Образец приказа о назначении ответственных лиц за эксплуатацию гоу
Контроль за выполнением требований по охране атмосферного воздуха
Ю.М. Полякова, инженер-эколог
Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб…Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.
Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее - ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.
В силу своего агрегатного состояния воздух - субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха). И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться»внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.
Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов. Относительно последних отметим, что 2 июля г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:
Извлечение
из Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки - тогда и будем делать все, что нужно»довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц. В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е. скорее всего специалист-эколог, а в идеале - эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.
Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см. Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы). Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.
Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль - проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае - в сфере ОАВ). Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль . к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции [1] и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.
ВНЕШНЯЯ ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА
Документарная проверка проводится в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»(в ред. от 28.12.;далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).
Согласно указанной статье предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в т.ч. уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в ч. 8 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов .
ВНУТРЕННЯЯ ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА
Как было указано выше, внутренний документарный контроль заключается в проверке наличия, сроков действия, правильности составления документов.
Основополагающими документами в сфере ОАВ на предприятии являются нормативы предельно допустимых (далее - ПДВ) или временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) (проект ПДВ или ВСВ) и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух . Необходимо контролировать сроки действия этих документов, а по их истечении заблаговременно приступать к разработке новых документов, проводить корректировку при изменении технологических процессов, появлении новых источников выбросов и/или вводе в эксплуатацию нового оборудования.
Проект ПДВ
При проведении документарной проверки контролю подлежат:
наличие утвержденных нормативов ПДВ или ВСВ;
наличие санитарно-эпидемиологического заключения;
достоверность и актуальность информации в нормативах ПДВ (сведения о расходе и типе используемого сырья, материалов, времени работы оборудования, расположении ближайшей жилой застройки и т.д.);
соответствие материалов инвентаризации данным нормативов ПДВ;
правильность составления карты-схемы (в составе нормативов ПДВ) предприятия с расположением основных цехов, участков, источников выбросов с указанием их номеров.
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Проект ПДВ составляется на основе данных по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ . к проведению которой необходимо отнестись самым тщательным образом [2]. При проведении документарной проверки контролю подлежат:
дата проведения последней инвентаризации (срок не более 5 лет), а также то, кем она была выполнена;
полнота проведения инвентаризации в соответствии с инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
соответствие материалов инвентаризации фактическому состоянию;
полнота и достоверность учтенных веществ и источников выбросов.
При проведении инвентаризации старайтесь указывать максимально точные сведения о режимах работы оборудования, использовании материалов, описания технологических процессов (в противном случае могут возникнуть проблемы при проверке со стороны контролирующих органов). Указанные сведения можно получить от начальников цехов и технологов. Также вам поможет изучение внутренних технологических регламентов и стандартов предприятия. При указании расходов веществ и материалов полезно свериться с данными бухгалтерского учета, т.к. эти данные являются наиболее точными. Правильность составленного проекта ПДВ и полученного в дальнейшем разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на данном этапе зависит только от вас.
Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух
При проведении документарной проверки контролю подлежат:
наличие и срок действия разрешения;
соответствие состава и количества разрешенных к выбросу загрязняющих веществ утвержденным нормативам ПДВ;
наличие плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - при наличии установленных ВСВ.
План-график производственного контроля
Если у вас на руках уже есть правильно оформленный и согласованный проект ПДВ, следует составить и утвердить план-график производственного контрол я. Такой план-график в общем виде уже должен быть разработан в составе проекта ПДВ - он представляет собой объемную таблицу на нескольких листах (для предприятий с несколькими источниками выбросов и большим количеством загрязняющих веществ). Сделайте из этой таблицы выборку источников выбросов, контроль которых предусмотрен 1 раз месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год. План-график должен быть утвержден руководителем предприятия. Этот документ - ваш надежный помощник при планировании работ по инструментальному контролю на источниках выбросов. При проведении документарной проверки контролю подлежат полнота, своевременность и достоверность выполнения плана-графика.
План мероприятий по охране атмосферного воздуха
В соответствии с проектом ПДВ также разрабатываются мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при необходимости). Если уровень экологической культуры предприятия довольно высок, разрабатываются также мероприятия по внедрению малоотходных и безотходных технологий. При проведении документарной проверки контролю подлежат:
полнота, своевременность и достоверность выполнения плана мероприятий;
факт согласования плана с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Журналы по формам № ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3
При проведении документарной проверки контролю подлежат:
наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик». Форма является первичным документом учета источников загрязнения (выделения, выбросов) и их характеристик по цеху (участку) объекта. Она предназначена для источников, которые контролируются инструментальным путем. Записи в журнале по форме № ПОД-1 ведутся на основании и по мере проведения замеров параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб;
наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха». Форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, если такие мероприятия предусмотрены проектом ПДВ;
наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок». Форма применяется во всех производственных подразделениях предприятия, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее - ПГОУ/ГОУ), предназначенные для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой имеющейся такой установке. Журнал заполняется ежедневно ответственным представителем подразделения, эксплуатирующего ПГОУ, и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. На каждую ПГОУ в журнале отводится отдельный лист.
Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
При проведении документарной проверки контролю подлежат правильность составления и сроки сдачи в органы государственных структур согласно их компетенции сведений об охране атмосферного воздуха (формы № 2-ТП (воздух) и 2-ТП-воздух (срочная)) и расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Мы не будем вдаваться в подробности процесса составления данных документов, т.к. инструкции по их заполнению прикладываются к бланкам отчетов.
Если на предприятии произошли изменения в производственном процессе, к отчету по форме № 2-ТП (воздух) прикладывается пояснительная записка в произвольной форме.
Результаты производственного экологического контроля
К результатам производственного экологического контроля [3] относятся протоколы количественного химического анализа, акты отбора проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов. Сюда же можно отнести расчеты эффективности работы ГОУ, копии аттестатов аккредитации (при привлечении сторонних организаций для производственного контроля).
Документы по эксплуатации ГОУ
Если источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на вашем предприятии оборудованы ГОУ, у вас должен быть в наличии целый комплект документов, а именно:
паспорта на каждую ГОУ, включая приложения (акты оценки (осмотра) технического состояния ГОУ и проверки на соответствие фактических параметров работы ГОУ проектным);
приказ о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ;
график планово-предупредительного ремонта ГОУ.
Документирование деятельности по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий
Руководителем предприятия должен быть издан приказ о порядке перехода на заданные режимы в период неблагоприятных метеорологических условий [4] (далее - НМУ). Также на предприятии необходимо разработать мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (они должны быть разработаны в составе проекта ПДВ) и контролировать ведение ответственными лицами журнала для записи предупреждений (оповещений) о НМУ с указанием мероприятий, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Итак, с документами мы разобрались. Теперь перейдем к визуальному и инструментальному контролю за выполнением требований по ОАВ на предприятии.
ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Не используя специальных технических средств и не проводя высокотехнологичных измерений, эколог в состоянии оценить внешний вид источников выделения загрязняющих веществ - целостность, герметичность труб, воздуховодов и фланцевых соединений, состояние обшивки, отсутствие/наличие неплотностей, вмятин, коррозионный и абразивный износ корпуса, необходимость покраски, состояние кожухов двигателей на вытяжных системах, работу или простой вентиляционных систем, их укомплектованность фильтрующими элементами. Для удобства работы рекомендуем пронумеровать источники выделения, нанести на ГОУ регистрационные номера, чтобы не путаться самим и не путать инспектора при проверке.
Визуальный контроль может ежедневно проводиться лично начальниками подразделений, а также специально уполномоченной (назначенной приказом по предприятию) комиссией в составе программы обследования предприятия согласно плану-графику производственного экологического контроля.
Перед началом обследования территории должен быть проведен инструктаж по технике безопасности, при необходимости выделены спецодежда и защитные материалы. Недопустимо самостоятельно проводить отключение, подключение агрегатов, аппаратов, установок.
При визуальном осмотре ГОУ следует проверять:
наличие на рабочих местах производственных инструкций и паспортов ГОУ. В инструкциях обязательно должны быть указаны технологические параметры режима работы установки: производительность по газу, температура отходящих газов, концентрация вредных веществ до и после очистки, коэффициент эффективности работы ГОУ, гидравлическое сопротивление аппарата, расход вод на орошение и др.;
наличие и заполнение журналов учета работы оборудования;
факт проведения и результаты пусконаладочных работ, планово-предупредительного ремонта;
факт проведения своевременной очистки бункеров ГОУ от улавливаемых веществ (заполнение бункера не должно превышать 2/3 его объема);
наличие регистрационных номеров на ГОУ (все ГОУ должны быть зарегистрированы);
оснащенность ГОУ лестницами, площадками для отбора проб.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Инструментальный контроль в сфере ОАВ на предприятии может проводиться как собственными силами (при наличии аккредитованной лаборатории аналитического контроля), так и по договору.
Рассмотрим наиболее распространенный вариант - когда предприятие нанимает для лабораторных исследований стороннюю организацию по договору, не имея собственной лаборатории.
Инструментальный контроль проводится в несколько этапов:
правильное составление плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
подбор лаборатории;
проверка аттестата аккредитации лаборатории;
заключение договора с лабораторией, составление сметы;
контроль за правильностью отбора проб;
проверка и обработка протоколов отбора проб.
При подборе лаборатории и заключении с ней договора об оказании услуг по производственному контролю в сфере ОАВ следует обратить особое внимание на ее область аккредитации .
При заключении договора с лабораторией запросите у нее копию аттестата аккредитации и проверьте наименование определяемых веществ, определяемую химическую форму (валовая или растворенная, процентное содержание или концентрация и пр.), диапазон измерений. Сверьте эти данные со своим утвержденным планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ (это необходимо сделать для того, чтобы после выполнения инструментальных измерений вы имели на руках полноценный протокол, выполненный в соответствии с аккредитованными методиками). Для отбора проб можно привлечь и несколько лабораторий - при прохождении проверки это позволит вам уменьшить риск того, что инспектор привлечет экспертов для дополнительного инструментального контроля.
Итак, договор с лабораторией заключен. Теперь ваша основная задача - помогать пробоотборщикам и/или лаборантам, не мешая им проводить отбор проб. Вы должны ознакомиться с картой-схемой предприятия с нанесенными на нее источниками, ознакомить с этой информацией сотрудников лаборатории и проводить их к месту отбора, оборудованному соответствующим образом (площадки, находящиеся на высоте, должны быть огорожены, доступ к месту отбора проб - свободен, необходимые технологические отверстия - проделаны и др.). Приступать к проведению отбора проб следует после ознакомления с внутренними правилами безопасности на предприятии, учитывающими специфику поведения и передвижения по территории предприятия (например, для предприятий транспортной сферы предусматривается движение строго в соответствии с нанесенной разметкой) и в присутствии дежурного мастера или механика по данному производственному участку.
Инженерам-экологам и/или лицам, сопровождающим сотрудников лаборатории при отборе проб, не лишним будет ознакомиться с общими принципами отбора воздушных проб и некоторыми из основных методик определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и промышленных выбросах (наиболее распространенные вещества, подлежащие контролю, - оксиды азота, углерода, серы, пыль (взвешенные вещества), бензин, формальдегид, ксилол и другие углеводороды, соединения железа и марганца). Для общего ознакомления можно порекомендовать РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»:
Извлечение
из РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»
4. Отбор проб воздуха для определения концентрации примесей в атмосфере и метеорологические наблюдения
4.1. Режим отбора проб
Определение концентраций многих вредных примесей в атмосфере производится лабораторными методами. Отбор проб осуществляется путем аспирации определенного объема атмосферного воздуха через поглотительный прибор, заполненный жидким или твердым сорбентом для улавливания вещества, или через аэрозольный фильтр, задерживающий содержащиеся в воздухе частицы. Определяемая примесь из большого объема воздуха концентрируется в небольшом объеме сорбента или на фильтре. Параметры отбора проб, такие как расход воздуха и продолжительность его аспирации через поглотительный прибор, тип поглотительного прибора или фильтра, устанавливаются в зависимости от определяемого вещества.
При наблюдениях за уровнем загрязнения атмосферы используются следующие режимы отбора проб: разовый [5]. продолжающийся 20-30 мин;дискретный . при котором в один поглотительный прибор или на фильтр через равные промежутки времени в течение суток отбирают несколько (от 3 до 8) разовых проб, и суточный . при котором отбор в один поглотительный прибор или на фильтр производится непрерывно в течение суток.
[…]
Вероятнее всего, при проведении производственного контроля вы столкнетесь с разовым режимом отбора проб. Конечно, то, как будет подготовлено оборудование и проведен отбор проб, - на совести лаборанта-пробоотборщика (это вопросы системы менеджмента качества лаборатории), но и вам как заинтересованному лицу не лишним будет проследить за чистотой лабораторной посуды, длительностью аспирации воздуха, герметичностью соединений газовых трубок. Ведь от того, как отобрана проба, зависит и результат анализа.
Таким образом, при проведении отбора пробы контролю подлежат продолжительность и правильность отбора.
Следует помнить, что в неблагоприятную погоду (выпадение осадков, сильный ветер) отбор проб проводить нельзя .
После завершения отбора проб подписываются акты отбора в двух экземплярах (один из них остается в лаборатории, второй - на предприятии). В них фиксируются время, продолжительность, метеопараметры отбора пробы, номер пробоотборного комплекта и др.
После получения готовых протоколов количественного химического анализа сверьте нумерацию источников, названия производственных участков, правильность написания определяемых ингредиентов. После этого вы можете приступать к работе с ними - заносить результаты в журналы учета и др.
Таким образом, соблюдая приведенные в статье рекомендации и постоянно совершенствуя свои знания в области ОАВ, вы сможете наладить качественную систему контроля выполнения требований природоохранного законодательства на предприятии.
[1] О проверках со стороны Росприроднадзора см. Манджиева Н.С. О плановых и внеплановых проверках Росприроднадзора // Справочник эколога. . № 1. С. 51-58.
[2] О проведении по инвентаризации выбросов см. Поторочин Е.О. Инвентаризация выбросов: практические советы малому бизнесу // Справочник эколога. . № 6. С. 18-21.
[3] О проведении производственного экологического контроля см. Зайцев О.Б. Котельникова Е.А. Производственный экологический контроль на предприятии: что, где и как? // Справочник эколога. . № 6. С. 73-77.
[4] О регулировании деятельности предприятия в период НМУ см. Розанова О.А. Мероприятия по регулированию выбросов при НМУ // Справочник эколога. . № 2. С. 18-24.
#1 Guest_Алена_*
Guest_Алена_* Гости спасибо
Отправлено 13 Декабрь - 13:27
ONLINE Яндекс
#2 OFFLINE admin
admin
Администратор форума
Администраторы 2 608 сообщений 176 спасибо
Город Минск
Должность: Начальник сектора по охране труда
Отправлено 13 Декабрь - 14:29
Вы когда приказ по назначении ответственных пишете, то контроль за исполнением приказа по любому возлагаете на определенное должностное лицо. У нас, конкретно, - это главный инженер. Можете отразить это в Инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту ГОУ.
А явных требований назначать контролирующее ответственных лиц в "Правилах эксплуатации газоочистных установок"(ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 мая 2007 г. № 60)
я не нашел.
пункт 10 Правил. Владельцы ГОУ обязаны:
зарегистрировать в территориальных органах Минприроды паспорта ГОУ;
разработать и утвердить инструкцию по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту ГОУ;
определить приказом (распоряжением) должностных лиц, ответственных за эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт ГОУ в каждом структурном подразделении . эксплуатирующем ГОУ, и должностное лицо, ответственное за ведение учетной документации по эксплуатации и техническому обслуживанию ГОУ, и ознакомить указанных должностных лиц с этим приказом (распоряжением);
проводить обучение, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний должностных лиц, ответственных за эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт ГОУ, работников, осуществляющих эксплуатацию ГОУ, в том числе знание принципа действия, устройство и управление оборудованием в составе ГОУ, порядок его пуска, остановки, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и консервации;
определить приказом (распоряжением) комиссию по оценке технического состояния ГОУ (далее – комиссия);
поддерживать ГОУ в исправном состоянии, осуществлять постоянный контроль технического состояния и работы ГОУ;
своевременно проводить техническое обслуживание, текущий, планово-предупредительный и капитальный ремонт;
содержать системы непрерывного контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при наличии) и устройства для отбора проб в исправном состоянии;
обеспечить ведение учетной документации по эксплуатации и техническому обслуживанию ГОУ;
своевременно выполнять и информировать о выполнении предписаний, выданных территориальными органами Минприроды.
Все для специалиста по охране труда здесь
Для начинающих
Эта тема создается в помощь начинающим инженерам по охране труда.
В тему по мере поступления будут добавляться обобщеные вопросы и ответы.
Все это будет в виде маленького вопроса и краткого ответа, а также ссылки на темы в которых уже было или ведется обсуждение данного вопроса.
Начну пожалуй с моих рекомендаций по ведению конференций и созданию новых тем:
Перед открытием новой темы обязательно воспользуйтесь поиском - возможно подобная тема уже была и все вопросы по ней решены!
Помните, что Ваше нежелание использовать поиск наносит вред всем - прежде всего Вам самим, т.к. Вы пренебрегаете накопленным чужим опытом и не хотите получить ответы за кратчайшее время, а также постоянным посетителям конференции, которым не интересно видеть в форумах темы с одними и те же вопросами. Поэтому не удивляетесь, если они Вас "пошлют" в поиск, и проч. а Ваша тема будет закрыта или удалена без предупреждений. Если похожая тема создана уже кем-то другим, задайте вопрос в ней.
В названии темы обязательно обозначайте суть дела . а в теле сообщения давайте развернутое описание. Если название темы суть дела обозначить нельзя, то при создании темы воспользуйтесь графой «Описание темы».
Помните, что правильно сформулированные темы привлекают больше внимания посетителей и Ваши шансы получить конкретный грамотный и скорый ответ от этого увеличиваются.
Не пишите название темы ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. Уважайте своих собеседников, у них может сложиться мнение, что Вы на них кричите.
Чpезмеpное количество жаргонных слов, посетителям конференции они говорят о Вашем неуважительном отношении к ним.
Если Ваша тема не соответствует тематике тематических форумов, пишите в форум «Поболтаем».
Темы, не соответствующие тематике форума, переносятся в подходящий форум, а на прежнем месте удаляются.
Не создавайте темы обращенные к конкретным участникам конференции по личным вопросам, представляющим интерес только для этих участников. Для личного общения используйте e-mail или «Персональные сообщения».
Не увликайтесь созданием сообщений несущих бессмысленнyю или малосодеpжательнyю инфоpмацию . которая не несёт смысловой нагрузки (флуд, или, по-русски, трёп и пустую болтовню) - например, сообщения, содержащие только смайлики.
свой мозг человек использует только на 3%,
мозг другого человека - на все 100%
Перечень природоохранной документации, которая должна быть у каждого индивидуального предпринимателя и юридического лица.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) является платным.
Плата за НВОС представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации.
Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.
Форма расчета платы за НВОС регламентируется приказом от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Плата за негативное воздействие на окружающую среду должна вноситься всеми юридическими лицами ежеквартально до 20 числа месяца . следующего за отчетным периодом.
Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, предоставляемая субъектами малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны представить Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 16 февраля г. № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»:
- отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом;
- отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.
Паспорта опасных отходов Необходимость разработки и согласования паспортов для отходов I-IV класса опасности регламентирована статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. № 570.
Проекты ПНООЛР, технические отчеты
Согласно статье 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В случае отсутствия утвержденной в установленном порядке проектной природоохранной документации, плата за НВОС взимается с 5-кратным повышающим коэффициентом. В соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля г. № 50 лимиты на размещение отходов устанавливаются при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. Технический отчет подтверждает, что сведения о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в ПНООЛР, не изменились в течение отчетного периода (года) в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года плата за НВОС рассчитывается как сверхлимитная.
Производственный контроль в области обращения с отходами
Необходимость разработки и согласования порядка осуществления производственного контроля регламентирована № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 статья 26.
п.1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.
п.2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Первичный учет образования отходов
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ предприятие обязано вести первичный учет образования отходов по форме представленной в Приказе Министерства природных ресурсов РФ от 01.09. №721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
Отчет 2-ТП (отходы)
В соответствии с Приказом Росстата от 28.01. № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14.11. г № 828 «Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме 2-ТП (отходы) и формированию официальной статистической информации» (с изм. от 20.11г. Приказом за №622) все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение), вне зависимости от объема годового образования отходов до 01 февраля после отчетного периода должны предоставлять в территориальный орган Росприроднадзора информацию по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы).
Журналы первичного учёта по охране атмосферного воздуха
На основании ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны вести следующие журналы первичного учета:
- журнал по форме ПОД-1 (учета стационарных источников выбросов и их характеристик).
Форма является первичным документом учета источников загрязнения (выделения, выбросов) и их характеристик по цеху (участку) объекта. Форма предназначена для источников, которые контролируются инструментальным путем. Записи в журнале по форме № ПОД-1 ведут на основании и по мере проведения замеров параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб. Данные журнала ПОД-1 используются для заполнения формы № 2-ТП (воздух);
- журнал по форме ПОД-2 (учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха).
Форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, если такие мероприятия предусмотрены проектом нормативов предельно допустимых выбросов. Если проектом нормативов предельно допустимых выбросов мероприятия по сокращению объемов выбросов не предусмотрены, форма № ПОД-2 не заполняется. Журнал используется при составлении годового отчета по форме 2-ТП (воздух);
- журнал по форме ПОД-3 (учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок).
Форма применяется во всех производственных подразделениях объекта, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки, предназначенные для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой имеющейся такой установке. Журнал заполняется ежедневно ответственным представителем подразделения, эксплуатирующего газопылеулавливающую установку, и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. На каждую газопылеулавливающую установку в журнале (форма № ПОД-3) отводится отдельный лист. Данные журнала ПОД-3 используются при заполнении формы № 2-ТП (воздух).
Производственный экологический контроль
Документы по выполнению мероприятий производственного контроля за охраной атмосферного воздуха:
- план-график производственного (инструментального) контроля за соблюдением нормативов ПДВ на год, согласованный в составе проекта нормативов ПДВ;
- план мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
- договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, заверенной печатью с соответствующей областью аккредитации (в случае невозможности проведения такого контроля силами предприятия);
- результаты производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа, журнал ПОД-1 и т.д.);
- документы, подтверждающие внесение приборов (контрольно-измерительной аппаратуры) в государственный реестр и их своевременную поверку.
Основание: ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 25, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по снижению выбросов при наступлении НМУ
Документы по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ), для предприятий, имеющих такие источники выбросов:
- приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приёма оповещений и введения мероприятий по снижению выбросов;
- мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от предприятия в периоды НМУ из раздела нормативов ПДВ (с пояснительной запиской).
- журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ, в котором в числе прочих указываются принятые меры по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- договор (соглашение) с территориальным органом Росгидромета о выполнении работ (услуг) по предоставлению информации о НМУ.
Основание: ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
При возникновении неблагоприятных метеоусловий и оповещении об этом природном явлении, представители предприятия обязаны провести ряд мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух. Комплекс мероприятий разработан и содержится в проекте нормативов ПДВ, перечень мероприятий определен для трех степеней состояния атмосферного воздуха, при этом предприятие должно обеспечить соблюдение на ряде источников нормативов г/сек по ряду ингредиентов.
Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 «Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях» (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986).
Газоочистные и пылеулавливающие установки
Для предприятий (организаций), имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее - ГОУ), должна иметься следующая документация, обеспечивающая соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов:
- приказ по предприятию (организации) о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание ГОУ и о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ;
- утвержденные инструкции по эксплуатации и обслуживанию ГОУ с учетом условий их работы, инструкций завода-изготовителя и рекомендаций проектной и пуско-наладочной организаций;
- паспорта установки очистки газа на каждую ГОУ, зарегистрированные в Департаменте Росприроднадзора по ПФО;
- акты осмотра технического состояния ГОУ при обследовании установок очистки газа. (ГОУ должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия);
- протоколы замеров эффективности ГОУ.
Основание: ч.7 ст.16, ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Правила эксплуатации установок очистки газа (утв. Минхиммашем СССР 28.11.1983) (далее – ПЭУ-84). ПЭУ-84 не распространяются на установки очистки газа от транспортных средств и от агрегатов, имеющих выбросы радиоактивных веществ.
Отчет 2-ТП (воздух)
В соответствии с приказом Федеральной службы Государственной статистики от 09.08. г № 441 юридические лица, а также индивидуальные предприниматели должны до 22 января после отчетного периода предоставлять в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения информацию по форме № 2-ТП (воздух).
Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений - форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Сведения предоставляются по юридическому лицу (обособленному подразделению):
- с объемом разрешенного выброса более 10 тонн в год;
- с объемом разрешенного выброса от 1 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Если по истечении срока действия разрешение на выброс не было переоформлено, то респондент предоставляет первичные статистические данные по форме № 2-ТП (воздух) . исходя из фактического выброса по тем же критериям, что и для юридических лиц (их обособленных подразделений), имеющих соответствующие разрешительные документы.
Отчет составляется за год на основании данных первичного учета, организуемого на объекте по типовым формам №№ ПОД-1, ПОД-2 и ПОД-3.
За несоблюдение вышеуказанных требований предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ)
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей;на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.