный ст. 258 Налогового Кодекса РФ. В соответствии с Налоговым кодексом РФ амортизируемое имущество для целей налогового учета распределяется по амортизационным группам. Согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»(в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2006 г. № 697) основные средства в зависимости от срока полезного использования объединяются в 10 амортизационных групп.

    Первая группа – все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно.

    Вторая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно.

    Третья группа – имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

    Четвертая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

    Пятая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

    Шестая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.

    Седьмая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно.

    Восьмая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно.

    Девятая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно.

    Десятая группа – имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

    В соответствие с п. 1 постановления Правительства РФ 2002 г. № 1 при организации учета основных средств можно воспользоваться правом применять данную классификацию и для целей бухгалтерского учета.

    Принадлежность объектов основных средств к соответствующей группе устанавливается на базе первичной учетной документации, технических паспортов, инструкций по эксплуатации и имеет важное значение при исчислении амортизации.

    Основные средства, как и другие объекты бухгалтерского учета, отражаются в учете и отчетности в денежной оценке. Единые для различных видов имущества принципы оценки установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете»№ 129-ФЗ, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н.

    В учете основных средств применяется три вида оценки: первоначальная, восстановительная и остаточная.

    В соответствии с п. 7 ПБУ-6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость основных средств определяется по-разному в зависимости от источника их поступления. Основные средства могут поступать в организацию от учредителей в качестве вклада в уставный капитал, в результате их приобретения за плату у изготовителей и торговых организаций, в результате строительства или изготовления, в результате безвозмездного поступления, в результате обмена на другое имущество.

    Первоначальная стоимость основных средств, полученных от учредителей в качестве вклада в уставный капитал организации, определяется по согласованию между учредителями (участниками) организации.

    Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, определяется исходя из суммы фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

    В соответствии с п. 8 ПБУ-6/01 фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы;
  • невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. К таким затратам согласно согласно п. 7, 8 ПБУ-15/2008 относятся проценты за пользование кредитом, полученным для приобретения основных средств, начисленные и уплаченные до принятия объекта основных средств на учет. Проценты, начисленные и уплаченные после принятия объекта основных средств на учет, согласно п. 12 ПБУ-15/ 2008 в их первоначальную стоимость не включаются и относятся на прочие расходы организации.
  • Перечень фактических затрат, формирующих первоначальную стоимость приобретенных за плату основных средств, является открытым, т. е. предусматривает возможность включения в первоначальную стоимость всех затрат, непосредственно связанных с покупкой основных средств

    Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

    Фактические затраты на приобретение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

    Первоначальная стоимость основных средств, поступивших в организацию в результате их возведения (сооружения) или изготовления за плату, определяется аналогично.

    Первоначальная стоимость основных средств, изготовленных самой организацией, определяется исходя из фактических затрат на их изготовление.

    Первоначальная стоимость основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

    Первоначальная стоимость основных средств, полученных в обмен на другое имущество, определяется исходя из стоимости имущества, переданного в обмен. Стоимость имущества, переданного или подлежащего передаче организацией, устанавливается исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичного имущества.

    При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

    При любом способе поступления основных средств в их первоначальную стоимость включаются затраты на доставку основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования (затраты на сборку, монтаж, наладку, проведение технических испытаний).

    Первоначальная стоимость основных средств определяется в момент их принятия к бухгалтерскому учету и изменению не подлежит в течение всего срока их нахождения в организации. Согласно п. 14 ПБУ-6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки. При переоценке основных средств определяется их восстановительная стоимость. Восстановительная стоимость основных средств – это затраты на их воспроизводство в современных условиях. Иначе говоря, восстановительная стоимость представляет собой сумму денежных средств, которую организация должна была бы уплатить за объект основных средств в случае его приобретения на дату проведения переоценки.

    Остаточная стоимость основных средств – это разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных средств и суммой начисленной по ним амортизации.

    Согласно установленному порядку основные средства отражаются в текущем учете в оценке по первоначальной, а прошедшие переоценку по восстановительной стоимости. В бухгалтерском балансе основные средства отражаются в составе внеоборотных активов в оценке по остаточной стоимости.

    3.2. Документальное оформлений операций с основными средствами

    Формы первичных документов для оформления операций с основными средствами и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 21.01.2003 г. №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

    Госкомстатом предложены следующие формы документов по учету основных средств:

    № ОС-1 – акт о приеме-передаче основных средств (кроме зданий и сооружений);

    № ОС-1а – акт о приеме-передаче здания (сооружения);

    № ОС-1б – акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений);

    № ОС-2 – накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств;

    № ОС-3 – акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;

    № ОС-4 – акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств);

    № ОС-4а – акт о списании автотранспортных средств;

    № ОС-4б – акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств);

    № ОС-6 – инвентарная карточка учета объекта основных средств;

    № ОС-6а – инвентарная карточка группового учета объектов основных средств;

    № ОС-6б – инвентарная книга учета объектов основных средств;

    № ОС-14 – акт о приеме (поступлении) оборудования;

    № ОС-15 – акт о приеме-передаче оборудования в монтаж;

    № ОС-16 – акт о выявленных дефектах оборудования.

    Акты о приеме-передаче основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б) применяются для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших путем:

  • приобретения за плату у других организаций;
  • строительства хозяйственным или подрядным способом;
  • получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;
  • внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
  • получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
  • взятия в аренду с последующим выкупом;
  • поступления по акту дарения;
  • передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
  • передачи в обмен на другое имущество и другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
  • Этот документ применяется для учета ввода объектов в эксплуатацию, за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке. Например, при приобретении объектов недвижимости или транспортных средств в установленных законодательством случаях помимо актов о приеме-передаче объектов основных средств необходимы и иные документы, в частности документы, подтверждающие их государственную регистрацию. До представления свидетельства о государственной регистрации объекты недвижимости и транспортные средства не подлежат принятию к бухгалтерскому учету и остаются в составе незавершенных капитальных вложений.

    Акты о приеме-передаче оформляются также при выбытии в результате их продажи другой организации, мены, безвозмездной передачи и пр.

    Акты утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту.

    Акт о приеме-передаче содержит следующие данные об объекте основных средств: наименование объекта, инвентарный номер, первоначальная стоимость, дата ввода в эксплуатацию, дата изготовления и поступления в организацию, срок полезного использования, способ и норма амортизационных отчислений. В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта»указывается содержание драгоценных материалов, а также основные качественные и количественные показатели объекта, относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности;при этом следует ограничиваться двумя-тремя наиболее важными для данного объекта качественными показателями, исключая дублирование сведений в имеющейся в организации технической документации на этот объект. В случае группового учета основных средств краткая индивидуальная характеристика дается не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в инвентарной карточке.

    В актах предусмотрен реквизит «Государственная регистрация прав на недвижимость», который заполняется при оформлении прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    В случаях приобретения объектов основных средств, бывших в эксплуатации, в формах № ОС-1 и № ОС-1а предусмотрен разд. 1, в котором указываются сведения о состоянии объекта на дату передачи. Данный раздел заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер.

    В акте данные об объекте основных средств, находящемся в собственности двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности. При этом на первой странице в раздел «Справочно»заносятся сведения об участниках долевой собственности (с указанием их доли в праве общей собственности), а также в случае, если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), – сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка РФ на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.

    При принятии к учету производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования (если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и поступили в одном календарном месяце) составляется общий акт по форме № ОС-1б.

    После оформления акты с приложенной к ним технической документацией передаются в бухгалтерию организации, где на объект основных средств открывается инвентарная карточка (книга).

    Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2) применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка и др.) в другой. Выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств, третий экземпляр передается получателю.

    Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) учета объектов основных средств, которые помещаются в картотеку по новому местонахождению

    Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3) применяется для оформления и учета приема-сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.

    Акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

    Для оформления и учета списания основных средств, пришедших в негодность, применяются акты о списании:

  • форма № ОС-4 – при списании отдельного объекта основных средств;
  • форма № ОС-4а – при списании автотранспортных средств;
  • форма № ОС-46 – при списании групп объектов основных средств.
  • Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждаются руководителем или уполномоченным им лицом. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания. В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом также передается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (Госавтоинспекции).

    В акте указываются первоначальная и остаточная стоимость объекта, сумма начисленной амортизации, сведения о содержании драгоценных металлов, о затратах, связанных с ликвидацией объектов, и о поступлении материальных ценностей от их списания.

    Для оформления операций с оборудованием, требующим монтажа, используются три первичных документа. При поступлении оборудования к установке на склад приемочной комиссией составляется в двух экземплярах акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14). Передача оборудования монтажным организациям оформляется актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма №ОС-15). Если при поступлении оборудования на склад в состав комиссии входил представитель подрядной монтажной организации, отдельный акт на передачу оборудования в монтаж (форма № ОС-15) не составляется. В этом случае представитель монтажной организации расписывается в получении оборудования на ответственное хранение непосредственно в акте о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14), и ему передается копия акта.

    Если в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования выявлены дефекты, не установленные при его поступлении на склад, составляется акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16). В этом случае акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14) является предварительным, составленным по наружному осмотру.

    3.3. Организация синтетического и аналитического учета основных средств

    Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих организации на правах собственности, согласно Плану счетов бухгалтерского учета ведется на счете 01 «Основные средства», счет балансовый, активный, инвентарный. Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. По дебету счета отражается принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также увеличение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании, реконструкции и переоценке. По кредиту счета отражается списание первоначальной стоимости по выбывшим объектам основных средств, а также уменьшение их первоначальной стоимости при частичной ликвидации основных средств и переоценке. Сальдо счета показывает стоимость имеющихся в организации основных средств: находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, переданных в текущую аренду.

    При разработке учетной политики организации по учету основных средств в рабочем плане счетов с целью формирования информации, необходимой для составления отчетности, рекомендуется предусмотреть к счету 01 «Основные средства»следующие субсчета:

  • «Собственные основные средства (здания, сооружения, машины, оборудование, земля, объекты природопользования и т. д.)»;
  • «Арендованные основные средства по договору лизинга»;
  • «Основные средства на консервации»;
  • «Основные средства в запасе»;
  • «Выбытие основных средств».
  • Аналитический учет основных средств осуществляют в бухгалтерии по классификационным группам и по инвентарным объектам, а также по местам нахождения объектов основных средств у материально ответственных лиц.

    Единицей аналитического учета основных средств является инвентарный объект.

    Согласно п. 6 ПБУ-6/01 инвентарный объект – это объект основных средств со всеми к нему приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

    Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

    Если один объект состоит из нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. В бухгалтерии каждому инвентарному объекту основных средств при принятии его к бухгалтерскому учету присваивается инвентарный номер.

    Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесения краской или иным способом. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.

    Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.

    Инвентарные номера выбывших объектов основных средств не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение 5 лет по окончании года выбытия.

    Аналитический учет наличия и движения основных средств внутри организации осуществляется в инвентарных карточках. Инвентарные карточки являются регистром аналитического учета основных средств. Бухгалтерия ведет инвентарные карточки в одном экземпляре: на каждый объект – по форме № ОС-6, на группу объектов – по форме № ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий – по форме № ОС-66.

    В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту на дату принятия к учету (первоначальная стоимость, срок полезного использования) и дату передачи (фактический срок эксплуатации, сумма начисленной амортизации), а также сведения о переоценке, внутреннем перемещении.

    На объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете в бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку. Данный объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

    Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии в картотеке. Группировка инвентарных карточек в картотеке может производиться применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов – по месту эксплуатации (структурным под разделениям организации). Организация, имеющая небольшое количество объектов основных средств, аналитический учет может осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средствах по их видам и местам нахождения

    Записи в инвентарные карточки производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1а, № ОС-1б), об их перемещении (форма № ОС-2), документов по дооборудованию, реконструкции, модернизации, капитальному ремонту (форма № ОС-3) и списанию (формы № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-46), а также на основании технических паспортов и других документов.

    3.4. Учет поступления основных средств

    Основные средства могут поступать в организацию в результате:

  • внесения учредителями в качестве вклада в уставный (складочный) капитал;
  • приобретения за плату у изготовителей и торговых организаций;
  • сооружения, изготовления или строительства;
  • получения по договору дарения (безвозмездно);
  • обмена на другое имущество (поступления основных средств по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами).
  • При любом варианте поступления основных средств все связанные с этим затраты отражаются в учете как вложения во внеоборотные активы на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»в разрезе субсчетов 08-1 «Приобретение земельных участков», 08-2 «Приобретение объектов природопользования», 08-3 «Строительство объектов основных средств», 08-4 «Приобретение объектов основных средств».

    По дебету этого счета отражаются произведенные организацией затраты, связанные с приобретением (поступлением) основных средств, затраты по приведению их в состояние, пригодное к использованию, а также рыночная стоимость (при безвозмездном получении) и согласованная стоимость (при внесении в уставный капитал) поступивших основных средств. По кредиту счета осуществляется списание сформированной первоначальной стоимости по введенным в эксплуатацию объектам в дебет счета 01 «Основные средства».

    Сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы»показывает величину вложений организации в незаконченные операции по приобретению (поступлению) основных средств.

    НДС по поступившим основным средствам, не подлежащий включению в их первоначальную стоимость, учитывается на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств».

    Рассмотрим более подробно порядок отражения в учете названных вариантов поступления основных средств в организацию.

    3.4.1. Учет основных средств, поступивших в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации

    В соответствии с законодательством РФ учредители организации могут вносить вклады в уставный (складочный) капитал как в денежной, так и неденежной форме, в том числе путем внесения основных средств. Учредителями организации могут быть как юридические, так и физические лица.

    Первичными документами, подтверждающими получение объекта основных средств от учредителей и служащими основой для его принятия к бухгалтерскому учету, являются:

  • решение общего собрания учредителей и учредительный договор, в которых отражается денежная оценка объекта основных средств, вносимого учредителями в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации;
  • акт независимого оценщика об оценке объекта основных средств (в случае необходимости);
  • счет и счет-фактура о стоимости проведения оценки объекта основных средств независимым оценщиком;
  • документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с поступлением объекта основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, доставкой и приведением его в состояние, пригодное для использования;
  • платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.
  • Как отмечалось в п. 3.1, первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

    Для целей бухгалтерского учета в первоначальную стоимость основных средств, поступивших в организацию в счет вклада в уставный (складочный) капитал, включаются фактические затраты организации на доставку этих объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 12 ПБУ-6/01).

    Денежная оценка вкладов в уставный (складочный) капитал общества в виде имущества, вносимого участниками общества и принимаемого в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно. Для целей бухгалтерского учета поступление основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал отражается по стоимости, согласованной учредителями (участниками) организации вне зависимости от остаточной (балансовой) стоимости основных;средств у передающей организации. В то же время следует иметь в виду, что законодательством РФ оговаривается необходимость сопоставления стоимостной оценки вносимого имущества с уровнем рыночных цен. В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»установлено, что при согласованной стоимости вносимого в общество имущества, превышающей 200 минимальных размеров оплаты труда (20 000 руб.), обязательно привлечение независимого оценщика. В акционерных обществах согласно п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»(в ред. От 21.03.2002 г.) при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости вносимого имущества в любом случае должен привлекаться независимый оценщик. Величина денежной оценки вносимого имущества, произведенной учредителями общества, не может быть выше оценки, произведенной независимым оценщиком.

    Для учета расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал используется счет 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Величину уставного капитала организации отражают на счете 80 «Уставный капитал». После государственной регистрации организации на сумму, зафиксированную в учредительных документах, делают запись:

    Дебет сч.75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»

    Кредит сч. 80 «Уставный капитал».

    При фактическом поступлении основных средств от учредителей на величину их согласованной стоимости делают запись:

    Дебет сч. 08-4 «Приобретение объектов основных средств»

    Кредит сч. 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».

    При наличии у принимающей организации фактических затрат на доставку основных средств и приведение их в состояние, пригодное для использования (сборку, монтаж, технические испытания), они без НДС предварительно также учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 записью:

    Дебет сч. 08-4 «Приобретение объектов основных средств»

    Кредит сч. 60 «Расчеты С поставщиками и подрядчиками»

    Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные другим организациям по затратам на доставку и приведение основных средств в состояние, пригодное для использования, отражаются отдельно записью:

    Дебет сч. 19-1 «НДС при приобретении основных средств»

    Кредит сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

    При принятии к учету основных средств, полученных от учредителей, их первоначальная стоимость, сформированная на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4, списывается в дебет счета 01 «Основные средства»записью:

    Дебет сч. 01 «Основные средства»

    Кредит сч. 08-4 «Приобретение объектов основных средств».

    Налоговый вычет НДС по затратам на доставку и приведение основных средств в состояние, пригодное для использование, отражается в учете записью:

    Дебет сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

    Кредит сч. 19-1 «НДС при приобретении основных средств».

    Согласно правилам налогового учета установлено, что стоимость имущества (в том числе основных средств), поступающего от учредителей в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, не признается доходом организации и не подлежит обложению налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.

    Для целей налогового учета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ объекты основных средств, внесенные в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, должны приниматься к учету по остаточной стоимости получаемых объектов. Остаточная стоимость получаемых объектов основных средств определяется по данным налогового учета у передающей организации на дату перехода права собственности на указанные объекты. В случае, когда принимающая организация не может документально подтвердить стоимость вносимых в уставный капитал основных средств, их стоимость для целей налогообложения прибыли признается равной нулю.

    В тех случаях, когда в организацию поступает новый объект основных средств, т. е. не бывший в эксплуатации, его стоимость для целей налогового учета принимается равной первоначальной стоимости объекта, подтверждаемой документами передающей стороны.

    С 1 января 2006 г. в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ в случае передачи в уставный (складочный) капитал другой организации объекта основных средств, бывшего в эксплуатации, передающая организация должна восстановить сумму НДС, ранее предъявленную к вычету по данному объекту основных средств. При этом НДС подлежит восстановлению в сумме, пропорциональной остаточной стоимости передаваемых основных средств без учета переоценки. Восстановление сумм НДС производится передающей организацией в том налоговом периоде, в котором основные средства были переданы другой организации в качестве вклада в уставный (складочный) капитал.

    У принимающей организации суммы восстановленного передающей стороной НДС, в первоначальную стоимость полученных основных средств не включаются и учитываются отдельно. С этой целью сумма НДС, восстановленная учредителем, должна указываться в документах, которыми оформляется передача основных средств.

    Сумма НДС, восстановленная передающей организацией, у принимающей стороны относится на увеличение добавочного капитала организации (см. письмо Минфина России от 30.10.2006 г. N 07-05-06/262, Письмо УФНС России по г. Москве от 04.07.2007 N 19-11/063175).

    Согласно п. 11 ст. 171 и п. 8 ст. 172 НК РФ НДС, восстановленный учредителем, подлежит вычету у организации, получившей основные средства в качестве вклада в уставный капитал, при условии использования полученных основных средств для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. Вычеты указанных сумм НДС производятся принимающей организацией после принятия на учет основных средств, полученных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации.

    Операции по поступлению таких объектов основных средств в счет вклада в уставный капитал организации отражаются в учете следующими записями:

    Дебет сч. 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»

    Кредит сч. 80 «Уставный капитал»

    – отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал;

    Дебет сч. 08-4 «Приобретение объектов основных средств»

    Кредит сч. 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал»

    – отражена стоимость объекта ОС, поступившего в счет вклада в уставный капитал (в денежной оценке, согласованной учредителями организации);

    Дебет сч. 19-1 «НДС при приобретении основных средств»

    Кредит сч. 83 «Добавочный капитал»

    – отражена сумма НДС, восстановленная передающей организацией и указанная в документах по передаче объекта основных средств;

    Дебет сч. 01 «Основные средства»

    Кредит сч. 08-4 «Приобретение объектов основных средств»

    – принят к учету по первоначальной стоимости объект ОС, поступивший в счет вклада в уставный капитал организации;

    Дебет сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

    Кредит сч. 19-1 «НДС при приобретении основных средств»

    – предъявлена бюджету к вычету сумма НДС по полученному от учредителя объекту основных средств

    Учредитель организации внес в счет вклада в уставный капитал новый объект основных средств, оцененный учредителями в 150 000 руб. Организация понесла дополнительные затраты, связанные с доставкой объекта. Стоимость услуг транспортной организации по доставке объекта составила 29 500 руб. (в том числе НДС – 4500 руб.).

    Составим бухгалтерские проводки:

    Поступление основных средств, требующих и не требующих монтажа

    Материалы подготовлены группой консультантов-методологов

    Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.

    Бухгалтерский учет основных средств организации и предприятия должны вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 года № 26н.

    В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 для принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства необходимо единовременное выполнение следующих условий:

    - использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации;

    - использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

    - организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

    - способность приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.

    Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет вклада в уставный капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений.

    Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В случае приобретения основных средств за плату, первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

    Приобретенные для осуществления хозяйственной деятельности основные средства могут быть введены в эксплуатацию сразу, а могут требовать монтажа.

    Рассмотрим на примерах, как отражается в бухгалтерском учете поступление основных средств, требующих и не требующих монтажа.

    Приобретение основных средств, требующих монтажа

    Пример. Организация приобрела оборудование, требующее монтажа, стоимостью 504 000 руб. (в том числе НДС — 84 000 руб.) Доставку и монтаж оборудования производило вспомогательное производство, расходы по доставке составили — 15 000 руб. по монтажу оборудования — 90 000 руб. При монтаже были использованы материалы на сумму 21 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.)

    Информация о наличии и движении производственного оборудования, требующего монтажа, согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н, отражается на счете 07 «Оборудование к установке». Поступление оборудования к установке от поставщика отражается по дебету счета 07 в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (на сумму стоимости оборудования без НДС) и 23 «Вспомогательные производства» (на сумму расходов по доставке).

    Сумма НДС, предъявленная поставщиком оборудования, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60. Указанную сумму НДС организация имеет право принять к вычету на основании статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих оплату поставщику, после принятия оборудования на учет в составе основных средств.

    Стоимость сданного в монтаж оборудования списывается со счета 07 в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»/субсчет 08-3 «Строительство объектов основных средств».

    Затраты вспомогательного производства по монтажу оборудования списываются в дебет счета 08/субсчет 08-3 в корреспонденции с кредитом счета 23.

    На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Работы по монтажу оборудования относятся к строительно-монтажным работам, их выполнение вспомогательным производством облагается НДС.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 159 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. Налоговой базой в данном примере будет сумма расходов вспомогательного производства по монтажу оборудования.

    Стоимость оборудования, требующего монтажа, не подлежит включению в налоговую базу при начислении НДС на выполненные для собственного потребления монтажные работы. Датой выполнения таких работ признается день принятия на учет объекта, завершенного капитальным строительством (пункт 10 статьи 167 НК РФ).

    Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму начисленного налога на добавленную стоимость на установленные этой статьей налоговые вычеты.

    В соответствии с пунктом 6 статьи 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежат вычетам.

    В данном случае вычету подлежит сумма НДС, начисленная на объем выполненных вспомогательным производством монтажных работ, за минусом суммы НДС по материалам, которые были использованы при их выполнении. Указанные суммы налога подлежат вычету после принятия на учет соответствующих объектов завершенного или незавершенного капитального строительства.

    Стоимость смонтированного и введенного в эксплуатацию оборудования списывается со счета 08/субсчет 08-3 в дебет счета 01 «Основные средства».

    Содержание операций

    Как оформить в учете получение основных средств безвозмездно

    Безвозмездно полученными признаются основные средства, при поступлении которых у организации не возникает обязанности оплатить их или вернуть обратно дарителю (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

    Безвозмездно получать имущество стоимостью свыше 3000 руб. от коммерческих организаций (кроме коммерческих организаций-учредителей, если такая обязанность предусмотрена в их уставе) запрещено (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ). При безвозмездном получении основных средств от некоммерческой организации или от гражданина нужно заключить договор дарения.

    Если сумма сделки между организациями превышает 3000 руб. оформите письменный договор. Если не превышает, договор может быть заключен устно. Договор между гражданином и организацией независимо от суммы сделки можно заключить как в устной, так и в письменной форме. Такой порядок следует из статей 574 и 575 Гражданского кодекса РФ.

    Амортизация основных средств в бухгалтерском учете

    Общие положения

    Прежде всего напомним, что, формируя информацию об объектах основных средств, бухгалтерам организаций следует руководствоваться правилами Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств"ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01). Порядок организации бухгалтерского учета основных средств установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания N 91н).

    И ПБУ 6/01, и Методические указания N 91н распространяются на организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений.

    Стоимость основных средств в соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 погашается посредством начисления амортизации . Пунктом 49 Методических рекомендаций N 91н уточнено, что посредством начисления амортизации погашается стоимость основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление.

    Не начисляется амортизация по объектам основных средств некоммерческих организаций. По таким объектам на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.

    По объектам жилищного фонда, которые учитываются в составе доходных вложений в материальные ценности, амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

    Начисление амортизации по основным средствам, сданным в аренду, производится арендодателем, что установлено п. 50 Методических указаний N 91н.

    Источники: eos.ibi.spb.ru, www.buhgalteria.ru, nalogobzor.info

    Категория: Основные приказы | Добавил: kapokatya (12.02.2016)
    Просмотров: 628 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск