Суббота, 27.04.2024, 01:58
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [98]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [146]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [44]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Основные приказы

Приказ на модернизацию основного средства образец украина

Объект ОС полностью самортизирован: варианты дальнейшего использования

01.08.2009

Практически в каждой организации имеются полностью самортизированные основные средства. Каков порядок использования объекта, если срок его полезного использования истек? Можно ли признать расходы, связанные с эксплуатацией подобного основного средства, при исчислении налога на прибыль? Об этом в статье.

Стоимость объекта, принятого к учету в качестве основного средства, с течением времени будет полностью погашена посредством начисления амортизации. Однако это не означает, что такой объект перестает быть -основным средством и автоматически списывается с баланса. Ведь принятие основного средства к учету (и к налоговому, и к бухгалтерскому) оформляется соответствующими первичными документами (формы № ОС-1 и ОС-6)1. Соответственно и снятие его с учета также должно быть подтверждено документально. Напомним, что все хозяйственные операции отражаются в учете только на основании оправдательных документов. Об этом говорится в пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»и пункте 1 статьи 252 НК РФ.

Одним из условий включения актива в состав основных средств является его способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 ПБУ 6/01) Унифицированные формы по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7. Кроме того, само по себе истечение срока полезного использования объекта не является основанием для его списания. Ведь возможно, что такой актив и в дальнейшем способен приносить экономические выгоды.

Итак, организации следует определиться, как поступить с полностью самортизированным основным средством: ликвидировать его или продать, отремонтировать или реконструировать (модернизировать).

В любом случае решить вопрос дальнейшего использования основного средства с нулевой остаточной стоимостью можно только после его осмотра специальной комиссией, которая создается приказом руководителя. В состав данной комиссии помимо соответствующих должностных лиц обязательно включают работника бухгалтерии. В комиссию входят и сотрудники, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Такой порядок предусмотрен в пункте 77 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее - Методические указания).

При осмотре объекта основных средств комиссия использует не только необходимую техническую документацию, но и данные бухучета. По результатам осмотра устанавливается целесообразность (пригодность) дальнейшего использования основного средства, возможность и эффективность его восстановления. Все решения комиссии оформляются документально.

Ликвидация основного средства Возможно, после осмотра основного средства комиссия решит, что моральный и физический износ объекта настолько велик, что его следует ликвидировать. Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01). Этот порядок в полной мере относится и к случаям списания основного средства по причине морального и физического износа (п. 76 Методических указаний).

Если основное средство содержит цветные или драгоценные металлы, комиссия обязана проконтролировать их изъятие, весовую оценку и оприходование на соответствующий склад.

Документальное оформление

Решение комиссии о ликвидации основного средства оформляется актом на списание объекта основных средств по форме № ОС-4 (п. 78 Методических указаний). Данная форма акта применяется при списании с учета всех видов объектов основных средств, за исключением автотранспорта. При ликвидации автотранспорта используется акт по форме № ОС-4а.

Списываемый объект должен быть четко идентифицирован, поэтому в акте указываются данные, характеризующие актив: дата принятия основного средства к учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты. В обязательном порядке в акте указывают на нецелесообразность дальнейшей эксплуатации объекта и нерациональность его модернизации. Кроме того, в акте описывается состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов и указывается возможность их дальнейшего использования, например для ремонта других объектов.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Один экземпляр оформленного акта на списание актива остается у материально ответственного лица. Второй экземпляр передается в бухгалтерию для оформления учетных записей. На основании этого документа в инвентарной карточке списываемого объекта ставится отметка о его выбытии. Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся обособленно не менее пяти лет. Реальный срок хранения таких карточек определяет руководитель фирмы (п. 80 Методических указаний).

Отметим, что порядок документального оформления списания объекта основных средств не зависит от величины начисленной амортизации и применяется даже в том случае, если объект полностью самортизирован. Только при списании автотранспортного средства документооборот немного увеличивается. Ведь в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие автомобиля с учета в Госавтоинспекции.

Налог на прибыль

Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, учитываются в составе внереализационных расходов. Основание - подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

При использовании налогоплательщиком в налоговом учете метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ) Поскольку стоимость объекта полностью погашена, то расхода, связанного со списанием недоначисленной амортизации, не возникает. Но затраты организации, осуществленные при ликвидации самортизированного основного средства, можно учесть при исчислении налога на прибыль. Причем признаются не только затраты, произведенные самой компанией, но и связанные с оплатой соответствующих услуг сторонних организаций. Ведь не всегда фирма может самостоятельно демонтировать и утилизировать ликвидируемый объект.

Как уже говорилось, списание основного средства производится на основании приказа руководителя и акта о списании, подписанного членами комиссии. При этом акт о списании объекта может быть полностью оформлен только после завершения работ по ликвидации.

При разборке основного средства нередко остаются материалы, агрегаты и узлы, пригодные для дальнейшего использования либо для сдачи в утиль или металлолом. Стоимость подобных материальных ценностей учитывается в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов является дата подписания акта о ликвидации амортизируемого имущества (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). При этом в акте отражаются сведения о материальных ценностях, полученных при демонтаже и разборке объекта. Напомним, что сумма указанного внереализационного дохода рассчитывается как текущая рыночная стоимость полученных материалов (п. 5 ст. 274 и п. 1 ст. 40 НК РФ).

Факт возникновения дохода не зависит от того, будут оприходованные материалы, полученные в результате ликвидации актива, в дальнейшем использованы в хозяйственной деятельности или нет (см. письмо Минфина России от 19.05.2008 № 03-03-06/2/58).

Впоследствии при использовании рассматриваемых материальных ценностей в хозяйственной деятельности компания сможет учесть их стоимость в составе материальных расходов в сумме, равной величине налога, исчисленного с дохода, указанного в пункте 13 статьи 250 НК РФ (учтенного при оприходовании этих ценностей). Об этом говорится в пункте 2 статьи 254 НК РФ2.

О налоговом и бухгалтерском учете имущества, полученного в результате демонтажа основного средства, см. также в статье «Налогообложение и учет вторичного сырья»// РНК, 2009, № 15. - Примеч. ред.

Бухгалтерский учет

Затраты, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, относятся к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).

Порядок признания доходов и расходов, связанных со списанием объекта основных средств в бухучете, аналогичен порядку, применяемому при налогообложении прибыли. В соответствии с пунктом 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы от данной операции отражаются в том отчетном периоде, к которому относятся.

Стоимость материалов, полученных при разборке и демонтаже ликвидируемых основных средств, отражается в прочих доходах (п. 7 ПБУ 9/99). Величина прочих доходов для целей бухгалтерского учета определяется так же, как и для целей налогообложения, - исходя из текущей рыночной стоимости оприходованных материальных ценностей (п. 9 ПБУ 5/01).

Пример 1

На балансе ООО «Фаворит»имеется несколько объектов самортизированных основных средств. Причем первоначальная стоимость этих объектов полностью списана как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Для уточнения их технического состояния и определения возможного использования приказом директора была создана специальная комиссия. Комиссия обследовала состояние активов с нулевой остаточной стоимостью и определила, что моральное и физическое состояние одного из осмотренных объектов таково, что его следует ликвидировать. Частичную ликвидацию компания осуществила своими силами в июне 2009 года. Кроме того, для заключительного демонтажа и утилизации этого объекта ООО «Фаворит»воспользовалось услугами сторонней фирмы. Выполнение работ проводилось в два этапа, что подтверждено актами от 30.06.2009 и от 31.07.2009.

При демонтаже основного средства остались детали, которые можно использовать для ремонта производственного оборудования ООО «Фаворит». Данные материальные ценности были оприходованы на склад в июле 2009 года по рыночной стоимости 40 000 руб. и использованы в августе 2009 года.

Первоначальная стоимость списываемого основного средства - 800 000 руб. Затраты компании на демонтаж основного средства составили 35 000 руб. кроме того, стоимость работ фирмы, привлеченной для утилизации списываемого актива, - 180 000 руб. (без учета НДС), а также стоимость каждого этапа работ - 90 000 руб. (без учета НДС) .

Акт по форме № ОС-4 составлен и подписан после завершения всех работ по ликвидации объекта, то есть в июле 2009 года. Согласно ему данное основное средство было списано с учета.

В налоговом учете расходы на услуги сторонней фирмы, привлеченной к разборке ликвидируемого объекта, организация учитывает на основании актов выполненных работ в июне и июле 2009 года по 90 000 руб. соответственно. Затраты на частичную разборку объекта, осуществленную собственными силами, в размере 35 000 руб. ООО «Фаворит»признало на основании акта о списании, то есть в июле 2009 года.

В июле организация отразила внереализационный доход в сумме 40 000 руб. в виде стоимости оприходованных деталей. При их использовании в хозяйственной деятельности в августе 2009 года компания включила в состав расходов 8000 руб. (40 000 руб. ×20%).

В бухгалтерском учете стоимость деталей, полученных при ликвидации основного средства и впоследствии использованных в производстве, признается в расходах в полной сумме. Согласно пункту 7 ПБУ 18/02 в бухучете необходимо отразить постоянное налоговое обязательство в сумме 6400 руб. [(40 000 руб. - 8000 руб.) ×20%]. Перечисленные операции отражаются следующими записями:

в июне 2009 года:

  • дебет 01 субсчет «выбытие основных средств»кредит 01 субсчет «основные средства в эксплуатации»800 000 руб. - списана первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства
  • дебет 02 кредит 01 субсчет «выбытие основных средств»800 000 руб. - списана амортизация, начисленная по ликвидируемому объекту
  • дебет 91-2 кредит 69, 70 35 000 руб. - учтены работы по демонтажу, выполненные своими силами
  • дебет 91-2 кредит 60 90 000 руб. - принят к учету первый этап работ по демонтажу и утилизации, выполненных подрядчиком
  • в июле 2009 года:

  • дебет 91-2 кредит 60 90 000 руб. - принят к учету второй этап работ по демонтажу и утилизации, выполненных подрядчиком
  • дебет 10 кредит 91-1 40 000 руб. - оприходованы детали, полученные при демонтаже основного средства
  • в августе 2009 года:

  • дебет 20 кредит 10 40 000 руб. - списана в производство стоимость деталей, полученных в результате демонтажа основного средства
  • дебет 99 кредит 68 субсчет «расчеты по налогу на прибыль»6400 руб. - учтено постоянное налоговое обязательство
  • Продажа основного средства

    Тот факт, что основное средство полностью самортизировано, не означает, что этот актив не может использоваться в деятельности организации. Ведь пригодность объекта к эксплуатации определяется его технико-экономическими показателями. И если эти показатели не отвечают требованиям, предъявляемым одним предприятием, они могут подойти другому. Поэтому есть шанс продать устаревшее оборудование. В данном случае объект основных средств также подлежит списанию с учета (п. 76 Методических указаний).

    Документальное оформление

    Продажа основного средства (его выбытие по иным основаниям) оформляется соответствующими первичными учетными документами (п. 7 Методических указаний).

    Так, для отражения выбытия актива применяется акт приема-передачи по форме № ОС-1, а если выбывает здание или сооружение - (п. 81 Методических указаний). Документ составляется не менее чем в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. К оформлению акта предъявляются обычные требования: все графы должны быть заполнены и документ подписан членами комиссии. В разделе 1 акта, который заполняется на основании данных передающей стороны, указываются сведения о выбывающем объекте, в том числе сумма амортизации, начисленная с начала эксплуатации.

    Передача организацией объекта основных средств в собственность других лиц оформляется актом приема-передачи основных средств по форме № ОС-1 [комментарий: Продажа основного средства] Операции по поступлению основных средств в организацию, их внутреннему перемещению и выбытию относятся к операциям по движению основных средств [/комментарий]/

    Раздел 2 акта по форме № ОС-1 заполняется только организацией-покупателем в одном экземпляре (то есть продавец его не заполняет).

    В акте обязательно отражается информация, характеризующая продаваемый объект, а также проставляется отметка бухгалтерии о том, что в инвентарной карточке зафиксировано выбытие актива. Запись производится на дату утверждения акта руководителями компаний продавца и покупателя и заверяется подписью главного бухгалтера организации продавца. На основании данного акта в бухучете продавца отражается списание основного средства.

    Инвентарная карточка по проданному основному средству прилагается к акту приема-передачи. Об изъятии инвентарной карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта.

    Налог на прибыль

    Выручка от продажи основных средств, в том числе полностью самортизированных, признается доходом от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). При этом налоговое законодательство предоставляет компании право уменьшить полученный доход на остаточную стоимость амортизируемого имущества (подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Если остаточная стоимость актива равна нулю, это не значит, что у фирмы отсутствуют расходы при его продаже. Компания может уменьшить доход на расходы, непосредственно связанные с его реализацией (п. 1 ст. 253 и п. 1 ст. 268 НК РФ). Подобными расходами являются, например, затраты на оценку, хранение или доставку объекта основных средств.

    При продаже объекта основных средств вместе с ним передается и соответствующая техническая документация, о чем указывается в акте приема-передачи. Ведь покупатель не сможет правильно эксплуатировать объект без необходимых инструкций Предположим, расходы, связанные с реализацией основного средства, превышают выручку от его продажи, тогда разницу между этими величинами можно признать убытком от продажи, который учитывается для целей налогообложения в составе прочих расходов. Основание - пункт 3 статьи 268 НК РФ. Напомним, что согласно названной норме полученный убыток списывается равномерно в течение оставшегося срока полезного использования актива. Однако срок полезного использования самортизированного основного средства выработан полностью. Следовательно, сумма убытка признается единовременно.

    Глава 25 Налогового кодекса позволяет налогоплательщику единовременно учитывать в составе расходов часть стоимости основного средства при его вводе в эксплуатацию (амортизационная премия). Соответствующие положения установлены в абзаце 2 пункта 9 статьи 258 НК РФ3.

    Об особенностях применения амортизационной премии в 2009 году читайте в статье «Как применять амортизационную премию в 2009 году»// РНК, 2009, № 8. - Примеч. ред. Допустим, организация продает полностью самортизированное основное средство, в отношении которого ранее была применена амортизационная премия. Тогда нужно учитывать требования, содержащиеся в абзаце 4 пункта 9 статьи 258 НК РФ. Так, если продаваемый актив использовался организацией менее пяти лет, то амортизационную премию необходимо восстановить и включить в налоговую базу по налогу на прибыль. Естественно, речь идет об объектах с коротким сроком эксплуатации, то есть включенных в первую - третью амортизационные группы.

    С 1 января 2009 года размер амортизационной премии составляет для основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам, не более 30%, для остальных ОС - не более 10% стоимости Восстановленная амортизационная премия включается в состав внереализационных доходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором реализуется основное средство. Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 30.04.2009 № 03-03-06/1/291. Причем сумму восстановленной амортизационной премии нельзя учесть в составе расходов ни в периоде восстановления, ни позднее. Такое мнение высказал Минфин России в письмах от 16.03.2009 № 0303-05/37 и от 16.03.2009 № 03-03-06/2/142.

    При восстановлении амортизационной премии пересчет суммы начисленной амортизации за предыдущие налоговые периоды (до реализации объекта) не производится Рассматриваемый порядок восстановления амортизационной премии применим не только к стоимости основного средства, но и к затратам по его реконструкции, модернизации и иным улучшениям.

    Бухгалтерский учет

    Поступления от продажи основного средства признаются прочими доходами организации (п. 7 ПБУ 9/99). При этом остаточная стоимость выбывающего объекта списывается с бухгалтерского учета в прочие расходы организации (п. 11 ПБУ 10/99). Также к прочим расходам относятся и затраты, связанные с продажей основного средства. Понятно, что при реализации самортизированного объекта расходы в виде остаточной стоимости отсутствуют.

    Обратите внимание: в бухучете не предусмотрено применение амортизационной премии. Соответственно, если в налоговом учете при продаже основного средства амортизационная премия восстанавливается, в бухучете необходимо применить положения ПБУ 18/02 и отразить постоянную разницу, что приводит к появлению постоянного налогового обязательства (п. 4 и 7 ПБУ 18/02).

    Пример 2

    У ООО «Альфа»на балансе имеется смортизированное оборудование. Комиссия, назначенная приказом генерального директора ООО «Альфа», установила, что его можно продать. Указанное основное средство относится к первой амортизационной группе, его первоначальная стоимость - 200 000 руб. Актив был принят к учету 1 февраля 2009 года и полностью самортизирован в апреле года. В целях налогообложения прибыли организация при принятии объекта к учету применила амортизационную премию в размере 10%, что составило 20 000 руб. Допустим, основное средство было продано в мае года за 82 600 руб. (включая НДС 12 600 руб.).

    Поскольку на момент продажи имущество использовалось организацией менее пяти лет, амортизационную премию необходимо восстановить. То есть в налоговом учете в мае года в составе доходов нужно учесть 90 000 руб. (82 600 руб. - 12 600 руб. + 20 000 руб.).

    На сумму восстановленной амортизационной премии организация начислит постоянное налоговое обязательство в размере 4000 руб. (20 000 руб. ×20%).

    В бухгалтерском учете при продаже объекта будут сделаны следующие проводки:

  • Дебет 01 субсчет «выбытие основных средств»кредит 01 субсчет «основные средства в эксплуатации»200 000 руб. - списана первоначальная стоимость реализуемого основного средства
  • Дебет 02 кредит 01 субсчет «выбытие основных средств»200 000 руб. - списана амортизация, начисленная по реализуемому объекту основных средств
  • Дебет 62 кредит 91-1 82 600 руб. - отражен доход от реализации основного средства
  • Дебет 91-2 кредит 68 субсчет «расчеты по ндс»12 600 руб. - начислен ндс
  • Дебет 99 кредит 68 субсчет «расчеты по налогу на прибыль»4000 руб. - отражено постоянное налоговое обязательство
  • Справка

    Учет результатов переоценки при списании объекта

    Особую группу основных средств составляют объекты, которые переоценивались, поскольку их стоимость отличается от первоначальной (абз. 3 п. 15 ПБУ 6/01). Поэтому при списании подобных основных средств с учета необходимо списать и суммы их переоценки (абз. 7 п. 15 ПБУ 6/01). Порядок списания сумм переоценки вследствие ликвидации или продажи основного средства одинаков.

    Как правило, переоценка заключается в увеличении первоначальной стоимости основного средства и сумм начисленной по нему амортизации (дооценка). Уменьшать стоимость активов и тем самым демонстрировать использование некачественного оборудования компании невыгодно. Ведь только у некачественного и морально устаревшего оборудования рыночная стоимость уменьшается так стремительно, что его приходится уценивать.

    Напомним, что при проведении дооценки в бухгалтерском учете не появляется дохода, так как сумма дооценки относится на увеличение добавочного капитала. Соответственно при выбытии объекта не возникает и расхода, сумма его дооценки переносится с добавочного капитала в нераспределенную прибыль компании. Обратите внимание: результаты переоценки отражаются только в бухгалтерском учете, ведь налоговым законодательством такая операция не предусмотрена. Поэтому при списании с учета полностью самортизированного основного средства в налоговом учете никаких записей не производится. Правила ПБУ 18/02 в этом случае также не применяются, поскольку списание с учета сумм переоценки не влияет на расчеты по налогу на прибыль.

    Модернизация

    Нередко технико-экономические показатели самортизированного объекта основных средств можно улучшить. Для этого необходимо провести его модернизацию (реконструкцию).

    Документальное оформление

    Так же, как и другие хозяйственные операции, модернизация объектов основных средств оформляется первичными документами. Комплект документов, который необходимо оформить при проведении модернизации, аналогичен документам, составляемым при проведении ремонтов (см. врезку на с. 38). Единственное исключение - не надо заполнять дефектную ведомость, ведь доработка производится не в целях устранения поломки основного средства, а для улучшения его технико-экономических показателей.

    По окончании работ по модернизации основного средства суммы понесенных затрат указываются в инвентарной карточке по данному объекту. Порядок ведения инвентарных карточек зависит от выбранного компанией метода учета затрат на улучшение эксплуатационных показателей основных средств (п. 43 Методических указаний).

    Налог на прибыль

    Первоначальная стоимость основного средства изменяется в случае модернизации соответствующих объектов (п. 2 ст. 257 НК РФ). Поэтому так важно правильно квалифицировать проведенные работы - это ремонт или модернизация. В первом случае стоимость актива не изменяется и все понесенные затраты учитываются при расчете прибыли единовременно. Во втором - стоимость объекта увеличивается на сумму произведенных затрат на модернизацию.

    К операциям по модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения объекта основных средств. Это следует из пункта 2 статьи 257 НК РФ

    После проведенной модернизации компания может увеличить срок полезного использования основного средства, но только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую он был включен при вводе в эксплуатацию. Если же для объекта был установлен максимальный срок полезного использования, то данный срок не увеличивается. Указанный порядок применим и к полностью самортизированным объектам основных средств (см. письма Минфина России от 13.03.2006 № 03-03-04/1/216 и 02.03.2006 № 03-03-04/1/168).

    Увеличение срока полезного использования основного средства в результате модернизации - право, а не обязанность налогоплательщика Скорее всего, организация не будет увеличивать срок полезного использования полностью самортизированного объекта. Значит, сумму амортизации следует рассчитывать по нормам, установленным при вводе этого объекта в эксплуатацию.

    Предположим, после модернизации организация все-таки увеличила срок полезного использования объекта. Тогда сумма амортизации рассчитывается исходя из нового срока полезного использования.

    Амортизация по модернизированному объекту основных средств начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания модернизации (абз. 2 п. 2 ст. 259 НК РФ). Сумма начисленной амортизации признается в составе расходов ежемесячно (подп. 3 п. 2 ст. 253 и п. 3 ст. 272 НК РФ).

    Бухгалтерский учет

    В бухучете при модернизации основных средств изменяется их первоначальная (восстановительная) стоимость (п. 14 ПБУ 6/01). Возможно и увеличение срока полезного использования модернизированного объекта (п. 20 ПБУ 6/01). Но в этом случае пределы срока полезного использования не ограничены, компания вправе установить их самостоятельно. Начисление амортизации производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания расходов на модернизацию (п. 21 ПБУ 6/01). Суммы начисленной амортизации являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99) и признаются в учете ежемесячно.

    В бухучете под модернизацией понимается улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств (п. 20 ПБУ 6/01)

    В отличие от налогового в бухгалтерском учете сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта с учетом расходов на модернизацию и оставшегося срока полезного использования (п. 60 Методических указаний). Различный порядок учета приводит к образованию временных разниц и соответственно отложенного налога на прибыль (п. 8 и 9 ПБУ 18/02).

    Пример 3

    В марте 2007 года ООО «Фортуна»ввело в эксплуатацию оборудование. В бухгалтерском и налоговом учете первоначальная стоимость данного объекта - 180 000 руб. был установлен срок полезного использования - 25 месяцев (вторая амортизационная группа), использовался линейный метод начисления амортизации. В апреле 2009 года основное средство было полностью самортизировано. В результате обследования оборудования комиссия пришла к выводу, что для его дальнейшего использования целесообразно провести модернизацию с целью улучшения его технических характеристик. Руководитель компании издал приказ о проведении соответствующих работ силами подрядной организации, стоимость работ - 120 000 руб. (без учета НДС). Работы по модернизации выполнены в мае 2009 года, значит, амортизация начисляется с июня 2009 года.

    В налоговом учете организация после модернизации не увеличила срок полезного использования оборудования. То есть амортизация рассчитывается исходя из нормы, установленной при вводе объекта в эксплуатацию, - 4% (1 ÷25 мес. ×100%), а также новой первоначальной стоимости - 300 000 руб. (180 000 руб. + 120 000 руб.). Ежемесячная сумма амортизации после модернизации равна 12 000 руб. (300 000 руб. ×4%). Таким образом, расходы будут учитываться в течение 10 месяцев (120 000 руб. ÷12 000 руб./мес.).

    В бухгалтерском учете после модернизации срок полезного использования объекта увеличен на 20 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации рассчитывается исходя из остаточной стоимости, равной расходам на модернизацию (120 000 руб.), и оставшегося срока полезного использования - 20 месяцев. Ее сумма равна 6000 руб. (120 000 руб. ÷20 мес.). В бухгалтерском учете организации были сделаны такие записи:

    в мае 2009 года:

  • дебет 08 кредит 60 120 000 руб. - отражены затраты на модернизацию объекта основных средств силами сторонней организации
  • дебет 01 кредит 08 120 000 руб. - увеличена первоначальная стоимость объекта основных средств на сумму затрат на модернизацию;ежемесячно с июня 2009 года по январь года
  • дебет 20 кредит 02 6000 руб. - начислена амортизация по модернизированному объекту основных средств
  • В бухгалтерском и налоговом учете одна и та же сумма включается в состав расходов в течение разного периода времени. Поскольку для целей налогообложения прибыли ежемесячно амортизация начисляется в большей сумме, в бухучете образуется налогооблагаемая временная разница. Следовательно, необходимо отразить отложенное налоговое обязательство (п. 12 и 15 ПБУ 18/02). Оно начисляется ежемесячно по 1200 руб. [(12 000 руб. - 6000 руб.) ×20%] в течение десяти месяцев, то есть до окончания амортизации в налоговом учете. Общая величина отложенного налогового обязательства составит 12 000 руб. (1200 руб. ×10 мес.).

    С 11-го и по 12-й месяц включительно отложенное налоговое обязательство будет постепенно уменьшаться и на момент окончания амортизации в бухучете полностью погасится.

    Данные операции отражаются следующими записями:

    ежемесячно с июня 2009 года по март года:

  • дебет 68 субсчет «расчеты по налогу на прибыль»кредит 77 1200 руб. - начислено отложенное налоговое обязательство
  • дебет 77 кредит 68 субсчет «расчеты по налогу на прибыль»1200 руб. - погашено отложенное налоговое обязательство
  • Возможна и обратная ситуация, когда в бухгалтерском учете модернизированный объект будет амортизироваться быстрее, чем в налоговом. Тогда образуются вычитаемые временные разницы и соответственно отложенный налоговый актив (п. 11 и 14 ПБУ 18/02).

    Обратите внимание

    Ремонтируем самортизированный объект

    Иногда в основном средстве с нулевой остаточной стоимостью достаточно заменить неисправные детали, и оно снова будет пригодно для дальнейшей эксплуатации. Компания может провести ремонт оборудования как своими силами, так и с привлечением сторонней организации. В некоторых случаях второй способ даже предпочтительнее, так как могут потребоваться специальные знания и инструменты. Но независимо от способа проведения ремонта его результаты следует оформить документально.

    Перечень необходимых документов приведен в пунктах 67, 69 и 71 Методических указаний: приказ руководителя о проведении ремонта актива.

  • дефектные ведомости, обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ
  • сметы на проведение ремонтов
  • накладные по учету операций отпуска материальных ценностей
  • ведомости начислений на оплату труда и ЕСН
  • акты о приеме-передаче отремонтированных объектов основных средств
  • Если в компании отсутствуют подразделения, способные произвести ремонт основных средств, следует обратиться к сторонней организации. В этом случае первичными документами будут справки о стоимости работ и акты выполненных работ (см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2007 № 09АП-15404/07-АК).

    Для принятия к учету основных средств, полученных после ремонта, составляется акт по форме № ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств». Данный акт должен быть подписан членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов, а также представителем компании (структурного подразделения), проводившей ремонт. После утверждения акта руководителем организации он сдается в бухгалтерию. Если ремонт выполняет подрядчик, акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается организации-подрядчику. Информация о капитальном ремонте отражается в инвентарной карточке учета объекта основных средств на основании акта по форме № ОС-3.

    Для целей налогообложения прибыли расходы на ремонт основных средств рассматриваются как прочие расходы и учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ). При этом на порядок признания расходов не влияет ни продолжительность ремонтных работ, ни величина понесенных затрат. Даже если стоимость ремонта соизмерима с первоначальной стоимостью основного средства, расходы на ремонт могут быть учтены при исчислении налога на прибыль (см. письмо Минфина России от 28.10.2008 № 03-03-06/1/609). Налоговое законодательство также не устанавливает ограничений для учета расходов на ремонт основного средства в зависимости от величины начисленной по нему амортизации. Однако налогоплательщику следует помнить, что одним из обязательных условий включения затрат в налоговую базу является их экономическая оправданность (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    В бухгалтерском учете расходы на ремонт основных средств являются расходами по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Они включаются в себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг) и участвуют в формировании финансового результата (п. 9 ПБУ 10/99). Как и для целей налогового учета, расходы на ремонт признаются в полном объеме в том периоде, к которому они относятся (п. 26 ПБУ 6/01).

    Статья опубликована в журнале «Российский налоговый курьер», 2009 г. № 16

    Специалисты компании «Финансовый Контроль и Аудит»оказывают аудиторские консультации по всем вопросам бухгалтерского и налогового учета, в том числе по оптимизации налогообложения, и по вопросам регистрации фирм.

    Будем рады сотрудничеству с Вами по любым направлениям наших услуг!

    Образец заполнения акта приема-передачи форма ОС-1 (скачать бланк форма ОС-1).

    Прием и передача основных средств выполняется на основании первичного документа, именуемого акт приема-передачи основных средств. Существует несколько унифицированных форм акта: ОС-1, ОС-1а и ОС-1б. Первая форма заполняется при приеме одного объекта (кроме зданий), при приеме зданий и сооружений заполняется форма ОС-1а. А при приеме группы основных средств оформляется акт форма ОС-1б.

    В данной статье подробнее остановимся на акта ОС-1, скачать бланк этой формы, а также образец заполнения можно ниже по соответствующим ссылкам. Бланк и образец доступны для скачивания бесплатно в формате word.

    Форма акта приема-передачи ОС-1 заполняется в отношении основных средств, то есть активов, сроком полезного использования свыше 1 года. К слову сказать, малоценные ОС (менее 40000 руб.) принимать в качестве основного средства не стоит, проще его списать сразу же в составе материально-производственных запасов. Соответственно, и акт заводить на подобные малоценные активы не нужно.

    Форма ОС-1 заводится заново на новые объекты, которые прежде не были в эксплуатации. Если ОС поступает от предыдущего хозяина, которые объект уже использовал, то вместе с основным средством он должен передать и заведенный на него акт ОС-1. В этом случае бланк ОС-1 просто дополняется новыми данными.

    Если принимается оборудования, требующее монтажа, то нужно его принимать на основании акта ОС-14 .

    Образец заполнения акта приема-передачи форма ОС-1

    Бланк акта заполняется, как минимум, в двух экземплярах: для принимающей и передающей стороны. Форма ОС-1 представлена тремя страницами, содержащими основные сведения об объекте.

    Заполнение 1-го листа акта приема-передачи ОС-1:

    Здесь указываются сведения о сторонах сделки: о получателе и о сдатчике (название организации, ФИО для физических лиц, юридические адреса или адрес места жительства, банковские реквизиты).

    Для новых основных средств поле для «организации-сдатчика» не заполняется.

    «Основание» - прописывается название документа, на основании которого осуществляется прием-передачи основного средства.

    Акту присваивается уникальный номер, ставится дата заполнения.

    Справа от даты документа есть небольшая таблица, предназначенная для заполнения поставщиком. Если ОС — новое, то получатель в графах этой таблицы ставит прочерки.

    Информацию о наименовании ОС, его назначении, изготовителе можно взять из паспорта объекта.

    Также в самом верху первого листа бланка ОС-1 передающая и принимающая сторона должны поставить свои визы и дату приема-передачи объекта. Если приобретается новый, то есть не бывший в эксплуатации объект, то свою подпись ставит только руководитель принимающей стороны.

    Заполнение 2-го листа акта приема-передачи ОС:

    Здесь представлены три раздела.

    Первый - заполняется организацией, являющейся бывшим владельцем основного средства. В графах первого раздела заполняются основные сведения об объекте на дату приема-передачи.

    «Фактический срок эксплуатации» - это временной период, который объект использовался, время, когда основное средства находилось на модернизации, реконструкции, консервации не учитывается. То есть берутся периоды фактической работы, когда начислялась амортизация.

    «Сумма начисленной амортизации» - общая величина начисленной на момент передачи амортизации с начала эксплуатации. «Остаточная стоимость» - разница между покупной стоимостью и начисленной амортизации.

    При приобретении нового объекта, первый раздел бланка акта вообще не заполняется.

    Второй раздел заполняет получатель объекта.

    Первоначальная стоимость - сумма всех затрат, связанных с приобретением ОС (без НДС), именно по этому стоимости будет числить объекте в бухгалтерском учете нового владельца.

    Срок полезного использования на новый объект устанавливается в соответствии с Классификацией основных средств, на бывшие в эксплуатации - разность между сроком по Классификации и фактическим сроком, указанным в первом разделе бывшим владельцем.

    Второй раздел заполняет только организация-получатель. В экземпляре поставщика данный раздел остается пустым.

    Третий раздел акта о приеме-передаче заполняется в том случае, если объект содержит какие-либо детали, имеющие в своем составе драгоценные металлы.

    Также в этом разделе можно указать любые индивидуальные особенности основного средства, какие-либо дефекты, изъяны.

    Заполнение 3-го листа бланка акта приема-передачи:

    При приеме-передаче, как правило, формируется комиссия для анализа полученного ОС. Комиссия контролирует проведение различных испытаний, указывает дату их проведения, определяет, насколько ОС соответствует заявленным техническим характеристикам, пишет заключение. В «приложении» прописываются технические документы, необходимые для проведения проверки и испытаний.

    Каждый член комиссии подписывает акт приема-передачи.

    После того, как бланк ОС-1 заполнен, акт приема-передачи передается в бухгалтерию, которая, в свою очередь, заводит на объект инвентарную карточку форма СО-6, ОС-6а или ОС-6б. Образец заполнения ОС-6 можно скачать здесь. Форма ОС-6б используется малыми предприятиями и именуется Инвентарная книга, скачать бланк и образец этой книге можно по ссылке .

    Если в дальнейшем появится необходимость списания актива по какой-либо причине, необходимо будет заполнить акт списания по форме ОС-4 , ОС-4а (для автотранспортного средства)  или ОС-4б.

    Образец акта приема-передачи основного средства форма ОС-1 - скачать .

    Вопрос по поводу покупки основных средств находящихся в Украине

    Вопрос

    Вопрос по поводу основных средств!

    Украинская компания поменяла место регистрации на Крым.Основные средства находятся в Украине.Может ли компания купить основные средства находящиеся в Украине. Компания применяет УСН. Как провести оплату и в какой валюте.И Можно ли включить их в расходы?

    Уточнение к вопросу 399288: предприятие на территории Крыма работало до момента вхождения Крыма в РФ. После это предприятие перерегистрировалось на территории Украины. ОС принадлежащие предпитянию остались в Крыму, теперь в Крыму есть новое предприятие, которое зарегистрировано по российскому закнод-ву на территории Крыма, это предприятие хочет купить ОС принадлежащие той укр. компании.

    Ответ

    Заключается договор с нерезидентом. Учитывая тот факт, что продавец зарегистрирован на Украине, расчеты с ним могут вестись, как в рублях, так и в гривнах. Если основные средства находятся на территории России, то покупатель должен выполнить функции налогового агента по НДС, удержать налог и перечислить его в бюджет. Приобретенные основные средства учитываются в составе расходов равными долями в течение налогового периода, при условии, что все условия для признания расходов выполнены. Если стоимость более 50.000, то должен быть открыт паспорт сделки.

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

    1. Рекомендация: Какие валютные операции могут проводить российские организации

    Разрешенные валютные операции

    К разрешенным валютным операциям относятся:

  • операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
  • операции с нерезидентами.
  • Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.

    Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице .

    С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ ).

    Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:

    По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ ).

    Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября г. № ММВ-7-6/457 иот 14 ноября г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.*

    Олег Хороший . государственный советник налоговой службы РФ III ранга

    2. Рекомендация . Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

    Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ ).

    Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов .

    Признание организации налоговым агентом

    Организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161. ст. 147. 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня г. № 03-07-08/166 и от 5 марта г. № 03-07-08/62 );*
  • Ольга Цибизова . заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

    3. Ситуация . Когда оформляется паспорт сделки

    Паспорт сделки оформите, если одновременно выполняются следующие условия:

  • организация проводит валютную операцию с нерезидентом ;
  • расчеты (переводы) по операции проходят через счета организации, открытые в уполномоченном банке или через счета в банке-нерезиденте;
  • между сторонами валютной операции заключен внешнеторговый контракт на импорт или экспорт товаров (выполнение работ, оказание услуг, передачу информации или результатов интеллектуальной деятельности) или договор займа (кредита);
  • сумма контракта или кредитного договора равна или превышает эквивалент 50 000 долл. США.
  • Такие условия содержатся в пунктах 5.1. 5.2 и 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня г. № 138-И.*

    Олег Хороший . государственный советник налоговой службы РФ III ранга

    4. Рекомендация . Как списать расходы, если основное средство (нематериальный актив) приобретено (создано) в период применения упрощенки

    Основные средства и нематериальные активы, приобретенные (сооруженные, изготовленные, созданные самой организацией) в период применения упрощенки, принимайте к учету по первоначальной стоимости. Определяйте эту стоимость по правилам бухучета. Такой порядок следует из положений абзаца 9 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

    О том, как определить период приобретения (сооружения, изготовления) основного средства, см. Как учесть поступление основных средств и нематериальных активов при упрощенке .

    Первоначальная стоимость ОС

    В первоначальную стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств включите:

    - суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);

    - суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования (например, монтаж);

    - суммы НДС и акцизов, уплачиваемых поставщику. НДС и акцизы включаются в первоначальную стоимость, поскольку организация на упрощенке не является плательщиком этих налогов (п. 3 ст. 346.11 и подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01 );

    - суммы НДС, удержанные организацией - налоговым агентом при приобретении основных средств, являющихся имуществом казны (письмо Минфина России от 3 апреля г. № 03-11-11/115 );

    - расходы на оплату работ по договору строительного подряда и иным договорам и т. д.

    Подробный перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств в бухучете, утвержден в пункте 8 ПБУ 6/01 и приведен в таблице .

    Первоначальная стоимость основного средства может измениться, если организация проводит достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию или техническое перевооружение объекта (п. 14 ПБУ 6/01 ).

    Первоначальная стоимость НМА

    Порядок формирования первоначальной стоимости нематериальных активов зависит от того, приобретены они или созданы самой организацией. В первоначальную стоимость приобретенных нематериальных активов включите:

    - суммы, уплачиваемые по договору уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);

    - расходы на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;

    - НДС, уплачиваемый продавцу. НДС включается в первоначальную стоимость, так как организация на упрощенке не платит этот налог (п. 3 ст. 346.11. подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, п. 8 ПБУ 14/2007 );

    - государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением нематериального актива и т. д.

    Полный перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость приобретенных нематериальных активов, содержится в пунктах 8 и 10 ПБУ 14/2007.

    Эти же расходы учтите и при формировании первоначальной стоимости нематериальных активов, созданных самой организацией. Кроме того, к расходам, которые формируют первоначальную стоимость таких активов, относите затраты, непосредственно связанные с их созданием. Это могут быть затраты на материалы, услуги сторонних организаций, оплату труда и т. д. Такие правила установлены пунктами 9-10 ПБУ 14/2007. «Входной»НДС, предъявленный поставщиками, в этом случае также включите в первоначальную стоимость объекта (п. 3 ст. 346.11. подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, п. 9 ПБУ 14/2007 ).

    Расходы, уменьшающие налоговую базу

    При расчете единого налога можно учесть:

    - расходы на приобретение (сооружение, изготовление) амортизируемого имущества ;

    - расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.

    Это следует из положений подпунктов 1 и 2 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

    Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) амортизируемого имущества, а также на достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств можно учесть при расчете единого налога, если выполнены следующие условия:

    - организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами;

    - расходы оплачены (полностью или частично);

    - объект используется в деятельности, направленной на получение дохода;

    - работы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств завершены;

    - основное средство введено в эксплуатацию (нематериальный актив учтен на одноименном счете 04 );

    - организация подала документы на регистрацию прав собственности (по объектам недвижимости, права на которые подлежат госрегистрации).

    Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.18, подпункта 4 пункта 2 статьи 346.17 и пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

    При частичной оплате расходов на приобретение (сооружение, изготовление) амортизируемого имущества, а также на достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств их можно учесть в уменьшение налоговой базы в сумме оплаты. Дожидаться полного погашения стоимости основных средств не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ ).

    12.62651 (6,8,9)

    Ситуация: как учесть в расходах стоимость основных средств (нематериальных активов), приобретенных (сооруженных, изготовленных) в период применения упрощенки: единовременно или равными долями в течение года

    Стоимость основных средств и нематериальных активов относите на расходы равными долями в течение налогового периода. Такой порядок применяется в отношении всех активов: как приобретенных до перехода на упрощенку, так и приобретенных в период применения этого спецрежима (абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК РФ ).

    Источники: www.fcaudit.ru, obrazec-blanka.ru

    Категория: Основные приказы | Добавил: kapokatya (12.02.2016)
    Просмотров: 752 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск