Приказ о вынесении замечания образец ответственному за охрану труда - Назначение ответственного - Шаблоны примеры - mirshablonov.my1.ru
Четверг, 08.12.2016, 18:59
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [100]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [147]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [47]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Назначение ответственного

Приказ о вынесении замечания образец ответственному за охрану труда

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 марта г. г. Зеленогорск.

Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Еромасова А.В.,

при секретаре Андриевской Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко Николая Ивановича к Муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения» об отмене дисциплинарного взыскания,

УСТАНОВИЛ:

Приказом директора МБУ «Комплексный центр социального обслуживания» № от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с неисполнением и ненадлежащим исполнением должностных обязанностей Савченко Н.И. объявлено дисциплинарное взыскание - замечание.

Считая наложенное дисциплинарное взыскание незаконным, Савченко Н.И. обратился в суд с иском к МБУ «Комплексный центр социального обслуживания», и просит отменить приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания в виде замечания, и взыскать с МБУ «Центр соцобслуживания» компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.

Свои требования мотивирует тем, что работал в должности инженера по охране труда в МБУ «Центр обслуживания». Согласно должностной инструкции вопросы противопожарной безопасности в его должностные обязанности не входят. Указаний от директора о разработке плана мероприятий по пожарной безопасности не получал. Схему оповещения он также разработал и представил директору Поляковой У.В. ДД.ММ.ГГГГ При этом вопросы мобилизационной работы также не входят в его обязанности. Данным приказом ему ставится в вину, что представленная схема не соответствует образцу, который не был представлен и отсутствует. Ответчиком также нарушена процедура привлечения к дисциплинарной ответственности. Служебное расследование по данным фактам не проводилось. Документы, подтверждающие действительное неисполнение им должностных обязанностей и нарушение трудовой дисциплины, отсутствуют. Неправомерными и незаконными действиями работодателя ему были привлечены нравственные страдания и моральный вред, компенсация которого должна составлять 10000 руб.

В судебном заседании Савченко Н.И. заявленные исковые требования поддержал.

Представители ответчика по доверенности Родина Н.А. и директор МБУ «Центр соцобслуживания» Полякова У.В. исковые требования Савченко Н.И. не признали. Указывали, что дисциплинарное взыскание на истца наложено обоснованно и правомерно. Савченко Н.И. не надлежаще исполнил должностные обязанности, нарушил п. 2.17 должностной инструкции, утвержденной директором от ДД.ММ.ГГГГ и абзацы 1, 2, 3, 4, 5, 8 п. 3.2. раздела III «Основные права и обязанности работников» Правил внутреннего трудового распорядка МБУ «Центр соцобслуживания», утвержденных приказом от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с должностными обязанностями истца, на основании резолюции директора на входящем письме из Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №. Савченко Н.И. поручено задание в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить совместно с начальником хозяйственного отдела ФИО7 и заведующими отделениями план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в осенне-зимний перио <адрес>гг. на территории МБУ «Центр соцобслуживания» Данное задание истец не выполнил. При этом охрана труда тесно связана с противопожарными мероприятиями, а порученное Савченко Н.И. задание входит в круг его должностных обязанностей. Так, п 2.4. должностной инструкции Савченко Н.И. содержит его обязанность в подготовке и внесении предложений по разработке и внедрению более совершенных средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Согласно пункта 2.5. должностной инструкции инженер по охране труда участвует в проверках и обследовании технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников. Определяет их соответствие требованиям нормативных правовых актов по охране труда. Пожар относится к опасному производственному фактору при общих осмотрах зданий и сооружений необходимо проверять выполнение правил пожарной безопасности, V, которые прописаны в Приказе МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)". По пункту 2.6. должностной инструкции Савченко Н.И. также участвует в разработке мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, оказывает организационную помощь по выполнению разработанных мероприятий. В соответствии с пунктом 11 Соглашения по охране труда по МБУ «Центр соцобслуживания», утвержденного директором от ДД.ММ.ГГГГ инженер по охране труда постоянно совместно с заведующими проводит в отделениях учреждения беседы по улучшению условий и охраны труда, предупреждению профессиональных заболеваний, несчастных случаев, травматизма. Также истец не выполнил указание директора в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать схему и списки оповещаемых работников установленного образца согласно входящего письма № от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с чем данное задание было поручено другому работнику. На основании приказа директора от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении письменного объяснения» и объяснительной Савченко Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о применении к истцу дисциплинарного взыскания в виде замечания. Проведенной Государственной инспекцией труда в Красноярском крае по заявлению истца проверкой, нарушений трудового законодательства с их стороны установлено не было, а наложение дисциплинарного взыскания признано правомерным и обоснованным. По этим основаниям просили в иске Савченко Н.И. отказать.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд считает исковые требования Савченко Н.И. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 22 ТК РФ установлено, что работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд;требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей;привлекать их к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренным настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно ст. 189 ТК РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по их вине возложенных на него трудовых обязанностей работодатель имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание в виде замечания. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он совершен.

В силу ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Из объяснений сторон, имеющихся в материалах дела документов и письменных доказательств следует, что истец Савченко Н.И. работал в МБУ «Центр соцобслуживания» в должности инженера по охране труда 1 категории.

Согласно приказа директора № от ДД.ММ.ГГГГ. за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, инженеру по охране труда Савченко Н.И. объявлено замечание, которое подлежало учету при выплате ему стимулирующих выплат.

При этом в приказе указано, что Савченко Н.И. нарушил п. 2.17 должностной инструкции «Выполнение разовых поручений директора учреждения в рамках задач, поставленных по охране труда», а также, абзацы 1, 2, 3, 4, 5, 8 пункта 3.2 раздела III «Основные права и обязанности работников» Правил внутреннего трудового распорядка МБУ «Центр соцобслуживания», а именно: до ДД.ММ.ГГГГ не был предоставлен План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в осеннее - зимний перио <адрес>гг. согласно резолюции директора МБУ «Центр соцобслуживания» на входящем письме от ДД.ММ.ГГГГ №. а предоставленная им схема оповещаемых работников МБУ «Центр соцобслуживания», не соответствует установленному образцу, согласно входящему письму от ДД.ММ.ГГГГ № .

Основаниями для его издания в приказе указаны приказ о предоставлении письменного объяснения от ДД.ММ.ГГГГ № и объяснительная Савченко Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем фактические обстоятельства совершения истцом данного дисциплинарного проступка в судебном заседании не нашли своего подтверждения.

Так, согласно п. 2.17 должностной инструкции инженера по охране труда 1 категории, утвержденной директором МБУ «Центр соцобслуживания», инженер по охране труда выполняет разовые поручения директора учреждения в рамках задач, поставленных по охране труда.

П. 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка для работников МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», утвержденных приказом от ДД.ММ.ГГГГ №. устанавливает, что работник обязан добросовестно исполнять свои обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, действующие в МБК Комплексный центр социального обслуживания населения», соблюдать трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению техники безопасности труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, локальными нормативными актами Учреждения и трудовым договором.

При этом, в силу правовых норм ТК РФ, обязанность доказать наличие законного основания и соблюдение установленного порядка наложения дисциплинарного взыскания, возлагается на работодателя.

В судебном заседании установлено, что согласно плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в осенне-зимний перио <адрес>. на территории ЗАТО г. Зеленогорска, утвержденного главой администрации ЗАТО г. Зеленогорска Панковым В.В. 07.09 г. МБУ «Центр соцобслуживания» как муниципальному учреждению, надлежало разработать план мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность в осенне-зимний период, со сроком исполнения сентябрь- октябрь г.

Разработка данного плана, согласно резолюции руководителя МБУ «Центр соцобслуживания», была поручена начальнику хозяйственного отдела, инженеру по охране труда, заведующим отделениями и в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Истцов в суде утверждалось, что вопросы пожарной безопасности не входят в круг его должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.

Данный довод Савченко Н.И. суд также находит обоснованным и заслуживающим внимания.

Так, согласно должностной инструкции «Инженера по охране труда 1 категории», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ директором МБУ «Центр соцобслуживания», на Савченко Н.И. возложены обязанности по проведению вводных инструктажей по охране труда;участию в работе комиссии по проверке знаний по охране труда у работников учреждения;проведению совместно с отделениями учреждения работы по аттестации и сертификации рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда;подготовке и внесению предложений о разработке и внедрении более совершенных средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;участию в проверках и обследованиях технического состояния зданий, сооружений, оборудования;эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;участию в разработке мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, оказанию организационной помощи по выполнению разработанных мероприятий;оказанию отделениям учреждения методической помощи в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда;разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда;по организации инструктажа, обучения и проверки знаний работников по охране труда;участию в расследовании случаев производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний, изучение их причин, анализ эффективности проводимых мероприятий по их предупреждению;а также иные обязанности.

Из содержания этой должностной инструкции напрямую не следует что вопросы пожарной безопасности учреждения, а соответственно и разработка плана пожарной безопасности, действительно относятся к должностным обязанностям инженера по охране труда.

П. 3.2.2 Положения о системе управления охраной труда в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения, утвержденной приказом № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что ответственные лица, обеспечивающие соблюдение требований пожарной безопасности, назначаются директором.

В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в МБУ комплексный центр социального обслуживания населения», ответственным за противопожарное состояние по учреждению назначена заведующая хозяйственной частью ФИО7. тогда как Савченко Н.И. согласно этому приказу, являлся ответственным только в своем кабинете.

П. 2.1 должностной инструкции установлено, что именно начальник хозяйственного отдела МБУ «Центр соцобслуживания» обеспечивает выполнение противопожарных мероприятий и содержание в исправном состоянии пожарного инвентаря.

Также согласно резолюции директора Учреждения на Плане мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ и объяснений представителей ответчика, ответственным исполнителем данного поручения являлся начальник хозяйственного отдела ФИО7

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в осенне-зимний перио <адрес>.г. был разработан и утвержден.

Доказательств, что истцом допущено виновное неисполнение должностных обязанностей и распоряжения директора МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» на Плане мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком суду не предоставлено.

Доводы представителей ответчика, что охрана труда тесно связана с противопожарными мероприятиями, а порученное Савченко Н.И. задание входит в его должностные обязанности, и что согласно п. 2.17 Должностной инструкции инженера по охране труда 1 категории Савченко Н.И. обязан был выполнить разовое поручение директора учреждения, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку все другие должностные лица, в первую очередь ответственные за исполнение данного поручения, не были привлечены к какой-либо ответственности за это, а п. 2.17 должностной инструкции однозначно указывает, что разовое поручение должно быть именно в рамках задач, поставленных по охране труда.

Другим, содержащимся в приказе № от ДД.ММ.ГГГГ основанием привлечения Савченко Н.И. к дисциплинарной ответственности указано, что представленная истцом схема оповещаемых работников МБУ «Центр соцобслуживания», не соответствует установленному образцу, согласно входящему письму от ДД.ММ.ГГГГ № .

В судебном заседании установлено, что распоряжением Главы Администрации ЗАТО г. Зеленогорск Панкова В.В. «Об организации оповещения» № от ДД.ММ.ГГГГ. руководителям структурных подразделений предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать схему и списки оповещаемых работников. В схеме предусмотреть возможность оповещения работников при отключении телефонов ГТС.

К указанному распоряжению были приложены Порядок действий руководящего состава и работников Администрации ЗАТО г. Зеленогорск и руководителей организаций города при получении сигнала «Объявлен сбор» и образец списка оповещаемых работников.

Резолюцией директора МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения, исполнение данного распоряжения возложено на инженера по охране труда и техники безопасности Савченко и отдел кадров Учреждения.

Истцом в суде утверждалось, что мобилизационная работа, включающая, в том числе, составление схемы и списков оповещаемых работников, не предусмотрена его должностной инструкцией. Не смотря на это, Схема оповещения работников и Списки лиц, подлежащих оповещению, им были разработаны и своевременно представлены директору.

Эти доводы истца ответчиком также никак не опровергнуты.

Из содержания должностной инструкции инженера по охране труда и других представленных ответчиком документов не следует, что именно Савченко Н.И. является ответственным за мобилизационную работу в Учреждении, к которой относится, в том числе, и составление Схемы оповещения и Списков лиц, подлежащих оповещению.

При этом согласно приказа директора МБУ № от ДД.ММ.ГГГГ. ответственным за организацию антитеррористических мероприятий в учреждении назначена заместитель директора ФИО9

Также являются обоснованными и заслуживают внимания утверждения истца, что по схеме оповещения какой-либо образец отсутствовал, а к письму главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска Панкова В.В. «Об организации оповещения» № от ДД.ММ.ГГГГ был приложен образец списка оповещаемых работников.

Судом установлено, что схема оповещения действительно была подготовлена Савченко Н.И. и представлена истцу.

Содержащиеся в ней исправления и замечания относятся к несоответствиям адресов и телефонов подлежащих оповещению сотрудников учреждения.

При этом данные сведения у инженера по охране труда действительно отсутствуют и находятся в отделе кадров Учреждения, сотрудники которого также, наряду с истцом, являются ответственными исполнителями.

Однако как следует из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ только Савченко Н.И. был привлечен к дисциплинарной ответственности за то, что представленная схема не соответствовала образцу. Другие ответственные исполнители к какой-либо ответственности за это не привлекались.

Вместе с тем из письма Главы администрации ЗАТО г. Зеленогорск от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что образец схемы оповещения учреждению не предоставлялся, а предоставлялся образец списка оповещаемых должностных лиц.

Поэтому указание работодателя в приказе, что Савченко Н.И. представил схему оповещаемых работников, не соответствующую установленному образцу, и его привлечение за это к дисциплинарной ответственности, являются неправомерными.

Служебное расследование по изложенным в приказе фактам ответчиком не производилось.

Докладные, объяснительные, Акты и иные документы и доказательства, подтверждающих нарушение истцом трудовой дисциплины и виновное неисполнение должностных обязанностей, ответчиком суду не предоставлены.

Докладная записка начальника хозяйственного отдела ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ и протокол рабочего совещания, на которые ссылаются представители ответчика, также не подтверждают данное обстоятельство, т.к. составлены и имели место уже после привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

В связи с этим приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Савченко Н.И. к дисциплинарной ответственности в виде замечания за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, является незаконным.

По этим основаниям, исковые требования Савченко Н.И. об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного на него приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В судебном заседании установлено, что со стороны работодателя имели место неправомерные действия, связанные с незаконным привлечением Савченко Н.И. к дисциплинарной ответственности.

Этим приказом истец был представлен в коллективе как нарушитель трудовой дисциплины, а поэтому работодателем действительно затронуты его деловая репутации, и причинены нравственные страдания.

Савченко Н.И. также вынужден был обращаться в Государственную инспекцию труда в Красноярском крае за защитой нарушенных прав, доказывать в суде обоснованность своих требований.

Учитывая характер допущенных ответчиком нарушений, а также степень нравственных страданий истца, суд полагает необходимым определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу Савченко Н.И. только в размере 1000 руб. каждому.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец при подаче иска в силу закона был освобожден от уплаты госпошлины, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика по каждому удовлетворенному исковому требованию заявителя подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета.

Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, размер госпошлины по искам об отмене дисциплинарного взыскания (по искам неимущественного характера) составляет 200 руб. а по иску о компенсации морального вреда - 200 руб.

Всего размер госпошлины, подлежащей взысканию с МБУ «Центр соцобслуживания» составляет 400 руб. (200 + 200)

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ горсуд,

РЕШИЛ:

Иск Савченко Н.И. об отмене дисциплинарного взыскания, удовлетворить.

Отменить приказ директора МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» № от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на Савченко Николая Ивановича дисциплинарного взыскания в виде замечания.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» в пользу Савченко Николая Ивановича компенсацию морального вреда в размере 1000 руб.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» госпошлину в доход федерального бюджета в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения, через горсуд г. Зеленогорска.

У вас проверка: Инспекция труда

У вас проверка: Пожарная инспекция

1. Проверки

Плановые и контрольные проверки Оперативные проверки Проверки по жалобе

2. Перед проверкой инспектор обязан

3. Что проверяют

4. Извлечения из ППБ 01-03

ПТМ для сотрудников предприятий общепита, торговых помещений, баз, складов и магазинов

ПТМ для арендаторов магазинов и площадей в торговых центрах

Государственная пожарная служба (ГПС) входит в состав МЧС России (Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий). В каждом регионе у ГПС есть свои управления. Им подчиняются отделы пожарного надзора в городах и районах. Инспекторы из этих отделов (пожарных инспекций) и проверяют фирмы и предпринимателей.

Проверки бывают плановыми и внеплановыми.

Внеплановые проверки делятся:

на контрольные;на оперативные;по жалобам.

Плановые и контрольные проверки

Каждый инспектор ежемесячно составляет график проверок. Там он по дням расписывает, какие фирмы планирует посетить.

Утверждает график главный государственный инспектор города (начальник управления) или района (начальник районного отдела) по пожарному надзору (или их замы). Проверки, проводимые по таким графикам, называются детальными или плановыми.

При детальной проверке должен присутствовать предприниматель или любой сотрудник фирмы (лучше, чтобы это был руководитель или ответственный за пожарную безопасность). Именно поэтому инспекторы всегда за день-два до проверки звонят на фирму и договариваются об удобном для визита времени. Внезапно плановые проверки не проводятся.

Если в ходе детальной проверки пожарные обнаружили нарушения и выписали предписание, они вправе прийти повторно и проверить, как предписание исполнено. Такую проверку называют контрольной.

Зачастую инспекторы не видят разницы между детальной и контрольной проверкой. А разница есть: при контрольной проверке пожарные вправе проверить только те вопросы, по которым в прошлый раз были замечания.

Если инспекторы превышают свои полномочия, обжалуйте их действия в прокуратуру или в суд. Подробнее об этом читайте раздел "Обжалование результатов проверки".

Оперативные проверки

В некоторых ситуациях закон позволяет инспекторам приходить на фирму с незапланированными визитами. Такие ситуации перечислены в пункте 5 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.

Если в пожарную инспекцию поступила информация о том, что фирма нарушает правила пожарной безопасности и эти нарушения настолько серьезны, что могут стать причиной пожара, инспекторы обязаны такую информацию проверить.

С этой целью они проведут оперативную проверку, причем не только у фирмы-виновницы, но и на других предприятиях, занимающихся аналогичной деятельностью (например, на всех автостоянках города).

Если пожар уже произошел, инспекторы тем более придут с оперативной проверкой. Причем не только к нарушителям, но и на другие фирмы, которые выберут исходя из анализа пожаров. Его ежеквартально составляют региональные управления ГПС.

Решение об оперативной проверке принимает начальник управления или районного отдела (или их замы).

Проверки по жалобе

Любой гражданин или фирма могут пожаловаться в пожарную инспекцию на нарушения правил пожарной безопасности. Если обстоятельства, изложенные в жалобе, заслуживают внимания, инспекторы придут их проверить.

Обратите внимание: контролеры не вправе проверять анонимные жалобы. Так сказано в пункте 5 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

2. Перед проверкой инспектор обязан

Перед любой проверкой инспекторы обязаны предъявить вам служебные удостоверения и распоряжение, подписанное начальником управления или районного отдела (или их заместителями).

Часто инспекторы приходят с контрольной проверкой без распоряжения. Это незаконно. В этом случае вы вправе пожарным отказать.

Единой формы распоряжения на проведение проверки нет. Каждое региональное управление ГПС разработало свой образец.

На что обратить внимание в первую очередь

Поскольку единая форма распоряжения еще не утверждена, проверьте, чтобы в предъявленном вам документе были указаны даты начала и окончания проверки, вид проверки, Ф.И.О. инспекторов.

Без этих сведений распоряжение недействительно. Так сказано в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.

Имейте в виду: распоряжение должно быть выписано конкретно на вашу фирму или на вас как предпринимателя.

Как правило, проверку проводит один инспектор. Но если к вам пришли несколько человек, посмотрите, указаны ли они в распоряжении. Проводить проверку вправе только тот чиновник, фамилия которого есть в предъявленном документе.

Сделайте копию распоряжения или хотя бы перепишите данные инспекторов.

3. Что проверяют

Инспекторы вправе проверить любую фирму или предпринимателя.

За каждым инспектором закреплена определенная территория и он контролирует состояние пожарной безопасности на всех предприятиях, находящихся на этой территории.

Один раз в год инспекторы обязательно появятся на вашей фирме или у вас как у предпринимателя. При этом помните: с плановой проверкой пожарные могут приходить не чаще одного раза в два года. Поэтому, если промежуток между плановыми проверками еще не прошел, инспекторы могут посетить вас только с внеплановым визитом. А для него нужны серьезные причины.

Инспекторы пожарного надзора проверяют, как фирма или предприниматель соблюдают правила пожарной безопасности, установленные в ППБ 01-03 от 18 июня 2003 г. N 313.

Основные требования Правил:

Во всех помещениях фирмы на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Для каждого пожароопасного участка (цех, мастерская и т.п.) нужно разработать инструкцию по пожарной безопасности. Как ее составить, рассказано в приложении 1 к ППБ 01-03.

Руководитель фирмы должен издать приказ, в котором расписать организационные мероприятия по пожарной безопасности. Иначе говоря, назначить ответственного за пожарную безопасность, определить места для курения, организовать осмотр помещений после рабочего дня и регулярный противопожарный инструктаж сотрудников и т. д. Перечень проти-вопожарных мер зависит от деятельности фирмы и количества сотрудников.

Если в здании на одном этаже находится более 10 человек, на видных местах должны быть вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара и предусмотрена система оповещения людей о пожаре.

Чтобы проверить, правильно ли разработан план эвакуации, пожарные могут потребовать у вас план здания.

Если на этаже находится более 50 человек, руководитель фирмы должен утвердить инструкцию о том, как действовать персоналу в случае пожара. Практические тренировки по разработанной инструкции нужно проводить не реже одного раза в полугодие. Результаты тренировок заносятся в журнал противопожарного инструктажа.

Есть еще один документ, который понадобится пожарным. Это план мероприятий по предписаниям. В нем должны быть расписаны меры, которые были приняты, чтобы устранить выявленные в ходе предыдущих проверок нарушения.

Кроме того, пожарные посмотрят, есть ли на фирме необходимое число огнетушителей, автоматическая установка противопожарной защиты и пожарная сигнализация.

Какие нужны огнетушители (воздушно-пенные, порошковые, комбинированные или углекислотные), а также их количество можно посмотреть в Правилах пожарной безопасности (приложение 3). Количество и тип огнетушителей зависят от площади здания и материалов, которые могут загореться (горючие жидкости, газы, металлы, дерево, бумага, электроустановки).

А перечень помещений и оборудования, на которых должны быть автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации (АУПС), дан в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03) от 18 июня 2003 г. N 315.

Необходимость таких противопожарных мер зависит от площади здания, количества этажей и от того, чем занимается фирма. Например, двухэтажное здание торговой фирмы общей площадью 3500 кв. м и более должно быть оснащено и сигнализацией, и противопожарной установкой. А если торговая площадь меньше 3500 кв. м, достаточно одной пожарной сигнализации (приложение к НПБ, таблица 1, п. 10.2.1).

Автоматические установки не нужны в помещениях, где хранятся мясо, рыба, фрукты и овощи (в негорючей упаковке), металлическая посуда, негорючие строительные материалы.

Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и т.п.) должны быть исправными. Это инспекторы проверяют очень тщательно.

Самые распространенные нарушения - загромождение проходов, загруженность торговых и складских помещений. Фирмы и предприниматели хотят вместить в торговый зал или складское помещение как можно больше товаров. При этом не учитывают правила пожарной безопасности.

Нельзя загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки, переходы в смежные секции, выходы на лестницы, лестничные площадки, марши лестниц, коридоры, лифтовые холлы. Выходы и пути эвакуации должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по освещенности, размерам, количеству.

Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания. Запрещено устанавливать глухие решетки на окнах, остеклять балконы, лоджии и галереи, которые ведут к лестничным клеткам, устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Если вам сложно организовать пожарную безопасность самостоятельно, предоставьте это специалистам. В каждом региональном управлении ГПС есть отделы охраняемых объектов. Им подчиняются пожарные части по охране объектов. Сотрудники пожарных частей на договорной основе наладят на фирме пожарную безопасность и будут контролировать ее соблюдение.

Если такой вариант вам не подходит, вы можете направить одного или нескольких сотрудников на обучение правилам пожарной безопасности. Названия учебных центров вам подскажет пожарный инспектор.

Если же вы решили действовать самостоятельно изучите Правила пожарной безопасности ППБ 01-03 от 18 июня 2003 г. N 313 и постарайтесь соблюдать хотя бы основные из них.

4. Извлечения из ППБ 01-03

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации - ППБ-01-03 зарегистрированы Минюстом РФ 27 июня 2003 года, регистрационный номер 4838.

Данные Правила пожарной безопасности в РФ-ППБ-01-03 утверждены приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 и введены в действие с 30 июня 2003 года. Основным отличием ППБ-01-03 от предшествовавших им ППД-01-93** можно считать то, что в новой редакции правил нумерация пунктов изложена в непрерывной последовательности от "1"до "779"без указания разделов и подразделов пунктов..

Данные правила устанавливают требования пожарной безопасности на территории РФ, являющийся обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и фор собственности, их должностными лицами без гражданства, а также их объединениями. Нарушение (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) любого пункта требований пожарной безопасности, изложенного в этих Правилах, может повлечь административную ответственность в соответствии со статьей 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также уголовную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующем законодательством.

Пункт 6 ППБ-01-03 устанавливает, что "на каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка 9мастерской, цеха и т.п.) в соответствии с обязательным приложением 1".

Под термином "объект"Правила именуют территорию, предприятие, здание, сооружение, помещение, наружную установку, склад, транспортное средство, открытую площадку, технологический процесс, оборудование, изделие. Следует обратить внимание, что этот пункт Правил не предусматривает вывешивание инструкций о мерах пожарной безопасности на видных местах, поэтому решение о месте хранения таких инструкций о мерах пожарной безопасности на видных местах, поэтому решение о месте хранения таких инструкций принимает руководитель организации, предприятия.

Кроме того, разработка инструкций о мерах пожарной безопасности должна производиться в соответствии с обязательным приложением № 1 "Требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности"ППБ-01-03, а именно: инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе правил пожарной безопасности, нормативно-технических, нормативных и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:

порядок содержания территорий, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;порядок сбора, хранения и удаление горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;обязанности действия работников при пожаре, в том числе:

1) правила вызова пожарной охраны;

2) порядок аварийной остановки технологического оборудования;

3) порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

4) правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

5) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

6) порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Пункт 7 ППБ-01-03 устанавливает, что "все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем".

Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственную практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.

Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию или решением правления (председателя) колхоза, кооператива возложены эти обязанности, ас учащимися в учебных заведениях - преподаватель или мастер производственного обучения.

Примерный перечень вопросов для составления программы вводного инструктажа приведен в приложении 3 ГОСТ 12.0.004-90.

1. Стандарты ССБТ, правила и инструкции по пожарной безопасности.

2. Основные причины пожаров и взрывов.

3. Общие меры по обеспечению пожарной безопасности.

4. Первичные средства тушения пожаров и правила пользования ими. Огнетушащие вещества.

5. Действия обслуживающего персонала при возникновении пожара.

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

со всеми вновь принятыми на предприятие (колхоз, кооператив, арендный коллектив), переводимыми из одного подразделения в другое;с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия;со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия, учебного заведения для отдельных профессий или видов работ с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия.

Примененный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте дан в приложении 5 ГОСТ 12.0.004-90.

1. Меры предупреждения пожаров.

2. Обязанности при возникновении пожара.

3. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, места из распространения.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, за исключением лиц, которые приказом по объекту освобождены от первичного инструктажа Ра рабочем месте независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы - не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводят:

1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

3) при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

4) по требованию органов надзора;

5) при перерывах в работе - для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ - 60 дней.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж проводят при: выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.);ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы;проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.)

Внимание: первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуска к работе, работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, поводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п. фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Статья 37. Права и обязанности предприятий в области пожарной безопасности.

Предприятия имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственное службой;вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, произошедших на предприятиях;установить меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Предприятия обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;проводить противопожарную пропаганду;а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазоченые материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции;а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об измени состояния дорог и проездов;содействовать деятельности добровольных пожарных.

Далее, статьи 38 и 39 закона "О пожарной безопасности в РФ"устанавливают ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для граждан и предприятий. Однако данные положения Закона не обладают силой прямого действия и претерпели существенные изменения после вступления в силу "Кодекса РФ об административных правонарушениях"от 30.12.2001 года № 195-ФЗ. Поэтому вопрос об ответственности за нарушение требований пожарной безопасности будет рассмотрен в разделе 4, посвященном Кодексу РФ об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 03.06. N120-ФЗ О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности

17 июня года вступил в силу Федеральный закон от 03.06. N120-ФЗ О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности (далее – Закон). Он вносит существенные изменения в КоАП РФ в части усиления ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

До одного года увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о пожарной безопасности. Это обусловлено тем, что рассмотрение дел этой категории может быть связано с проведением сложных экспертных исследований в случаях, когда нарушения привели к возникновению пожара.

Теперь вводится четкое разграничение, за что и на сколько Вас смогут оштрафовать сотрудники МЧС России. Если проверка у Вас проводится впервые, то даже за отсутствие пожарной сигнализации приостановка деятельности Вам не грозит (будут только приличные штрафы). Однако, если Вы как юридическое лицо или ИП не выполните требования к следующей проверке, то тут уже штраф будет таким, что можно, а эту сумму установить и две охранно-пожарные сигнализации на одном объекте.

Теперь согласно поправкам, вводится также штраф за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Органы государственного пожарного надзора действуют на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 820 (далее – Положение № 820). Они находятся в ведении МЧС России (ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868).

Назначение ведомства – проверка соблюдения предприятиями требований пожарной безопасности (ст. 1 Закона № 69-ФЗ, п. 1 Положения № 820).

Документы, содержащие требования пожарной безопасности

К таким документам относятся:

  • Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313;
  • нормы пожарной безопасности (НПБ) для различных объектов и сфер деятельности ( НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденные приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323).
  • Выполнение требований данных документов и проверяет пожарный надзор.

    Документы, регулирующие процедуру проверки

    При проведении проверок инспекторы пожарного надзора обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…».

    Источники: www.samosud.org

    Категория: Назначение ответственного | Добавил: kapokatya (12.02.2016)
    Просмотров: 268 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск