Характеристика с места работы. Образец характеристики с места работы
Содержание
Характеристика с места работы - это документ, который содержит в себе оценку профессиональной деятельности работника, его деловых и личных качеств.
Характеристика с места работы выдается для предоставления в другие организации - в банк для получения кредита, в военкомат, суд, налоговую и др. либо для использования внутри компании - при переводе работника на другую должность, в другой отдел, для определения его соответствия занимаемой должности, при наложении штрафных санкций либо поощрении и т.п.
Как написать характеристику с места работы
Характеристика пишется от третьего лица настоящего или прошедшего времени (например, работает или работал, выполняет либо выполнял и т.п.).
Бланк характеристики с места работы содержит следующую информацию:
наименование документа
анкетные данные работника (ФИО, год рождения, образование)
сведения о трудовой деятельности (период работы в данной организации, занимаемые должности, функциональные обязанности)
оценка профессиональной деятельности (достижения в работе, награды, поощрения или взыскания, которые применялись в период работы)
оценка деловых и личных качеств сотрудника (взаимоотношение с коллегами, поведение в стрессовых ситуациях, способность организовывать рабочий процесс, качественно и в установленные сроки выполнять задания и поручения, способность принимать решения в нестандартных ситуациях, брать на себя ответственность и т.п.)
информация о дополнительном образовании, курсах повышения квалификации
для какой цели и куда выдается характеристика с места работы (при предоставлении в другие организации)
подписи уполномоченных лиц организации, которая выдает характеристику, печать
дата составления документа.
Оформляется характеристика с места работы на фирменном бланке организации.
Примеры заполнения характеристики на сотрудника с места работы в различных случаях
Документ, который официально предоставляется администрацией организации сотруднику, отработавшему не менее 6 месяцев, для предоставления в другие организации или органы называется характеристикой с места работы.
В нем содержится объективная информация о деловых и личных качествах, проявленных в рабочий период. Это своего рода словесное описание сотрудника руководством.
Для чего нужен этот документ
Перед тем, как написать характеристику на наемного рабочего, следует выяснить у него, для чего она понадобилась. Этим в значительной степени определяется ее структура и содержание.
Такой документ может потребоваться для предоставления в полицию (для возврата водительских прав, к примеру) или другие органы - в суд, в банк для получения кредита. В таких случаях характеристика должна содержать оценку только личностных качеств сотрудника. Как правило, в таком документе указываются качества, подтверждающие исключительность конкретного случая в жизнедеятельности работника.
Если характеристика нужна для смены места работы . то кроме личных качеств (трудолюбие, коммуникабельность), следует описать трудовые достижения сотрудника в вашей организации (занимаемые должности, его отношение к работе, умение брать на себя ответственность).
Важно так же рекомендовать будущему руководству, какую должность может занимать работник. Информация об образовании в характеристике, как правило, не указывается.
Данный документ может выдаваться и по требованию самого сотрудника (при увольнении или переходе на новую работу), и по требованию официальных учреждений (например, для суда, органов исполнительной власти и т. п.).
Виды характеристик
В зависимости от предназначения эти документы бывают двух видов:
внешняя - считается сегодня самым популярным из видов этого документа и составляется по требованию сторонней организации
внутренняя - ее пишут в случае перевода работника в другой отдел, повышения или понижения, наложения дисциплинарного взыскания или поощрения.
Как регламентирует Трудовой кодекс РФ испытательный срок и о всех его нюансах, вы можете прочитать тут .
Требования к документу
Основные требования таковы:
Характеристику с места работы составляют в соответствии со стандартными критериями. Перед ее написанием в обязательном порядке оформляется согласие работника (в письменном виде) на передачу его личных данных третьему лицу (на основании «Закона о защите персональных данных»).
Она не должна содержать оценку личных данных работника, не имеющих непосредственного отношения к его профессиональной деятельности (национальности, религиозных и политических убеждений, жилищных условий и т. д.).
В случае предоставления характеристики в организацию, имеющую стандартную корпоративную форму данного документа, она составляется по этой форме.
Оформляется она в большинстве случаев на фирменных бланках организации. А если ее запрашивают из официальных органов, то должна содержать и ссылку на них.
К тому же в ней должны содержаться такие сведения:
анкетные данные
реквизиты организации, выдавшей документ
дата выдачи
указание уровня квалификации, профессиональных достижений, выполняемых функциональных обязанностей
оценка личностных качеств и взаимоотношений работника с коллективом.
В заключительной части указывается имя организации, по запросу которой выдается характеристика, или пишется фраза, свидетельствующая о ее выдаче с целью предъявления по месту требования.
Пишет характеристику руководитель подразделения или менеджер по персоналу, чья подпись непременно заверяется печатью организации.
Особенности составления характеристики при увольнении
Характеристика с бывшего места работы сотруднику, который уволился или был уволен ранее, требуется, как правило, для предоставления новому работодателю при прохождении собеседования с целью трудоустройства.
Этот вид документа предусматривает акцентирование внимания на оценке деловых качеств работника, уровне профессионализма, соответствии занимаемой должности при выполнении производственных задач . Не помешает также упомянуть о его коммуникативных навыках как члена коллектива, умении представлять интересы компании за ее пределами.
Образец положительной и отрицательной характеристик с бывшего места работы
Зачастую многими сотрудниками в случае увольнения (по незнанию или забывчивости) не запрашивается у работодателя выдача этого документа. Но по закону работник имеет право на протяжении 3 лет с момента увольнения затребовать такую характеристику.
Как пишется характеристика для суда
Важно осознавать необходимость особо ответственного подхода к написанию данного документа, когда он запрашивается судом. А в случае привлечения сотрудника к административной или уголовной ответственности, характеристика с места работы может даже влиять на решение суда. В такой ситуации лучше проконсультироваться с юристом или адвокатом.
Пишется такой документ по внешнему запросу из суда на бланке конкретной организации с обязательным указанием ее полного наименования, почтового адреса и контактных телефонов.
В таком случае у характеристики адресная часть отсутствует: непосредственно под заглавной строкой бланка пишется слово «Характеристика» и указываются анкетные данные сотрудника, на которого она составляется. Затем идет информация о его гражданстве, с какого времени работает (работал) на предприятии, какую должность занимает. Не менее важно указать круг его обязанностей и как он относится к их выполнению, наличие наград за трудовые достижения.
В основной части характеристики дается оценка личным качествам работника и его взаимоотношениям с коллегами (авторитет в коллективе, инициативность, занятие общественной работой).
В конце документа следует указать, что он выдан по судебному запросу. Готовая характеристика подписывается непосредственным руководителем работника, директором компании и заверяется у менеджера по кадровым вопросам.
В некоторых случаях в процессе выполнения судебного производства суду может потребоваться характеристика на ответчика с последнего места работы. Если же гражданин недавно устроился в организацию, характеристика пишется с нескольких мест работ (с последней и предпоследней). Каждый документ составляется по отдельности и подписывается руководителями данных организаций.
Если характеристика пишется в полицию
При написании характеристики в полицию главное внимание уделяется личным свойствам характера человека . Ее составляют на фирменном бланке предприятия, где указаны реквизиты организации, юридический адрес и ее контактные телефоны. Посередине листа пишется слово «Характеристика», с новой строки указываются личные данные сотрудника, включая занимаемую должность.
Составление такого документа начинается с информации о дате зачисления в штат сотрудников или вступления на занимаемую должность.
Такого рода характеристики, как правило, пишутся на работников, у которых произведено изъятие водительского удостоверения (зафиксировано административное правонарушение).
В ней важно убедительно изложить причины, побуждающие органы полиции вернуть сотруднику права (к примеру, необходимость управления автомобилем для выполнения должностных обязанностей). Поэтому следует акцентировать внимание на положительных личностных качествах работника, таких как ответственность, исполнительность и прилежание. Подписывается документ руководителем и заверяется печатью компании.
Пример документа для предоставления полиции
Особенности написания отрицательной характеристики
Написание такого рода документа считается моментом спорным, поскольку плохая характеристика сотрудника может негативно сказываться и на репутации самого предприятия. В данной ситуации всегда возникает вопрос: «Каким образом квалифицированные сотрудники отдела кадров взяли на работу неквалифицированного или конфликтного работника?». Но отрицательная характеристика иногда требуется для наложения на сотрудника взыскания (материального) или по запросу правоохранительных органов .
Она составляется по стандартному шаблону, но в основной части документа указываются отрицательные качества работника (профессионального и личностного характера), перечисляются все недоработки и взыскания.
В данном случае важно учесть, что взыскание автоматически аннулируется, если по истечении календарного года человек не допускал дисциплинарных проступков.
В каких еще случаях может потребоваться характеристика
В период прохождения службы военнослужащим часто приходится обращаться за характеристикой. Она является своего рода документом, содержащим анализ деятельности и оценку психологических, деловых и моральных качеств служащего.
Пишет ее командир от третьего лица и в произвольной форме. Перед этим он всесторонне изучает личные и деловые качества служащего, включая все показатели деятельности на занимаемой должности, состояние дел в его воинском подразделении или на участке, за который он отвечает.
Правила оформления характеристики с места работы
Характеристика с места работы – это документ, который может быть составлен для описания и краткого резюмирования личных, а также деловых качеств работника.
Этот вид характеристик разделяют на два подвида:
Внешняя – может составляться по просьбе работника либо запрашиваться компетентными органами (военкомат, банк, милиция и т.д.)
Внутренняя – предназначена для использования в пределах предприятия. Может составляться, например, при наложении взысканий либо снятии, при переводе в другой отдел и т.д.
Правила составления этих характеристик одинаковы. Обе они подписываются непосредственным руководителем работника (им же могут и составляться). Внешняя дополнительно подписывается руководителем предприятия и заверяется печатью.
Если характеристика необходима для предоставления в суды и правоохранительные органы, то перед ее составлением лучше посоветоваться с юристом или адвокатом.
Основные постулаты составления
Если характеристика внешняя, то составляют ее на фирменном бланке предприятия. Это может сделать работник отдела кадров либо же непосредственный руководитель характеризуемого работника. Исполнителя назначает руководитель.
Обязательные для отражения в характеристике данные.
Заголовок и составитель. Здесь указывается полное название организации, составившей документ. Далее по центру строки с заглавной буквы «Характеристика».
Общие сведения о работнике. Это первый абзац документа. Здесь необходимо указать ФИО, дату рождения, уровень образования и дату трудоустройства.
Характеристика трудового пути. На какую должность и в какое структурное подразделение был принят, указать все переводы, если таковые имели место, а также их причины.
Разносторонняя оценка работника. Здесь необходимо подробно, с помощью общепринятых терминов указать о деловых, личностных и общественных качествах работника, а также о его компетенции. Для выдачи положительной характеристики, не будет лишним указать способность работника к организации трудового времени и рационализации его использования. Если на предприятии имеется производственный план, то описывается участие работника в его выполнении. Упоминается и о взаимоотношениях в коллективе, владение нормативными документами, способности к развитию и самообразованию.
Заключительная часть. Этот абзац посвящен цели составления характеристики. Присущ только внешнему документу. Также указывается место предоставления.
Ниже указываются подписи должностных лиц с расшифровкой и дата составления характеристики. Подпись руководитель подтверждается печатью.
Для примера предлагаем скачать образец характеристики с места работы. Если этот документ необходимо составлять регулярно, то руководитель вправе принять решение о создания определенного бланка такого документа. В нем можно обозначить графы, а после только заполнять применимо к отдельному работнику.
Скачать образец характеристики с места работы
Характеристика с места работы
Характеристика с места работы - это документ, в котором описываются и оцениваются личные и деловые качества работника.
В зависимости от целей дальнейшего использования, характеристики подразделяются на:
с места работы
внутренние - используются только внутри организации (например: при переводе работника из одного отдела в другой при наложении на работника дисциплинарных взысканий или поощрений и т.п.)
внешние - составляются по просьбе самого работника или сторонних организаций и предъявляется по месту требования (например: при призыве сотрудника военкоматом, для дальнейшего прохождения военной службы при получении кредитов при принятии решений муниципальными или государственными органами, в отношении работника, связанными с выдачей разрешений, применением различным мер наказаний или награждений и т.п.)
Во всех перечисленных случаях характеристика с места работы оформляется исходя из общих правил.
Отдельно лишь стоит выделить тот случай, когда характеристика необходима работнику для предоставления в суд. Связано это с тем, что в случае привлечения работника к административной или уголовной ответственности, суд вправе запросить у работодателя сведения, характеризующие личность виновного, для вынесения правильного судебного решения. В данной ситуации основная трудность заключается в том, что в большинстве подобных запросов не уточняется, какие именно сведения необходимы суду. Поэтому, для того, чтобы не навредить сотруднику, находящемуся под следствием, лицу, составляющему характеристику, желательно посоветоваться с адвокатом или самим работником.
Как написать характеристику на сотрудника
Данный документ составляется на фирменном бланке организации (формат листа А4), непосредственным начальником характеризующегося работника или сотрудником кадровой службы и подписывается директором или уполномоченным на то лицом.
Структура написания характеристики:
заголовок - указываются реквизиты организации, дата написания характеристики, по центру название документа (слово ХАРАКТЕРИСТИКА)
анкетные сведения о работнике - данный раздел будет являться первым абзацем в документе, в нем указывается на чье имя выдана характеристика (ФИО сотрудника полностью), год рождения, полученное сотрудником образование
характеристика трудовой деятельности - в данном разделе нужно написать дату трудоустройства сотрудника в организацию, краткую информацию о карьерном росте, указать перечень наиболее значимых результатов, которых добился сотрудник
оценка различных качеств работника - а именно оценка личных, деловых и психологических качеств, уровень работоспособности и профессиональной компетенции сотрудника, а также информация о поощрениях, наградах или взысканиях. Например:
личные качества работника могут быть выражены в его взаимоотношениях с трудовым коллективом, в уровне общей культуры и т.п.
для оценки профессиональной компетенции необходимо брать во внимание опыт работы сотрудника, уровень профессиональных знаний, способность к самообразованию, знание нормативных и правовых актов, общую эрудицию и т.п.
деловые качества работника оцениваются исходя из его аналитических способностей, умения поддерживать деловые отношения с коллегами, умения планировать работу, осуществлять руководящие функции и контроль за выполнением поставленных работ и т.п.
при оценке работоспособности работника учитывается его активность при выполнении поставленных задач, способность к организации трудового процесса, качество и сроки выполненной работы, а также поведение в нестандартных (сложных, стрессовых) ситуациях, эффективность принимаемых решений, способность брать на себя ответственность по итогам работы.
заключение - данный пункт указывается только во внешней характеристике, в котором необходимо написать цель составления данного документа. Например: "Дана для предъявления по месту требования".
Также в зависимости от целей применения можно выделить следующие виды характеристик:
на студента
с места прохождения практики
на ученика
производственную характеристику
на водителя
для предоставления в ГИБДД
в военкомат
характеристику с места жительства
бытовую характеристику от соседей
Характеристика с места работы
Характеристика с места работы – это официальный документ, предоставляемый администрацией предприятия, организации или учреждения наемному работнику, проработавшему, как правило, не менее 6 месяцев. Это так называемый словесный портрет работника, «написанный» начальством. Характеристика содержит объективные сведения о его деловых, профессиональных и личных качествах, проявленных за время трудоустройства.
Характеристика с места работы выдается как по требованию самого работника при увольнении или переходе на новое место работы, так и по официальному запросу иных учреждений или организаций - суда, органов исполнительной власти и т.д. В целом, это довольно важный документ, объясняющий компетентным органам, на что вы, как человек, способны.
В любом случае характеристика составляется и подписывается менеджером по персоналу (кадровым работником) и руководителем предприятия, организации или учреждения, ее предоставившим. При этом в документе должна содержаться следующая информация:
• дата и реквизиты предприятия, организации или учреждения, выдавшего характеристику
• анкетные данные работника
• описание и оценка выполняемых функциональных обязанностей
• оценка уровня профессионализма и достижения
• оценка личностных качеств работника
• оценка отношений, сложившихся у работника с коллективом.
Характеристика с места работы в обязательном порядке должна оформляться на фирменном бланке организации или предприятия. В случае запроса характеристики официальными органами, документ должен содержать ссылку на орган, ее истребовавший.