Образец приказа об установлении доплаты за вредность - Молодому руководителю - Шаблоны примеры - mirshablonov.my1.ru
Вторник, 28.02.2017, 17:26
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [100]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [147]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [47]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 188
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Молодому руководителю

Образец приказа об установлении доплаты за вредность

Какую доплату за вредные условия труда должен выплачивать работодатель, если по условию коллективного договора она выше, чем по результатам аттестации?

Вопрос

Машинисту по стирке белья за вредные условия труда на основании коллективного договора была установлена доплата в размере 12%. Дополнительный отпуск 7 календарных дней. После аттестации размер повышения оплаты труда отсутствует, дополнительный оплачиваемый отпуск отсутствует. С 1 июля года работники этих должностей уходят в отпуск. После аттестации рабочих мест шеф-повару, размер повышения оплаты труда установлен 8 % от должностного оклада. До аттестации рабочих мест на основании коллективного договора оплата была 12%. Как правильно поступить в данных ситуациях.

Ответ

Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно, используя список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22.

Кроме того можно использовать приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля г. № 302н, которым утверждены:

- перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования);

- перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования) работников.

При этом для выявления вредных условий труда на конкретном рабочем месте и установления компенсаций сотрудникам, работающим на таких местах, работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

- сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю и не более 8 часов в смену (при 36-часовой работе в неделю);

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

- оплата труда в повышенном размере.

Это следует из части 1 статьи 92, части 2 статьи 94, статьи 146, части 2 статьи 117, части 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ и пункта 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

При этом необходимо учитывать, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации сотрудникам не устанавливаются. Об этом сказано в разъяснении Минтруда России от 13 февраля г. информации Минтруда России от 1 октября г. письмах Минздравсоцразвития России от 24 марта г. № 22-4-881, от 9 апреля 2009 г. № 22-2-15/4.

Продолжительность дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда должна составлять не менее семи календарных дней ( постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 ).

Конкретную продолжительность дополнительного отпуска и порядок его предоставления в зависимости от конкретных условий труда должно установить Минздравсоцразвития России, но это до сих пор не сделано. Длительность дополнительного отпуска в зависимости от условий труда, а также порядок его предоставления работодатель устанавливает самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест, и закрепляет во внутренних документах организации (коллективном договоре, Положении об отпусках и т. п.). То есть Вы вправе самостоятельно установить разным категориям сотрудников, занятым на вредных работах, дополнительные отпуска различной продолжительности (но не менее семи дней). Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только за время, фактически отработанное во вредных и (или) опасных условиях.

Сотрудники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, имеют право получать зарплату в повышенном размере. При этом организация вправе самостоятельно установить таким сотрудникам повышенные ставки (тарифы, оклады) по результатам аттестации. Об этом говорится в статье 146. части 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ.

Повышение оплаты труда таких сотрудников должно производиться по результатам аттестации рабочих мест и в размере не менее 4 процентов ставки (тарифа, оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда ( ч. 2 ст. 147 ТК РФ. п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 ).

Конкретные размеры повышенной зарплаты необходимо зафиксировать во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах с учетом мнения профсоюза (при его наличии в организации) ( ч. 3 ст. 147 ТК РФ ).

В рассматриваемой ситуации по результатам аттестации

- в первом случае отменены компенсации за работу во вредных условиях. Это возможно лишь в случае, если по результатам аттестации на рабочем месте Работника вредные и опасные условия труда не выявлены ( разъяснение Минтруда России от 13 февраля г. ).

В части предоставления дополнительного отпуска :

В данном случае все будет зависеть от того, как в коллективном договоре прописано право на доп. отпуск указанных работников. Если связь установлена только с должностью, то предоставить такой отпуск будет необходимо полной продолжительности.

Если в коллективном договоре сказано, что за работу во вредных условиях труда установлен доп. отпуск таким категориям, то в связи с отсутствием вредных условий на рабочем месте работника у него не будет стажа, дающего права на дополнительный отпуск, с момента установления отсутствия вредности на рабочем месте ( с даты завершения аттестации рабочих мест). При этом весь стаж, заработанный до установления отсутствия вредности на рабочем месте необходимо учесть и предоставить работнику доп. отпуск за вредность пропорциональной продолжительности ( за период работы во вредных условиях труда до даты установления факта отсутствия вредности на рабочем месте).

В части доплаты - она должна быть сохранена до внесения изменений в коллективный договор и трудовой договор работника. Результат аттестации в данном случае -это только основание для таких изменений.

- во втором случае уменьшен размер повышенной оплаты труда.

Работодатель вправе локальными нормативными актами улучшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. То есть по желанию Работодатель может устанавливать более высокую компенсацию по сравнению с результатами аттестации. Таким образом, до внесения изменений в коллективный договор доплата к заработной плате должна соответствовать установленной в коллективном договоре.

Обратите внимание, поскольку характеристика условий труда, размер оплаты, продолжительность рабочего времени и отпуска являются условиями трудового договора, приведение условий труда к нормальным (оптимальными или допустимым) требует заключения дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора ( ст. 72 ТК РФ ).

Если сотрудник отказывается от заключения дополнительного соглашения, уменьшающего, отменяющего компенсации, работодатель вправе выступить с инициативой одностороннего изменения указанных условий, предупредив сотрудника не менее чем за два месяца, поскольку их отмена вызвана объективным изменением организационных и технологических условий труда, что подтверждают материалы аттестации ( ст. 74 ТК РФ ). Если сотрудник не согласится с изменением и в этом случае и его нельзя перевести на другую работу, работодатель по истечении двух месяцев вправе расторгнуть с ним трудовой договор ( п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ ).

Подробности в материалах Системы:

Ответ: Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда

Вредные условия труда

Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

Сориентироваться, какие работы являются вредными, можно, используя список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22.

Кроме того можно использовать приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля г. № 302н, которым утверждены:

перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования);

перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования) работников.

При этом для выявления вредных условий труда на конкретном рабочем месте и установления компенсаций сотрудникам, работающим на таких местах, работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.

Виды компенсаций

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю и не более 8 часов в смену (при 36-часовой работе в неделю);

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее семи календарных дней;

оплата труда в повышенном размере.

Это следует из части 1 статьи 92, части 2 статьи 94, статьи 146, части 2 статьи 117, части 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ и пункта 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

Установление компенсаций

Конкретный порядок установления продолжительности сокращенного рабочего времени, дополнительного отпуска и величину доплат в зависимости от класса и условий труда должен установить Минтруд России (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870). В настоящее время такой документ отсутствует.

До принятия соответствующего нормативного документа работодатель обязан установить указанные компенсации самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и закрепить их в локальных нормативных актах. Для ориентира при установлении компенсаций можно использовать список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 (если установленные им размеры компенсаций больше компенсаций, определенных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870), инструкцию о порядке применения списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78. Также можно использовать отраслевые документы, приведенные в письме Минтруда России от 30 июня 1992 г. № 1358-ВК (с учетом минимальных компенсаций, установленных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870). Все указанные документы следует применять в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 423 ТК РФ). Такие пояснения дает Минтруд России в разъяснении от 13 февраля г. информации от 1 октября г. и подтверждает Верховный суд РФ в решении от 14 января г. № АКПИ12-1570.

При этом если по результатам аттестации рабочие места признаны опасными или вредными, то компенсации установите вне зависимости от того, входят данные виды работ в списки вредных профессий или нет (определение Конституционного суда РФ от 7 февраля г. № 135-О).

Оплата труда

Сотрудники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, имеют право получать зарплату в повышенном размере. При этом организация вправе самостоятельно установить таким сотрудникам повышенные ставки (тарифы, оклады). Об этом говорится в статье 146, части 3 статьи 147 Трудового кодекса РФ.

При установлении повышенных ставок (тарифов, окладов) организация обязана руководствоваться следующими правилами.

1. Зарплата сотрудников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, должна превышать зарплату по установленным ставкам (тарифам, окладам) для сотрудников, трудящихся в нормальных условиях (ч. 1 ст. 147 ТК РФ). При этом ее верхний предел законодательством не ограничен, а на нижний, напротив, наложено ограничение.

Повышение оплаты труда таких сотрудников должно производиться по результатам аттестации рабочих мест и в размере не менее 4 процентов ставки (тарифа, оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ, п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870).

Кроме того, в зависимости от класса условий труда Минтруд России должен установить:

минимальный размер повышения оплаты труда;

сокращенную продолжительность рабочего времени;

минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

условия предоставления указанных компенсаций.

Об этом сказано в пункте 2 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870.

До тех пор пока соответствующий документ Минтруд России не разработал, нужно руководствоваться (в части, не противоречащей действующему законодательству):

постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 г. № 1115;

постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78.

При этом в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации сотрудникам не устанавливаются.

Об этом сказано в разъяснении Минтруда России от 13 февраля г. информации Минтруда России от 1 октября г. письмах Минздравсоцразвития России от 24 марта г. № 22-4-881, от 9 апреля 2009 г. № 22-2-15/4.

2. Конкретные размеры повышенной зарплаты зафиксируйте во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах с учетом мнения профсоюза (при его наличии в организации) (ч. 3 ст. 147 ТК РФ).

Дополнительно к повышенной зарплате указанным сотрудникам могут устанавливаться компенсации (абз. 13 ч. 1 ст. 219 ТК РФ). Размеры и условия предоставления таких компенсаций должны устанавливаться в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2 ст. 219 ТК РФ).

Повышенную зарплату и дополнительные компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда работодатель вправе установить самостоятельно во внутренних документах организации, трудовых (коллективных) договорах (ч. 3 ст. 219 ТК РФ). При этом вредность и (или) опасность условий труда должна быть подтверждена результатами аттестации рабочих мест (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т. п.).

Пример расчета зарплаты сотрудника, работающего во вредных (опасных) условиях

Оклад электросварщика, работающего в организации, составляет 10 000 руб.

Работа электросварщика в помещениях признается вредной для здоровья. Вредный характер условий труда сотрудника подтвержден аттестацией рабочих мест. Степень вредности факторов производственной среды и тяжести работ равна 6 баллам, что соответствует 12-процентному размеру доплат к окладу ( п. 1.6 постановления от 3 октября 1986 г. Госкомтруда СССР № 387 и Секретариата ВЦСПС № 22-78 ).

Однако коллективным договором организации предусмотрено, что оклады сотрудников, занятых на вредных и опасных работах, увеличиваются на 30 процентов. Поэтому электросварщику, который работает в помещениях, ежемесячно должны начислять:

10 000 руб. + 10 000 руб. ×30% = 13 000 руб.

Как внести изменения в трудовой договор сотрудника, если по результатам аттестации на его рабочем месте вредные и опасные условия труда не выявлены

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя ( ст. 212 ТК РФ ).

Работодатель обязан в том числе обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. По ее результатам определяется работа сотрудника в опасных и вредных условиях труда, а также решается вопрос об установлении компенсаций ( п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 ).

Исходя из изложенного в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации, компенсации за вредные условия труда сотрудникам не устанавливаются, а ранее установленные подлежат отмене ( разъяснение Минтруда России от 13 февраля г. ).

Поскольку характеристика условий труда, размер оплаты, продолжительность рабочего времени и отпуска являются условиями трудового договора, приведение условий труда к нормальным (оптимальными или допустимым) требует заключения дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора ( ст. 72 ТК РФ ).

Если сотрудник отказывается от заключения дополнительного соглашения, отменяющего компенсации, работодатель вправе выступить с инициативой одностороннего изменения указанных условий, предупредив сотрудника не менее чем за два месяца, поскольку их отмена вызвана объективным изменением организационных и технологических условий труда, что подтверждают материалы аттестации ( ст. 74 ТК РФ ). Если сотрудник не согласится с изменением и в этом случае и его нельзя перевести на другую работу, работодатель по истечении двух месяцев вправе расторгнуть с ним трудовой договор ( п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ ).

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Ситуация: Как рассчитать продолжительность дополнительного отпуска за вредные и опасные условия труда

Особый порядок расчета продолжительности отпуска предусмотрен для дополнительных отпусков за вредные и опасные условия труда, подтвержденные аттестацией рабочих мест.* Согласно постановлению Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 продолжительность таких отпусков не должна быть менее семи календарных дней.

Конкретную продолжительность дополнительного отпуска и порядок его предоставления в зависимости от конкретных условий труда должно установить Минздравсоцразвития России ( постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 ). Однако в настоящее время документ, который бы устанавливал такой порядок, отсутствует. Поэтому до принятия соответствующего нормативного документа организация может оценить вредность и опасность условий труда (для целей установления сотрудникам дополнительного отпуска) самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест. Длительность дополнительного отпуска в зависимости от условий труда, а также порядок его предоставления пропишите во внутренних документах организации (коллективном договоре, Положении об отпусках и т. п.). То есть организация вправе самостоятельно установить разным категориям сотрудников, занятым на вредных работах, дополнительные отпуска различной продолжительности ( ст. 116 ТК РФ ).

При составлении внутренних документов организация может руководствоваться положениями:

- списка производств с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. № 298/П-22 .

Указанные документы можно по-прежнему использовать в части, не противоречащей действующему трудовому законодательству, закрепив их отдельные положения в своем локальном акте. Такие разъяснения дает Минтруд России в разъяснении от 13 февраля г.. информации от 1 октября г.. Роструд в письме от 19 июня г. № ПГ/4463-6-1. Правомерность использования списков подтверждает и Верховный суд РФ в решении от 14 января г. № АКПИ12-1570 .

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только за время, фактически отработанное во вредных и (или) опасных условиях ( ст. 121 ТК РФ ). Учитывая это, продолжительность такого отпуска рассчитывайте пропорционально фактически отработанному времени:

Продолжительность дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда

Можно ли устанавливать надбавки и премии приказом, а не штатным расписанием?

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! Уважаемые форумчане, перед созданием тем, пользуйтесь, пожалуйста, поиском. На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы . Наш с Вами форум - для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. "Давайте жить дружно!"(с).

Пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы - это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др.

Доплата за вредные условия труда

Согласно Информации Минтруда России от 01.10. работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, должны выплачиваться компенсации не ниже размеров, установленных в п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (далее - Постановление N 870).

Особенности оплаты труда на вредных и опасных производствах

В частности, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда. устанавливается оплата труда, повышенная не менее чем на 4% по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для аналогичных видов работ с нормальными условиями труда.

Установить минимальный размер повышения оплаты по каждому классу условий труда должно Минздравсоцразвития России (п. 2 Постановления N 870). Но до сих пор этого не сделано. Поэтому до принятия соответствующих документов размер доплат можно рассчитывать на основании Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 (далее - Типовое положение). Об этом говорится в Информации Минтруда России от 01.10.. Косвенно такой вывод можно сделать также из Определения Верховного Суда РФ от 01.11. N АПЛ12-651.

В Письме Роструда от 19.06. N ПГ/4463-6-1 уточняется, что нормативные акты бывшего СССР могут применяться, если их положения включены в коллективный или трудовые договоры с работниками.

Примечание. Нормативные акты для установления дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня

Для назначения других компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 1 Постановления N 870), можно использовать (Информация Минтруда России от 01.10.):
  • Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22;
  • Инструкцию о порядке применения Списка, утвержденную Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20.
  • Доплата за вредность - только по результатам аттестации

    Согласно п. 1 Постановления N 870 повышенная оплата труда работникам. работающим во вредных, опасных и особых условиях труда и занятым на тяжелых работах, производится по результатам аттестации рабочих мест. В настоящее время она проводится на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04. N 342н (далее - Порядок проведения аттестации).

    Заметим, что аттестацию должны проводить все работодатели. Каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет (п. 8 Порядка проведения аттестации). О результатах аттестации нужно сообщить в трудовую инспекцию (п. 45 Порядка проведения аттестации).

    В ходе аттестации оцениваются условия труда на рабочих местах в целях выявления вредных или опасных производственных факторов (п. 2 Порядка проведения аттестации). В зависимости от фактического состояния условий труда на рабочем месте и устанавливаются размеры доплат (п. 1.6 Типового положения).

    Выясняем фактическое состояние условий труда

    Согласно ч. 2 ст. 209 ТК РФ условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Поэтому нам потребуется определить степень:

  • вредности факторов производственной среды;
  • тяжести выполняемых работ.
  • Степень устанавливается на основании критериев, приведенных в Руководстве Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утвержденном Роспотребнадзором 29.07.2005 (далее - Руководство).

    Определяем вредные факторы производственной среды

    Условия работы должны соответствовать гигиеническим нормативам (п. 1.4 Руководства).

    Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) - уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья (разд. 3 Руководства).

    Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений (п. 16 Порядка проведения аттестации).

    Степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от гигиенических нормативов оценивается на основании гигиенических критериев (п. 4.1 Руководства). Они установлены в разд. 5 Руководства.

    Примечание. Вредный фактор может вызывать профзаболевание или другое нарушение состояния здоровья. А опасный фактор - резкое ухудшение здоровья, травму и даже смерть (разд. 3 Руководства).

    Перечень вредных факторов, которые могут быть выявлены в результате измерений, приведен в разд. 3 и таблице 19 к Руководству, а также в строке 030 "Оценка условий труда"карты аттестации (Приложение N 2 к Порядку проведения аттестации). Показатели тяжести работ приведены в таблицах 17 и 18 к Руководству.

    Как рассчитать размер доплаты

    В отсутствие современных нормативных актов, устанавливающих порядок определения размера доплат, вы можете воспользоваться порядком, приведенным ниже. Но вы также вправе применять п. 1 Постановления N 870, просто увеличив на 4% (или более, если это предусмотрено коллективным договором) оклады работников.

    Определяем класс условий труда

    В результате сопоставления результатов измерений с гигиеническими нормативами определяется класс условий труда и степень вредности как для каждого вредного производственного фактора, так и для рабочего места в целом.

    Классы условий труда . В зависимости от воздействия вредных факторов и тяжести работ определяется класс условий труда. Классы приведены в таблицах 1 - 18 к Руководству.

    Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда подразделяются на четыре класса (п. 4.2 Руководства):

  • оптимальный (1-й класс);
  • допустимый (2-й класс);
  • вредный (3-й класс);
  • опасный (экстремальный) (4-й класс).
  • Примечание. Безопасными условиями труда считаются условия, относящиеся к 1-му (оптимальному) или 2-му (допустимому) классу, поэтому доплат работающим в таких условиях не положено (п. 4.5 Руководства по оценке профессионального риска для здоровья работников (Р 2.2.1766-03), утвержденного 24.06.2003).

    Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) . Работа в экстремальных условиях запрещена, за исключением случаев ликвидации аварий, экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций (п. 1.7 Руководства). Когда условия труда на рабочем месте отнесены к 4-му классу, необходимо срочно разработать комплекс мер, снижающих уровень воздействия опасных факторов либо уменьшающих время их воздействия.

    Классификация вредных условий труда (3-й класс) . Вредные условия труда (3-й класс) по величине превышения гигиенических нормативов и изменений в организме работника разделены на четыре степени вредности (классы 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4) (п. 4.2 Руководства).

    Вредные условия труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса разделены на две степени вредности - классы 3.1 и 3.2 (таблицы 17 и 18 Руководства).

    Переводим степени в баллы

    Каждая степень вредности и напряженности труда оценивается определенным количеством баллов, по которым определяется размер доплат за условия труда (п. 1.3 Типового положения). Как определить количество баллов, в Руководстве не сказано. Поэтому обратимся к Приложению N 2 к Типовому положению. Классу 3 условий труда соответствует следующее количество баллов (табл. 1).

    Таблица 1

    Баллы, соответствующие 3-му классу условий труда

    Налоги и Право

    повышение юридических знаний

    Отмена вредных надбавок в компании

    В компании долгое время действовали надбавки «за вредность». Однако впоследствии руководство приняло решение об отмене таких надбавок на том основании, что не была проведена аттестация рабочих мест. Насколько законно такое решение руководства компании?

    Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами для иных сотрудников. Такие выплаты регулируются статьей 147 ТК РФ. Вместе с тем, доплаты за «вредность» могут устанавливаться только с момента проведения аттестации рабочих мест на основании приказа руководителя. Вместе  с тем, проведение аттестации входит в обязанности работодателя.

    Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами для иных сотрудников. Такие выплаты регулируются статьей 147 ТК РФ.

    В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором. Только в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.

    Согласно статьям 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в таких условиях предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (далее - Постановление N 870) и составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

    При этом отмена доплаты за работу с вредными условиями труда противоречит требованиям статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Такой вывод сделан в Решении Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05. по делу N А26-3256/.

    Согласно законодательству основанием для предоставления работникам льгот, связанных с вредными и(или) опасными и иными особыми условиями труда, является установление факта наличия таких условий путем проведения аттестации рабочего места.

    И если аттестация не проводилась, то суд может признать установление компенсационных выплат неправомерным. В качестве примера можно назвать Определение Пермского краевого суда от 12.09. по делу N 33-8128/. Суд основывался на том, что аттестация рабочего места истца не производилась, в связи с чем не имеется оснований для усыновления каких-либо льгот связанных именно с этим обстоятельством.

    В Апелляционном определении Верховного суда Республики Бурятия от 01.08. по делу N 33-1814 суд удовлетворил иск в части обязания произвести перерасчет заработной платы, взыскания компенсации морального вреда. Из представленных документов следует, что аттестация рабочих мест установила вредные факторы условий труда истиц, поэтому имеется право на получение компенсационных выплат, однако такое право у них возникло с момента издания командиром части приказов. Суд установил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются в целях: включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда. Право на получение компенсационных доплат у истиц возникло только после того, как на их рабочих местах были установлены вредные условия труда, и результаты аттестации рабочих мест были утверждены приказом.

    Таким образом, доплаты за «вредность» могут осуществляться только при осуществлении аттестации.

    Вместе с тем, работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, абз. 1 п. 6 Порядка проведения аттестации).

    Основным документом, регулирующим, трудовые отношения между работником и работодателем в соответствии со статьей 9 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) является трудовой договор. Обязательным документом, регулирующим, оплату труда на предприятии в Российской Федерации является штатное расписание.

    До года штатное расписание являлось унифицированной формой рекомендуемой для применения Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»(далее - Постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1). С выходом нового Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»унифицированные формы документации теперь необязательны для применения в организации более того, статьями 7, 9 оговорено, что руководителем организации определяется состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни организации. Так все же, если руководитель может утвердить форму штатного расписания или иной документ регламентирующий оплату труда в организации, что этот документ обязан в себе содержать.

    Обращая взгляд на аудиторские компании или государственные ревизионные отделы, профессиональное суждение которых в том числе основано на судебной практике, можно выделить некоторые особенности в составлении и применении штатного расписания.

    Штатное расписание представляет собой численный состав организации, который в свою очередь делится на структуру (подразделения) в которой могут соседствовать как химико-аналитический отдел, так и столовая, аппарат управления, хозяйственное подразделение. На каждое структурное подразделение назначен определенный штат (численность) работников необходимый для осуществления эффективной работы данного подразделения в составе организации. Каждой штатной единице соответствует определенная должность, если организация является не государственной, то желательно по максимуму регламентировать требования к каждой должности. В этом случае помощником может стать давно созданная структура должностей определенная квалификационными справочниками, чтобы избежать судебных тяжб при отказе от приема на работу или при увольнении при несоответствии занимаемой должности, в этих справочниках ясно и точно описаны должностные инструкции и требования к каждой описанной в этих справочниках должности.

    В штатном расписании так же, содержится оплата труда по каждой должности. Оплата труда в государственных учреждениях существенно отличается от оплаты труда в негосударственных организациях.

    В государственных учреждениях оплата труда строго регламентирована такими законодательными и нормативными документами, как: Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а так же гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», Приказами Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях», от 29.12.2007 № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях»и список приказов главных распорядителей средств федерального бюджета отдельно по учреждениям, подведомственным им, которыми устанавливаются должностные оклады в соответствии к отнесению определенной должности к квалификационному уровню и профессиональной квалификационной группе. Ввиду вышеперечисленных нормативных документов в штатном расписании обязательно должны содержаться выплаты должностного оклада, компенсационного характера, стимулирующего характера. Данные выплаты являются постоянными и следственно должны содержаться в штатном расписании, условия предоставления данных выплат устанавливаются в коллективном договоре, соглашении, в локальном нормативном акте на основании которых, данные компенсационные или стимулирующие выплаты назначаются непосредственно работникам, занимающим определенную должность.

    В негосударственных организациях оплата труда регламентируется Законодательными и нормативными документами и локальными нормативными актами, в соответствии с которыми работодатель может установить любые повышающие, стимулирующие, компенсационные или любые другие выплаты, не противоречащие законодательству Российской Федерации. При этом структура штатного расписания не претерпит особых изменений.

    К законодательным и нормативным документам можно отнести Трудовой Кодекс Российской Федерации, по нормам которого обязаны быть выстроены трудовые отношения и оплата труда в правоотношениях между работодателем и работником, Постановления Правительства РФ «О районных коэффициентах и надбавках»иные законодательные и нормативные документы.

    Локальными нормативными документами, определяющими, оплату труда являются: коллективный договор, положение по оплате труда, положение о стимулирующих выплатах, положение о премировании, положение о компенсационных выплатах и другие документы устанавливающие доплаты. В локальных нормативных актах работодатель имеет право определить все те доплаты, которые по мимо должностного оклада устанавливаются к определенным должностям.

    Как же, отнести в штатное расписание все составляющие оплаты труда по должности. Для каждого рода доплаты обязан быть законодательный, нормативный документ или локальный нормативный акт.

    Для того чтобы отразить стимулирующую, компенсационную или другую выплату в штатном расписании требуется выполнить следующие условия:

    Основанием для стимулирующей, компенсационной или другой выплаты должен служить законодательный, нормативный документ или локальный акт;

    Издание соответствующего приказа об, установлении выплаты либо по должности, либо персонально по работнику;

    Издание приказа о внесении изменений в штатное расписание;

    Издание и утверждение штатного расписания директором организации.

    Пример №1. По результатам аттестации рабочего места ведущего агрохимика, рабочему месту согласно карте аттестации присвоен 3 класс вредности и доплата за вредность 4% от должностного оклада. В коллективном договоре по результатам аттестации рабочих мест приложением № 1 установлены компенсационные выплаты по должностям. В соответствии с приложением № 1 к коллективному договору директор организации подписывает приказ о назначении ведущему агрохимику Иванову И.И. компенсационной выплаты в размере 4% от должностного оклада. После издается приказ о внесении изменений в штатное расписание. Вследствие чего, вносится изменение в штатное расписание в графе компенсационные выплаты за вредность в соответствующем подразделении по должности ведущий агрохимик, которую занимает Иванов И.И. ставится расчетная сумма выплаты, произведенная путем умножения должностного оклада на 4%.

    Пример №2. В соответствии с положением по оплате труда директор организации имеет право установить стимулирующую выплату за интенсивность труда. Так, приказом директор организации устанавливает доплату за интенсивность труда ведущему агрохимику Иванову И.И. в размере 150 % от должностного оклада с 01.01. г. После издается приказ о внесении изменений в штатное расписание. Вследствие чего вносится изменение в штатное расписание при условии того, что эта выплата носит постоянный характер в графе стимулирующие выплаты в соответствующем подразделении по должности ведущий агрохимик, которую занимает Иванов И.И. ставиться расчетная сумма выплаты, произведенная путем умножения должностного оклада на 150%.

    Нарушения, которые чаще всего встречаются при проверке штатного расписания в государственных учреждениях:

    Наименование должности работников не соответствуют наименованию должности по классификатору должностей в данном учреждении, что затрудняет определение должностных инструкций и требований к должности;

    В штатном расписании отсутствуют сведения о постоянных выплатах компенсационного характера и стимулирующего характера, что приводит к ошибкам при исчислении оплаты труда и при установлении новых доплат работникам;

    Штатная численность единиц не соответствует построчному количеству штатных единиц, что приводит к нарушениям в предоставляемой отчетности в налоговые органы и главным распорядителям средств федерального бюджета;

    Неверно указан месячный фонд оплаты труда учреждения, что приводит к неверному составлению плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения и в итоге неправильно составленной финансовой отчетности.

    При проверке штанных расписаний в негосударственных организациях нарушения носят такой же характер, как и в государственных учреждениях, что приводит к тем же последствиям.

    Для того, чтобы избежать неточностей в составлении штатного расписания и вытекающих из этого последствий следует утверждать форму штатного расписания и указаний к применению данной формы в приложении к учетной политике, с внесениями соответствующих изменений в локальные нормативные акты.

    Перейти к обсуждению работы

    Источники: www.kdelo.ru, www.kadrovik-praktik.ru, www.mosbuhuslugi.ru, lawedication.ru, www.scienceforum.ru

    Категория: Молодому руководителю | Добавил: kapokatya (04.02.2016)
    Просмотров: 6527 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск