Четверг, 20.06.2024, 08:56
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [98]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [146]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [44]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Молодому руководителю

Приказ о проведении специальной оценки условий труда образец у ип

Специальная оценка условий труда

Просмотров: 667

Специальная оценка условий труда - это комплекс мероприятий для обнаружения потенциально вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также оценки уровня их воздействия на работников. Спецоценка заменила ранее действовавшую аттестацию рабочих мест.

Обеспечение безопасных условий труда работника - это одна из основных обязанностей работодателя по трудовому договору. и предусмотрена она статьей 212 ТК РФ. От того, к какой категории будут отнесены рабочие места по результатам специальной оценки, зависят тарифы страховых взносов за работников. Чем выше риск профессиональных заболеваний или травматизма на производстве, тем большую сумму должен будет платить работодатель.

Дополнительно, по результатам спецоценки:

  • работники обеспечиваются, при необходимости, спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • обеспечивается бесплатное лечебно-профилактическое питание работников;
  • проводятся предварительные и периодические медосмотры;
  • вводятся дополнительные гарантии и компенсации для работников, занятых в опасных и вредных условиях труда.
  • Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

    Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января года № 33н.

    Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)
  • Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

    Какие рабочие места надо оценивать?

    Специальную оценку условий труда не нужно проводить только в отношении надомников и дистанционных работников, все остальные рабочие места должны быть оценены на предмет их безопасности и соответствию норм охраны труда. По сравнению с аттестацией рабочих мест, которая действовала до 1 января года, спецоценка - это более глобальное и масштабное явление, и затрагивает всех работодателей, независимо от организационно-правовой формы и количества работников.

    Оценивать надо и условия труда работников, которые имеют разъездной характер работы (водители, курьеры, торговые представители, агенты и др.) или не имеют фиксированного рабочего места (охранники). Придется убедиться в безопасности условий труда даже для директора, чье рабочее место находится по домашнему адресу, если ООО зарегистрировано по этому адресу. А вот индивидуальный предприниматель в отношении самого себя спецоценку проводить не должен.

    Обратите внимание: если ваши работники оказывают услуги в рамках гражданско-правового договора. то специальная оценка условий труда их рабочих мест не проводится, т.к. по сути, они являются не работниками, а лишь исполнителями . Трудовое законодательство на них не распространяется.

    Стоимость оценки специализированной организацией одного рабочего места начинается от 1500 рублей, поэтому, чем больше рабочих мест создано, тем дороже это обойдется работодателю. Правда, есть возможность сэкономить на услугах оценщиков, если несколько рабочих мест будут признаны аналогичными.

    Это означает, что:

  • рабочие места расположены в однотипных производственных помещениях;
  • помещения оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления, освещения;
  • работники работают по одной профессии, должности, специальности;
  • трудовые функции, режим рабочего времени, технологический процесс однотипны;
  • в работе используется одинаковое оборудование, инструменты, сырье и материалы;
  • работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
  • Для таких рабочих мест достаточно оценить только 20% от их количества, но не менее двух.

    Комиссия для проведения спецоценки рабочих мест

    Организовать специальную оценку условий труда, так же как и нести финансовые затраты на нее должен работодатель. Саму спецоценку проводят независимые организации, имеющие аккредитацию, но перед тем, как пригласить оценщиков, работодатель должен создать собственную комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и выборной профсоюзной организации или другого представительного органа работников (если они созданы).

    Комиссия составляет список рабочих мест, подлежащих оценке;утверждает график ее проведения;проводит подготовку рабочих мест к проведению спецоценки (проверяет работу оборудования и инструментов, систем отопления, кондиционирования, вентиляции и освещения).

    Не очень понятно - как создавать комиссию индивидуальным предпринимателям, имеющим одного-двух работников, или в случае с ООО, в котором директор является единственным учредителем и работником. Пока еще нет широкой практики проведения спецоценки для таких малочисленных структур, но в конце года были поданы законодательные инициативы об отмене ее обязательности для малого бизнеса. Инициативы эти не прошли, но сам факт их появления говорит о том, что закон о специальной оценке до конца не проработан и будет вызывать сложности при его исполнении на практике.

    Кто проводит специальную оценку условий труда?

    Проводят спецоценку по договору с работодателем независимые организации, имеющие в штате не менее пяти сертифицированных экспертов (при этом как минимум один эксперт должен иметь специализированное высшее медицинское образование) и аккредитованную испытательную лабораторию.

    Министерство труда ведет государственные реестры экспертов и организаций. имеющих право проводить оценку условий труда, поэтому обращаться надо только к тем оценщикам, чьи контакты есть на официальном сайте Минтруда.

    За нарушение порядка специальной оценки условий труда достаточно серьезную административную ответственность несут не только работодатели, но и оценщики (по ст. 14.54 КоАП РФ):

  • должностные лица - от 20 до 30 тыс. рублей, при повторном нарушении от 40 до 50 тыс. рублей;
  • на организации - от 70 до 100 тыс. рублей, при повторном нарушении от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Как проходит специальная оценка условий труда?

    Эксперты независимой организации, проводящие спецоценку, определяют наличие на рабочем месте потенциально вредных или опасных производственных факторов:

  • физических (шум, электромагнитные поля, ультразвук, излучение, вибрация, температура, освещенность);
  • биологических (бактерии, споры микроорганизмы);
  • химических (вещества в воздухе рабочей зоны и оседающие на коже работников);
  • сенсорная (нервная) напряженность трудового процесса;
  • функциональная физическая нагрузка на организм и др.
  • Если такие факторы выявлены, то измеряются их фактические значения, по результатам чего устанавливаются классы условий труда (оптимальный, допустимый, вредный и опасный) и их подклассы. Размер дополнительных страховых взносов в ПФР составит от 0% для оптимального класса и до 8% - для опасного.

    По результатам проведенной спецоценки эксперты готовят отчет, который должна утвердить комиссия работодателя. С отчетом нужно в 30-дневный срок ознакомить под роспись работников, а если у работодателя есть официальный сайт, то нужно еще и опубликовать его на сайте для свободного ознакомления. Экспертная организация передает отчет в инспекцию труда. Если по результатам спецоценки не было выявлено вредных или опасных производственных факторов, то такие рабочие места признаются безопасными, и по ним работодатель тоже в 30-дневный срок подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям (независимо от того отчета, который сдают эксперты).

    Декларация сдается по форме и в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 7 февраля года № 80н. Действительна она пять лет, но если в течение этого срока на рабочем месте, признанном безопасным, произошел несчастный случай или у работника было выявлено профзаболевание, то надо будет провести внеплановую спецоценку.

    Когда проводить специальную оценку условий труда

    Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

    Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12. N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными»(не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

    Порядок проведения специальной оценки условий труда

    Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда

    Об особенностях применения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 14 октября г. N 299-ФЗ

    Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда

    1. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

    2. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

    3. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

    5. В случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, ее проведение осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне.

    В какой момент формируется комиссия для проведения специальной оценки условий труда?

    Вопрос

    Здравствуйте.

    Собираемся формировать комиссию для проведения специальной оценки условий труда.

    Возник вопрос, который почему-то не освещается в статьях: комиссия формируется до заключения договора с организацией, проводящей спецоценку или после заключения договора?

    И ещё: на какие параметры комиссия опирается при включении рабочих мест в перечень для проведения аттестации, если фактически в составе комиссии нет людей, владеющих методикой определения степени вредности или опасности рабочего места (это может определять только эксперт, с использованием специального замерочного оборудования)? Стоит ли руководствоваться только профессиями из 302 приказа или обращать внимание на какие-либо дополнительные моменты?

    Заранее спасибо. С уважением, Дмитрий.

    Ответ

    По вопросу: комиссия формируется до заключения договора с организацией, проводящей спецоценку или после заключения договора?

    В первую очередь, работодатель должен издать приказ о проведении специальной оценки условий труда. Образец приказа приведен в разделе «Формы»настоящего ответа.

    В организации создается специальная комиссия для проведения оценки, составляется график проведения оценки. Далее нужно выбрать организацию-оценщика.

    Далее проводится оценка условий труда, утверждается отчет о проведении оценки.

    По вопросам: на какие параметры комиссия опирается при включении рабочих мест в перечень для проведения аттестации, если фактически в составе комиссии нет людей, владеющих методикой определения степени вредности или опасности рабочего места (это может определять только эксперт, с использованием специального замерочного оборудования)? Стоит ли руководствоваться только профессиями из 302 приказа или обращать внимание на какие-либо дополнительные моменты?

    Специальной оценке подлежат все рабочие места в организации, за исключением аналогичных рабочих мест и некоторых категорий, о которых будет сказано чуть ниже.

    В первую очередь комиссия должна определить перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием аналогичных рабочих мест (подробнее о том, какие рабочие места могут быть признаны аналогичными см. в доп. материалах).

    Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    При этом при определении рабочих мест, подлежащих оценке, лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа нужно считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест. Однако окончательное решение об этом должна принять комиссия по проведению спецоценки.

    Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель спецоценки - выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывают производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. То есть идентификация вредных и (или) опасных факторов предполагает присутствие человека на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    Но, вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то придется проводить внеплановую спецоценку, когда на данные вакансии будут приняты сотрудники. Поэтому решить, включать в общее число для спецоценки те или иные рабочие места, должна в каждом конкретном случае специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируют принять сотрудников, то имеет смысл включить их в число мест для спецоценки.

    Специальную оценку условий труда не проводят только в отношении:

    •надомных сотрудников;

    •дистанционных сотрудников;

    •сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

    Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля г. № 17-03-14/05-4188.

    Подробности в материалах Системы:

    1. Ответ: Как провести специальную оценку условий труда

    Необходимость спецоценки

    Организация обязана обеспечить сотрудникам безопасные условия труда. С этой целью на мероприятия по улучшению условий и охраны труда работодатель (за исключением федеральных учреждений) должен тратить не менее 0,2 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) ( ч. 3 ст. 226 ТК РФ ). Перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта г. № 181н. К ним, в частности, относится и проведение специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 212 Трудового кодекса РФ и пункте 1 перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта г. № 181н .

    Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ( п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ ).

    По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников ( п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ ). Наглядно порядок проведения специальной оценки представлен на схеме .

    Специальная оценка пришла на смену аттестации рабочих мест. поэтому с 1 января года оценивать условия труда на рабочих местах нужно исключительно в форме специальной оценки, а не аттестации. На это обращает внимание и Минтруд России в письме от 8 апреля г. № 15-4/В-366 .

    Порядок проведения специальной оценки условий труда регулирует Закон от 28 декабря г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно могут регулировать правовые акты о соответствующих службах, в том числе региональные ( п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ ).

    Результаты оценки условий труда применяют для:

    разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями охраны труда;

    определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

    Случаи, когда спецоценка не нужна

    Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

    надомных сотрудников;

    дистанционных сотрудников;

    сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

    Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ. На это указывает и ФСС России в своем письме от 24 апреля г. № 17-03-14/05-4188 .

    Участники специальной оценки

    Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

    Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

    в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;

    наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей;

    врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

    наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

    Организация, которая осуществляет специальную оценку, исследования и измерения вредных и опасных факторов на рабочих местах сотрудников организации, может проводить их:

    самостоятельно, если ее испытательная лаборатория (центр) имеет соответствующую аккредитацию;

    с привлечением по гражданско-правовому договору испытательных лабораторий и центров, аккредитованных в установленном порядке.

    Порядок допуска организаций к деятельности по проведению спецоценки, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению оценки установлен постановлением Правительства РФ от 30 июня г. № 599 .

    Следует отметить, что организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест. вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. При этом организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает уже в году, вправе проводить специальную оценку до 31 декабря года включительно без учета новых требований к организациям-оценщикам.

    Об этом сказано в статьях 19 и 27 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    Начало оценки

    Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель:

    образует специальную комиссию;

    утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

    В общем случае в состав комиссии должны войти:

    представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда, в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;

    представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

    Если работодатель отнесен к субъектам малого предпринимательства. то в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

    руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;

    другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. При этом если в организации штатный специалист отсутствует, то в комиссию включают представителя организации или эксперта, который осуществляет функции службы охраны труда у данного работодателя по гражданско-правовому договору.

    Ограничений по количеству членов комиссии в законодательстве не установлено, при этом их число должно быть нечетным. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом .

    В первую очередь комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка, с указанием аналогичных рабочих мест.

    Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

    профессии или должности одного наименования;

    выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;

    использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

    работа в одном или нескольких однотипных помещениях;

    использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

    одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;

    одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

    Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

    Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности. из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

    Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    Ситуация: Что нужно брать в расчет общего числа рабочих мест при проведении спецоценки: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию

    Законодательством этот вопрос не урегулирован.

    Вместе с тем, лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа нужно считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест. Однако окончательное решение об этом должна принять комиссия по проведению спецоценки .

    Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель спецоценки - выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывают производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. То есть идентификация вредных и (или) опасных факторов предполагает присутствие человека на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    Но, вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то придется проводить внеплановую спецоценку. когда на данные вакансии будут приняты сотрудники. Поэтому решить, включать в общее число для спецоценки те или иные рабочие места, должна в каждом конкретном случае специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируют принять сотрудников, то имеет смысл включить их в число мест для спецоценки.

    Порядок проведения оценки

    Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой. изложенной в приказе Минтруда России от 24 января г. № 33н. К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения оценки. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля г. № 290. А сам порядок проведения спецоценки в таких исключительных случаях Минтруд России пока разрабатывает.

    Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством, например, в тех случаях, когда требуется проведение внеплановой проверки. Пятилетний срок исчисляют со дня утверждения отчета о предыдущей оценке. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.

    Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляет испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, которая проводит специальную оценку условий труда. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая специальную оценку условий труда, определяет самостоятельно.

    Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляют протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

    По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

    Такой порядок предусмотрен статьями 11-14 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице .

    Классы вредности и опасности

    Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

    1 класс - оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;

    2 класс - допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);

    3 класс - вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;

    4 класс - опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

    В свою очередь в 3 классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

    подкласс 3.1 - вредные условия труда 1 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;

    подкласс 3.2 - вредные условия труда 2 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;

    подкласс 3.3 - вредные условия труда 3 степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

    подкласс 3.4 - вредные условия труда 4 степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

    Об этом говорится в статье 14 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    Отчет об оценке

    Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включает следующую информацию:

    сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям ;

    перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

    карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;

    протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

    протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;

    сводную ведомость специальной оценки условий труда;

    перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;

    заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

    В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают только следующую информацию:

    сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям ;

    перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

    заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

    Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

    С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась оценка. Сделать это нужно под подпись и в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.

    Помимо этого сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать данные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государственной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда. а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения итогового отчета о результатах оценки.

    Такой порядок предусмотрен в статье 15 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ. Аналогичные разъяснения даны в письме Минтруда России от 21 марта г. № 15-1/В-298 .

    Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. При этом их решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

    Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда .

    Об этом сказано в статье 26 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ.

    Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подлежат декларированию. передать в Роструд ( ст. 18. п. 3 ст. 28 Закона от 28 декабря г. № 426-ФЗ).

    Декларация соответствия

    В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены или признаны допустимыми, организация подает в трудовую инспекцию по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Декларация соответствия состоит из двух частей. Первую часть заполняет работодатель, вторую - территориальный орган Роструда.

    Организации в декларации необходимо указать:

    реквизиты работодателя;

    реквизиты организации, которая проводила спецоценку;

    перечень рабочих мест, на которых не выявлены вредные или опасные производственные факторы;

    Декларацию нужно подписать у руководителя организации и заверить печатью.

    Далее направьте ее в местную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки .

    Передать декларацию можно одним из трех способов:

    лично принести в инспекцию. При этом при себе уполномоченное лицо должно иметь доверенность на право представления декларации;

    отправить заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;

    отправить в электронном виде через официальный сайт Роструда.

    Территориальный орган Роструда может не принять декларацию только в случае ее несоответствия установленной форме. Отказ в принятии декларации по иным основаниям неправомерен.

    Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда .

    В случае если в период действия декларации с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц или у него выявлено профзаболевание. причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места данная декларация прекращает свое действие и организация должна провести внеплановую специальную оценку условий труда .

    Решение о прекращении действия декларации соответствия нормативным требованиям охраны труда принимает трудовая инспекция по местонахождению организации. Запись о таком решении вносят в специальный реестр деклараций не позднее 10 календарных дней с момента наступления несчастного случая на рабочем месте или выявления профзаболевания с учетом вышеназванных условий .

    По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев и профзаболеваний срок ее действия считается продленным на следующие пять лет.

    Внеплановая оценка

    По общему правилу оценку условий труда работодатель проводит один раз в пять лет. Вместе с тем, в законодательстве закреплены ситуации, когда требуется проведение внеплановой оценки. Такую оценку проводят в случаях:

    ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

    получения работодателем соответствующего предписания от инспектора по труду в связи с выявленным

    Новости

    С 1 января года при начислении взносов по доптарифам учитывается другой перечень В письме от 18.02. № 17-3/В-67 Минтруд России указал на положения частей 1, 2, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования . Исходя […]

    05.05.

    2 мая года вступают в силу изменения в Порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий трудаВ целях обеспечения защиты информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну, при ее передаче в составе сведений о результатах специальной оценки условий труда и на основании Федерального закона от 21 июля 1993 г. № 5485-I О государственной […]

    04.05.

    Предлагаем Вашему вниманию подборку официальных разъяснений Минтруда России, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Роструда и других государственных органов по различным аспектам проведения специальной оценки условий труда и  смежным вопросам.

    Специальная оценка условий труда

    О стоимости проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)  Вы можете узнать в разделе АКЦИИ ,или позвонить нам по номеру 8-918-080-74-41,  8 (861)274-13-84

    Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой совокупность поэтапно выполняемых мероприятий по выявлению производственных факторов, которые причиняют вред и (или) создают опасность, и оценки степени их воздействия на работников. По итогам специальной оценки труда производится определение классов и подклассов условий осуществления профессиональных обязанностей на рабочих местах. Требование о проведении СОУТ вместо ранее проводившейся аттестации рабочих мест вступило в силу 1 января года. То есть с этого времени Российским трудовым законодательством процедура аттестации упразднена, а оценку условий выполнения трудовых обязанностей на рабочих местах можно проводить исключительно в форме СОУТ. При этом итоги аттестации рабочих мест, осуществленной до года, считаются действительными.

    Как выполнить спецоценку условий труда

    Последовательность действий, которые необходимо выполнить в соответствии с новым порядком осуществления СОУТ, прописана в законодательстве, Законе № 426-ФЗ О специальной оценке условий труда , который был принят 28 декабря года. Правила и методические рекомендации проведения СОУТ утверждены приказом Министерства труда РФ № 33н от 24 января года. Кроме того, по-прежнему действуют итоги аттестации, которые были проведены в соответствии с правилами, установленными приказом Минздравсоцразвития РФ № 342н от 26 апреля года. В общем случае аттестация, которая была проведена ранее 1 января года, остается действительной на протяжении пяти лет со дня ее окончания (кроме случаев, когда необходима внеплановая СОУТ).

    Спецоценка условий труда

    Под спецоценкой условий труда понимается совокупность мероприятий по определению причиняющих вред и формирующих опасные условия факторов производственной среды, а также по оценке степени их воздействия на работников с учетом отклонения фактических показателей от установленных нормативных показателей (согласно пункту 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По итогам проведения спецоценки осуществляется определение классов и подклассов условий трудовой деятельности работников (согласно пункту 2 статьи 3 Закона № 426-ФЗ). Пунктом 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ предусмотрено, что СОУТ не выполняется в отношении:

    -  дистанционных работников;

    -  надомных работников;

    - тех работников, которые находятся в трудовых отношениях с работодателями - физлицами, не являющимися ИП.

    Процедура проведения специальная оценка условий труда регулируется Законом № 426-ФЗ. Даже в том случае, если работники постоянно осуществляют трудовую деятельность не на территории предприятия, а на территории заказчика, проведение оценки труда все равно необходимо, поскольку эта категория работников не включена в список сотрудников, по отношению к которым проведение СОУТ не требуется. Поэтому проведение такой оценки необходимо, причем это является обязанностью всех без исключения работодателей (согласно пункту 2 статьи 8 Закона № 426-ФЗ). В противном случае предприятие нарушит установленные трудовым законодательством требования, что чревато административной ответственностью.

    Кому необходимо проводить СОУТ

    Проведение СОУТ является прямой обязанностью, без исключений, всех работодателей, а также лиц занимающихся индивидуальным предпринимательством, принявших сотрудников на работу.

    Поскольку предприниматели, не имеющие наемного персонала, не считаются работодателями, то проведение ими спец оценки не требуется. Однако после появления в штате хотя бы одного сотрудника предпринимателю необходимо организовать спец оценку созданного рабочего места. Физическим лицам без статуса ИП, которые наняли работников, необходимости в проведении спецоценки нет.

    Требования к специализированным оценщикам труда

    Организации, которые проводят СОУТ, должны удовлетворять следующим условиям:

    - в их уставных документах осуществление СОУТ должно быть указано в качестве главного вида деятельности;

    - они должны быть независимыми по отношению к работодателям;

    - они должны быть аккредитованы в порядке, который установлен приказом Минздравсоцразвития РФ № 205н от 1 апреля г. Перечень аккредитованных оценщиков труда опубликован на официальном веб-сайте Минтруда РФ;

    - они должны иметь в штате как минимум пять экспертов, которые работают по трудовому договору и имеют сертификат эксперта на право осуществления работ по СОУТ, в том числе как минимум одного эксперта, у которого имеется высшее образование по одной из нижеследующих специальностей: врач по лабораторным санитарно-гигиеническим исследованиям;врач по трудовой гигиене;врач по общей гигиене.

    - в них должны иметься испытательные лаборатории, получившие аккредитацию в национальном органе РФ по аккредитации в установленном российским законодательством порядке, и сферой аккредитации которых является осуществление испытаний (исследований) и замеров причиняющих вред и (или) создающих опасность факторов трудового процесса и производственной среды.

    Допуск организаций к деятельности по осуществлению СОУТ, их регистрация в реестре организаций, которые осуществляют СОУТ, приостановка и прекращение деятельности по осуществлению СОУТ проводятся в соответствии с установленным российским правительством порядком.

    Комиссия по осуществлению спецоценки

    Статьей 9 Закона № 426-ФЗ от 28 декабря года установлено, что для организации и осуществления СОУТ работодателю необходимо создать комиссию, причем число ее членов должно быть нечетным. Кроме того, работодателю необходимо утвердить график осуществления СОУТ. Состав и порядок работы комиссии утверждаются приказом работодателя. Председателем комиссии может быть назначен непосредственно сам работодатель, либо его законный представитель.

    Комиссия по проведению СОУТ, как правило, состоит из следующих участников:

    - представители работодателя (начальники структурных подразделений, специалисты по кадрам, медицинский персонал);

    - специалисты по охране труда;

    - члены выборного органа профсоюзной первичной организации.

    Комиссия выполняет свои полномочия под председательством либо самого работодателя, либо его представителя. Она устанавливает список рабочих мест и определяет критерии оценки труда, которые будут использоваться при проведении СОУТ, указывая аналогичные рабочие места (согласно пунктам 5–7 статьи 9 Закона № 426-ФЗ от 28 декабря года).

    Выявление аналогичных рабочих мест

    К аналогичным относят рабочие места, обладающие одновременно следующими признаками:

    - выполнение одинаковых трудовых обязанностей при осуществлении однотипных технологических процессов в одинаковом режиме работы;

    - должности или профессии одного наименования;

    - применение однотипных инструментов, материалов, сырья, приспособлений и производственного оборудования;

    - выполнение трудовых обязанностей в одном или нескольких помещениях одного типа;

    - применение однотипных систем кондиционирования воздуха, вентиляции, освещения и отопления;

    - одинаковая обеспеченность работников предприятия средствами индивидуальной защиты;

    - одинаковое расположение объектов (транспортных средств, производственного оборудования и т. п.) на рабочем месте.

    Выявление аналогичных рабочих мест позволяет проводить специальную оценку условий труда в отношении лишь 20% от общего количества рабочих мест, но не меньше двух. В дальнейшем возможно применение полученных результатов ко всем установленным аналогичным рабочим местам. На них заполняют одну карту СОУТ и разрабатывают единый список мероприятий по улучшению охраны труда и трудовых условий для работников. Если во время проведении СОУТ выявляется хотя бы одно рабочее место, не соответствующее признакам аналогичности, из списка рабочих мест, которые ранее были признаны аналогичными, то спецоценка проводится на всех без исключения рабочих местах, которые ранее были признаны аналогичными.

    Порядок осуществления СОУТ

    В соответствии со статьей 8 принятого 28 декабря года Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда проводится согласно методике утвержденной приказом Минтруда РФ № 33н, который был издан 24 января года. Периодичность осуществления СОУТ составляет не реже 1 раза в 5 лет, если Российским законодательством не установлено иное. Этот срок отсчитывается со дня утверждения отчета об осуществлении СОУТ. Список нормативных документов, содержащих требования к рабочим местам, и показатели, измеряемые при проведении спецоценки, указаны в таблице законов по СОУТ. Для некоторых рабочих мест предусмотрен особый порядок проведения СОУТ. Список этих самых мест  утвержден в законодательстве, постановление Российского правительства № 290 от 14 апреля года. Порядок проведения СОУТ утвержден Минтрудом РФ в году. Итоги проведенных измерений (испытаний, исследований) оформляются протоколами для каждого из причиняющих вред и (или) создающих опасность производственных факторов, подвергнутых таким операциям. По итогам таких измерений (исследований) условия труда относятся экспертами к соответствующим классам (подклассам). Требуется ли проведение СОУТ в том случае, если в организации на 1 января года выполнена аттестация рабочих мест? Обычно это не нужно. В том случае, если в организации до этой даты была выполнена аттестация рабочих мест, то тогда специальную оценку условий труда в отношении этих рабочих мест выполнять не требуется в течение пятилетнего периода со дня окончания данной аттестации. Итоги этой аттестации могут быть использованы для целей СОУТ. То есть если плановая аттестация была проведена в организации, например, в году, то в следующий раз условия труда надо будет оценивать по новым правилам лишь в 2018 году. Исключение предусмотрено для тех случаев, когда у работодателя возникает необходимость в осуществлении внеплановой оценки.

    Поэтапная спецоценка условий труда

    Применительно к некоторым рабочим местам специальная оценка может осуществляться поэтапно. Это касается рабочих мест работников, чьи специальности, должности и профессии не входят в списки, учитывающиеся при назначении досрочной пенсии по старости, а также тех рабочих мест, на которых условия производственной деятельности не признаны причиняющими вред или создающими опасность.

    Согласно части 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ, завершение поэтапной спецоценки необходимо обеспечить до конца 2018 года. Поэтапность означает осуществление спецоценки применительно не ко всем рабочим местам одновременно, а лишь к их части. Список таких рабочих мест составляет комиссия.

    Внеплановая СОУТ

    Статьей 17 Закона № 426-ФЗ установлено, что осуществление внеплановой спецоценки условий труда требуется в следующих случаях:

    - получение предписания госинспектора труда об осуществлении внеплановой оценки в связи с обнаруженными трудовой инспекцией в ходе проверки нарушениями;

    - изменение состава используемых материалов и (или) сырья, которые могут изменить степень воздействия на работников наносящих вред и (или) представляющих опасность производственных факторов;

    - ввод в строй новых рабочих мест;

    - обновление производственного оборудования и модификация технологического процесса, которые способны изменить уровень влияния на работников, причиняющих вред и (или) создающих опасные условия производственных факторов;

    - смена используемых приспособлений коллективной и индивидуальной защиты, способных изменить степень влияния на работников производственных факторов, которые причиняют вред и (или) создают опасность;

    Источники: www.regberry.ru, base.garant.ru, www.kdelo.ru

    Категория: Молодому руководителю | Добавил: kapokatya (03.02.2016)
    Просмотров: 1090 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск