Пятница, 19.04.2024, 21:48
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [98]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [146]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [44]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Основные приказы

Приказ о ликвидации основных средств образец

Ликвидация основного средства: как правильно оформить и учесть

Оборудование устарело или уже износилось и вы решили его ликвидировать? В этой процедуре есть свои особенности. О них расскажет Ольга Столбцова, заместитель директора по проектам Аудиторско-консалтинговой фирмы «Экспертный центр «Партнёры». Конспектом ее лекции поделились наши коллеги из журнала «Семинар для бухгалтера».

О ликвидации основных средств речь заходит, когда они в результате эксплуатации оказываются морально и физически изношены. А восстановить их либо невозможно, либо экономически неоправданно. В самой процедуре ликвидации много нюансов. О них мы и поговорим.

Какие документы оформить

До этого года для ликвидации основного средства организация в обязательном порядке должна была создать комиссию. Такое правило содержит пункт 77 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Но с года рекомендации по бухучету не являются обязательными. Об этом сказано в частях 7 и 8 статьи 21 Федерального закона от 6 декабря г. № 402-ФЗ. А Методические указания Минфина по бухучету, по сути, и есть рекомендации, о которых идет речь. Поэтому у компании есть выбор - либо создавать комиссию, либо списывать объект в упрощенном порядке. Но я все же рекомендую создавать комиссию. Ведь это элемент системы внутреннего контроля, предусмотренного новым Федеральным законом о бухучете. Так что расскажу о ней подробнее.

Для того чтобы создать комиссию, издайте соответствующий приказ. В нем пропишите состав комиссии. Туда обязательно включите главного бухгалтера, материально ответственное лицо (на котором висел объект) и других сотрудников, назначенных приказом руководителя.

Работа комиссии заключается в том, чтобы осмотреть объект и определить, насколько возможно и целесообразно его восстановление. И если решение о ликвидации основного средства все же будет вынесено, то комиссия установит причины: физический и моральный износ, авария и т. п. А также определит, можно ли использовать отдельные узлы, детали и материалы ликвидируемого имущества. Осмотрев имущество, комиссия составит соответствующий акт. На основании его оформите приказ о ликвидации основного средства. Приведу примерный образец такого документа.

После того как основное средство вы ликвидируете, составьте акт о списании объекта. Для этого можно использовать типовые бланки (форма № ОС-4 или № ОС-4а для автотранспорта). Но никто не запрещает и самостоятельно разработать форму акта.

На основании акта о списании сделайте отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке. Это типовая форма № ОС-6. Вы ведете учет в малом предприятии? Тогда про ликвидацию имущества вы запишете в инвентарной книге.

В процессе ликвидации (демонтажа) основного средства могут остаться годные к использованию отдельные материалы, узлы и агрегаты. Такое имущество нужно оприходовать. Для этого оформите накладную. Если своего бланка документа нет, то используйте типовую форму № М-11.

Как отразить в учете

Бухгалтерский учет

При ликвидации основного средства у организации могут возникнуть расходы в виде остаточной стоимости списываемого имущества. Это актуально, если нормативный срок амортизации не истек. Также довольно часто бывают затраты, связанные с разборкой и демонтажем объекта. Остаточная стоимость основных средств и указанные затраты отразите в составе прочих расходов того периода, к которому они относятся.

Налоговый учет

При расчете налога на прибыль расходы на ликвидацию основных средств учитываются в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Это остаточная стоимость ликвидируемого имущества и затраты, связанные с выполнением работ по демонтажу и разборке объекта.

При методе начисления расходы на ликвидацию и суммы недоначисленной амортизации учтите в том периоде, в котором оформили акт о списании основного средства. Это следует из подпункта 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ и письма Минфина России от 9 июля 2009 г. № 03-03-06/1/454.

Если после полной ликвидации основных средств организация приходует оставшиеся после демонтажа детали или материалы, то их стоимость отразите в составе внереализационных доходов. Такое требование установлено пунктом 13 статьи 250 НК РФ. Сделать это нужно независимо от того, будет организация в дальнейшем использовать эти ТМЦ в деятельности, направленной на получение доходов, или нет. При методе начисления доход будет считаться полученным на дату, когда оформите акт о ликвидации основного средства. Так установлено подпунктом 8 пункта 4 статьи 271 НК РФ.

Оставшиеся после ликвидации детали и запчасти учтите в налоговом учете по рыночным ценам. При отпуске ТМЦ в производство или последующей реализации отразите их стоимость в составе материальных расходов или расходов от реализации. Стоимость, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, определите как сумму, которая ранее была учтена в доходах. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 2 статьи 254 НК РФ.

Теперь поговорим о НДС. Сумму входного налога, предъявленного подрядчиком, проводившим ликвидацию основного средства, примите к вычету (п. 6 ст. 171 НК РФ).

А вот с НДС, который относится к стоимости самих ликвидированных объектов, есть определенные сложности. По полностью самортизированному имуществу налог не восстанавливайте. Если же амортизация еще начисляется (то есть остаточная стоимость имущества не равна нулю), то входной НДС нужно восстановить. Именно так рекомендуют поступать чиновники.

Сумму налога к восстановлению рассчитайте по формуле:

НДСв = НДСп ОС. ПС ,

где НДСв - НДС к восстановлению;

НДСп - НДС, ранее принятый к вычету;

ОС - остаточная (балансовая) стоимость основного средства без учета переоценок;

ПС - первоначальная стоимость имущества без учета переоценок.

Впрочем, пункт 3 статьи 170 НК РФ не обязывает компании восстанавливать НДС при ликвидации основного средства. Поэтому вы можете проигнорировать требования чиновников. Но все же будьте готовы к спору с налоговиками. К счастью, судьи на стороне компаний и регулярно подчеркивают: раз кодекс прямо не требует восстанавливать налог, делать этого не нужно.

Компания решила продать полученные детали и запчасти? Тогда скорее всего придется начислить НДС. Не забудьте также выписать счет-фактуру.

Пример: Компания на общем режиме отражает в учете расходы, связанные с ликвидацией основного средства

ООО «Звезда»в июне ликвидирует физически изношенный легковой автомобиль «шкода фабиа». Для этого привлекли подрядную организацию. Стоимость работ по ликвидации составила 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.). Первоначальная стоимость автомобиля по данным бухгалтерского и налогового учета - 380 000 руб. объект самортизирован полностью. В результате ликвидации оприходованы запасные части на сумму 12 000 руб. В учете бухгалтер сделал следующие записи:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

- 380 000 руб. - списана первоначальная стоимость выбывающего автомобиля;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

- 380 000 руб. - списана сумма амортизации, начисленная за время эксплуатации автомобиля;

- 900 руб. - отражен предъявленный подрядчиком НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»КРЕДИТ 19

- 900 руб. - принят к вычету НДС со стоимости работ по ликвидации автомобиля;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»КРЕДИТ 76

- 5000 руб. - списаны расходы на проведение работ по ликвидации;

- 5900 руб. - оплачены работы по ликвидации автомобиля;

ДЕБЕТ 10-5 КРЕДИТ 91-1

В июне при расчете налога на прибыль бухгалтер включил в состав внереализационных расходов стоимость работ подрядчика по ликвидации основного средства - 5000 руб. В составе внереализационных доходов при расчете налога на прибыль бухгалтер учел стоимость материалов, поступивших от ликвидации, в сумме 12 000 руб.

Ликвидация основных средств: налогообложение и бухгалтерский учет

Использовать в дальнейшем объект основных средств экономически не выгодно, а продать его не представляется возможным. Как быть? Руководство компании вправе принять решение о ликвидации такого объекта. Об отражении в налоговом и бухгалтерском учете операций по ликвидации основных средств и пойдет речь в статье.

Популярное по теме

Процесс ликвидации объекта основных средств начинается с оформления приказа о назначении ликвидационной комиссии. Она решает, насколько целесообразно продолжать использовать объект основных средств. В приказе устанавливаются сроки работы и состав комиссии. В нее обязательно входит главный бухгалтер, а также лица, материально ответственные за сохранность ликвидируемого объекта.

Полномочия комиссии изложены в пункте 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания). Прежде всего к полномочиям относятся осмотр объекта и установление причины его ликвидации. Объект может быть ликвидирован вследствие физического или морального износа, порчи в результате чрезвычайных ситуаций или ненужности в связи с изменениями в характере деятельности. Комиссия уполномочена выявлять лиц, виновных в преждевременном выбытии объекта, и вносить предложения о привлечении их к ответственности, установленной законодательством.

Комиссия решает вопрос о возможном использовании или продаже отдельных узлов, деталей, материалов, установлении их рыночной стоимости, а также контролирует изъятие из списываемого объекта цветных и драгоценных металлов. определение их количества, веса и сдачу на соответствующий склад.

Списание объекта основных средств

Порядок отражения в бухучете операций по списанию основных средств регулируется ПБУ 6/01 (согласно приказу Минфина России от 12.12.2005 № 147н с 2006 года ПБУ 6/01 действует в новой редакции) и Методическими указаниями.

При ликвидации объекта составляют акт о списании по форме № ОС-4 (№ ОС-4а - для транспортных средств). В нем приводят краткую характеристику объекта, оценку его состояния на дату списания, информацию о затратах и поступлениях, связанных с ликвидацией. Перечень унифицированных форм первичных учетных документов, разработанных для отражения операций по списанию основных средств 1. приведен в таблице. Сведения о списании вносятся в раздел 4 инвентарной карточки учета объекта основных средств или в карточку группового учета (формы № ОС-6 и ОС-6а).

Организация может самостоятельно разработать календарный план-график демонтажных работ, заказ-наряд на передачу объекта в демонтаж, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, а также привлечь независимых экспертов для оценки технического состояния объекта перед ликвидацией и материальных ценностей, оставшихся после ликвидации.

Учет расходов на ликвидацию основных средств

В каком порядке учитываются в налоговом учете расходы на ликвидацию основных средств? Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации объектов основных средств, сумма недоначисленной в соответствии с установленным сроком амортизации, а также затраты на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иных основных средств, монтаж которых не окончен, относятся к внереализационным расходам. Основание - подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Напомним, что согласно пункту 2 статьи 259 НК РФ начисление амортизации по объекту основных средств прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия данного объекта из состава амортизируемого имущества. Сумма недоначисленной амортизации по ликвидированному объекту амортизируемого имущества включается в состав внереализационных расходов единовременно. Естественно, при условии, что указанные расходы экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Таблица. Унифицированные формы, заполняемые при списании основных средств

Частичная ликвидация: проблемы и способы их решения

Правила бухгалтерского учета

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств"(утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания).

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Выбытие объекта основных средств также происходит и при частичной ликвидации основных средств.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся в составе прибылей и убытков (п. 31 ПБУ 6/01).

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства"может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства"на счет 91 "Прочие доходы и расходы"(Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, п. 84 Методических указаний).

Если для осуществления работ по ликвидации части объекта основных средств (его демонтажа) привлекается сторонняя организация, то расходы по проведению работ по ликвидации, осуществленные этой организацией, подлежат отражению в составе прочих затрат и учитываются по дебету счета 91 в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"(ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Документальное оформление

В качестве первичных учетных документов при частичном выбытии объекта основных средств могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. В то же время с 1 января 2009 года организациям предоставлено право самостоятельно утверждать все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым утверждены типовые унифицированные формы (ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Далее в статье мы будем исходить из унифицированных форм отчетности по отражению хозяйственных операций.

Но прежде чем осуществлять выбытие объекта основных средств, в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

Комиссия определяет целесообразность (пригодность) дальнейшего использования объекта основных средств, возможность и эффективность его восстановления.

В компетенцию комиссии входит:

- осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета;

- установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);

- выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;

- составление акта на списание объекта основных средств.

При осуществлении частичной ликвидации объекта основных средств необходимо оформить:

- Приказ руководителя о частичной ликвидации объекта основных средств;

- Акт о списании объекта основных средств (форма № ОС-4), утвержденный руководителем организации и подписанный членами комиссии.

Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в Акте на списание объекта основных средств. В нем указываются:

- дата принятия объекта к бухгалтерскому учету;

- год изготовления или постройки;

- время ввода в эксплуатацию;

- срок полезного использования;

- первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации;

- проведенные переоценки, ремонты;

- причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, назначенной руководителем организации, утверждается руководителем или уполномоченным им лицом.

Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

Момент признания

По общим правилам выбытие объекта основных средств признается на дату единовременного прекращения действия условий принятия его к бухгалтерскому учету. Эти условия перечислены в пункте 4 ПБУ 6/01 (п. 76 Методических указаний). К их числу относятся:

- предназначение объекта для использования в производстве продукции (работ, услуг), управленческих нужд;

- использование в течение длительного времени, то есть свыше 12 месяцев;

- не предполагается последующая перепродажа объекта;

- способность приносить организации экономические выгоды (доход).

Минфин России в письмах от 21.10.2008 № 03-03-06/1/592, от 19.09.2007 № 03-03-06/1/675, от 17.01.2006 № 03-03-04/1/27 разъясняет, что процесс ликвидации бывает достаточно длительным. Возможна ситуация, когда основное средство выведено из эксплуатации в одном налоговом периоде, а ликвидация закончена - в другом. В таком случае затраты на ликвидацию должны на основании п. 1 ст. 272 НК РФ признаваться таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся, и учитываться в составе внереализационных расходов на дату ликвидации, то есть на дату подписания Акта выполненных работ по ликвидации. Соответственно, Акт на списание (частичное списание) объекта основных средств с отражением финансового результата от ликвидации может быть полностью составлен только после завершения ликвидации (частичной ликвидации) объекта основных средств.

Определяем ликвидируемую часть объекта

При частичной ликвидации объекта основных средств происходит изменение его первоначальной стоимости, в которой он принят к бухгалтерскому учету (п. 14 ПБУ 6/01 и п. 41 Методических рекомендаций). Это влечет за собой определение остаточной стоимости ликвидируемой части объекта.

Порядок определения стоимости ликвидируемой части объекта основных средств на законодательном уровне не установлен. А на основании первичных бухгалтерских документов определить ее размер не всегда удается.

Если частичная ликвидация здания (сооружения) связана с изменением его площади, то на практике организации, как правило, находят остаточную стоимость списываемой части удельным весом.

Остаточная стоимость ликвидируемой части определяется путем нахождения удельного веса ликвидируемой части здания в общей площади здания (сооружения). Такой вариант, в частности, рассмотрен Минфином России в письме от 27.08.2008 № 03-03-06/1/479.

Для произведения расчета следует использовать инвентаризационные и правоустанавливающие документы (например, акты БТИ), которые содержат информацию о площади ликвидируемого здания (сооружения).

Общая площадь здания по документам БТИ составляет 90 000 кв. м.

Его первоначальная стоимость 20 000 000 руб. амортизационные отчисления - 14 000 000 руб. Остаточная стоимость на момент ликвидации - 6 000 000 руб.

Ликвидации подлежит часть здания в связи с его реконструкцией. Площадь ликвидируемой части составляет 29 700 кв. м.

Определяем:

1) удельный вес ликвидируемой части в общей площади здания 33% (29 700. 90 000 х 100%);

2) первоначальную стоимость ликвидируемой части здания: 6 600 000 руб. (20 000 000 х 33%);

3) сумму амортизационных отчислений, приходящуюся на ликвидируемую часть: 4 620 000 руб. (14 000 000 х 33%).

В некоторых случаях для определения стоимости ликвидируемой части объекта необходимо воспользоваться услугами независимого оценщика. Например, это происходит при частичной ликвидации здания без изменения его общей площади (при списании отдельных составных частей основного средства или внутренних коммуникаций, которые вышли из строя (письмо Минфина России от 16.07.2008 № 03-03-06/2/79).

Частичной ликвидации могут подвергаться не только здания и сооружения, но и иные объекты основных средств, например смонтированное оборудование. Определить остаточную стоимость ликвидируемой части такого оборудования возможно либо на основании первичных документов, которые были оформлены при принятии объекта основных средств к учету (если это представляется возможным), либо путем проведения независимой оценки первоначальной стоимости ликвидируемой части.

Приходуем запчасти

Материальные ценности, остающиеся от выбытия основных средств, определяются исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве доходов (п. 16 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, п. 79 Методических указаний).

Основанием для принятия к учету материалов, полученных при частичной ликвидации объекта основных средств, является Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35), утвержденный постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.

Акт составляется в трех экземплярах комиссией, состоящей из представителей заказчика и подрядчика, подписывается представителями заказчика и подрядчика.

Первый и второй экземпляры акта остаются у заказчика, третий - у подрядчика. Заказчик в свою очередь первый экземпляр акта прилагает к предъявленному счету для оплаты подрядчику.

Для налогового учета расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, принимаются при исчислении налога на прибыль (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Несмотря на то что в Налоговом кодексе РФ нет прямого указания о принятии для целей исчисления налога на прибыль расходов при осуществлении частичной ликвидации, полагаем, что приведенная норма может быть применима и для этого случая. Главное, чтобы были выполнены требования статьи 252 НК РФ об экономическом обосновании и документальном подтверждении затрат. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 16.07.2008 № 03-03-06/2/79.

В подтверждение такой позиции можно сослаться и на арбитражную практику (см. например, постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2006 № Ф09-5697/06-С7).

Стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств так же, как в бухгалтерском учете, включается в состав внереализационных доходов по рыночной стоимости (п. 13 ст. 250, п. 5 ст. 274 НК РФ).

Причем, по мнению Минфина России, которое изложено в письме от 19.05.2008 № 03-03-06/2/58, при ликвидации основных средств, выводимых из эксплуатации, в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества независимо от их использования или неиспользования в производстве (реализации или для управления организацией).

При выбытии материально-производственных запасов либо металлолома их стоимость в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ в виде излишков полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств определяется как сумма налога, исчисленная с дохода, предусмотренного подпунктами 13 и 20 ст. 250 НК РФ (письмо Минфина России от 15.06.2007 № 03-03-06/1/380).

Выбытие основных средств

Выбытие основных средств 

Продажа ОС    Прекращение использования ОС вследствие износа    Ликвидация ОС при чрезвычайной ситуации    Передача ОС в счет вклада в уставный капитал    Передача ОС безвозмездно    Выявление недостачи ОС при инвентаризации

Бухгалтерский учет  основных средств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету  "Учет основных средств"ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н) (далее - ПБУ 6/01), Методическими указаниями  по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н) (далее - Методические указания по учету ОС), а также другими нормативно-правовыми актами.

Согласно п. 29 ПБУ 6/01  стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случае:

продажи;прекращения использования вследствие морального и физического износа;ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации;передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд;передачи по договору мены, дарения;внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности;выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации;частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;в иных случаях.

Выбытие основных средств включает две операции :

    Определение остаточной стоимости объекта основных средств, подлежащего списанию с учета. Отражение операции списания объекта с учета.

В программе "1С:Бухгалтерия 8"определение остаточной стоимости объектов основных средств производится на счетах второго порядка 01.09 "Выбытие основных средств"или 03.09 "Выбытие материальных ценностей"в зависимости от того, на каком счете учитывается объект. Аналитический учет на счетах 01.09 и 03.09 ведется по каждому выбывающему объекту (справочник "Основные средства").

Для всех случаев выбытия основных средств первая операция отражается одинаково.

При выбытии объектов, учитываемых на счете 01 "Основные средства", сначала начисляется амортизация за месяц выбытия, после чего проводкой по дебету счета 01.09 и кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации"списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта, а записью по дебету счета 02.01 "Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01"и кредиту счета 01.09 - сумма накопленной амортизации по объекту. Сальдо на счете 01.09 по объекту, для которого отражается операция выбытия, - это и есть остаточная стоимость объекта основных средств, подлежащего списанию с учета. Более подробно см. пример  "Выбытие основных средств (неполная амортизация)".

При выбытии объектов, учитываемых на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", сначала начисляется амортизация за месяц выбытия, после чего проводкой по дебету счета 03.09 и кредиту счета 03.01 "Материальные ценности в организации"списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта, а записью по дебету счета 02.02 "Амортизация основных средств, учитываемых на счете 03"и кредиту счета 03.09 - сумма накопленной амортизации по объекту. Сальдо на счете 03.09 по объекту, для которого отражается операция выбытия, - это и есть остаточная стоимость объекта основных средств, подлежащего списанию с учета.

Для целей налогообложения прибыли  остаточная стоимость основных средств определяется по-разному в зависимости от того, каким методом начисляется амортизация.

При начислении амортизации линейным методом остаточная стоимость основного средства представляет собой разницу между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации (абзацы 7 , 8 п. 1 ст. 257 НК РФ ).

При начислении амортизации нелинейным методом остаточная стоимость ОС определяется по формуле (абз. 11 п. 1 ст. 257 НК РФ ):

Sn  = S x (1 - 0,01 x k) n  ,

где:

Sn  - остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества по истечении n месяцев после их включения в соответствующую амортизационную группу (подгруппу);

S - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта амортизируемого имущества;

n - количество полных месяцев, прошедших со дня включения объекта амортизируемого имущества в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня его исключения из этой группы (подгруппы).

При выбытии объектов основных средств, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, вследствие ликвидации они выводятся из эксплуатации в порядке, установленном п. 13 ст. 259.2 НК РФ. ликвидированный объект исключается из амортизационной группы, но суммарный баланс амортизационной группы не уменьшается, т.е. первоначальная стоимость ликвидированного основного средства продолжает погашаться через механизм амортизации.

Применительно к программе "1С:Бухгалтерия 8"для налогового учета первой операции используются те же счета и те же объекты аналитики, что и в бухгалтерском учете. Данные налогового учета указываются в ресурсах "Сумма НУ Кт"и "Сумма НУ Дт"записей по списанию на счета 01.09 или 03.09 первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемого имущества и суммы начисленной амортизации.

Отражение второй операции зависит от варианта выбытия.

Продажа основных средств

Если списание объекта с учета основных средств производится в результате его продажи, то  в бухгалтерском учете  признаются доходы и расходы по операции реализации.

Доходы и расходы от списания объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению соответственно в прибыль или убыток организации в качестве прочих доходов или расходов (п. 31 ПБУ 6/01 ).

Применительно к плану счетов программы "1С:Бухгалтерия 8"доходы от продажи объектов основных средств учитываются на счете 91.01 "Прочие доходы", а расходы - на счете 91.02 "Прочие расходы"по статье с видом прочих доходов и расходов "Доходы (расходы), связанные с реализацией основных средств"(справочник "Прочие доходы и расходы"). Аналитический учет доходов и расходов от продажи ОС на счетах 91.01 и 91.02 ведется также по каждому продаваемому объекту (субконто "Реализуемые активы"- справочник "Основные средства").

Выбытие объекта в результате его продажи отражается в учете следующими записями:

1) проводкой по дебету счета 91.02 и кредиту счета 01.09 или 03.09 отражается списание на расходы остаточной стоимости объекта;

2) проводкой по кредиту счета 91.01 и дебету счета учета расчетов с покупателями (62.01 или др.) отражается выручка от продажи объекта в сумме, согласованной сторонами в договоре;

3) проводкой по дебету счета 91.02 и кредиту счета 68.02 "Налог на добавленную стоимость"отражается начисление НДС по операции реализации;

4) проводками по дебету счета 91.02 в корреспонденции с соответствующими счетами отражаются прочие расходы, непосредственно связанные с продажей объекта.

Списание объекта основных средств с бухгалтерского учета осуществляется при прекращении действия хотя бы одного условия принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве такого объекта (письмо Минфина России от 22.03. № 07-02-10/20 ).

При этом указанные условия не увязывают принятие актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства с государственной регистрацией прав собственности на него.

Соответственно, организация, получающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна принять его к учету в момент фактического получения независимо от факта государственной регистрации прав собственности. Необходимые изменения внесены в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету приказом Минфина России от 24 декабря г. № 186н. В соответствии с указанными изменениями из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств исключены нормы, устанавливающие зависимость принятия объекта недвижимости на учет от наличия документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности на такой объект (пункты 41  и 52 соответственно). Приказ № 186н  вступил в силу с бухгалтерской отчетности года.

При этом организация, передающая объект недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, должна списать его с бухгалтерского учета в момент фактического выбытия независимо от факта государственной регистрации прав собственности.

Если момент списания с бухгалтерского учета объекта недвижимости, права собственности на который подлежат государственной регистрации, не совпадает с моментом признания доходов и расходов от выбытия объекта основных средств (когда указанные доходы и расходы признаются в момент государственной регистрации перехода права собственности), то для отражения выбывшего объекта основных средств до момента признания доходов и расходов от его выбытия может использоваться счет 45 "Товары отгруженные"(отдельный субсчет "Переданные объекты недвижимости").

В подобных ситуациях в момент передачи объекта недвижимости покупателю его остаточная стоимость списывается со счета 01.09 на счет 45. По завершении процедуры государственной регистрации остаточная стоимость списывается со счета 45 в дебет счета 91.02 и вводятся приведенные выше проводки по признанию выручки, начислению НДС и прочим расходам, непосредственно связанным с продажей объекта.

Обратите внимание!

В бухгалтерском учете не предусмотрено выявление финансового результата (прибыли или убытка) по каждому проданному объекту ОС в отдельности. В конце каждого месяца путем сопоставления кредитового оборота на счете 91.01 и дебетового оборота на счете 91.02 выявляется сальдо прочих доходов и расходов в целом, которое списывается на счет 99.01 "Прибыли и убытки от хозяйственной деятельности (за исключением налога на прибыль)"в корреспонденции со счетом 91.09 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Для целей налогообложения прибыли  реализация объекта основных средств приравнивается к реализации товара. Соответственно, доходом от реализации признается выручка от реализации объекта, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованный объект, выраженных в денежной и (или) натуральной формах (пункты 1  и 2 ст. 249 НК РФ ).

При этом налогоплательщик вправе уменьшить выручку от реализации амортизируемого имущества:

2) на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности, на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества (абз. 6 пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ ).

В программе "1С:Бухгалтерия 8"для налогового учета операции по продаже объекта основных средств используются те же счета и те же объекты аналитики, что и в бухгалтерском учете. Данные налогового учета указываются в ресурсах "Сумма НУ Дт"и "Сумма НУ Кт"записей по списанию на счет 91.02 остаточной стоимости, отражению выручки от реализации и расходов, непосредственно связанных с такой реализацией. При этом выручка от реализации указывается без НДС. Соответственно, в бухгалтерской проводке по начислению НДС ресурс "Сумма НУ Дт"по дебету счета 91.02 не заполняется.

Обратите внимание!

В налоговом учете предусмотрен несколько иной порядок учета результата по операциям выбытия амортизируемого имущества. В отличие от прибыли, убыток от реализации объектов основных средств учитывается не в текущем периоде, а включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ ).

В связи с этим по тем объектам основных средств, которые реализованы с убытком, необходимо до выполнения процедуры закрытия счета 91 (выявления сальдо прочих доходов и расходов) сумму убытка по данным налогового учета перенести со счета 91.09 на счет 97.21 "Прочие расходы будущих периодов"(по каждому объекту ОС в отдельности). Ресурс "Сумма"(бухгалтерского учета) в этой проводке не заполняется.

Прекращение использования основного средства вследствие морального и физического износа

Каждая организация может оказаться в ситуации, когда имеющиеся у нее основные средства изнашиваются, выходят из строя, морально устаревают до окончания принятого срока полезного использования. При этом восстанавливать их зачастую дороже, чем приобрести аналогичное новое имущество. В этом случае организация, как правило, принимает решение о прекращении использования такого основного средства.

При списании объекта основных средств  в бухгалтерском учете  вследствие морального и физического износа остаточная стоимость этого объекта, выявленная на счете 01.09 или 03.09, списывается в дебет счета 91.02 "Прочие доходы"по статье с видом прочих доходов и расходов "Доходы (расходы), связанные с ликвидацией основных средств"(справочник "Прочие доходы и расходы").

По этой же статье по дебету счета 91.02 в корреспонденции с соответствующими счетами отражаются также прочие расходы, непосредственно связанные с выбытием объекта.

Для целей налогообложения прибыли  расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, признаются внереализационными расходами (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ ).

При этом расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом.

При ликвидации объектов основных средств, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, объект исключается из амортизационной группы без уменьшения суммарного баланса амортизационной группы, т.е. первоначальная стоимость ликвидированных основных средств продолжает погашаться через механизм амортизации.

В программе "1С:Бухгалтерия 8"для налогового учета операции прекращения использования объекта основных средств используются те же счета и те же объекты аналитики, что и в бухгалтерском учете. Данные налогового учета указываются в ресурсе "Сумма НУ Дт"записей по списанию на счет 91.02 остаточной стоимости объекта (при начислении амортизации по объекту линейным методом) и расходов, непосредственно связанных с выводом объекта из эксплуатации.

Более подробно о том, как оформить в "1С:Бухгалтерии 8"списание основного средства, см. пример  "Выбытие основных средств (неполная амортизация)".

Ликвидация основного средства при чрезвычайной ситуации

Объекты основных средств могут прийти в негодность или оказаться уничтоженными вследствие аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации.

Для списания с учета основного средства в этом случае организация производит инвентаризацию, результаты которой должны быть документально оформлены. В качестве рекомендуемых форм можно использовать формы, установленные постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 № 88  и от 27.03.2000 № 26 .

При выбытии объекта основного средства  в бухгалтерском учете  при аварии, стихийном бедствии или иной чрезвычайной ситуации остаточная стоимость этого объекта, выявленная на счете 01.09 или 03.09, списывается в дебет счета 91.02 "Прочие доходы"по статье с видом прочих доходов и расходов "Доходы (расходы), связанные с ликвидацией основных средств"(справочник "Прочие доходы и расходы").

По этой же статье по дебету счета 91.02 в корреспонденции с соответствующими счетами отражаются также прочие расходы, непосредственно связанные с выбытием объекта.

Для целей налогообложения прибыли  расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, признаются внереализационными расходами (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ ).

При этом расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом.

При ликвидации объектов ОС, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, объект исключается из амортизационной группы без уменьшения суммарного баланса амортизационной группы, т.е. первоначальная стоимость ликвидированных ОС продолжает погашаться через механизм амортизации.

В программе "1С:Бухгалтерия 8"для налогового учета операции ликвидации объекта основных средств используются те же счета и те же объекты аналитики, что и в бухгалтерском учете. Данные налогового учета указываются в ресурсе "Сумма НУ Дт"записей по списанию на счет 91.02 остаточной стоимости объекта (при начислении амортизации по объекту линейным методом) и расходов, непосредственно связанных с выводом объекта из эксплуатации.

Передача основного средства в счет вклада в уставный (складочный) капитал

В бухгалтерском учете  при передаче объекта основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал остаточная стоимость этого объекта, выявленная на счете 01.09 или 03.09, списывается в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"(п. 85  Методических указаний по учету ОС). Применительно к плану счетов программы "1С:Бухгалтерии 8"остаточная стоимость списывается в дебет счета 76.09 "Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций относятся к финансовым вложениям (п. 3 ПБУ 19/02  "Учет финансовых вложений"). Инструкция по применению Плана счетов предлагает для отражения их в учете у передающей стороны использовать счет 58 "Финансовые вложения", субсчет "Паи и акции"(применительно к плану счетов программы "1С:Бухгалтерии 8"- счета 58.01.1 "Паи"и 58.01.2 "Акции").

До передачи объекта на возникающую задолженность по вкладу в уставный (складочный) капитал производится запись по дебету счета 58.01.1 или 58.01.2 в корреспонденции с кредитом счета 76.09 на величину остаточной стоимости объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, а в случае полного погашения стоимости такого объекта - в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты (в дебет счета 91.01 "Прочие доходы").

Обратите внимание!  При выбытии ОС в связи с их внесением в уставный (складочный) капитал не используются счета учета расходов, поскольку выбытие активов организации, связанное с передачей их в уставные (складочные) капиталы других фирм, расходом организации не является (п. 3 ПБУ 10/99  "Расходы организации"). Расходы, сопутствующие передаче объекта в уставный (складочный) капитал, которые не предусмотрены учредительными документами в качестве дополнительных расходов, формирующих стоимость имущественного вклада, являются прочими и отражаются по дебету счета 91.02 "Прочие расходы".

Расходы организации в виде взноса в уставный (складочный) капитал не учитываются  при определении налоговой базы по налогу на прибыль  (п. 3 ст. 270 НК РФ ).

При передаче объектов ОС в качестве оплаты размещаемых акций (долей) у организации - участника общества не возникает прибыли (убытка) (пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ ). При этом стоимость приобретаемых акций (долей) для целей налогообложения прибыли признается равной остаточной стоимости вносимого имущества, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанное имущество, с учетом дополнительных расходов, которые для целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком внесении (абз. 4 п. 1 ст. 277 НК РФ ). Дополнительным расходом, в частности, является сумма восстановленного и переданного НДС.

В программе "1С:Бухгалтерия 8"для налогового учета операции передачи объекта основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал используются те же счета и те же объекты аналитики, что и в бухгалтерском учете. Данные об остаточной стоимости передаваемых объектов указываются в ресурсе "Сумма НУ"записей по дебету и кредиту счета 76.09, а также по дебету счета 58.01.1 или 58.01.2, данные о восстановленной сумме НДС указываются в ресурсе "Сумма НУ Дт"записей по дебету счета 58.01.1 или 58.01.2.

Обратите внимание!

1. Если остаточная стоимость объекта ОС равна нулю, то к налоговому учету приобретаемые акции (доли) не принимаются.

2. Дополнительные расходы по передаче объекта, которые не предусмотрены учредительными документами в качестве дополнительных расходов, формирующих стоимость имущественного вклада, учитываются не на счете 91.02 (как в бухгалтерском учете), а на счете 58.01 (обособленно от стоимости вклада). Для целей налогообложения прибыли эти расходы учитываются при реализации имущественных прав (долей) как расходы, связанные с их приобретением (ст. 268 НК РФ ).

Передача основного средства по договору дарения (безвозмездно)

По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ ).

В бухгалтерском учете  при передаче объекта по договору дарения остаточная стоимость этого объекта, выявленная на счете 01.09 или 03.09, списывается в дебет счета 91.02 "Прочие доходы"по статье с видом прочих доходов и расходов "Прочие внереализационные доходы (расходы)" и неустановленным флажком в колонке "Принятие к НУ"(справочник "Прочие доходы и расходы").

По этой же статье по дебету счета 91.02 в корреспонденции с соответствующими счетами отражаются прочие расходы, непосредственно связанные с выбытием объекта.

При безвозмездной передаче (дарении) объектов основных средств необходимо начислить НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146 ). Исключение составляют случаи, когда такая передача не признается объектом налогообложения или освобождена от обложения НДС (подпункты 1 , 2 , 5 п. 2 ст. 146 , пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ ).

При этом сумма НДС, начисленная в связи с безвозмездной передачей, для целей налогообложения прибыли не учитывается согласно п. 16 ст. 270 НК РФ .

Если при передаче имущества у дарителя не возникает обязанности по начислению НДС, то сумма "входного"НДС, ранее принятая к вычету по этому основному средству, подлежит восстановлению (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ ). При этом сумма восстановленного НДС учитывается в целях налогообложения прибыли согласно п. 1 ст. 264 НК РФ  в силу прямого указания, содержащегося в пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ. письмо Минфина России от 19.08.2008 № 03-03-06/1/469 .

В налоговом учете  передача имущества на безвозмездной основе не признается реализацией в целях главы 25 НК РФ  и не является объектом налогообложения по налогу на прибыль (п. 1 ст. 249 НК РФ ).

Стоимость безвозмездно переданного имущества также не учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ ).

В программе "1С:Бухгалтерия 8"для налогового учета операции безвозмездной передачи объекта основных средств используются те же счета и те же объекты аналитики, что и в бухгалтерском учете. При этом в записях по дебету счета 91.02 по списанию остаточной стоимости, отражению прочих расходов, а также начисленной (восстановленной) суммы НДС в случае, если она не учитывается в целях налогообложения, ресурс "Сумма НУ Дт"не заполняется.

Выявление недостачи основных средств при инвентаризации

Инвентаризация основных средств проводится с целью выявления расхождений между фактическим наличием объектов основных средств и данными бухгалтерского учета.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 3 ст. 11 Федерального закона  от 06.12. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон о бухучете).

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Закона о бухучете ).

В соответствии с п. 28 Положения  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

излишек имущества приходуется по рыночной стоимости, увеличивая финансовые результаты организации;недостача имущества в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства, сверх норм - на счет виновных лиц (если виновные лица не установлены, то списывается за счет прибыли).

Правила и порядок проведения инвентаризации разъясняются в Методических указаниях  по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49).

Как отразить результаты инвентаризации основных средств в "1С:Бухгалтерии 8", см. в практическом примере  "Инвентаризация основных средств (расхождения не выявлены)".

Для отражения  в бухгалтерском учете  недостачи основных средств при инвентаризации их остаточная стоимость сначала списывается со счета 01.09 или 03.09 в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи имущества".

Источники: www.glavbukh.ru, www.rnk.ru, buhkzn.ru

Категория: Основные приказы | Добавил: kapokatya (12.02.2016)
Просмотров: 597 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск