характеристика -представления на воспитателя образец
Екатерина Стукалова Ученик (172), закрыт 2 года назад
М.K. Просветленный (40186) 3 года назад
1. Результаты деятельности воспитателя
• наличие у детей устойчивого интереса к познанию• наличие у детей прочных умений и навыков в проявлении инициативы в самостоятельном использовании *знаний, умений и навыков в разных видах деятельности• наличие у детей творческих способностей
• развитие волевых качеств личности ребёнка• усвоение детьми нравственных эталонов
2. Уровень знаний воспитателя
• знание методик воспитания и обучения дошкольников• общая эрудиция• знание психологии дошкольника
• знание индивидуально-психологических особенностей детей• знание психологии коллектива
3. Гностические умения
*умение систематически пополнять свои знания путём самообразования *умение систематически пополнять свои знания путём изучения опыта своих коллег *умение изучать личность воспитанника и особенности коллектива в плане выявления уровня из развития и условий, влияющих на результаты воспитания и развития ребёнка *умение правильно оценивать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности, перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями её протекания
4. Проектировочные умения
• планирование деятельности в соответствии с целями воспитания и развития дошкольников, характером материала, возрастными особенностями, с учётом связи между различными видами деятельности детей
• прогнозирование и корректировка результатов своей деятельности • умение целесообразно использовать средства наглядности и ТСО на занятиях и в совместной деятельности • планирование совместной деятельности в единстве с целями и задачами обучения и воспитания дошкольников
5. Конструктивные умения
• выбор оптимальных форм, методов и приёмов работы с детьми • соблюдение принципов обучения и воспитания дошкольников • определение объектов и выбор способов контроля уровня сформированности у детей умений и навыков • умение предусматривать возможные затруднения детей в тех или иных видах деятельности • рациональное распределение времени работы с детьми, логически обусловленные переходы от одного этапа к другому
6. организационные умения
• организация коллектива детей и целенаправленное управление его деятельности с учетом динамики развития • организация занятий. Кружков с учётом интересов детей • реализация, оценка и корректировка по мере необходимости намеченных планов • использование различных приёмов включения детей в разные виды деятельности, обучение их самоорганизации
7. Коммуникативные умения
• умение устанавливать педагогически целесообразные контакты: воспитатель-дети, воспитатель- ребёнок, ребёнок-дети, ребёнок-ребёнок • умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности, внушать ребёнку уверенность в своих силах • требовательность и справедливость во взаимоотношениях с детьми • умение найти в ребёнке наиболее сильные, положительные стороны его личности • предотвращение и разрешение конфликтов (подход к событиям с точки зрения ребёнка, изменение его позиции путём раскрытия перед ним подлинных ценностей, преодоление чувства личной неприязни)
• изобретательность • развитое воображение • выразительность и убедительность речи • хорошая дикция
• наблюдательность и внимание • артистические способности
Остальные ответы
Характеристика-представление
Характеристика пишится в свободной форме, в иннтете полно форм. Вот одна из них:
Свиток
ХАРАКТЕРИСТИКА
на Тарасова Сергея Викторовича
Тарасов Сергей Викторович, 1965 г. рождения, имеет высшее образование по специальности «Химическая технология топлива и газа», что подтверждается государственным дипломом, выданным Российским государственным университетом нефти и газа им. И.М. Губкина. После окончания университета отслужил год в армии в звании лейтенанта войск ПВО.
Разведен, имеет шестилетнюю дочку. Поддерживает отношения с женой.
До поступления на работу в ООО «Подмосковные вечера» сменил три места работы — кооператив «Полимер» (1988—1991 гг.), ТОО «Омега» (1991—1996 гг.), Московский химико-технологический университет им. Ломоносова
(1996—1999 гг.). В указанных организациях работал прессовщиком изделий из пластмасс, агентом по снабжению, лаборантом химического анализа. Характеристики с предыдущих мест работы положительные. С последнего места работы уволился по собственному желанию в связи с разменом общей с бывшей супругой жилой площади и переездом на новое место жительства.
На работу в ООО «Подмосковные вечера» поступил 20 декабря 1999 г. после трехмесячного перерыва в трудовом стаже. Прошел переподготовку по профилю агента по торговле горюче-смазочными материалами. Успешно сдал квалификационный экзамен. Выступил с двумя рационализаторскими предложениями по совершенствованию сервиса обслуживания клиентов. За одно из них был награжден ценным подарком.
В коллективе коммуникабелен, проявляет задатки лидера. Профессиональная подготовка соответствует предъявляемым требованиям. Однако слабо развита дисциплинированность — за последний месяц участились случаи опоздания на работу более, чем на 20 минут.
Быстро обучаем. В общении хотя и открыт, но всегда оставляет свое мнение «про запас». По характеру близок к холерику. Высокие внутренние амбиции. Способен на принятие самостоятельных решений. Ответственен за принятые решения. Вредных привычек не имеет.
Любит дочку, проводит с ней свободное время. С окружающими немногословен, но корректен. Совестлив. Часто нуждается в средствах — тратится на дочку и ремонт новой квартиры. Рекомендован начальником отдела сбыта к выделению денежной субсидии. Оправдывает доверие при выдаче материальных средств. Представляется перспективным специалистом с возможным дальнейшим назначением на руководящие должности.
Характеристика выдана для представления в Дорогомиловский межмуниципальный суд города Москвы.
И ссылка на порядок присвоения классности водителям:
С учетом квалификационных требований:
Водитель автомобиля 1 класс
Характеристика работ. Управление легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств В, С, Д и Е.
Должен знать: назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения элементы теории автомобиля основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.
Примечания: 1. Квалификация 1 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии.
2. Квалификация 2 класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.
3. Автомототранспортные средства в зависимости от их типов, назначения и особенностей управления ими подразделяются на следующие категории:
А - мотоциклы, мотороллеры, мотонарты и другие мототранспортные средства
В - автомобили, разрешенный максимальный вес которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми
С - автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых превышает 3500 кг
Д - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя
Е - составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям В, С или Д, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что:
Характеристика для награждения работника.
Часто возникает вопрос о том, какой должна быть форма и характеристика, необходимая для того, чтобы наградить сотрудника. Как написать характеристику на работника правильно?
Так вот, такой документ как характеристика для награждения принципиально ничем не отличается от обычной характеристики на сотрудника, но только в том случае, если награждение происходит в рамках предприятия, на котором он работает. Если же такой документ требуется для представления к награде государственного уровня, характеристика на сотрудника должна быть выполнена в соответствии с требованиями Госстандарта Р 6.30-2003, в котором как раз подробно изложено, как должна быть составлена подобного рода бумага. В таком случае данная характеристика приобретает статус официальной бумаги, которая направляется в стороннюю организацию.
Самым лучшим вариантом характеристики для награждения станет та характеристика, которая будет составлена прямым руководителем представляемого к награждению работника. При составлении такой бумаги обязательно стоит учесть сведения, указанные в аттестационном листе этого работника. Оформлять характеристику такого рода стоит официально, на бланке организации, с печатью и подписью директора.
Начинается характеристика, как правило, с названия, номера исходящего документа. Затем указываются личные данные сотрудника: фамилия, имя и отчество, занимаемая должность в организации, дата рождения, семейный статус, основные сведения об образовании, опыт работы и т.д. Следующим пунктом характеристики должны стать сведения о деятельности работника в рамках данной организации, его карьерный рост, если таковой имеется. Здесь принято перечислять его заслуги в занимаемой должности, а также личные качества, способствующие достижению результатов работы.
Далее необходимо указать, какие звания и награды уже имеет представляемый сотрудник. Это очень важно, на это нужно обратить особое внимание. В этом же разделе необходимо предоставить информацию о том, какой проектной или другой научной деятельностью занимается сотрудник, в каких значимых мероприятиях или конкурсах он принимал участие. Обязательно дать характеристику его вклада в развитие того или иного проекта. Стоит указать также, автором каких научных работ и публикаций является претендент.
В заключение стоит перечислить личностные качества сотрудника, такие как честность, коммуникабельность и т.д.
Обязательным пунктом характеристики также должен стать пункт о том, чем именно будет награждаться сотрудник.
16.10.2013 Маша Пушкарева
Главная Образец характеристики Характеристика педагога дополнительного образования образец
23 мая 2015 года
Документы для постановки на учет в качестве молодой семьиКакие документы нужны для постановки на. Вся новость
Минфин рассмотрел вопрос выплаты работникам бюджетных учреждений суточных при загранкомандировке за счет приглашающей. Вся новость
Право на покупку жилья в РФ, выплата пенсии при наличии ЛБГЗдравствуйте! Имеем ли мы право, граждане Казахстана, купить. Вся новость
Характеристика педагога дополнительного образования образец
Существует отличие получать характеристики, совсем другое составлять. Когда приходил период быть принятым на работу, или выпадала удача занять ответственную должность. Сегодня характеристики снова называют письмами-рекомендациями. В современных реалиях в деловой обиход вкралось непривычное понятие как письмо с рекомендацией. Мы нашли шаблон, который оставит время выдачи удовлетворительного документа Не изменно требовали характеристику с прежднего места обучения. В бытность СССР рекомендацию заменяла обычная характеристика. Почти всем приходилось сталкиваться с термином как характеристика.
Представление-характеристика на аттестацию дополнительного образования
Людмила Николаевна системно работает над развитием своей творческой индивидуальности, она восприимчива к педагогическим инновациям, способна адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Действия педагога обеспечивают эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, они направлены на создание детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи и взаимовыручки.
Гузеева). Педагог применяет интегрированную форму занятий, на которых обучающиеся используют компьютерные информационные технологии для составления эскизов, набросок, схем в процессе выполнения поделок и изделий (например: 3-D газет, открыток, визиток, бейджиков).
«Технология коллективного творческого воспитания» (И.П. Иванов). Крылова Л.Н. использует технологию сотрудничества взрослых и детей на занятиях.
Примером может служить мягкая игрушка «Бычок на облаке», которая стала победителем в номинации «Приз зрительских симпатий» на городском конкурсе «Животные – символы восточного гороскопа» (совместная работа мамы и ребенка).
«Технология проектной деятельности» (С.В. Глухов) Пример – проект «Сайт школы», выполненный обучающимися, учениками 11 класса. Диплом I степени школьной конференции школьного научного общества «Эрудит».
«Информационные технологии» (Е.С. Полат). На занятиях обучающиеся осваивают графические редакторы Paint, CorelDraw, Adobe Photoshop и текстовый редактор Word. Приобретенные навыки работы на персональном компьютере дети применяют на конкурсах различных уровней, демонстрируя позитивные результаты.
Крылова Л.Н. владеет технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), методическими приемами, педагогическими средствами и постоянно их совершенствует. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
Является членом Педагогического клуба «Первое сентября» и Сети творческих учителей, активно использует методические идеи других преподавателей, новинки методической литературы и иных источников информации в области компетенции и методики преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), таких как: занятия-фантазии, сборы, игры, фольклорные праздники, психологические практикумы. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности.
С 2006 по 2010 год педагог преподает элективные курсы предпрофильного образования учащихся 9-ых классов по своим авторским программам (направление: применение декоративно-прикладного творчества в жизни человека).
Педагог участвует в разработке и реализации образовательных программ, например: «Программа кружка школьной газеты «Школьник», «Применение компьютерной графики в декоративно-прикладном творчестве». Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
Организует разные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса.
Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях.
Осуществляет оценочно-ценностную рефлексию посредством итоговых выставок и конкурсов.
Участие в конкурсах, викторинах, проектах
педагога (Приложение 1),
воспитанников (Приложение 2)
II. Информационная компетентность (ИК)
Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность. Информационная компетентность Крыловой Л.Н. проявляется в умении технологически мыслить, в наличии аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Информационная компетентность является составной частью информационной, технологической культурыпедагога и выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений. Информационная компетентность педагогаформируется наэтапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средстваобучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующиеуровни формирования информационной компетентности:
1. Высокий уровень пользователя компьютером. Людмила Николаевна в совершенстве владеет программами Microsoft Office версий 2000, 2003, 2007 и 2010 (Word, Excel, Access, Publish) графическими редакторами Paint, Adobe Photoshop и Adobe
ImageReady, Corel Draw, программой презентации PowerPoint, Adobe Reader, Internet Explorer, Macromedia Flash MX, Windows Movie Maker, программами-архиваторами Winrar и Zip, конструктором сайтов и другими. На занятиях регулярно применяет компьютерные и мультимедийные технологии.
2. Высокий уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода. Педагогом разработаны авторские программы предпрофильного образования школьников: элективный курс по программе презентации PowerPoint, элективный курс по компьютерной графике, программу кружка школьной газеты «Школьник»: «Применение информационно-коммуникационных технологий в издательской деятельности школы»
1-ый и 2-ой год обучения, статья «Межпредметные связи – использование пакета Microsoft Office в школе», интегрированный урок «Стихийные бедствия. Лавина» (ОБЖ, 7 класс), мастер-класс «Технология создания векторного изображения в текстовом редакторе MS Word», которые были опубликованы на сайте http://www.1september.ru и на электронных носителях (CD, DVD – дисках).
Редакцией журнала «Директор школы» выпущен в продажу CD-диск «Профильное обучение» рубрика «Административная работа в школе», на котором размещены три авторские разработки элективных курсов: «Программа презентации PowerPoint», «Компьютерная графика», «Как развивать навыки делового общения».
В газете «Первое сентября» – Информатика № 8 2006г. – опубликована авторская (в соавторстве с Исаковой И.С.) статья «Наш кабинет – наша гордость». Крылова Л.Н. является членом Педагогического клуба «Первое сентября», клубная карта № 100-453-220.
3. Высокий уровень потребителя информации. Посредством дистанционного образования Людмила Николаевна регулярно повышает квалификацию. Повышение квалификации по темам:
2010 год – «Образовательно-профессиональное самоопределение школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении». (Педагогический университет «Первое сентября» Москва), регистрационный номер № 1003532200-21003
2009 год – «Применение пакета свободного программного обеспечения» – 72 часа (НОУДПО «Институт «АйТи», Москва). Регистрационный номер № 045466
2008 год – «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме»
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (Педагогический университет «Первое сентября» Москва). Регистрационный номер № 290063-8003.
Педагог умеет осуществлять эффективный поиск в поисковых системах Internet необходимой информации и ее структурирование. Адаптирует информацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям.
Формулирует учебную проблему различными информационно-коммуникативными способами, профессиональными инструментами. Квалифицированно работает с различными информационными ресурсами, свободно ориентируется в навигации необходимых сайтов, знает адреса цифровых образовательных ресурсов и энциклопедий, применяя полученную информацию в образовательном процессе.
Имеет собственную подборку готовых программно-методических комплексов, позволяющих проектировать решение педагогических проблем и практических задач. Использует автоматизированное рабочее место учителя, как в образовательном процессе, так и в ведении школьной документации на электронных носителях. Людмила Николаевна – член Сети творческих учителей России.
4. Высокий уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования.
Под руководством педагога учащиеся в 2007 году разработали и внедрили в сеть Интернет сайт школы http://www.limbaschool.edusite.ru. Крылова Л.Н. является руководителем и администратором указанного сайта. С января 2008 года отвечает за информатизацию школы: обеспечивает техническую поддержку и учет офисной техники ежегодно составляет Паспорт по информатизации школы ответственной по доступу к сети Интернет и по запросам Управления образования г. Новый Уренгой, Департамента образования г. Салехард, прокурорским запросам и т.д. предоставляет отчетность по использованию ресурсов интернет курирует работу с СБППО (Стандартный базовый пакет программного обеспечения «Первая помощь 1.0» и «Первая помощь 2.0» в рамках приоритетного национального проекта «Образование»)
Педагог повсеместно применяет: создание профессионально ориентированных задач, педагогических ситуаций на уроке, создающих мотивацию овладения информационными технологиями обучение с помощью наглядных моделей, средств мультимедиа, Интернет-ресурсов, стимулирующих процесс формирования ИК выполнение творческих проектовс учетом учебной специализации с использованием информационных технологий.
Умеет сама и обучает учащихся: применять информационные технологии для демонстрации печатныхи графических документов использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке создавать презентации систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц и технологических карт строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов использовать компьютерное тестирование использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.
Информационная компетентность Крыловой Людмилы Николаевны позволяет широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера.
Педагог обладает необходимой подготовкой длякорректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей. Это приводит к активному участию в ИКТ-конкурсах и позитивным результатам творческих достижений
педагога (Приложение 3),
оспитанников (Приложение 4)
III. Коммуникативная компетентность
Квалифицированные действия педагога дополнительного образования – Крыловой Людмилы Николаевны обеспечивают эффективное конструирование прямой и обратной связи с сотрудниками школы и социума. Людмила
Николаевна коммуникабельна, она легко устанавливает контакт с разновозрастными обучающимися и их родителями, с коллегами по работе. Умеет организовать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей умеет убеждать, аргументировать свою позицию владеет ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Людмила Николаевна владеет знаниями технологий диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и пути разрешения конфликтов.
Для достижения определенных социально значимых целей Крылова Л.Н. осуществляет следующую совместную деятельность с воспитанниками, их родителями, и другими сотрудниками школы.
Педагог регулярно участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы. Принимает активное участие в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
Крылова Л.Н. осуществляет руководство методическим объединением:
с 01 сентября 2003 года по 31 августа 2009 года – учителей школы по технологии, музыке, изобразительному искусства и черчению
с 01 сентября 2009 года по 30 мая 2010 года – педагогов дополнительного образования школы
с 01 сентября 2010 года по настоящее время – педагогов дополнительного образования и учителей технологии, музыки, изобразительного искусства и черчения.
При выполнении обязанностей руководителя методического объединения наряду с выполнением, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей музыки, технологии, ИЗО и черчения, а также других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Оказывает методическую помощь педагогам, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
Публичные выступления (Приложение 6):
IV. Правовая компетентность
Для решения соответствующих профессиональных задач в профессиональной деятельности Крылова Людмила Николаевна эффективно использует законодательные и иные нормативные правовые документы органов власти. Педагог знает Конституцию Украины законодательство Украины в области образования приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Владеет правовыми основами функционирования развития системы общего образования, работает согласно закону Украины «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, приказам Министерства образования, администрации г. Новый Уренгой, Устава общеобразовательного учреждения, других нормативных актов по организации учебно-воспитательного процесса.
Людмила Николаевна – квалифицированный специалист, знающий основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач педагогику, психологию, возрастную физиологию школьную гигиену специфику развития интересов и потребностей обучающихся, основы их творческой деятельности содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей, возможности основы научной организации труда нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи основы экологии, экономики, социологии трудовое законодательство правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения правила по охране труда и пожарной безопасности.
Директор МОУ СОШ № 9 С.Н. Демидова
Ознакомлена:_____________________ _______________________________ дата подпись
Педагог дополнительного образования: анатомия профессиональной деятельности
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Б. Окуджава
Наблюдение за тенденциями развития дополнительного образования де-тей в последние годы приводит к противоречивым чувствам. По разным приметам ощущается, что люди, формирующие государственную образовательную политику, не в полной мере понимают ту роль, которую играют учреждения дополнительного образования. Отчасти сложившаяся ситуация результат недостаточной пропаганды достижений системы внешкольного воспитания, кроме того представления о нормах деятельности педагогов-внешкольников создают впечатления неконкретности, а порой и примитив-ности решаемых ими профессиональных задач.
Именно поэтому следует предпринять попытку разложить и разобрать работу педагога дополнительного образования, что называется по косточкам, чтобы как можно меньше заниматься патологоанатомией.
СРЕДИ АКУЛ И АЛЬБАТРОСОВ
МЕЧТАЛ СТОЯТЬ ОН НА БОРТУ
Он спел бы под скрипку про скрип старых мачт,
Про боцмана - злую собаку.
А маленький, злой, одинокий скрипач
Играл бы на скрипке - и плакал.
М. Кочетков
Педагог дополнительного образования явление достаточное противоре-чивое. С одной стороны это - дилетант, получающий деньги за то, что вместе со школьниками реализует свою страсть к какому-либо занятию, при этом, где заканчиваются рамки профессиональной деятельности и начинаются гра-ницы хобби зачастую определить весьма трудно.
В массовой практике дело осложняется имплицитным дилетантством, вузов и сузов, где готовят педаго-гов дополнительного образования можно перечесть по пальцам. Правда, се-годня в стандартах бакалавров Педагогического образования введен про-филь - Дополнительное образование. Однако при самом оптимистическом прогнозе, первые бакалавры соответствующего профиля придут в учреждения через пять лет.
Еще одно противоречие в деятельности педагога дополнительного обра-зования состоит в том, что он должен быть фанатиком двух вещей: того мира занятий, в которое он вводит детей и мира воспитания детей. Требование фа-натичности или полного энтузиазма объясняется тем, что без этого сверх-нормативного отношения к занятиям невозможно заразить учеников этой практикой.
Педагог дополнительного образования должен гореть, сознавая то, что сам он в этой деятельности уже не состоится. Хорошо еще спортив-ным тренерам, у которых было спортивное прошлое.
А как быть тем, у кого громких побед не было, а отношения среди приятелей - специалистов может быть ироничным: Вот у самого не вышло, ведь ничего сам не добился, а он с малышней возиться! Перед детьми гоголем ходит, самоутверждается!.
И конечно нужно быть страстным энтузиастом, чтобы всего себя отда-вать решению сложной задачи ввести воспитанника в особый мир тех или иных занятий, угадать талантливого и помочь трудолюбивому. Однажды мне пришлось объяснять замечательному педагогу-хореографу - преподавателю училища культуры, что такое занятие в системе дополнительного образова-ния. Его открытое занятие было грамотным, правильным, четким, но в нем не было той привлекательности и кажущейся простоты, которая так мобилизует на усилия, на преодоление, не было и ситуаций творческого куража (джазо-вого свинга), когда выдается индульгенция на творчество и душа воспаряет куда в заоблачные дали и т.д. и т.п.
Противоречивость профессиональной деятельности педагога дополни-тельного образования детей осознавалась достаточно давно. Уже в 2001 Л.В.Иванова предложила вариант оптимизации деятельности педагога систе-мы дополнительного образования. а Л.Ю.Круглова в своем исследовании предложила подход к модернизации профессиональной деятельности педаго-гов дополнительного образования. Но и оптимизация (выбор наилучшего в данных условиях варианта) и модернизация (осовременивание) деятельности педагога дополнительного образования могут осуществляться только после того, как мы систематизируем и примем наши представления в качестве начальной схемы.
Нельзя сказать, что мы пытаемся открыть Америку - взяв на себя окаян-ство, вскрыть сущностные схемы деятельности педагогов дополнительного образования, в отечественной педагогике есть немало любопытных разрабо-ток. Например, С.Б. Серякова исследовала формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования. И все же не вступая в дискуссию с вышеназванными авторами, предложим плод размышлений и обсуждений с педагогами и управленцами.
И НАМИ УПРАВЛЯЕТ ПРОВИДЕНЬЕ
И нами управляет Провиденье,
хоть ниточек и скрыта череда.
Но как похожи мы! Вот совпаденье.
Не обольщайтесь волей, господа!
Б.Окуджава
Нарисуем несколько фантастическую картину в духе кинофильмов про будущее: Массовая практика дополнительного образования детей сама, как большой организм, испытывая на себе разные внешние воздействия, посте-пенно сама совершенствуется, отмирают менее эффективные разновидности внешкольного воспитания, а наиболее адекватные выживают и развиваются и тиражируется. Правда эта глобальная социальная и культурная самооргани-зация чем-то подпитываются.
Есть предположение, что вечный двигатель са-моорганизации приводится в действие другим вечным двигателем - воспро-изводством человека и общества. Объективная необходимость воспроизвести в новом поколении врачей и военных, артистов и ученых, рабочих и инжене-ров, самодеятельных певцов и музыкантов, туристов и запускает незримые нити, и педагоги-внешкольники повинуясь невидимой силе вроде сами вы-бирают чем будут заниматься. А, на самом деле, выбор педагогом профиля представляет собой субъективное отражение взаимосвязи нескольких момен-тов:
- чем хочется заниматься самому педагогу (наличие интереса),
- что хорошо у педагога получается (наличие способностей),
- что привлекает современных детей, подростков, молодежь (популяр-ность),
- что признается обществом социально приемлемым и даже ценным (со-циальная адекватность).
Однажды меня заинтересовал вопрос, почему одна моя знакомая стала руководителем клуба юных моряков. Никаких видимых предпосылок для этого я не наблюдал. И вот однажды прочитал ее интервью одному из изда-ний и очень удивился.
Оказывается, что и отец и старший брат моей знакомой были моряками, для Костромы, города мягко говоря, несколько удаленного от мирового океана, это весьма показательно.
МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА ИДЕЙ
Задумаюсь вновь и, как нанятый, жизнь истолковываю
И вновь прихожу к невозможности истолковать.
Е. Евтушенко
Прежде чем, сформулировать характеристики деятельности педагога до-полнительного образования определимся в теоретических основаниях.
Первое основание - деятельность педагога дополнительного образова-ния, как и педагогическая деятельность вообще является управленческой, ре-гулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных институтов (Н.В. Кузьмина М.И. Рожков, Л.Ф.Спирин, Р.Х.Шакуров и многие другие).
Второе основание - для решения педагогических задач в окружающей педагога среде имеются возможности - потенциалы, другими словами - ре-сурсы. Ресурсный подход, связанный с именем профессора Высшей школы бизнеса Мичиганского университета Б.Вернефилда (Wernerfeld, 1984), сегодня разрабатывается в психологии, экономике, социологии.
Психолог Татьяна Петровна Зинченко пишет, что ресурсный подход предусматривает объ-единение в рамках единого языка описания представлений об ограниченности возможностей человека как субъекта деятельности и путей преодоления этой ограниченности посредством обменных отношений, позволяет найти решение ряда актуальных научно-практических задач. В последние годы идеи ресурсного подхода стали активно эксплуатироваться в педагогике (Б.В.Куприянов, В.М.Лизинский, С.Д. Поляков).
Ключевая идея ресурсного подхода В.М. Лизинского, выглядит так в основе ресурсного подхода лежит принцип соответствия задач наличествующим и необходимым ресурсам, без которых решения задач становится профанацией. Остановимся на некото-рых положениях ресурсного подхода к деятельности педагога дополнитель-ного образования.
Прежде всего: сущность деятельности педагога дополнительного обра-зования состоит в управлении возможностями детско-подросткового объ-единения учреждения дополнительного образования и окружающей среды для реализации программы дополнительного образования по отношению к каждому учащемуся.
Возможности существуют в двух состояниях: состояние покоя -как ре-зерв и актуального состояния, когда возможность выступает как средство, другими словами, для реализации возможности необходимо дополнительные действия - актуализация (приведение в действенное состояние). Возможности имеют пространственное расположение, возможности деятельности педагога дополнительного образования пространственно находятся или внутри, или вне учреждения ДОД, особое место занимают возможности самого вос-питанника.
Возможности имеют собственную логику существования (время суще-ствования). Скажем образовательные возможности детей - участвующих в программе дополнительного образования могут развиваться от года к году, у воспитанников появляется опыт самоорганизации.
Органы ученического са-моуправления объективно являются ресурсом для педагога дополнительного образования. Для решения той или иной задачи может ощущаться недостаток возможностей (ограниченность ресурсов). Возможности могут реализовы-ваться, привлекаться, развиваться - наращиваться, недостаток возможностей может компенсироваться.
В этой связи для создания полной картины профессиональной деятель-ности педагога дополнительного образования необходимо осветить несколько элементов:
- сферы ответственности (для чего используются возможности),
- помощники, дополнительные сведения, схемы эффективного решения задач, материальные средства и условия, общественно-профессиональная ре-путация педагога (возможности как таковые),
- дети, педагоги, родители, администрация учреждения, природная и культурная среды (обладатели и распорядители возможностей),
- статус, позиция, ожидания, интересы детей, родителей, характеристики окружающей среды (свойства, от которых зависят перечень и объемы воз-можностей),
- диагностика, целеполагание, планирование, организация, анализ - этапы педагогической деятельности (шаги по использованию возможностей).
ПИРАМИДА ОТВЕСТВЕННОСТИ
Солдаты, тысячелетия смотрят на вас
с вершин этих пирамид
Наполеон
Нам представляется, что сферы ответственности педагога дополни-тельного образования можно изобразить в виде последовательных уровней, прежде трех базовых:
- ответственность за жизнь и здоровье воспитанников - создание без-опасных условий жизнедеятельности для ребенка и детско-подросткового коллектива,
- ответственность за эмоциональное благополучие каждого воспитанника - формирование благоприятного психологического климата в детско-подростковых объединениях,
- ответственность за включение каждого воспитанника в коллективную жизнедеятельность - организация коллективной жизнедеятельности так, что-бы у детей и подростков возникали мотивы участия.
Далее представляется важно обозначить еще два уровня профессио-нальной ответственности:
- обеспечить реализацию целей и задач дополнительной образовательной программы (ориентация воспитанника на ключевые социокультурные ценно-сти, формирование у подростков совокупности способов решать соответ-ствующие задачи в практической деятельности и общении с окружающими, обучении, интеграция выпускников в социально-профессиональные и досу-говые сообщества),
- содействовать воспитаннику в самоопределении сначала преимуще-ственно по отношению к детскому объединению, затем по отношению к осваиваемой практической деятельности, и наконец по отношению к профес-сии, хобби, стилю жизни, жизненным смыслам.
Остановимся на деталях поподробнее.
Ответственность за жизнь и здоровье воспитанников в учреждениях дополнительного образования выглядит достаточно ярко. Здесь и работа с различными опасными инструментами, станками, контакт с электроприбора-ми.
В ряде дополнительных образовательных программ для подростков предусмотрены достаточно ощутимые нагрузки (спортивные секции, военно-патриотические объединения). К сожалению, несмотря на имеющуюся ин-формацию о перегрузке детей в образовательных учреждениях, в реальности эти факты учитываются недостаточно.
С одной стороны педагог -внешкольник всегда нальет ребенку чай, угостит печеньем, конфетами, одна-ко, все эти действия воспринимаются как житейская, а не профессиональная забота. Существенные риски для жизни и здоровья детей создают походы, экспедиции, поэтому педагоги дополнительного образования достаточно це-ленаправленно работают по обучению детей и подростков технике безопас-ности.
Обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника - редко осознается педагогом дополнительного образования в качестве специ-альной задачи профессиональной деятельности, скорее поддержка благопри-ятного психологического климата в детско-подростковых объединениях осуществляется стихийно и интуитивно. Не в полной мере педагоги готовы к возникновению проблем, обусловленных циклами групповой динамики. Циклы групповой динамики внешкольного подросткового объединения по-дробно описаны (В.И.Ланцберг, М.Б.Кордонский), существует также попытка формулировки методических рекомендаций по педагогическому сопро-вождению групповой динамики .
Специфика внешкольной работы состоит в том, что за и против пе-дагога дополнительного образования дети голосуют ногами, то есть если педагогу не хватает привлекательности, группы у него не набираются, а, сле-довательно, администрация вынуждена будет с ним попрощаться. К школь-ному учителю детей приводит общая социальная и культурная заданность - каждый ребенок школьного возраста должен ходить в школу.
Именно поэто-му две задачи в работе педагога дополнительного образования определяют все или почти все - организация коллективной жизнедеятельности и вклю-чение в нее каждого воспитанника. Сегодня, среди слов, ставших популяр-ными, прочное место занимает понятие уклад детско-подросткового объ-единения.
Понятие жизнедеятельность, кажется нам не менее выразитель-ным. однако, мода, есть мода. В любом случае, используя тот или иной тер-мин, для практика важно, что за всей этой красотой скрывается. Предлагаем на основе работ А.В. Мудрика, Л.И.
Новиковой, Н.Л. Селивановой, следу-ющую схему жизни детско-подросткового объединения, разделяемую услов-но на несколько планов:
- индивидуально-групповой план(люди и группы, составляющие объ-единение),
- ценностно-смысловой план(ценности коллективной жизни и ключевые смыслы участников),
- функционально-целевой план (цели коллективной предметной деятель-ности, функции коллектива для каждого участника),
- содержательный план (содержание занятий, набор иерархия общения, спорта, игры, труда, эстетических занятий, познания),
- знаково-символический план (визуальные, словесные, музыкальные, предметные символы, ритуалы),
- организационный план (сезонность, годовой и программный цикл жизни коллектива).
Одна высокопорядковых сфер ответственности педагога дополнительно-го образования ориентация воспитанника на те или иные социокультурные ценности, формирование у подростков совокупности способов решать соот-ветствующие задачи в практической деятельности и общении с окружающи-ми, обучении, интеграция выпускников в социально-профессиональные и до-суговые сообщества. Конечно, в определенной степени, эти цели реализуются автоматически, даже если педагог, занимается тем, что обеспечивает жизнь - здоровье, позитивный микроклимат, организуют коллективную жиз-недеятельность и включает в нее воспитанников. Более, того, нам представ-ляется, что если три названные сферы ответственности не обеспечены, ника-кие иные результаты не имеют смысла.
Пожалуй, самой сложной сферой ответственности для педагога допол-нительного образования является содействие подросткам в самоопределении. Данное утверждение прописано в Типовом положении об учреждении до-полнительного образования детей: обеспечение необходимых условий для &hellip профессионального самоопределения (Общие положения. П. 2).
Существующее положение вещей не только не способствует самоопре-делению школьников, посещающих учреждения допобразования, а наоборот. Для сохранности контингента посещающих занятия педагог не только не провоцирует самоопределение, а наоборот всячески ему препятствует. Иначе, если ребенок начнет сомневаться, возникнет риск, значительного уменьшения числа обучающихся
.ТОВАРИЩ ИБН, КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?
Тут я понял: это джин, он ведь может многое,
Он ведь может мне сказать: вмиг озолочу.
В. Высоцкий
Обозначив сферы профессиональной ответственности педагога дополни-тельного образования, попытаемся представить, как эти сферы реализуются на практике.
Остановимся подробнее на возможностях профессиональной деятель-ности педагога дополнительного образования.
Главная возможность кроется в самом ребенке, детях. Разглядеть этот индивидуальный потенциал - вот дар великого педагога дополнительного об-разования, создать условия для реализации личностного ресурса ребенка.
Показательно как о своем потенциале рассказывают известные состоявшиеся люди: Дома ничего помогающего стать музыкантом не было. Брат и сестра относились к моим занятиям не особенно радостно. Когда я посту-пил в учили¬ще, мне было куплено пианино.
Представь себе: две маленькие комнаты. В одной отец, работающий, а в другой, маленькой, - мы с братом и сестрой, да еще пианино. Поддержки в доме в таких стесненных условиях я не ощущал.
Я ощущал ее у своего педагога в училище - Василия Шатерникова. Правда, не тому, что я сочинял, а то¬му, что играл. К моим композиторским опытам он относился крайне крити¬чески. В отношении моих занятий музыкой все было абсолютно вне логики и гарантий.
. Значит, что-то решающее было во мне самом, что - не знаю. Не было му-зыкальной среды - ни среди знакомых, ни среди соседей .
Конечно, значимый обладатель возможностей для реализации дополни-тельной образовательной программы является сам педагог. Возможности пе-дагога обеспечиваются его личностно-профессиональной позицией, способ-ности, опыт профессиональной деятельности.
Личностно-профессиональная позиция представляет собой отношение к себе как субъекту педагогической деятельности, направленной на участников детско-подросткового объедине-ния, отношение к собственным возможностям и перспективам в названном поле деятельности. Ключевой момент в профессиональной позиции педагога дополнительного образования (ПДО) - готовность в реализации программы прилагать усилий несколько больше, чем принято.
Одна из реальных проблем состоит в том, что в профессионально-педагогической позиции данной категории педагогов существуют противоречия. Так как, проблема с профес-сиональным статусом мешает людям отождествлять себя с педагогами до-полнительного образования, они себя позиционируют как специалисты, ма-стера в какой-то практической сфере (художники, режиссеры, туристы т.д.), реже как спортивный тренер, преподаватель музыки или дизайна).
С прямым предъявлением себя как педагога у ПДО имеются существенные трудности, в лучшем случае позиция выстраивается так - научить подростков что-либо делать). При этом за скобками остается что потом с этими знаниями и умени-ями воспитанник будет делать, зачем именно этому ребенку тратить время и силы на освоение той или иной предметной области.
В рамках теории социального научения личностно-профессиональная позиция может быть определена при помощи локуса контроля. Интернальный локус контроля представляет собой наиболее продуктивное отношение к себе, собственным перспективам и выражается в рассмотрении себя как источника успехов и неудач своей жизни.
В экстернальном варианте ответственность за победы и поражения возлагается на жизненные обстоятельства, поэтому индивид отказывается от активного противостояния трудностям, что и может привести к углублению личностной проблемы. Когда педагог до-полнительного образования проявляет экстернальную позицию то фактором независящих обстоятельств оправдывается формальное отношение к выпол-нению своих обязанностей только в том направлении, которое удобно и не затратно.
Практически ставят под вопрос возможность эффективной работы педа-гога дополнительного образования такие проявление позиции как личност-но-профессиональный инфантилизм и личностно-профессиональное иждивенчество. Личностно-профессиональный инфантилизм - специфиче-ское отношение к окружающим, характеризующееся проявлением эмоцио-нальной неустойчивости, незрелости суждений, капризностью и подчиненно-стью.
Иждивенческая позиция в данном контексте рассматривается как спе-цифическое отношение одного индивида к другому субъекту (социальному институту), как к содержателю, позволяющему жить за его счет (безвозмезд-ному источнику ресурсов для реализации собственных нужд и потребностей). С точки зрения трансактного анализа, и в том и в другом случае индивид отражает собственное Я в качестве Ребенка (слабого, беззащитного, неспособного противостоять трудностям), а образ другого может быть назван Родителем (сильным, мудрым, способным обеспечить комфорт, защиту и проч.). Выходом из данной ситуации является перевод индивида в позицию Я - Взрослый, проявляющуюся в ответственности, самостоятельности, ре-флексивности.
Вот как о личностно-профессиональной позиции педагога дополнитель-ного образования из далекого городка Пыщуг, пишет журналист Е.Куценко: приехал мичман медицинской службы Юрий Кокоулин, отслужив на флоте. Устроился на работу.
И вместо того чтобы после трудового дня лежать на диване, идет вечером в школу на занятия клуба. Про земляка-адмирала рассказывает, про историю флота, атрибутику, про то, как менялась флотская форма, учит ребят вязать морские узлы.
Клуб, как и другие фор-мы дополнительного образования, хорош тем, что приходят ребята только по желанию. Не каждый профессиональный педагог выдерживает такое испытание. Сюда - приходят.
Сначала нужно пройти испытательный срок, проверить себя, если чувствуешь, что хочешь остаться, получаешь форму, настоящую морскую форму. Для мальчишек (в клубе ребята с первого по пя-тый класс) это очень важно.
Они даже не идут на занятия сразу после уро-ков, а отправляются домой, переодеваются и снова возвращаются в школу. И весь городок видит, как они идут.
А однажды неугомонный руководитель клуба организовал слет моряков-подводников из четырех ближайших обла-стей, пригласил ребят из речного училища, детские морские клубы из сосед-них городов (один, в Шарье, возник с его же подачи). И ребята шли вместе со взрослыми как на настоящем параде. Им здорово повезло: взрослый увле-ченный человек возится с ними, рассказывает о море, о настоящем муж-ском братстве, о героях и сражениях&hellip .
Способности и уровень их развития. Способности, традиционно пони-маются как свойства, определяющие успешность какой-либо деятельности.