Суббота, 20.04.2024, 16:29
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [98]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [146]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [44]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Назначение ответственного

Приказ о материальной ответственности образец при инвентаризации

Образец приказа об утверждении перечня материально

При расчете отпускных при увольнении берется за базу весь расчетный период и средний заработок работника. Приказ о материальной ответственности образец при инвентаризацииКак должен смотреться это приказ и что мы должны отразить в нем? Вещественной ответственности оформляют приказом (распоряжением). В исключительных случаях, в согласовании с судебным решением, на их может быть всераспространена и полная вещественная ответственность.

Девицы, пожалуйста, помогите отыскать эталон приказа о вещественной ответственности служащих, работающих в местах хранения тмц. Какие виды таковой вещественной ответственности есть, что следует. Контракт о вещественной ответственности кладовщика. Приказ о материальной ответственности образец при инвентаризацииЧтоб пользоваться нашим обслуживанием, вам нужно ответить на вопросы опросного листа, текст контракта автоматом обменяется.

Договор о материальной ответственности кладовщика

В пакете кадровика есть форма приказа о коллективной вещественной ответственности. Изменение критерий реального контракта, дополнение, расторжение либо прекращение его деяния осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью реального контракта. При всем этом вещественная ответственность работника за вред может носить как личный, так и коллективный нрав. Создание раздельных бригад по сменам не практикуется (это может быть исключительно в том случае, если при окончании и начале смены оформляется приемка-сдача ценностей и делается промежный учет). Приказ о материальной ответственности образец при инвентаризацииПолной вещественной ответственности (к примеру, с кассиром, кладовщиком), также. Приказ составляется в 2-ух экземплярах, один из которых остается у работодателя, а другой прилагается к договору, передаваемому бригадиру. Quickdoc создаст подходящий вам вариант контракта, запросив минимум нужной инфы. Приказом министерства труда украины от года. Приказ о предназначении вещественно ответственных лиц расторжение контракта.

Полная коллективная (бригадная) материальная ответственность: условия договора*

М.С. Карпов ,

юрист

Опубликовано в номере: Кадры предприятия №12 / 2003

В прошлом номере журнала мы остановились на том, что часть вопросов, связанных с комплектацией коллективов (бригад ) с полной материальной ответственностью. можно «вынести» в локальные нормативные акты организации, например, в Правила внутреннего трудового распорядка, отдельный раздел которых посвящается вопросам установления в организации материальной ответственности и привлечения работников к ответственности за причинение ущерба. В ряде организаций к регламентации отношений, связанных с материальной ответственностью подходят очень серьезно и разрабатывают специальные локальные нормативные акты — Положение о материальной ответственности и Положение о коллективе (бригаде ) с полной материальной ответственностью. Договоры в этом случае выполняют функцию соглашений между сторонами трудовых отношений и содержат только конкретные условия, обусловленные спецификой выполняемых коллективом (бригадой ) работ, а также видом передаваемых ценностей (товарных, материальных).

Как разработать эти нормативные акты, для каких организаций целесообразно их вводить и какие условия при этом должны содержаться в договорах о полной материальной ответственности — особый разговор. В рамках этой статьи вернемся к анализу условий типовой формы договора о полной коллективной (бригадной ) материальной ответственности. утвержденной постановлением Минтруда России от 31.12.2002.

В типовой форме договора права коллектива (бригады) изложены в общем виде, и это в определенной степени может быть выгодно работодателю, но за некоторыми исключениями.

Проанализируем формулировки условий договора, определяющие права членов коллектива (бригады).

Из типовой формы договора

III. Права и обязанности Коллектива (бригады) и Работодателя

6. Коллектив (бригада) имеет право:

а) участвовать в приеме вверенного имущества и осуществлять взаимный контроль за работой по хранению, обработке, продаже (отпуску), перевозке или применению в процессе производства вверенного имущества;

б) принимать участие в инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности состояния вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

в) знакомиться с отчетами о движении и остатках вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

г) в необходимых случаях требовать от Работодателя проведения инвентаризации вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

д) заявлять Работодателю об отводе членов Коллектива (бригады), в том числе руководителя Коллектива (бригадира), которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность вверенного Коллективу (бригаде) имущества.

Подпункт «а» пункта 6 типовой формы затрагивает только часть операций, которые могут выполняться с имуществом и, следовательно, не отражает сущность взаимного контроля при выполнении целого списка работ, которые включены в новый Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества (постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85). Так, это условие в договоре, заключенном с коллективом (бригадой), выполняющим работы, связанные с осуществлением депозитарной деятельности или с осуществлением операций по эмиссии, учету, хранению, выдаче и уничтожению банковских, кредитных, дисконтных карт либо операций по кассовому или финансовому обслуживанию клиентов, попросту «работать» не будет, поскольку нет ни продажи (отпуска), ни перевозки, ни, тем более, применения имущества в процессе производства.

В Перечне работ 1981 года внимание, в основном, было сконцентрировано на работах, связанных с продажей и хранением товарных ценностей, расчетами с покупателями (клиентами) за проданные товары (оказанные услуги). В новой типовой форме договора этот момент не учли. Однако, это не означает, что условие подпункта «а» пункта 6 должно быть «слепо» перенесено в конкретный договор. Лучше всего, проработать его соответствующим образом и учесть все операции, которые необходимы и достаточны для взаимного контроля обращения имущества. Например, в договоре, заключаемом с работниками товарного склада, взаимный контроль нужен и возможен только при выполнении таких операций, как прием на хранение;обработка (сортировка) товаров;размещение товаров в местах хранения;перемещение товаров (в пределах склада);учет;отпуск (выдача) товаров. Разумеется, что контроль за применением товаров в процессе производства при выполнении работ на товарном складе, невозможен.

Кроме того, подпункт «а» пунктра 6 типовой формы договора нуждается еще в одном существенном уточнении — члены коллектива (бригады) имеют право осуществлять взаимный контроль только за работой членов коллектива (бригады), а не иных работников;доступ последних к вверенному коллективу (бригаде) имуществу должен быть исключен или строго регламентирован. В противном случае, возможен конфликт. Так, еще во время действия старых типовой формы и Перечня, в одном из московских ресторанов заведующая кладовой, являющаяся руководителем бригады с полной материальной ответственностью, требовала предоставить ей возможность контроля за использованием в процессе изготовления продукции работниками кухни (вплоть до контрольного завеса до закладки продуктов и на выходе);формулировка договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, продублированная из типовой формы, позволяла ей усложнять работу поваров.

В конкретном договоре это условие можно уточнить, использовав, например, следующую формулировку:

«Члены Коллектива (бригады) имеют право:

а) участвовать в приеме имущества, вверяемого Коллективу (бригаде), и осуществлять взаимный контроль за выполнением членами Коллектива (бригады) операций

по ________________________________;».

(конкретный перечень операций)

Положения подпункта «б» пункта 6 типовой формы следует перенести в блок, описывающий обязанности членов коллектива (бригады).

На конкретизации подпункта «г» пункта 6 чаще всего настаивают работники или профсоюзы — они хотят знать, какие это «необходимые случаи». Может ли потребовать проведения инвентаризации только что принятый в коллектив (бригаду) работник, для того, чтобы впоследствии на него не легло бремя возмещения материального ущерба, причиненного работодателю до прихода этого работника в коллектив (бригаду)? Может ли несколько членов коллектива (бригады) обратиться с требованием о проведении инвентаризации, если у них есть сомнения в порядочности и добросовестном выполнении условий по обеспечению сохранности вверенного имущества других членов коллектива (бригады), а возможно и самого руководителя? Может ли руководитель коллектива (бригады), узнав, что один из работников планирует уволиться, потребовать проведения инвентаризации для того, чтобы оставшимся не пришлось отвечать за одного «сомнительного»? В какой форме и кому адресовать требование о проведении внеплановой инвентаризации? Как поступить работнику, которому известно, что несколько членов коллектива (бригады) «мудрят» с товарно-материальными ценностями, и какие у него гарантии, что эта группа в будущем не «припомнит» ему заботу об имуществе работодателя?

Если все эти вопросы урегулированы в упоминавшихся выше локальных нормативных актах, достаточно сделать к ним отсылку. Если же вопросы регламентации материальной ответственности в организации решаются только на уровне договоров, советуем поработать над этим условием более детально.

В чем выгода работодателя? В том, что, стандартизировав процедуру обращения членов коллектива (бригады), он сможет получить итог от реализации подпункта «а» пункта 6 — контроль ради контроля не принесет никакой пользы, а вот контроль, результаты которого, или же выводы и допущения, сделанные в ходе его осуществления, становятся своевременно известными работодателю, нужен работодателю для того, чтобы предотвратить дальнейшее «убывание» имущества или же убедиться, что все в порядке. Кроме того, это еще и способ определить (пусть по косвенным признакам) конкретного виновника (или виновников) причинения ущерба. Правда, в этом работодатель не всегда заинтересован, поскольку гораздо проще привлечь группу работников к материальной ответственности, нежели заслушивать и оценивать доказательства члена коллектива (бригады), который настаивает на своей невиновности, руководствуясь частью третьей статьи 245 Трудового кодекса РФ.

Формулировка права членов коллектива (бригады) требовать проведения внеплановых инвентаризаций может быть следующей:

«г) требовать от Работодателя проведения инвентаризации вверенного Коллективу (бригаде) имущества:

— в случае, если у одного или нескольких членов Коллектива (бригады) имеются обоснованные сомнения в правильности учета имущества;

— в случае, если одному или нескольким членам Коллектива (бригады) стало известно о нарушении установленного порядка выполнения операций с вверенным имуществом;

— в случае, если у одного или нескольких членов Коллектива (бригады) имеются подозрения в совершении одним или несколькими членами Коллектива (бригады) хищений или злоупотреблений в отношении вверенного имущества;

— в случае, если факты порчи имущества в результате действий одного из членов Коллектива (бригады) не были надлежащим образом зафиксированы руководителем Коллектива (бригады);

— в случае, если у одного или нескольких членов Коллектива (бригады) есть основания полагать, что имеет место сокрытие реального состояния имущества с целью освобождения от материальной ответственности члена (нескольких членов) Коллектива (бригады) ввиду его (их) предстоящего ухода из Коллектива (бригады) либо увольнения из организации;

— в случае, если один или несколько членов Коллектива (бригады) намеренно лишены возможности принимать участие в выполнении отдельных операций с имуществом, а также осуществлять взаимный контроль за другими членами Коллектива (бригады);

— в случае приема в Коллектив (бригаду) или выбытии из его (ее) состава отдельных членов Коллектива (бригады) (кроме руководителя коллектива (бригадира), а также при уходе в отпуск и возвращении их из отпуска, если на проведении инвентаризации настаивают принимаемые (выбывающие) работники или за проведение инвентаризации высказалось более половины членов Коллектива (бригады);

— в иных случаях.

Требование о проведении внеплановой инвентаризации составляется в письменной форме, подписывается одним или несколькими членами Коллектива (бригады) и направляется руководителю организации.

Требование о проведении внеплановой инвентаризации при приеме в Коллектив (бригаду) или выбытии из его (ее) состава отдельных членов Коллектива (бригады), а также при уходе в отпуск и возвращении их из отпуска излагается в протоколе собрания членов Коллектива (бригады);».

Если готовится договор с работниками, выполняющие кассовые или расчетные операции, в этот список включаются случаи, когда членам коллектива (бригады) стали известными факты задолженности, растрат, нецелевого использования денежных средств и т.д.

Перечень случаев, когда члены коллектива (бригады) имеют право требовать проведения инвентаризаций, желательно оставить открытым. Однако работодателю следует помнить, что вне зависимости от того, есть эти условия в договоре или нет, инициатива работника о проведении инвентаризации впоследствии положительно оценивается судом при рассмотрении споров о привлечении этого работника к материальной ответственности в составе коллектива (бригады).

По сути, этот перечень было бы логично привести в ином разделе договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, а именно — в разделе, посвященном порядку ведения учета и отчетности. Но, в силу очевидной выгоды для работодателя, рекомендуем изложить его в пункте, определяющем права членов коллектива (бригады).

Подпункт «д» пункта 6 типовой формы договора закрепляет за членами коллектива (бригады) право заявлять работодателю об отводе членов коллектива (бригады), в том числе руководителя коллектива (бригадира), которые, по их мнению, не могут обеспечить сохранность вверенного коллективу (бригаде) имущества. Его можно уточнить, дополнив пояснением, в какой форме члены коллектива (бригады) могут заявить отвод, например:

«Заявление об отводе составляется в письменной форме с указанием обоснованных мотивов и подписывается членами коллектива (бригады), заявившими отвод данному работнику, либо оформляется в виде протокола собрания коллектива (бригады)».

Права членов коллектива (бригады), предусмотренные типовой формой договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, по усмотрению работодателя могут быть дополнены, например следующими положениями:

«е) иметь свободный доступ к вверенному имуществу;

ж) проводить самопроверки сохранности вверенного Коллективу (бригаде) имущества с оформлением описей-актов и сообщением результатов проверки Работодателю;

з) сообщать Работодателю о несогласии с действиями Руководителя бригады (бригадира);в случае несогласия с мнением Руководителя (бригадира) обжаловать его указания на общем собрании Коллектива (бригады), после выполнения этих указаний;

и) участвовать в обсуждении и решении Работодателем вопросов работы организации (структурного подразделения), связанных с исполнением договоров о материальной ответственности.»

Включать эти права в конкретный договор, или ограничиться изложенными в типовой форме — решать работодателю.

Об обязанностях коллектива (бригады)

По типовой форме договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности на членов коллектива (бригады) возлагаются следующие обязанности:

Из типовой формы договора

III. Права и обязанности Коллектива (бригады) и Работодателя

7. Коллектив (бригада) обязан:

а) бережно относиться к вверенному Коллективу (бригаде) имуществу и принимать меры по предотвращению ущерба;

б) в установленном порядке вести учет, составлять и своевременно представлять отчеты о движении и остатках вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

в) своевременно ставить в известность Работодателя о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного Коллективу (бригаде) имущества.

Если вопросы материальной ответственности в организации регламентированы специальными локальными актами (см. выше), то в договоре необходимо сделать отсылку к ним, посредством возложения на членов коллектива (бригады) обязанности по соблюдению этих актов.

В том случае, если отношения между коллективом (бригадой) и работодателем (в части материальной ответственности) регулируются только договором, обязанности членов коллектива (бригады) желательно конкретизировать. Например, блок «Обязанности» договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности с работниками склада можно изложить следующим образом:

«7. Члены Коллектива (бригады) обязаны:

а) при выполнении своих трудовых обязанностей неукоснительно соблюдать условия настоящего Договора;

б) вести учет, составлять и своевременно представлять отчеты о движении и остатках вверенного Коллективу (бригаде) имущества в сроки и в порядке, установленные

_________________________________________________________________________________.

(Инструкцией по учету товарно-материальных ценностей на складе;иным локальным нормативным актом)

в) участвовать в инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности состояния вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

г) бережно относиться к вверенному Коллективу (бригаде) имуществу, обеспечивать его сохранность, выполняя требования технического регламента пожарной безопасности, регламентов допуска работников организации, не являющихся членами Коллектива (бригады) в помещения (на территорию) склада;

д) принимать меры по предотвращению потерь и порчи вверенного Коллективу (бригаде) имущества, иного ущерба с последующим уведомлением Работодателя о выполненных действиях и проведенных мероприятиях с указанием предотвращенных случаев причинения ущерба;

е) принимать меры по предотвращению несанкционированного доступа в помещения (на территорию) склада посторонних лиц, не являющихся работниками организации, с последующим уведомлением Работодателя о предотвращенных случаях несанкционированного доступа;

ж) не разглашать ни при каких обстоятельствах и ни в какой мере посторонним лицам (в том числе работникам организации вне рамок исполнения трудовых обязанностей) сведения об отправке (отпуске) вверенного Коллективу (бригаде) имущества, о сигнализации и иных системах охраны помещений (территории) склада;

з) своевременно ставить в известность Работодателя о всех обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного Коллективу (бригаде) имущества, о неправомерных и несанкционированных случаях внесения исправлений в учетные и отчетные документы, уничтожения и утраты учетных и отчетных документов;

и) оказывать Работодателю содействие при проведении служебного расследования по фактам причиненного ущерба, а также при установлении причин и виновных в хищении, недостаче, порче вверенного Коллективу (бригаде) имущества».

В тексте договора крайне желательно определить, с каким конкретно должностным лицом (представителем работодателя) или структурным подразделением осуществляется взаимодействие коллектива (бригады) по предоставлению и сообщению информации. Для того, чтобы договор «работал», нужно, чтобы члены коллектива (бригады), в том числе его руководитель, знали кого они должны известить, кому сообщить сведения и т.д.

Об обязанностях и правах работодателя

Обязанности работодателя, включенные в типовую форму договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, нуждаются в незначительном уточнении.

Из типовой формы договора

III. Права и обязанности Коллектива (бригады) и Работодателя

8. Работодатель обязан:

а) создавать Коллективу (бригаде) условия, необходимые для обеспечения полной сохранности имущества, вверенного Коллективу (бригаде);

б) своевременно принимать меры по выявлению и устранению причин, препятствующих обеспечению Коллективом (бригадой) сохранности вверенного имущества, выявлять конкретных лиц, виновных в причинении ущерба, и привлекать их к установленной законодательством ответственности;

в) знакомить Коллектив (бригаду) с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю, а также с иными нормативными правовыми актами (в т.ч. локальными) о порядке хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом;

г) обеспечивать Коллективу (бригаде) условия, необходимые для своевременного учета и отчетности о движении и остатках вверенного ему имущества;

д) рассматривать вопрос об обоснованности требования Коллектива (бригады) о проведении инвентаризации вверенного ему имущества;

е) рассматривать в присутствии работника заявленный ему отвод и в случае обоснованности отвода принимать меры к выводу его из состава Коллектива (бригады), решать вопрос о его дальнейшей работе в соответствии с действующим законодательством;

ж) рассматривать сообщения Коллектива (бригады) об обстоятельствах, угрожающих сохранности вверенного ему имущества, и принимать меры по устранению этих обстоятельств.

Для того, чтобы заключенный с коллективом (бригадой) договор о полной материальной ответственности был реальным инструментом при решении вопросов привлечения к ответственности за причиненный ущерб, в его тексте желательно конкретизировать условия, которые работодатель обязан обеспечить для сохранности вверенного коллективу (бригаде) имущества. Но делать это в разделе, посвященном обязанностям работодателя, нежелательно. Лучше подготовить для этого специальный блок, в котором констатировать, какие условия созданы на момент заключения договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, и тогда обязанности, указанные в подпунктах «а» и «г» пункта 8 типовой формы, будут своего рода отсылкой к этим конкретным условиям. Например, в договор с работниками расчетно-кассового узла включить такой текстовой блок:

«Для обеспечения сохранности вверенных Коллективу (бригаде) денежных средств, бланков документов строгой отчетности, иных ценностей, Работодателем созданы следующие условия:

а) помещения расчетно-кассового узла оборудованы в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий, утвержденных Центральным банком РФ, что подтверждается заключением № ___ от «___» _____________ ____г.;

б) установлен специальный режим допуска посторонних лиц в помещения расчетно-кассового узла;

в) введена система опломбирования и охраны помещений расчетно-кассового узла в нерабочее время;

г) разработаны регламенты получения денежных средств в банках, их перевозки (транспортировки);указанные операции выполняются при сопровождении сотрудниками службы безопасности Работодателя;

д) установлены системы защиты документированной информации».

В подпункте «в» пункта 8 типовой формы договора целесообразно перечислить конкретные локальные нормативные акты, а также внести технические исправления в перечень операций (в зависимости от характера работ, выполняемых коллективом (бригадой) — см. комментарии к подпункту «а» пункта 6 типовой формы договора).

Учитывая сложность судебных разбирательств по делам о привлечении к материальной ответственности, работодателям можно посоветовать следующее: непосредственно при заключении договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности ознакомить членов коллектива (бригады) с необходимыми нормативными правовыми актами и локальными актами организации и выдать тексты этих актов членам коллектива (бригады) под расписку (отметки об этом желательно сделать непосредственно на экземплярах договора).

Что касается подпунктов «д»—«ж» пункта 8 типовой формы договора, то они нуждаются в определении сроков, в течение которых работодатель обязан рассмотреть требования и сообщения членов коллектива (бригады), заявленные отводы. Правда, такая конкретизация принесет пользу только работодателям, у которых исполнительская дисциплина поставлена на надлежащем уровне. Если же обеспечить соблюдение установленных сроков проблематично, а в договоре они определены предельно точно, то при несвоевременном рассмотрении требований членов коллектива (бригады), допустим, о проведении внеплановой инвентаризации, работники могут объяснить возникновение ущерба неисполнением работодателем своих обязанностей.

Типовая форма договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности не содержит прав работодателя, что делает договор односторонним. Для того, чтобы исправить такое положение, рекомендуем работодателям позаботиться о себе, отразив договоре следующие моменты:

«Работодатель имеет право:

а) систематически осуществлять контроль за выполнением членами Коллектива (бригады) условий настоящего Договора;

б) проводить промежуточные проверки по отдельным участкам работы для определения уровня обеспечения сохранности вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

в) требовать от членов Коллектива (бригады) представления объяснений по случаям ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему Договору;

г) привлекать членов Коллектива (бригады) к полной материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, настоящим Договором, локальными нормативными актами организации».

О правах и обязанностях руководителя коллектива (бригадира)

На наш взгляд, основной недостаток типовой формы договора заключается в отсутствии регламентации прав и обязанностей руководителя коллектива (бригадира). «Юридический посредник» и «гарант» исполнения условий договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности остается как бы за рамками договорных отношений. Отчасти это объясняется тем, что, как правило, руководителем коллектива (бригадиром), особенно если он сформирован в рамках одной структурной единицы, назначается руководитель этой единицы и таким образом, работодателю удается во многом совместить обязанности по должности (связанные с руководством работниками единицы) и обязанности по договору о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности (связанные с руководством членами коллектива (бригады), т.е. теми же работниками).

Отсутствие регламентации прав и обязанностей руководителя коллектива (бригадира) в типовой форме договора, является недостатком, который работодателю не мешало бы устранить. Особенно это целесообразно в том случае, если коллектив (бригада) комплектуется по производственному принципу 1 (когда руководство бригадой (коллективом) осуществляет старший по должности работник).

Блок, описывающий основные права и правомочия руководителя коллектива (бригадира), можно изложить, например, так:

«Руководитель коллектива (бригадир) имеет право:

а) вносить на рассмотрение Работодателя предложения о зачислении работников в Коллектив (бригаду) и вывод работников из Коллектива (бригады) с учетом мнения Коллектива (бригады);

б) требовать от Работодателя создания условий, необходимых для обеспечения сохранности вверенного Коллективу (бригаде) имущества».

Обязанности руководителя коллектива (бригадира) должны быть определены более подробно. Кроме того, по нашему мнению, раздел IV типовой формы договора может быть пересмотрен, и часть его условий перенесена в блок, определяющий статус руководителя коллектива (бригады) и трансформирована в обязанности этого лица. С учетом сказанного, в договор о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности, заключаемый на одном из участков торгово-производственной компании, например, можно включить следующие условия:

«Руководитель коллектива (бригадир) обязан:

а) обеспечивать соблюдение всеми членами Коллектива (бригады) условий настоящего Договора;

б) осуществлять прием имущества;

в) вести в установленном порядке первичный и оперативный учет и отчетность по вверенному Коллективу (бригаде) имуществу, его движению;

г) своевременно и правильно оформлять надлежащими документами все операции с вверенным Коллективу (бригаде) имуществом;

д) назначать дежурных членов Коллектива (бригады) в соответствии с принятым Коллективом (бригадой) графиком для участия в приеме и отпуске вверенного Коллективу (бригаде) имущества и оформлении соответствующих документов;

е) своевременно составлять отчеты о движении и остатках вверенного Коллективу (бригаде) имущества, доводить содержание отчетов до сведения всех членов Коллектива (бригады) и после их подписания совместно с одним из членов Коллектива (бригады), определяемым в порядке, указанном в подпункте «д» настоящего пункта, представлять их Работодателю;

ж) обеспечивать свободный доступ членов Коллектива (бригады) к имуществу, за которое они несут полную материальную ответственность, а также ко всем документам на это имущество;

з) обеспечивать участие членов Коллектива (бригады) во взаимном контроле за выполнением операций с имуществом, ведением учета и составлением отчетности;

и) незамедлительно сообщать Работодателю обо всех инцидентах, произошедших в Коллективе (бригаде), которые, по его мнению, могут оказать негативное влияние на сохранность вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

к) участвовать в проведении инвентаризаций и самопроверок вверенного Коллективу (бригаде) имущества;

л) систематически отчитываться перед Коллективом (бригадой) о результатах инвентаризаций и по другим вопросам работы Коллектива (бригады), относящимся к исполнению настоящего Договора.»

В договоре о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности можно запретить руководителю коллектива (бригады) совершать ряд действий, которыми нередко «грешат» работники, возглавляющие коллектив (бригаду). Так, целесообразно установить следующие запреты:

«Руководителю коллектива (бригадиру) запрещается:

а) вводить перед ним отчетность членов Коллектива (бригады) («внутренний подотчет»);

б) заключать с членами Коллектива (бригады) внутренние (нерегистрируемые) договоры о полной индивидуальной материальной ответственности в зависимости от доступа к вверенному Коллективу (бригаде) имущества, характера операций, выполняемых с имуществом отдельными членами Коллектива (бригады);

в) самостоятельно применять к членам Коллектива (бригады) меры материального воздействия.»

Кроме того, как уже отмечалось в предыдущей части статьи 2. необходимо определить, кто будет осуществлять руководство коллективом (бригадой) в отсутствие руководителя коллектива (бригадира). Если официально назначен заместитель, то в договоре о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности желательно указать, что этот член коллектива (бригады) во время отсутствия руководителя коллектива (бригадира) (отпуска, болезни, др.) выполняет обязанности последнего и наделяется его правами.

О порядке проведения инвентаризаций

Если работодатель не намерен определять в договоре о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности порядок ведения учета и отчетности, раздел IV типовой формы следует переименовать и сконцентрировать внимание на проведении инвентаризаций. Детально прописывать в договоре порядок ведения учета и отчетности (с указанием форм документов и сроков их составления), на наш взгляд, излишне — все эти вопросы должны быть урегулированы на уровне локальных нормативных актов, определяющих правила ведения учета и составления отчетности по различным видам имущества;по некоторым операциям с отдельными группами имущества имеются специальные нормативные правовые акты (акты Минфина России, Центрального банка РФ, Минэкономразвития России, других федеральных органов исполнительной власти). После трансформации положений пунктов 9 и 11 типовой формы договора в обязанности руководителя коллектива (бригадира), в разделе IV формы остаются только правила проведения инвентаризаций вверенного коллективу (бригаде) имущества.

Из типовой формы договора

IV. Порядок ведения учета и отчетности

10. Плановые инвентаризации вверенного Коллективу (бригаде) имущества проводятся в сроки, установленные действующими правилами.

Внеплановые инвентаризации проводятся при смене руководителя Коллектива (бригадира), при выбытии из Коллектива (бригады) более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов Коллектива (бригады).

Но, от того, будут ли присутствовать эти условия в договоре о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности или нет, практически ничего не зависит, поскольку в рамках договора они несут только информационную нагрузку. Более того, имеет место дублирование норм правового акта, а именно пункта 1.6 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Собственно, этот нормативный правовой акт и является теми «правилами», которые имеются в виду в части первой пункта 10 типовой формы договора.

Гораздо большего внимания заслуживают особенности проведения внеплановых инвентаризаций, а также условия приема работников в уже сформированный коллектив (бригаду), увольнения отдельных членов коллектива (бригады), использования членами коллектива (бригады) отпуска. В дополнение к вышесказанному о случаях проведения (вернее инициации проведения) внеочередных инвентаризаций, считаем нужным обратить внимание работодателей на следующий момент.

Нормативными правовыми актами восьмидесятых годов вопросы проведения внеплановых инвентаризаций регламентировались подробнейшим образом.

Так, в соответствии с Указаниями о порядке применения в государственной торговле законодательства, регулирующего материальную ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, утвержденных приказом Минторга СССР от 19.08.1982 № 169, вопрос о необходимости проведения инвентаризаций при приеме в бригаду или выбытии из ее состава отдельных членов бригады (кроме бригадира), а также при уходе в отпуск и возвращении их из отпуска решался бригадой совместно с этими работниками и по согласованию с администрацией. В случае, когда по решению бригады, согласованному с администрацией, инвентаризация не проводилась, работником давалось письменное согласие о принятии полной материальной ответственности без проведения инвентаризации следующего содержания:

Согласен принять материальную ответственность

за сохранность ценностей без проведения инвентаризации

Инвентаризация в торговой организации. Порядок проведения, отражение результатов в учете. Взыскание материального ущерба

Автор: Полина Филиппова, бухгалтер ООО «ЕМГ Экаунтинг»

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.

Документы, которыми необходимо руководствоваться при проведении инвентаризации:

  • Методические указания Минфина РФ, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина от 29.07.1998 №34н (пункты 26-28);
  • Федеральный закон от 6 декабря г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (статья 11).
  • Сроки и обязательность проведения инвентаризации

    В ранее действующем Федеральном законе №129-ФЗ от 21.11.1996 года “О бухгалтерском учете” были прописаны случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Этот перечень был исключен из федерального закона №402-ФЗ от 06.12. “О бухгалтерском учете”, и оставлено замечание о том, что активы и обязательства подлежат инвентаризации (см. п.1 ст.11), а также о том, что случаи обязательной инвентаризации устанавливаются законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (см. п.3 ст.11). Например, таким документом является “Положение по ведению бухгалтерского учета”, утвержденное приказом № 34н от 29.07.1998 года, в котором согласно пункту 27 предпосылками обязательной инвентаризации являются:

  • передача имущества в аренду, выкуп, продажа, а также преобразование государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • этап перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • смена материально ответственных лиц;
  • выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
  • реорганизация или ликвидация организации;
  • иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
  • Некоторые из перечисленных событий могут  никогда не возникнуть в ходе хозяйственной деятельности, но если организация сдает бухгалтерскую отчетность, то ежегодное проведение инвентаризации для нее обязательно. Из этого можно сделать вывод, что срок проведения инвентаризации активов и обязательств ограничивается сроками составления годовой бухгалтерской отчетности.  Начать инвентаризацию можно с 01 октября текущего года, так как согласно Положению, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности фирма в праве не проводить повторно инвентаризацию имущества, проверка, которого осуществлялась после 01 октября.

    Независимо от указанного в Положении перечня, ежегодную инвентаризацию рекомендуется  проводить и тем компаниям, которые не сдают бухгалтерскую отчетность - это поможет контролировать движение имущества в компании.

    Документальное оформление инвентаризации

    Данные, полученные в ходе инвентаризации, оформляются унифицированными  формами документов, утвержденными постановлением Госкомстата России №88  от 18.08.1998 года. На текущий момент Постановление содержит 21 форму документов, применяющихся для отражения полноты и достоверности бухгалтерского учета в ходе полной или частичной инвентаризации имущества и финансовых активов предприятия. Формы N ИНВ-1 - ИНВ-19 используются для отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете и являются обязательными первичными документами. Формы N ИНВ-22 - ИНВ-26 применяются для организации процесса инвентаризации и для контроля правильности ее проведения.

    Инвентаризационная комиссия и перечень документов, необходимый для проведения инвентаризации на складе торговой организации

  • Перед проведением инвентаризации в организации создается постоянно действующая комиссия. Назначение комиссии оформляется в соответствии с приказом (постановлением, распоряжением) о проведении инвентаризации форма №ИНВ-22. Приказ (форма №ИНВ-22) регистрируется в журнале учета контроля над выполнением приказов о проведении инвентаризации. В состав комиссии можно включить любых сотрудников организации или представителей другой компании. Если в состав инвентаризационной комиссии включается сотрудник другой организации, то у него должна быть доверенность, наделяющая его полномочиями участвовать в инвентаризации. Нецелесообразно включать в состав комиссии материально ответственное лицо, под ответственностью которого находится проверяемое имущество, так как одной из основных целей инвентаризации является сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (п.1.4 методического указания Минфина РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49). Все материально ответственные лица должны сдать расписки о том, что все приходные и расходные документы предоставлены им в бухгалтерию. 
  • Следующий этап – заполнение инвентаризационной описи товарно-материальных  ценностей (форма №ИНВ-3), в которой отражаются данные фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения. Ведомость составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии на основании проведенной инвентаризации. Один экземпляр передается в бухгалтерию для подготовки сличительной ведомости (форма №ИНВ-19), второй остается у материально ответственных лиц.
  • Сличительная ведомость (форма №ИНВ-19) применяется для отражения расхождений между данными бухгалтерского учета и результатами инвентаризации.
  • В результате сличения данных инвентаризации в торговой организации могут возникнуть недостача, пересортица или излишек торгово-материальных ценностей. Недостача товарно-материальных ценностей может быть в пределах естественной убыли и превышающая естественную убыль. Потери от недостачи и порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли считаются экономически обоснованными и уменьшают налог на прибыль. Такие потери включают в состав материальных расходов (подп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

    При инвентаризации 100 килограммов копченой колбасы в магазине розничной торговли была выявлена недостача в размере 5 килограммов по цене 500 рублей за килограмм. Согласно Приказу Минпромторга России от 01.03. N 252 – при хранении колбасы и копченостей в холодильнике при температуре от -7 о С до -9 о С сроком более 90 суток, норма естественной убыли, составляет 2,7%. Виновником допущенной недостачи является материально ответственное лицо организации — Петров П.К

    КОЛЛЕКТИВНАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОТЕРЬ В МАГАЗИНАХ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ

    ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОТЕРЬ В МАГАЗИНАХ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ

    А.Г. КОРШИКОВ

    Коршиков Артем Георгиевич

    Юрисконсульт ООО "Ва-Дим". Специалист по трудовому праву, в частности по коллективной материальной ответственности.

    Родился 18 сентября 1973 г. В 1996 г. окончил Омский юридический институт по специализации "Юриспруденция";в 2004 г. - Алтайский государственный политехнический институт с квалификацией "бухгалтер".

    Стремительный рост магазинов класса супермаркетов, организованных по типу самообслуживания, ставит перед работодателями (предпринимателями) - с одной стороны, работниками - с другой стороны, а также правоприменителями - с третьей стороны сложные и неоднозначные задачи относительно возмещения материального ущерба работодателю, причиненного работниками при исполнении трудовых обязанностей.

    Прежние положения Кодекса законов о труде РФ, регламентирующие указанные правоотношения, утратили свою законную силу в связи с принятием нового Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. однако практика применения норм, регулирующих материальную ответственность работника перед работодателем, а именно гл. 39 ТК РФ "Материальная ответственность работника", Пленумом Верховного Суда РФ до настоящего времени не обобщена, и руководящих разъяснений, а также толкований некоторых норм по данной тематике не имеется. Последние разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" так и не затронули отношений, касающихся материальной ответственности работника перед работодателем.

    Оценка норм права, регулирующих материальную ответственность

    Итак, общие нормы права, определенные законодателем в разделе XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" гл. 37 "Общие положения" (абз. 1 ст. 232) ТК РФ, диспозитивно устанавливают обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне. При этом условиями наступления материальной ответственности (абз. 1 ст. 233 ТК РФ) являются:

    наличие вины стороны трудового договора;

    наличие противоправности поведения (действия или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ.

    Таким образом, при отсутствии иных норм права в случае причинения ущерба одной из сторон трудового договора пришлось бы доказывать:

    факт причиненного ущерба и его размер;

    вину другой стороны;

    причинную связь между противоправным поведением виновной стороны и фактом причиненного ущерба.

    Однако ТК РФ содержит и иные нормы (специальные), регулирующие непосредственно материальную ответственность работников перед работодателем (ст. 238 - 250 гл. 39 ТК РФ), которые предусматривают иные условия наступления материальной ответственности, чем указанные законодателем в гл. 37 ТК РФ, а именно: ответственность наступает независимо от формы вины работников за необеспечение сохранности вверенного им имущества.

    В данной ситуации работодателю устанавливать вину работника, а также причинную связь между возникшим ущербом и действиями персонала не требуется. Отсутствие своей вины должны доказать сами работники. Рассмотрим подробнее нормы, регулирующие полную материальную ответственность, т.к. именно вопрос о возмещении вреда в полном объеме волнует все заинтересованные стороны трудового договора.

    Случаи возложения на работника материальной ответственности в полном объеме определены законодателем в ст. 243 ТК РФ. Пункт 2 данной статьи регулирует полную материальную ответственность работника в случае недостачи ценностей. В этом случае указанная норма применяется в совокупности со ст. 232, абз. 1 ст. 238, ст. 242, п. 2 ст. 243, ст. 244 - 248 ТК РФ, определяющими отношения между работодателем и работником при коллективной материальной ответственности (КМО), введение которой именно в магазинах, организованных по типу самообслуживания, является одним из основных элементов предотвращения потерь.

    Правовой анализ абз. 1 ст. 245 ТК РФ позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости введения коллективной материальной ответственности. Однако данная норма не дает прямого указания на получение согласия членов трудового коллектива относительно ее введения, что, в свою очередь, определяет особый статус самого договора о полной коллективной материальной ответственности в структуре трудового законодательства.

    Некоторые юристы-практики относят данный вид договора к коллективным договорам, что, по мнению автора, не соответствует структуре, определенной законодателем при формировании Трудового кодекса РФ. Иначе нормы права, регулирующие данный институт и порядок заключения между работником и работодателем договоров о коллективной материальной ответственности, находились бы в гл. 7 "Коллективные договоры и соглашения" ТК РФ. Таким образом, статус договора КМО, исходя из смысла абз. 2 ст. 243, определяется законодателем именно как приложение к трудовому договору, конкретизирующее материальную ответственность работника. Вводится КМО посредством издания работодателем приказа с определением штата работников структурного подразделения.

    Учитывая содержание типового договора КМО, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2002 г. N 823 "О порядке утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности", приказ первоначально объявляется всему коллективу на общем собрании, о чем составляется протокол общего собрания коллектива (далее по тексту - протокол). В дальнейшем, при перезаключении договора КМО, в случаях, определенных законодателем, приказ и протокол не меняются и заново не объявляются, а указываются в договоре КМО как основание для введения полной коллективной материальной ответственности.

    Работники, заключая договор КМО, могут ознакомиться как с приказом, так и с протоколом, однако обязанность работодателя знакомить их под роспись с данными документами законодателем не предусмотрена, что является основанием для отнесения данного вида соглашения не к коллективным договорам, где требуется согласие коллектива, а к приложению трудового договора со множественностью лиц, конкретизирующего материальную ответственность работников.

    Перечень должностей, с которыми работодатель может заключать договоры КМО, утверждается Правительством РФ. Данное обстоятельство требует соответствия между штатом работников, определенных в приказе, и установленных им трудовых функций, соответствующих этому перечню. Содержание трудовой функции каждого из членов коллектива (бригады) должно быть изложено в должностной инструкции, в том числе и руководителя коллектива, и соответствовать утвержденному Правительством РФ перечню.

    Основание для введения коллективной

    материальной ответственности

    Коллективная материальная ответственность вводится на основании следующих нормативных правовых актов:

    Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ;

    Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

    Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятиям, учреждениям, организациям, утвержденное Указом Президиума ВС СССР от 13 июля 1976 г. (в ред. от 23 мая 1986 г.), применяется в части, не противоречащей ТК РФ;

    Постановление Министерства труда РФ от 31 декабря 2002 г. N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности";

    Приказ Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";

    иные нормы законодательства (правила, установленные законом и иными правовыми актами), действующие во время и в месте заключения и исполнения настоящего договора.

    Перечень документов, необходимых для введения

    и реализации КМО

    Для введения и реализации КМО необходимы следующие документы:

    1) трудовой договор;

    2) должностная инструкция;

    3) правила внутреннего трудового распорядка для оформления трудовых отношений;

    4) приказ об открытии магазина, введении полной коллективной материальной ответственности и назначении директора магазина;

    5) протокол собрания коллектива, на котором объявлен приказ о введении КМО;

    6) договор о полной коллективной материальной ответственности для введения коллективной материальной ответственности;

    7) график инвентаризаций;

    8) приказ о проведении инвентаризации и назначении инвентаризационной комиссии;

    9) инвентаризационная опись;

    10) акт об отсутствующих на инвентаризации работниках (причина);

    11) акт об отказе работников давать расписки в начале инвентаризации;

    12) акт об отказе работников давать расписки в конце инвентаризации;

    13) акт результатов, выявленных инвентаризацией;

    14) акт об отказе знакомиться с итогами инвентаризации;

    15) объяснение;

    16) заключение работодателя по результатам проверки, проведенной для выявления причин образования недостачи;

    17) распоряжение об удержании сумм недостачи с работников;

    18) обязательство о возмещении ущерба для взыскания ущерба в судебном порядке.

    Механизм введения КМО

    С каждым из работников (членом коллектива) при приеме на работу по обусловленной трудовой функции работодатель заключает трудовой договор в соответствии с ТК РФ.

    Менеджер отдела персонала при заключении трудового договора с работником (членом коллектива) знакомит его:

    а) с должностной инструкцией;

    б) с правилами внутреннего трудового распорядка;

    в) с положением о коллективной материальной ответственности;

    г) проводит инструктаж по охране труда;

    Источники: stradivary.com, www.kapr.ru, www.emg-russia.com

    Категория: Назначение ответственного | Добавил: kapokatya (12.02.2016)
    Просмотров: 826 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск