Приказ на списание основных средств образец заполнения - Основные приказы - Шаблоны примеры - mirshablonov.my1.ru
Понедельник, 05.12.2016, 21:38
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [100]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [147]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [47]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 148
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Основные приказы

Приказ на списание основных средств образец заполнения

Как списать рекламные щиты, которые были утрачены в результате демонтажа при переносе на другое место(сломались).Данные ОС будут списаны досрочно, т.е. по ним не полностью начислена амортизация.Скажите пожалуйста какими документами должно быть правильно оформлено данное списание?Нужно ли восстанавливать НДС по таким ОС?и как поступить с металлом:оприходовать?

Списание основных средств осуществляется в установленном порядке. Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Оформляют списание основного средства в следующей последовательности.

Создается ликвидационная комиссия и ее заключение;

Исходя из заключения руководитель принимает окончательное решение о ликвидации, частичной ликвидации и о списании имущества, оформив его приказом;

Списание основных средств оформляется актом.

Делается необходимая запись в учетных документах о списании объекта.

Такой алгоритм действий следует из пунктов 75-80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н

Обосновать списание изношенного основного средства можно, указав в акте, что дальнейшее использование имущества или его ремонт невозможны или нецелесообразны. Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей (см. например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2004 г. № А05-3112/04-12).

При списании недоамортизированных основных средств входной НДС следует восстановить. Это связано с тем, что налоговый вычет применяется только в том случае, если основные средства используются в операциях, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip - версия

 Рекомендац ия: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств

Со временем основные средства физически изнашиваются и морально устаревают. Если восстановить такой объект нельзя или дальнейшее его использование экономически нецелесообразно, то его ликвидируют и списывают с учета. Такой порядок установлен пунктом 29 ПБУ 6/01 и следует из пунктов 75 и 76 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

Когда основное средство состоит из нескольких предметов, ликвидировать его можно частично. То есть демонтировать только ту часть объекта, которую нельзя восстановить. Например, вместо того чтобы сносить все здание, можно разобрать лишь его отдельный аварийный корпус. Подробнее об этом см. Как оформить, отразить в бухучете и при налогообложении частичную ликвидацию основных средств .

Когда основные средства ликвидируют

Обычно основные средства ликвидируют и списывают с учета при следующих обстоятельствах:

  • имущество морально устарело и физически изношено;
  • произошли авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация;
  • при хищении или недостаче узлов и агрегатов, без которых использование имущества невозможно, а их замена нецелесообразна;
  • выявлена порча имущества;
  • объект находится в стадии реконструкции, когда ликвидируют часть объекта.
  • Это установлено пунктом 29 ПБУ 6/01, пунктом 76 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н . и подтверждено письмом Минфина России от 29 января г. № 07-04-18/01 *.

    Все это зачастую выявляют при очередной или внеплановой инвентаризации .

    Документальное оформление

    Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Оформляют списание основного средства в следующей последовательности.

    1. Создают ликвидационную комиссию и получают ее заключение .
    2. Исходя из заключения руководитель принимает окончательное решение о ликвидации, частичной ликвидации и о списании имущества, оформив его приказом .
    3. Составляют акт о списании основного средства .
    4. Делают необходимые записи в учетных документах о списании объекта .

    Такой алгоритм действий следует из пунктов 75-80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

    Для начала надо определиться с составом ликвидационной комиссии. В нее обязательно должны входить: главный бухгалтер, материально ответственные лица и другие сотрудники, назначенные приказом руководителя.

    Принять решение о списании основного средства можно после того, как ликвидационная комиссия проведет ряд мероприятий. А именно:

  • проведет осмотр основного средства, если оно, конечно, не похищено и есть в наличии;
  • оценит возможности и целесообразность восстановления объекта;
  • установит причины ликвидации;
  • выявит виновных лиц, если объект ликвидируют до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине;
  • определит, возможно ли использовать отдельные узлы, детали или материалы ликвидируемого основного средства.
  • Об этом сказано в пункте 77 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

    Результат комиссия оформляет заключением. Типовой формы для него нет. Поэтому можете разработать его форму самостоятельно. Главное, чтобы в ней были все необходимые реквизиты первичного документа. Утверждает форму руководитель приказом к учетной политике . Выглядеть заключение ликвидационной комиссии может, например, вот так . Данный порядок следует из частей 2 и 4 статьи 9 Закона от 6 декабря г. № 402-ФЗ, пункта 4 ПБУ 1/2008.

    Ситуация . Нужно ли оформлять приказ руководителя организации о ликвидации основного средства

    Да, нужно.

    Приказ руководителя организации о ликвидации основного средства служит основанием для составления акта по форме № ОС-4 (ОС-4а ). Кроме того, оформлять приказ о ликвидации основных средств зачастую требуют и большинство налоговых инспекторов (см. например, письма УФНС России по г. Москве от 23 мая 2006 г. № 20-12/45320 и УМНС России по г. Москве от 23 августа 2004 г. № 26-12/55121 ).

    Типового образца приказа о ликвидации основного средства нет, поэтому его можно составить в произвольной форме .

    После того как получено заключение комиссии о необходимости ликвидации основного средства и оформлен приказ руководителя, составляют акт о списании имущества. Для этого можно использовать типовую или самостоятельно разработанную форму. Во втором случае необходимо, чтобы в документе были все необходимые реквизиты . Как и любые другие первичные документы, которые используют в организации, выбранную форму утверждает приказом руководитель.

    Такой порядок установлен пунктом 78 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н и следует из положений частей 2 и 4 статьи 9 Закона от 6 декабря г. № 402-ФЗ, пункта 4 ПБУ 1/2008.

    Для составления актов о списании основных средств можно использовать следующие типовые бланки:

  • форма № ОС-4 - для одного основного средства, за исключением автотранспортных средств;
  • форма № ОС-4а - для автотранспортных средств;
  • форме № ОС-4б - для группы основных средств.
  • Типовые формы актов утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

    Ситуация: как обосновать списание основных средств, если они физически изношены или морально устарели

    Обосновать списание изношенного основного средства можно, указав в акте, что дальнейшее использование имущества или его ремонт невозможны или нецелесообразны.

    Запись о причине списания может выглядеть, например, так: «Сервер не справляется с возросшей нагрузкой вследствие морального износа. Модернизации не подлежит». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен». Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей (см. например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2004 г. № А05-3112/04-12 ).

    На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, книгах, которые используете для учета хранения и движения основных средств. Это предусмотрено в пункте 80 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н .

    Обычно это типовые документы следующих форм:

  • инвентарная карточка по форме № ОС-6 . если учитываете имущество обособленно;
  • инвентарная карточка по форме № ОС-6а . когда основные средства учитываете в составе групп объектов;
  • инвентарная книга по форме № ОС-6б . могут применять малые предприятия .
  • Типовые формы актов утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 .

    При ликвидации, демонтаже и разборке основного средства можно получить отдельные материалы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество надо оприходовать. Это установлено в пункте 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

    Оформить поступление объектов, полученных при разборке основных средств, можно и типовыми документами. Например:

  • накладной по форме № М-11 - применяют при ликвидации основных средств, за исключением зданий и сооружений;
  • актом по форме № М-35 - если материалы были получены при разборке зданий, сооружений.
  • Типовые формы этих документов утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а

    Сумму входного НДС, предъявленного подрядчиком, проводившим ликвидацию основного средства, примите к вычету (п. 6 ст. 171 НК РФ ).

    В некоторых случаях основное средство списывают до окончания срока его полезного использования. Например, когда ликвидируют автомобиль, не подлежащий после ДТП ремонту. О восстановлении входного НДС, принятого к вычету при приобретении досрочно списываемых основных средств, см. Нужно ли восстанавливать входной НДС при досрочном списании основных средств, по которым не полностью начислена амортизация .

    Ситуация: Нужно ли восстановить входной НДС при досрочном списании основных средств, по которым не полностью начислена амортизация

    Да, нужно.

    При списании недоамортизированных основных средств входной НДС следует восстановить. Это связано с тем, что налоговый вычет применяется только в том случае, если основные средства используются в операциях, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ ). После списания основного средства организация не использует его вообще. Поэтому входной НДС с остаточной стоимости списанного основного средства необходимо восстановить. Такой позиции придерживаются контролирующие ведомства (письма Минфина России от 29 января 2009 г. № 03-07-11/22 . от 7 декабря 2007 г. № 03-07-11/617 и ФНС России от 20 июня 2006 г. № ШТ-6-03/614 ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих эту точку зрения (см. например, постановление ФАС Центрального округа от 19 мая 2006 г. № А48-6754/05-2 ).

    При расчете налога на прибыль сумму НДС, восстановленного по досрочно списанным основным средствам, можно включить в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ . письма Минфина России от 29 января 2009 г. № 03-07-11/22 . от 7 декабря 2007 г. № 03-07-11/617 ).

    Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям не восстанавливать НДС при досрочном списании основных средств, по которым амортизация начислена не полностью. Они заключаются в следующем.

    Организация должна восстанавливать налоговый вычет только в случаях, прямо указанных в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Списание основных средств в этом пункте не упомянуто. Других же оснований для восстановления НДС Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

    Кроме того, входной НДС по основным средствам ранее принят к вычету в полном размере правомерно. В Налоговом кодексе РФ нет требования о применении вычета при условии, что основные средства будут полностью самортизированы. Главное, чтобы организация хоть сколько-нибудь использовала их для выполнения облагаемых НДС операций. Это следует из пункта 2 статьи 171 и абзаца 3 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

    Правильность данной точки зрения подтверждает многочисленная арбитражная практика (см. например, решение ВАС РФ от 23 октября 2006 г. № 10652/06 . определения ВАС РФ от 29 января г. № ВАС-17594/08 . от 31 августа 2009 г. № ВАС-11530/09 . от 24 декабря 2008 г. № ВАС-16624/08 ;постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 27 августа г. № А27-19496/ . Московского округа от 27 апреля г. № КА-А40/2005-10 . от 13 января 2009 г. № КА-А40/12259-08 . Поволжского округа от 23 сентября г. № А12-1810/ . от 14 мая 2009 г. № А55-4292/2008 . Северо-Кавказского округа от 24 сентября 2009 г. № А32-14927/2008-51/113 ).

     Наталья Колосова,

    Если начислена амортизация основных средств, какие проводки делать?

    Любое предприятие в своей деятельности использует внеооборотные активы, которые имеют высокую стоимость.

    К ним относят нематериальные активы и основные производственные фонды.

    Их покупка связана с капиталовложениями собственных или заемных средств.

    За счет высокой стоимости перенос данного капиталовложения на затраты предприятия единовременно не возможен, поэтому стоимость переносится частично, в виде амортизационных отчислений.

    Для каждого предприятия, имеющего на балансе ОС и НМА, важно быстрое и эффективное использование этих средств

    Оборудование должно выработать свой ресурс (для этого его усиленно загружают), свою стоимость оно должно перенести в стоимость готовой продукции или затрат при торговых операциях, причем быстро.

    Только в этом случае процесс окупаемости внеоборотного актива заканчивается и возникает финансовая возможность обновления производственных активов организации.

    Ускорить процесс окупаемости возможно за счет грамотной учетной политики предприятия.

  • способ расчета,
  • начисления амортизации НМА и ОС,
  • отнесение суммы амортизационных начислений на производственные затраты.
  • Единый расчетный документ в ПФР - что это и как оформлять.

    Как осуществляются бухгалтерские проводки по налогу на прибыль?

    Амортизация основных средств

    Приказ на списание основных средств образец заполнения

  • ОС безвозмездно переданных в пользование,
  • жилого фонда,
  • ОС некоммерческих организаций,
  • многолетние насаждения и т. д.
  • Амортизационные отчисления начисляются с момента постановки производственных активов на бухгалтерский учет, до окончательного погашения суммы их стоимости либо списания по реализации (продажи) и полного физического износа.

    Проводки по амортизации основных средств ведутся на счете 02 бухгалтерского учета

    В кредите балансового, пассивного, счета отражаются суммы начисленния на каждый объект амортизации, по дебету списание суммы амортизации в результате выбытия внеоборотного актива.

    Начисление амортизации проводится одним из способов:

    1. Линейный;
    2. Списание по сроку полезного использования;
    3. Способ уменьшаемого остатка;
    4. Списание пропорционально объемам выпуска продукции.

    Способ расчета и начисления амортизации организация выбирает самостоятельно, более выгодный для организации способ отражается в учетной политике.

    Проводки амортизации в бухгалтерском учете

    Приказ на списание основных средств образец заполнения

    При начислении амортизации, проводки бухгалтерского учета имеют следующий вид: Дт 20,23,25,26,29,44 счета Кт 02.

    Исходя из выбранной системы начисления, рассчитанная по каждому инвентарному объекту фондов сумма проводится по кредиту 02 счета.

    Одновременно, данные затраты увеличивают себестоимость продукции подразделения, где используется этот вид ОС (основное или вспомогательное производство, участки, которые предприятие отражает на счетах ОХР, ОПР).

    Торговые предприятия включают сумму амортизационных начислений в издержки.

    Амортизация проводится по дебету 44 счета.

    По каждому виду ОС ведется аналитический учет внутри счета 01 и аналитический учет инвентарной единицы амортизации объекта по кредиту счета 02.

    Списание амортизации основных средств проводками фиксируется во всех необходимых регистрах и счетах бухгалтерского, управленческого и налогового учета на момент снятия их с баланса организации.

    Для чего предназначается оборотная ведомость. Пример заполнения.

    Может ли предприниматель менять план счетов, как составляется и как им пользоваться ?

    Списание внеоборотных активов может быть произведено в случаях:

    1. реализации (продажи);
    2. списания в результате износа объекта (морального или физического);
    3. списания при уничтожении объекта ОС, вследствие стихийного бедствия, чрезвычайной ситуации, аварии или пожара;
    4. В случае передачи объекта внеоборотного актива в качестве вклада, доли в уставный капитал (складочный) другой организации;
    5. по другим причинам.

    Решение о списании объекта, принимается коллегиально, на основании письменного распоряжения (приказа директора предприятия) определяется комиссия, в компетенцию которой входит подписание акта выбытия.

    Для определения, суммы остаточной стоимости выбывающего актива ОС, открывается отдельный счет и субсчет 01.09, выбытие ОС.

    Остаточная стоимость актива рассчитывается как разница между суммой первоначальной стоимости ОС, учтенной на счете 01 по дебету и начисленной за весь срок производственной эксплуатации ОС амортизацией, отраженной по счету 02 в кредите.

    Операция выбытия сопровождается проводкой: списана начисленная амортизация, проводка Дт 02 Кт 01

    В результате данной бухгалтерской операции

    1. счет 02 по конкретному аналитическому субсчету закрывается.
    2. Сумма остаточной стоимости ОС, которая не была отнесена на амортизацию, списывается с дебета счета 01 на 91 счет, прочие доходы и расходы.
    3. Либо продажа (реализация) происходит по стоимости, которая является остаточной из стоимости объекта, отраженной на счете 01.09, после списания начисленной амортизации.

    Списание НМА

    Приказ на списание основных средств образец заполнения

    К внеоборотным активам организации также относят нематериальные активы (см. ПБУ 14).

    Они могут не иметь материальной, физической формы.

    Существуют и некоторые трудности с их оценкой, если она не регламентирована документом, устанавливающим право собственности предприятия на данный вид НМА (счет-фактура, акт купли-продажи).

    К нематериальным активам принято относить

  • патенты,
  • приобретенные права на изобретения,
  • производственные разработки ноу-хау,
  • товарные знаки,
  • программное обеспечение,
  • деловую репутацию,
  • логотип.
  • Прием и постановка на учет НМА производится комиссией, которая подписывает акт приемки и определяет первоначальную стоимость, отражающуюся в активе баланса предприятия.

    Учет НМА ведется на счете 04, счет активный, учет аналогичен ведению операций по счету учета ОС

    При эксплуатации, использовании НМА амортизационные суммы начисляются вследствие морального износа объекта внеоборотных активов.

    Начисление осуществляется ежемесячно, независимо от финансового результата организации. Рассчитывается на основании первоначальной суммы, по которой нематериальный актив ставится на бухгалтерский учет.

    НМА бывают с определенным сроком и с неопределенным сроком использования (при этом ограничение срока - 20 лет).

    Проводки по основным средствам. поступление, переоценка, инвентаризация, списание.

    Правила оформления проводок по восстановлению и начислению НДС.

    При амортизации нематериальных активов, проводки ведутся на счете 05 - счет пассивный, сумма износа копится по кредиту 05, ее списание осуществляется в момент выбытия актива.

    В зависимости от направления использования НМА, амортизация списывается на соответствующие затратные счета, начислена амортизация нематериальных активов, проводка: Дт 20,23,26,29,44 Кт 05.

    Порядок списания и начисления амортизационных сумм отражен в ПБУ 14.

    Некоммерческие организации не обязаны производить начисления амортизации НМА.

    А организации, производящие начисление, обязаны ежегодно уточнять период возможного использования объекта (это связано с быстрыми темпами морального износа).

    Акт на списание основных средств

    К основным средствам (ОС) относят имущество, средства производства, призванные обеспечить деятельность организации в течение длительного времени (не менее года). При этом ОС сохраняют свою натуральную форму, однако в течение определенного срока происходит их физическое и моральное старение. Выработавшие свой жизненный ресурс или вышедшие из строя до срока ОС списываются с баланса предприятия.

    Списание основных средств происходит после инвентаризации. Проверка первоначально оформляется приказом руководителя с указанием состава комиссии, в которую включаются специалисты различного профиля, представитель бухгалтерии и материально ответственные лица.

    Приказ на списание основных средств образец заполнения

    Подготовка акта о списании основных средств

    Проведение инвентаризации должно подтвердить износ ОС, выявить возможность продолжения эксплуатации имущества, определить его сохранность и ОС, которые необходимо снять с баланса. По результатам деятельности комиссии готовится итоговый документ - акт на списание основного средства. Примеры и образцы акта на списание основных средств можно посмотреть на нашем сайте.

    Документ составляется в 2-х экземплярах: один - для бухгалтерии, второй – для ответственных за ОС, отраженные в акте. Как оформляются акты на списание основных средств? Начинается заполнение с заполнения «шапки», где записываются данные об утверждении акта руководителем, наименование документа, полное название организации с основными кодами. Затем идет заполнение типовой формы ОС-4, утвержденной постановлением Госкомстата РФ (к слову, она не является универсальной).

    Как заполнять форму акта?

    Первый раздел содержит сведения о списываемом основном средстве. Заполняются данные о нём, его инвентарном номере, дате выпуска и принятии на учет, сроке эксплуатации, первоначальной или восстановительной стоимости, амортизации и остаточной стоимости. Вторая часть бланка заполняется в том случае, когда объект списания имеет детали из драгоценных металлов и камней. В последнем, третьем разделе в таблицу записываются данные о затратах на демонтаж, перевозку, использование частей ОС после списания. В таблице в графе «Итого» подсчитывается окончательный результат затрат и поступлений.

    Приказ на списание основных средств образец заполнения

    Заполненная ф.ОС-4 подписывается членами комиссии и главным бухгалтером. Данная форма акта на списание ОС используется в основном для тех средств, которые устарели или полностью изношены. Списание переданных другой организации основных средств не оформляется подобным актом. Они передаются по акту приема-передачи.

    Порядок списания с учета объектов основных средств, не пригодных к дальнейшему использованию

    Компания ГАРАНТ

    При проведении инвентаризации были выявлены основные средства (бетономешалки), не пригодные к дальнейшему использованию. Каков порядок списания с учета объектов основных средств, не пригодных к дальнейшему использованию? Можно ли осуществить списание таких основных средств только на основании данных инвентаризации, или следует издать соответствующий приказ об их ликвидации?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    Для списания с учета объектов основных средств, непригодных к дальнейшему использованию, приказом руководителя должна быть создана специальная комиссия. Осуществить списание таких основных средств только на основании данных инвентаризации нельзя. Издания специального приказа о ликвидации сломанных основных средств не требуется, достаточно составленного комиссией и утвержденного руководителем акта о списании.

    Обоснование вывода:

    Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"(далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. При этом случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (часть 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

    При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (часть 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).

    Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен в соответствующих Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации).

    Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждает руководитель организации. В комиссию могут входить: представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.) (п.п. 2.2-2.3 Методических указаний по инвентаризации).

    Определение целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств (ОС), возможности и эффективности его восстановления, а также оформление документации при выбытии ОС в задачи инвентаризационной комиссии не входят. Более того, лица, входящие в состав инвентаризационной комиссии, могут не иметь достаточной компетенции для выполнения данных задач. Например, определить возможность восстановления бетономешалки может специалист, имеющий соответствующее техническое образование и навыки работы с данным видом оборудования, в состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии такой сотрудник может и не входить. Но даже и в том случае, если специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, входят в состав инвентаризационной комиссии, в рамках проведения инвентаризации на них возложены иные задачи:

    1. До проведения инвентаризации проверить:

    а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

    б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

    в) наличие документов на ОС, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление;

    2. В ходе проведения инвентаризации: произвести осмотр объектов и занести в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели (п.п. 3.1-3.2 Методических указаний по инвентаризации).

    Согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации основными целями инвентаризации являются:

    - выявление фактического наличия имущества;

    - сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

    - проверка полноты отражения в учете обязательств.

    Таким образом, инвентаризация проводится именно в целях сличения фактических данных об активах, имеющихся в организации, с данными бухгалтерского учета по этим активам, а не в целях определения возможности либо невозможности использования непригодных к эксплуатации ОС (иного имущества).

    В случае, если в ходе проведения инвентаризации обнаружены ОС, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия обязана лишь составить отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации).

    Иначе говоря, инвентаризационная комиссия может лишь найти не пригодные к использованию ОС и зафиксировать этот факт в специальной описи. А дальнейшая судьба данных объектов будет решаться иными людьми. При этом основанием для дальнейших мероприятий (списание с баланса, ремонт и т.д.) будут являться сличительные ведомости, описи составленные инвентаризационной комиссией.

    Так, п. 29 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"установлено, что в случае выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации имеет место выбытие ОС.

    Порядок списания ОС в бухгалтерском учете регламентирован п.п. 75-80 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания по ОС).

    В частности, п. 77 Методических указания по ОС определено, что для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования ОС, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

    В компетенцию комиссии входит:

    - осмотр ОС, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования ОС, возможности и эффективности его восстановления;

    - установление причин списания ОС (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и другое);

    - выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие ОС, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

    - возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего ОС и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе ОС цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;осуществление контроля за изъятием из списываемых ОС цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

    - составление акта на списание ОС.

    Как видим, задачи и функции инвентаризационной комиссии и комиссии, созданной для списания ОС, совершенно различные. В связи с этим и с учетом всего вышесказанного списать с учета ОС, не пригодные к дальнейшему использованию, только на основании данных инвентаризации нельзя.

    Что касается приказа о ликвидации сломанных объектов, то отдельно издавать подобный приказ руководителю не нужно. Так, п. 78 Методических указаний по ОС установлено, что принятое комиссией решение о списании ОС оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих ОС (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание ОС утверждается руководителем организации.

    Именно утвержденный руководителем акт о списании и будет являться документом, служащим основанием для списания объектов с бухгалтерского учета.

    Ответ подготовил:

    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

    Контроль качества ответа:

    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

    8 ноября г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    Списываем основные средства

    Один из цехов предприятия больше не использует производственное оборудование по назначению. Реализовать оборудование не получится, т.к. оно устарело морально. Его обновление не рентабельно. Выход один – списание и отправка на металлолом, с предварительным изъятием полезных деталей. Следует разобраться, как такую операцию нужно обозначить в учете и отчетности.

    Что принять во внимание?

    1. Приказ Министерства финансов №186н «О внесение корректировок в правовые нормативные акты по бухучету».

    2. Методические рекомендации по бухучету основных средств, установленные приказом Минфина №91н.

    3. ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

    4. Положение по ведению бухгалтерской отчетности и бухгалтерскому учету в России, утвержденное приказом Минфина №34н.

    5. Инструкции по использованию Плана счетов в бухгалтерском учете финансовой и хозяйственной деятельности учреждений, утвержденные приказом Минфина №94н.

    6. Документация МСФО (IAS) 16 «Основные сведения».

    Стоит отметить, что до года вопросов о том, как списать основные средства, использование которых в дальнейшем невозможно, не возникало. Все подробности процедуры были прописаны в нормативных документах (редакция приказа Министерства №34н).

    Но был издан приказ №186н, который в полной мере отменил сложившийся порядок по списанию основных средств. Взамен чиновниками ничего предложено не было.

    Что было раньше?

    Процедура списания ОС была закреплена в Методических указаниях, в пункте №84. Там было рекомендовано использовать счет «Выбытие основных средств» к другому счету «Основные средства». Помимо этого, было предусмотрено отдельное развернутое отражение доходов и расходов от выбытия средств на счете «Прочие расходы и доходы»:

  • Остаточную стоимость объектов списывали с кредита счета «Выбытие основных средств» к счету «Основные средства» в дебет счета «Прочие расходы и доходы»;
  • Стоимость полученных от разборки объектов материальных ценностей по цене использования или общая сумма прибыли от их реализации учитывались по кредиту счета «Прочие доходы и расходы»;
  • Расходы по выбытию объектов ОС принимались по дебету счета «Прочие доходы». Предварительно их можно было собрать на счете «Вспомогательные производства №23».
  • Еще одно важное дополнение из пункта №84: процесс выбытия объектов основных средств завершался проводкой Дт 91-2 Кт в счет «Выбытие основных средств». Это означает, что основные средства в балансе должны были «висеть» до того момента, как ни кончаться все процедуры по ликвидации объекта, т.е. пока не были заполнены все поля акта форм ОС-4, ОС-4а или ОС-4б. Данные процедуры могли продолжаться в течение нескольких месяцев. Организация все это время обязана была платить налоги на имущество.

    Важно знать

    С осени -го года НДС, который предъявляется подрядчикам на стоимость деятельности по ликвидации основных средств, принимается к вычету. На это имеется прямое указание в ст. №171 НК РФ (редакция Федерального закона №245-ФЗ от 19.07.).

    Руководство Фирмы А с 20 июля -го года решила прекратить использование старых токарных станков. Предполагается на их место поставить новое оборудование. Чтобы ликвидировать объекты, была создана комиссия, которая с 20.07. начала выявление ценных материалов и запчастей в оборудовании станков и оценке будущих затрат по демонтажу и транспортировке деталей. Иными словами, уже 20 июля началось заполнение акта ОС-4 на списания станков.

    Станки были куплены до 2001-го года, поэтому нет необходимости восстанавливать НДС. Изначальная стоимость с учетом переоценки – 4 000 000 рублей. Сумма амортизации на 20 июля -го года (учитывая переоценки) составила 3 200 000 рублей.

    Фирма А заключила контракт с Фирмой Б, которая должна была разобрать станки, оставив необходимые детали собственнику, а металлолом передать Фирме В.

    Общая стоимость оставленных материалов и запчастей составила 600 000 рублей. Материалы были переданы на склад Фирмы А 15 октября -го года. С Фирмой Б Фирма А подписала промежуточный акт о выполнении работ на сумму 120 000 рублей + НДС 21 600 руб.

    Фирма В взвесила металлолом и заплатила Фирме А 360 000 рублей (при реализации лома НДС платить не нужно). На прием лома накладную подписали 20 ноября года.

    Стоимость работ Фирмы Б – 400 000 руб. + налог 72 000 руб. Завершающий акт о выполненных работах Фирма А и Фирма Б подписали 30 ноября года.

    Чтобы пример упростить, отнесем Фирму А к малому бизнесу, т.е. она ПБУ 18/02 не применяет.

    Фирма А сделала следующие проводки:

    20 июля – заполнение акта (форма ОС-4)

    Дт 01 Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» 4 000 000 рублей – списана изначальная стоимость станков;

    Дт 02 Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» 3 200 000 рублей – списание начисленной амиортизации.

    15 октября

    Дт 10-5 Кт 91-1 600 000 рублей – получены запчасти;

    Дт 23 Кт 60 120 000 рублей – выполнение работ Фирмой Б;

    Дт 19 Кт 21 600 рублей – учет НДС по работам.

    20 ноября

    Дт 10-6 Кт 91-1 360 000 рублей – учет металлолома от разборки станков;

    Дт 62 Кт 91-1 360 000 рублей – выручка от продажи металлолома;

    Дт 91-2 Кт 10-6 360 000 рублей – списание стоимости металлолома.

    30 ноября (закрытие акта)

    Дт 23 Кт 60 280 000 рублей (400 000 – 120 000) – работы Фирмы Б;

    Дт 19 Кт 60 50 400 рублей (72 000 – 21 600) – учет НДС по работам Фирмы Б;

    Дт 91-2 Кт 23 400 000 рублей – отражение расхода по работам Фирмы Б;

    Дт 68 Кт 73 200 рублей – принятие к вычету НДС;

    Дт 91-2 Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» 800 000 рублей списание остаточной стоимости станков.

    В балансе Фирмы 1 на первый квартал -го года отражает остаточная стоимость ОС 800 000 рублей. В отчете о доходах и расхода по пункту «Прочие расходы и доходы» отражается сумма 1 320 000 рублей (600 000 + 360 000 + 360 000), а по статье «Иные расходы» - 1 560 000 рублей (360 000 + 400 000 + 800 000).

    Что теперь?

    После того, как был издан Приказ №186н, пункт №84 свою силу утратил. Помимо этого, из пунктов №54 и №79 Положения и Методических указаний было убрано требование о том, что полученная при демонтаже объектов ОС материальная ценность учитывается с отражением иного дохода.

    Однако чиновники отметили, что счет 10 дебетовать необходимо «на момент списания объекта ОС» (методические указания, пункт 79).

    В результате появилась путаница в принципах отражения в учете списания основных средств .

    Решение по процедуре отражения расходов и доходов можно обнаружить в международных нормах финансовой отчетности, как это предусматривает пункт 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика». Финансовые результаты от списания ОС в МСФО-отчётности отражаются в отчете об убытках и прибылях свернуто. Иными словами, определяется разница между поступлениями от выбытия, если таковые есть, и балансовой ценой объекта. Отрицательная разница – расход, положительная – доход. Такие же правила предусмотрены и в проекте нового ПБУ в отношении учета ОС.

    Получается, что с -го года при списании основных средств :

  • Расходы и доходы, связанные со списанием, должны отражаться одной суммой и свернуто;
  • Можно не использовать счет «Выбытие основных средств» к счету 01.
  • Но после внесения всех корректировок в Инструкции, сохранилась следующая фраза к Плану счетов: «По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объектов должна списываться со счета 01 на счет 91».

    Сюда нужно добавить выкладку о том, что счет 10 дебетовать необходимо на дату списания объекта основных средств (из Положения и Методических указаний, а также вывод о свернутом отображении расходов и доходов).

    Получается, что остаточную стоимость основных средств списать со счета 01 допускается только после того, как будут выполнены операции по ликвидации.

    Допускается ли списание до конца ликвидации?

    В действительности фирма может списать основные средств, не дождавшись окончания ликвидации.

    Публикация приказа №186н – это новая попытка сближения отечественного бухучета и МСФО. Но из-за цитаты в Инструкции по-прежнему не выполняется требование пункта 29 ПБУ 6/01. Где сказано, что стоимость объекта, который ликвидируется или не может в будущем приносить доход, подлежит списанию в бухучете. Это требования взято из МСФО. В частности, в пункте 67 IAS 16 указано: когда от выбытия или использования объектов ОС никаких экономических выгод не ожидается, признание балансовой стоимости объектов прекращается.

    По нормам МСФО и ПБУ 6/01, когда объект, который подлежит ликвидации, более не используется, он не отражается и в перечне основных средств. Данный актив должен переквалифицироваться в другой. К примеру, может применяться статья «Внеоборотные активы в процедуре выбытия». И такой актив нужно отображать уже в разделе «Оборотные активы», если выбытие не затягивается на период более 12 месяцев. Фактически, инструкция не позволяет выполнять это правило.

    Фирма имеет два варианта:

  • Нарушение пункта 29 ПБУ 6/01, но выполнение требования Инструкции к Плану (как итог – переплата налога на имущество). Списывание основных средств по завершению всех процедур;
  • Следование ПБУ 6/01, но нарушение требования Инструкции (прекращение платы налога за имущество). Иными словами, списать основные средства сразу, как только объект перестал использоваться.
  • Списание ОС после ликвидации. При данном варианте, если объект не используется до отчетной даты, а некоторые операции по ликвидации происходят после отчетной даты, в общем балансе на отчетную дату проставляется остаточная стоимость объекта. Иными словами, в балансе отображается объект основных средств, не приносящий экономической выгоды. В результате пользователи отчетности вводятся в заблуждение.

    Кроме того, фирма платит налог на имущество, хотя уже не начислять амортизацию в налоговом и бухгалтерском учете.

    Допустим, что все операции были проведены в -м году. Одновременно с этим, Фирма А приняла решение не рисковать с налогами на имущество. Бухгалтер решил воспользоваться счетом 23 «Вспомогательные производства» (как и ранее) и счет 98 «Доходы будущих периодов».

    Проводки Фирмы А будут следующими:

    20 июля – заполнение акта (форма ОС-4)

    Дт 01 Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» 4 000 000 рублей – списана изначальная стоимость станков;

    Дт 02 Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» 3 200 000 рублей – списание начисленной амиортизации.

    15 октября

    Дт 10-5 Кт 91-1 600 000 рублей – получены запчасти;

    Дт 23 Кт 60 120 000 рублей – выполнение работ Фирмой Б;

    Дт 19 Кт 21 600 рублей – учет НДС по работам.

    20 ноября

    Дт 10-6 Кт 91-1 360 000 рублей – учет металлолома от разборки станков;

    Дт 62 Кт 91-1 360 000 рублей – прибыль от продажи металлолома;

    Дт 91-2 Кт 10-6 360 000 рублей – списание стоимости металлолома.

    30 ноября (закрытие акта)

    Дт 23 Кт 60 280 000 рублей (400 000 – 120 000) – работы Фирмы Б;

    Дт 19 Кт 60 50 400 рублей (72 000 – 21 600) – учет НДС по работам Фирмы Б;

    Дт 91-2 Кт 23 400 000 рублей – отражение расхода по работам Фирмы Б;

    Дт 68 Кт 73 200 рублей – принятие к вычету НДС;

    Дт 98 Кт 01 счет «Выбытие основных средств» 560 000 рублей (300 000 + 180 000 – 200 000) – списывается часть остаточной стоимости станков (счет 98 закрыт);

    Дт 91-2 Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» 240 000 рублей (800 000 – 560 000) – списание другой части остаточной стоимости, определение убытка от выбытия.

    В балансе на 1-й квартал года отображается остаточная стоимость ОС 800 000 рублей. В отчете об убытках и прибылях по статье «Прочие расходы» отражается сумма 600 000 рублей (240 000 + 360 000).

    Объект списываем сразу. Итак, фирме можно списать остаточную стоимость ОС со счета 01 в тот момент, как только объекты перестают использоваться, не дожидаясь окончания процедур ликвидации.

    Воспользуйтесь практично

    Решение о списании основных средств сразу, как только они перестают использоваться в деятельности фирмы, важно оформить организационно-распорядительным документом. Например, приказом руководства.

    К примеру, объекты не используются до отчетной даты, а некоторые операции по ликвидации происходят после нее. В этом случае на балансе на отчетную дату не будет предусмотрено остаточной стоимости объекта. Данный вариант максимально приближен к нормам IAS 16, да и, по большому счету, отчетность будет более достоверной. Помимо этого, фирме можно сэкономить на налогах на имущество, перестав их платить намного раньше. Счет «Выбытие основных средств» при таком варианте не используется.

    Фирма А не планирует платить налог и хочет сразу списать основные средства. Бухгалтер использует счет «Расходы будущих периодов №97» и счет «Доходы будущих периодов №98». Причем расходы и доходы от продажи металлолома фирма отражает свернуто.

    Проводки Фирмы А следующие:

    20 июля – заполнение акта (форма ОС-4)

    Дт 02 Кт 01 субсчет «Выбытие основных средств» 3 200 000 рублей – списание начисленной амиортизации.

    Дт 97 Кт 01 800 000 рублей – списание остаточной стоимости.

    15 октября

    Дт 10-5 Кт 91-1 600 000 рублей – получены запчасти;

    Дт 23 Кт 60 120 000 рублей – выполнение работ Фирмой Б;

    Дт 19 Кт 21 600 рублей – учет НДС по работам.

    20 ноября

    Дт 10-6 Кт 91-1 360 000 рублей – учет металлолома от разборки станков;

    Дт 62 Кт 91-1 360 000 рублей – прибыль от продажи металлолома;

    Дт 91-2 Кт 10-6 360 000 рублей – списание стоимости металлолома.

    30 ноября (закрытие акта)

    Дт 23 Кт 60 280 000 рублей (400 000 – 120 000) – работы Фирмы Б;

    В балансе за 1-й квартал -го года не отражается остаточная стоимость токарных станков. В группе статей «Запасы» категории «Оборотные актив» вместо этого есть статья «Ликвидация имущества», где отображена сумма 800 000 рублей со счета 97. В отчете о убытках и прибылях по статье «Прочие расходы» отображается сумма 240 000 рублей.

    Источники: www.glavbukh.ru, buhguru.com, mosadvokat.org, www.audit-it.ru, www.int-s.spb.ru

    Категория: Основные приказы | Добавил: kapokatya (12.02.2016)
    Просмотров: 730 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск