Социальное жильеЯ мать одиночка, прописана у знакомых, собственного жилья не. Вся новость
Справка о наличии вклада в кредитном учреждении при оформлении гражданстваСобираю документы для оформления гражданства РФ в упрощенном порядке (по родителю). Не. Вся новость
Детские пособия, гражданка УзбекистанаЗдравствуйте! Я гражданка Узбекистана, замужем за гражданином. Вся новость
Запрос характеристики образец
Всегда просили предъявить характеристику с прежднего места работы. Когда приходилось поступать на работу, или занять ответственную должность. Многим приходилось иметь дело с термином как характеристика. Вашему вниманию пример, который сохранит время выдачи хорошего документа В советские времена рекомендацию заменяла составленная характеристика. Теперь характеристики снова начали величать письмами с рекомендацией. Существует отличие запрашивать характеристику, другое предоставлять. В последнее время в деловой обиход входит старое понятие как рекомендательное письмо.
Реферат: Общая характеристика официально-делового стиля
РЕФЕРАТ
на тему
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ»
Введение
Официально-деловой стиль представляет собой один из функциональных стилей современного русского литературного языка: набор языковых средств, предназначение которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений (деловых отношений между организациями, внутри них, между юридическими и физическими лицами). Деловая речь реализуется в виде письменных документов, построенных по единым для каждой из их жанровых разновидностей правилам. Типы документов различаются спецификой своего содержания (какие официально-деловые ситуации в них отражены), а соответственно и своей формой (набором и схемой размещения реквизитов – содержательных элементов текста документа) объединены они набором языковых средств, традиционно используемых для передачи деловой информации.
Наиболее существенные признаки деловой документации.
1. Специфика культуры официально-деловой речи заключается в том, что она включает в себя владение двумя различными по характеру нормами: 1) текстовыми, регулирующими закономерности построения документа, закономерности развертывания его содержательной схемы, и 2) языковыми, регулирующими закономерности отбора языкового материала для наполнения содержательной схемы документа. Различение этих двух типов норм деловой речи помогает понять направленность и этапы мыслительной работы над текстом документа: осмысление официально-деловой ситуации –> подбор соответствующего ей жанра документа –> уяснение соответствующих жанру документа норм построения текста –> выбор отвечающих жанру и форме документа языковых средств.
2. Форма документа (схема, отражающая семантико-информационную структуру текста) предоставляет в распоряжение его составителя определенный набор реквизитов и определенную их композицию (последовательность и порядок их размещения в тексте документа). Наиболее частотные (общие ряду документов) реквизиты: (1) адресат документа (2) адресант документа (3) заглавие (жанр) документа (4) заглавие к содержанию текста документа (5) список приложений к документу (6) подпись (7) дата. Обязательность/необязательность употребления определенных реквизитов определяет жесткость / свободу построения формы документа. Сказанное позволяет характеризовать «пишущего» как составителя текста документа (по известным ему образцам): это относится и к плану текстовых норм, и к плану языковых норм.
3. Составитель, как правило, использует традиционные для официально-делового стиля языковые средства. Таковы: и стилистика текста документа (нейтральная, неэкспрессивная и неэмоциональная, и / или книжная) и лексические средства (близкие к однозначности лексемы и привычные словосочетания, включая клише и штампы, не говоря уже о так называемых канцеляризмах – языковых средствах, употребление которых нормы литературного языка ограничивают сферой деловой речи) и морфологические средства (продуктивность отглагольных существительных для называния действий тенденция к неупотреблению в документах лично-указательных местоимений он, они), и синтаксические средства (усложняющие синтаксическую структуру причастные и деепричастные обороты, сложноподчиненные предложения с придаточными и с выражающими логические отношения союзами именные цепочки с родительным падежом синтаксическая схема перечисления).
Эти и некоторые другие особенности характеризуют канцелярский подстиль официально-делового стиля, ориентируя составителя текста документа на определенный выбор и на определенное восприятие текста документа его «получателем» (читателем). Все эти специфические (и текстовые, и языковые) собственно канцелярские черты официально-делового стиля закреплены в ГОСТах и руководствах, что обеспечивает высокий уровень стандартизации и унификации текстов деловой документации.
1 . Общая характеристика официально-делового стиля
Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности. Таким образом, сфера применения деловой речи может быть в принципе представлена как широкая сеть актуальных официально-деловых ситуаций и как набор соответствующих жанров документов. Из этого могут быть выведены как минимум пять следствий.
1. Широта этой сферы позволяет различать по меньшей мере три подстиля (разновидности) делового стиля: 1) собственно официально-деловой (канцелярский, как его часто именуют), 2) юридический (язык законов и указов) и 3) дипломатический. При ряде различий эти подстил и близки друг к другу по своим основным характеристикам. Официально-деловые и дипломатические документы сближает то, что они ориентированы на достижение договоренности между двумя сторонами или на формулирование позиций сторон, при особо «этикетной» природе дипломатических формул в отличие от них для «языка законов» характерно стремление к перечислению условий и обстоятельств, влекущих за собой юридическую ответственность.
2. Соотношение «официально-деловая ситуация – соответствующий жанр документа» означает, что содержание документа покрывает множество реальных деловых обстоятельств, соответствуя не отдельному обстоятельству, а целому их типу – ситуации. Вследствие этого форма и язык документов в официально-деловом стиле выступают как стандартизованные (соответствующие единому образцу), и само требование стандартизации пронизывают всю сферу деловой речи.
3. В сфере деловой речи мы имеем дело с документом, т.е. с деловой бумагой, обладающей юридической силой, и сам этот факт обусловливает письменный характер реализации языковых средств официально-делового стиля. Вто же время сугубо письменный характер делового документа не может не влиять на его язык: письменная речь – речь в отсутствии собеседника, требующая развернутости и полноты изложения, ибо «ситуация должна быть восстановлена во всех подробностях, чтобы сделаться понятной собеседнику.
4.В лингвистике принято противопоставлять два типа текстов: информативный (научный, деловой) и экспрессивный (публицистический, художественный). Принадлежность деловой, речи к первому типу объясняет некоторые ее особенности, и прежде всего – ее стилистический характер.
Предельная информативная предназначенность делового текста находит свое отражение в стремлении пишущего к максимально строгому и сдержанному характеру изложения, а тем самым и в стремлении к использованию стилистически нейтральных и / или книжных элементов. Это, в свою очередь, исключает возможность употребления в текстах деловой речи экспрессивно и эмоционально окрашенных языковых средств (например, разговорно-просторечной лексики или междометий), образных средств или слов, употребляемых в переносном смысле – все это противоречило бы требованию точности деловой речи.
5.Сказанное определяет и требование однозначности, характерное для деловой речи. (Отметим в этом плане различие между научной и деловой речью: в первой однозначность необходима, а во второй просто недопустима неоднозначность). Это требование предопределяет использование в деловой речи терминов или терминизированных (близких к однозначным) специальных средств языка (ясно, что эта тенденция органически связана с юридической силой документа, не терпящей двусмысленности или, как говорил Л.В. Щерба, «кривотолков») таковы, например: постановление, резолюция – в канцелярском подстиле, истец, ответчик – в юридическом подстиле, свидетельствовать кому-либо свое глубокое уважение – в дипломатическом.
Не случайно исследователи отмечают, что «Профессиональные идиомы, сложившиеся в деловой письменной речи, выполняют ту же функцию, что и термины в научной речи». По той же причине характерно стремление не употреблять в деловых текстах лично-указательные местоимения он (она, оно, они), поскольку их использование в контексте – при наличии в нем более одного существительного того же рода – может противоречить требованиям точности и ясности изложения.
Требованием логичности и аргументированности изложения в области синтаксиса деловой речи объясняется обилие сложных конструкций. Имеется в виду большая употребительность сложноподчиненных предложений с союзами, передающими логические отношения (придаточные причины, следствия, условия), продуктивность всякого рода уточнений в тексте (причастные и деепричастные обороты, вставные конструкции), дифференциация смысловых отношений с помощью сложных союзов (типа вследствие того что) и предлогов (типа на предмет чего).
Перечисленные отличительные языковые черты делового стиля (стилистические, лексические, морфологические, синтаксические) органически вписываются в письменную сферу употребления этого стиля, в свойственные ему жанры документации. Но не только это составляет особенности норм официально-делового (канцелярского) подстиля.
2. Текстовые нормы делового стиля
Все мы так или иначе, чаще или реже сталкиваемся в своей жизненной практике с необходимостью подать заявление, составить доверенность и т.п. Но при этом каждый раз мы, как правило, наталкиваемся на трудности, связанные со знанием (или, вернее, незнанием) формы документа. Таким образом, выясняется, что содержание культуры речи применительно к деловому общению не может быть ограничено лишь рамками лингвистики, это вопрос не только подбора языковых средств, но и еще чего-то большего.
Начало наших затруднений относится не к той стадии, когда мы уже трудимся над составлением самого текста документа, а к более раннему моменту, когда нам надо принять решение о необходимости составления того или иного документа. Иначе говоря, первое наше действие в этом плане – мыслительное – лежит в экстралингвистической (внеязыковой) сфере. Попробуем представить себе схему внутренней работы, проделываемой каждым в плане составления какого-либо документа.
1.Пишущий (пока еще будущий пишущий), оказываясь связанным со сферой официально-деловых отношений, сталкиваясь с какими-либо обстоятельствами в сфере деловых отношений, прежде всего, должен дать себе достаточно ясный отчет о характере сложившейся официально-деловой ситуации. Эта ситуация и диктует выбор соответствующего документа: если вам необходимо о чем-то просить какую-либо организацию (руководство этой организации), нужный документ оказывается заявлением если вы проделали для этой организации какую-то работу и хотите, чтобы вам ее оплатили, это будет счет и т.д. Итак, первый этап в деятельности пишущего в сфере делового общения: уяснение характера официально-деловой ситуации и выбор в соответствии с ней жанра документа.
2.Выбор жанра документа обусловливает необходимость знания
формы (схемы) соответствующего документа. Предполагается (в идеале), что
пишущему она знакома (в силу его профессиональной подготовки, из какого-
либо справочника или благодаря тому, что кто-то подсказал нужный ему образец). А выбрав соответствующий ситуации жанр документа, он выбрал тем самым и единственно возможную в данном случае форму документа.
Под формой документа понимаются сумма его реквизитов и содержательно-композиционная схема – их взаимосвязь, последовательность и расположение. И только теперь, когда выбран жанр документа, а тем самым и его форма, возникает проблема языкового наполнения документа. Итак, схема обусловленности выбора в осуществлении реализации деловой речи такова: типовая официально-деловая ситуация –> жанр документа –> форма документа –> языковое наполнение документа.
Приведем схемы организации текста некоторых наиболее распространенных в нашей жизненной практике документов. Первый из них – заявление. Составные части этого вида документов в их последовательности повторяют приведенный уже нами список реквизитов: (1) наименование адресата (2) наименование адресанта (заявителя) (3) наименование документа. Далее следуют: (4) формулировка просьбы (жалобы, предложения) и по возможности краткой, но исчерпывающей аргументации (5) дата и (6) подпись. Схема расположения реквизитов заявления:
Структура рекомендательного письма, отзыва, характеристики или рецензии. Обязательные разделы, рекомендации. О чем в документе должно быть написано. Я снабжал стажеров таким документом с неизменным результатом на собеседованиях.
Рекомендательное письмо имеет смысл писать в официальном деловом формате текста. Ознакомьтесь с его особенностями.
Прочтите также: Технологии преуспевания - как быть успешным во всех своих начинаниях, в том числе:
Карьера - как сделать карьеру, продвинуться по службе
Советы руководителю - как быть успешным руководителем
Личный успех и гармония - как преуспеть в общении и убеждении, избегать конфликтов, все успевать и не уставать
Активный отдых - как и где провести свободное время с пользой и удовольствием
Рекомендация / характеристика / рецензия / отзыв
События, на основе которых дается рекомендация
Нужно написать, кто и где проходил стажировки, работал, участвовал в проекте, привлекался на временной основе.
Например, Иванов Иван Васильевич проходил полугодовую стажировку в компании ООО 'Синее и красное' на должности специалиста - колеровщика красок.
В служебные обязанности Иванова И. В. входил прием заказов и колеровка красок по требованию заказчиков. Краски могли быть от нескольких производителей и колеровались на разном оборудовании.
Навыки, знания, умения
Навыки, знания и умения, которые стажер, сотрудник или участник проекта заявил, а потом подтвердил в процессе работы.
Например, Иванов Иван Васильевич является профессиональным колеровщиком. Проходил обучение и имеет сертификат колеровщика 2-го разряда. В нашей компании дополнительно освоил работу с новым оборудованием компании 'Сизый лес'.
Проявленные качества
Личные качества, черты характера.
Например, во время стажировки Иванов Иван Васильевич проявил аккуратность, профессионализм, дисциплину, сообразительность и порядочность.
Иванов И. В. не курит, не употребляет алкоголь, ведет здоровый образ жизни. На работе всегда опрятен, вежлив, исполнителен.
Особые достижения
Например, в качестве особых достижений могу отметить действия в нестандартной ситуации. Заказчик попросил заколеровать ему партию краски, но потом отказался от покупки и не оплатил. Компания могла понести серьезные убытки. Однако Иванов И. В. обратил внимание на то, что другой заказчик заказал колеровку, которая могла быть получена из первой добавлением дополнительных пигментов. Таким образом, удалось избежать серьезных убытков.
Недостатки
В этом разделе лучше указать пару недостатков с целью придания документу видимости объективности.
Например, Из недостатков могу отметить избыточную склонность к сверхурочной работе, что может негативно сказаться на времени, отводимом для отдыха и восстановления сил, и привести в конечном итоге к проблемам со здоровьем. Рекомендую строго следить за выполнением данным сотрудником трудового распорядка в части своевременного покидания рабочего места.
Сведения об обучении
Полезно написать, если человек чему-то обучался в процессе стажировки, работы или сотрудничества.
Например, во время стажировки участвовал в корпоративной программе обучения. Прослушал семинар по типам основ колеруемых красок, принял участие в тренинге по командообразованию.
Подготовленные материалы и публикации
Всегда ценится способность не только выполнять свою работу, но и готовить правильную документацию, передавать навыки другим. Так что, если такие способности есть, их нужно отметить.
Например, в процессе работы подготовил подробную инструкцию, которая может использоваться для подготовки других стажеров.
Заключение
Вывод коротко.
Например, Иванов И. В. безусловно будет полезен Вашей компании в должности колеровщика. При условии соблюдения трудового распорядка есть все возможности карьерного роста до колеровщика 3-го, 4-го и даже 5-го разряда. Мы рекомендуем Вам данного сотрудника.
[Дата, подпись]
Пример рекомендательного письма
Рекомендательные письма и характеристики (примеры).
Рекомендательные письма и характеристики (примеры).
Рекомендательные письма (примеры).
Рекомендательные письма обычно пишутся на бланке компании и подписываются либо руководителем компании, либо непосредственным руководителем.
Для потенциального работодателя рекомендательное письмо выступает некоторой гарантией того, что будущий сотрудник действительно работал в компании, выполнял определенный круг обязанностей и покинул компанию «с миром», сохранив о себе хорошее впечатление.
Рекомендация — пока еще достаточно редкий для нашего рынка труда документ. И воспринимать нужно не как гарантию трудоустройства, а как приятное дополнение к вашему резюме.
Примеры рекомендательных писем
1. Рекомендация дана Петрову Сергею Ивановичу.
Вышеупомянутый сотрудник был нанят нашей компанией на должность менеджера проектов. Он осуществлял управление проектами компании, подбор временного персонала, ведение переговоров и последующих коммуникаций с партнерами в рамках проектов. В обязанности И. С. Петрова входила также своевременная подготовка и сдача отчетов бизнес-директору предприятия. Особенно хочется отметить его достижения в работе с партнерами — за время его работы над вверенными проектами доходы одного из партнеров возросли на 7%, другого — на 9%. Он показал себя инициативным, грамотным специалистом и добросовестным сотрудником. Я без колебаний рекомендовал бы его на аналогичную должность в другую компанию.
2. Мы подтверждаем, что господин Сергеев, родившийся 7 июля 1974 года, в период с 20 октября 2000 года по 1 марта 2003 года работал в нашей компании на должности контролер-ревизор.
Господин Сергеев был задействован в процессе контроля продаж нового товара на украинском рынке. Особенно хочется отметить его организаторские способности, умение быстро находить недостатки и налаживать деловые связи, как с зарубежными, так и украинскими партнерами. Благодаря своим обширным знаниям и высокой работоспособности, он в короткие сроки сумел освоить все технологические особенности нового продукта. Несмотря на сжатые сроки и неблагоприятные обстоятельства, ему удалось добиться выполнения всех показателей по бизнес-плану. Господин Сергеев произвел учет продукции в ряде ведущих супермаркетов и гипермаркетов Украины. Мы благодарны господину Сергееву за успешное сотрудничество.
Если информация в рекомендательном письме не показалась вам исчерпывающей, буду рад ответить на ваши вопросы.
Генеральный директор Радкович Г. С.
3. Иваненко Анна Валентиновна занимала позицию руководителя рекламного отдела в нашем издании. Она зарекомендовала себя как инициативный сотрудник, обладающий хорошими организаторскими способностями.
За год ее работы в нашей компании тираж издания увеличился на 25%. По инициативе Анны Валентиновны и с ее помощью была разработана и внедрена новая система распространения журнала в регионах. Благодаря ее усилиям у издания появились новые партнеры и рекламодатели. Особо хочется отметить ее ответственность, умение договариваться с людьми, быстро находить выход из непростых ситуаций, а также целеустремленность и нацеленность на достижение результата.
Один из примеров рекомендательного письма в формате Word можно скачать ЗДЕСЬ.
Газета "Коммерсантъ" как образец деловой журналистики на рынке российских СМИ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
История возникновения и развития деловой прессы в России. Типология деловых изданий, жанры деловой журналистики. Анализ развития современной деловой прессы России (на примере газеты "Коммерсантъ"). Концепция газеты "Коммерсант", основные рубрики, дизайн.
курсовая работа [6,4 M], добавлен 13.04.2012
История создания и интересные факты газеты "Коммерсант", Интернет-версия издания, новостные направления. "Черный пиар": понятие, главные цели. Специфика PR-публикаций в газете, структура подачи материала. Преимущества и недостатки ежедневной газеты.
курсовая работа [31,7 K], добавлен 06.08.2013
История и основные этапы становления информационной газеты "Нью-Йорк таймс", обстоятельства ее развития и место среди печатных изданий Америки. Характерные черты газеты, ее политическая направленность и периоды возвышения, значение на современном этапе.
реферат [46,7 K], добавлен 20.11.2009
Анализ рынка деловой информации в России. Специфика и структура деловой журналистики, ее зарождение и развитие в России. Жанрово-тематическое своеобразие общенационального еженедельного делового журнала "Эксперт". История создания журнала и его структура.
дипломная работа [187,8 K], добавлен 20.12.2012
Инфографика как средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе. Специфика деловой прессы. Жанровая система деловой прессы. Анализ инфографики в газетах "Биржа" и "Коммерсантъ". Графическое представление больших массивов информации.
дипломная работа [3,9 M], добавлен 11.07.2014
Особенности типа качественной газеты. Критерии качества, разновидности подачи новостных услуг. Разбор типа качественной газеты на примере 2 газет: "Вятский край" и "Российская газета". Оценка изданий по показателям, рейтинг среди печатных изданий РФ.
курсовая работа [249,8 K], добавлен 29.03.2010
Жанровые формы промышленной публицистики. Зарождение и развитие деловой журналистики. Раскрытия темы промышленности в региональных печатных СМИ на примере общественно-политической газеты "Новый мир". Деловые издания Европы: история и современность.
дипломная работа [109,0 K], добавлен 20.12.2012
Телевидение, как средство воздействия, этапы его становления. Критика российского телевидения на страницах "Литературной газеты". Типологические характеристики издания, дизайн газеты. Анализ материалов телевизионных критиков "Литературной газеты".
курсовая работа [39,5 K], добавлен 01.05.2010
Инфографика как направление дизайна СМИ и средство визуальной коммуникации в современной деловой прессе. Характеристика нижегородских печатных изданий "Биржа" и "Коммерсантъ": специфика, жанровая система сопоставительный анализ использования инфографики.
дипломная работа [3,5 M], добавлен 19.07.2014
Характеристика газеты "СМ Номер один". Типологические особенности печатного издания. Система текстовых публикаций номера. Тематические линии газеты. Способ изображения личности на страницах печатного издания. Разбор и анализ статей по выбранной тематике.
курсовая работа [50,8 K], добавлен 24.04.2010
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что деловая журналистика сегодня - один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Несмотря на преобладание массовой прессы, тем не менее, растет количество масс-медиа, работающих с информацией делового характера, увеличивается влияние бизнес-СМИ на протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание общества и журналистского сообщества к вопросам развития деловых масс-медиа. «Переход к рыночным отношениям породил небывалый спрос на деловую, коммерческую информацию. В настоящее время отмечают значительный рост интереса всех групп россиян к экономическим проблемам. Произошло изменение баланса потребления информации: увеличение доли деловой и социальной информации за счет снижения доли идеологизированной политической информации». Следует отметить, что в наиболее выигрышном положении оказываются универсальные деловые издания, поскольку рынок специализированных СМИ деловой сферы достаточно устойчив. Деловая пресса играет важнейшую роль в обеспечении коммуникации между субъектами экономики, бизнеса и предпринимательства и членами общества.
Современная деловая пресса России является одним из направлений в рамках системы СМИ, в развитии которого решающей предпосылкой стал особый «социальный заказ на новое качество и содержание коммуникаций в сфере деловой жизни и рыночных отношений. Соответственно, деловая журналистика - это деятельность по формированию того типа коммуникаций, который востребован новыми общественными силами и социальными группами» [Письменная Е.В.]. То есть исторически появление деловой прессы оказалось обусловлено общественно-экономическими и социальными факторами.
Рост роли и значения предпринимательства в обществе сопровождается все большим включением бизнеса в коммуникационную среду СМИ. С каждым годом пресса все чаще затрагивает разные стороны деловой жизни. Материалы делового характера теперь можно увидеть не только в специализированных изданиях. «Сегодня много пишут о бизнесе и те газеты и журналы, которые еще совсем недавно делали это от случая к случаю. Более того, взаимное влияние бизнеса и прессы приводит к тому, что в России именно деловой прессой формируются новые стандарты качественной журналистики, которые впоследствии могут распространиться на всю журналистику».
Развитие типологической структуры российской деловой прессы происходит стремительно, издания меняют свой стиль и жанровые предпочтения ввиду растущих запросов со стороны потенциальной аудитории. В таких условиях актуальным становится изучение наиболее популярных и распространенных изданий в деловой сфере журналистики России. В данном случае таковым, безусловно, можно назвать газету «КоммерсантЪ».
Хотя деловая журналистика как тип появляется еще в XVIII веке, в России изучение ее позиций на рынке СМИ становится особенно интересным на современном этапе. Кроме того, в связи с историческими особенностями развития нашей страны в период с 1917 по 1991 гг. на протяжении почти векового периода говорить о российской деловой журналистике как о сфере с сильными позициями не приходится. Поэтому для нашего исследования мы выбрали издание, чья история насчитывает пока только 12 лет (газета «КоммерсантЪ» основана в конце 1989 года).
Таким образом, можно определить цель нашего исследования: изучить современную универсальную деловую газету как тип издания на примере газеты «КоммерсантЪ».
Сообразно цели работы, нами были поставлены следующие задачи :
1. Проследить историю возникновения и становления деловой журналистики в России, выявить основные этапы ее развития и особенности на каждом этапе.
2. Основываясь на главных вехах истории развития, определить типологические характеристики деловой прессы, классифицировать ее по различным основаниям, определить черты непосредственно универсальных деловых печатных изданий.
3. Выявить особенности деловой газеты как типа издания, доказать состоятельность этой формы средства массовой информации в сфере деловой журналистики.
4. Рассмотреть универсальную деловую газету «КоммерсантЪ» как образец делового издания на рынке российской деловой печати.
5. Определить жанрово-тематическое своеобразие газеты «КоммерсантЪ» с точки зрения сферы деловой журналистики.
При этом к исследованию мы приступаем со следующей гипотезой . газета «КоммерсантЪ» является одним из лучших универсальных деловых изданий, направленных на наиболее широкий круг аудитории, на рынке российских СМИ на современном этапе.
Предметом исследования является деловая пресса в России, история ее развития и положение на современном этапе, а также жанрово-тематические особенности деловой газеты как типа издания.
Объектом исследования стала универсальная деловая газета «КоммерсантЪ» как образец деловой прессы России.
Практическая значимость работы: выявленные в ходе исследования типологические и жанрово-тематические особенности российского универсального делового печатного издания могут послужить основанием для дальнейших, более глубоких научных работ, а кроме того, могут быть полезными для редакторов, деловых журналистов и издателей деловой прессы.
Эмпирической базой исследования особенностей универсальной деловой газеты стали номера издания «КоммерсантЪ», выходившие в период с января 2011 года по март 2012 года (данный период обусловлен тем, что газета «КоммерсантЪ» является ежедневной, то есть количество номеров за этот период превышает 200 штук, а мы в нашем исследовании задались целью изучить современный этап развития данного издания).
Методологические основы работы:
· диалектико-логический подход, дающий возможность исследования типа издания с учетом процессов, оказывающих влияние на его развитие, выделять основные тенденции и обосновывать выводы
· эмпирико-системный подход, предполагающий использование системного отбора наиболее важных фактов развития объекта исследования и изучение элементов предмета исследования в неразрывной связи между собой. В частности, в нашей работе собраны исторические сведения о становлении российской деловой журналистики, а также изучено влияние изменившихся социальных условий на содержание деловых изданий на современном этапе существования
· метод теоретического анализа и обобщения научной литературы по общеметодологической проблематике типологии деловой журналистики и истории ее развития
· контент-анализ жанров и тематики журналистских материалов в универсальной деловой газете «КоммерсантЪ» за период 2011-2012 годов.
Структура исследовательской работы состоит из введения, основной части из двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы (…источников). Общий объем работы составляет … страниц.
Во введении обозначена актуальность нашего исследования, выделены цель, задачи работы. Определена методологическая и эмпирическая база труда, отмечены приемы, использованные в работе, предмет и объект исследования. Сформулирована новизна исследования и его практическая значимость с ориентацией на дальнейшую разработку данной тематики в научных работах.
В первой главе, состоящей из двух параграфов, изложена история появления и развития деловой журналистики в целом, а также выявлены сформировавшиеся исторически определенные тенденции, оказывающие значительное влияние на деловую журналистику на современном этапе. Во втором параграфе работы исследуются типологические характеристики деловых печатных изданий как особого типа СМИ, выделяются их классификации по различным основаниям.
Вторая глава работы посвящена непосредственному изучению практического воплощения типологических характеристик универсального делового издания на примере газеты «КоммерсантЪ». Выявленные в первой главе теоретические положения анализируются и доказываются на конкретном примере издания и журналистских публикаций в нем. Типологические характеристики и классификации исследуются на примере конкретного издания с целью выявления их реальной функциональности и жизнеспособности. Кроме того, мы предпринимаем попытку доказать, что универсальная деловая газета «КоммерсантЪ» является на сегодня образцом делового издания на российском рынке средств массовой информации.
Во втором параграфе данной главы мы анализируем жанрово-тематическое своеобразие издания «КоммерсантЪ», чтобы выявить особенности его функционирования на российском рынке СМИ.
В заключении приводятся обобщающие выводы и доказательства обозначенной во введении гипотезы о том, что газета «КоммерсантЪ» является одним из лучших универсальных деловых изданий, направленных на наиболее широкий круг аудитории, на рынке российских СМИ на современном этапе.
деловой пресса газета коммерсантъ
1. Деловая газета в системе журналистики
1.1 История возникновения и становления деловой прессы в России
Прежде чем обратиться к истории возникновения и становления деловой прессы, необходимо предварительно очертить рамки данного феномена. Для начала приведем определение категории деловой прессы, данное одним из исследователей этого феномена В.А. Сергачевым:
«Деловая пресса - это тип печатных СМИ, призванный в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (как журналистских, так и статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса» [Сергачев, с. 4].
Это достаточно четкое и емкое определение указывает на основную социальную функцию рассматриваемого социального явления («обеспечение бизнес-коммуникаций»). Однако некоторые исследователи (А.В. Еременко) указывают на недостатки данной дефиниции: не акцентировано внимание на том, что освещение любого предмета в рамках деловой прессы всегда подразумевает анализ его экономической природы, не раскрывает системные и типологические характеристики объекта исследования.
Для сравнения рассмотрим еще одно определение деловой журналистики:
«Деловая журналистика - специфически обособленная сфера профессиональной деятельности, развитие которой обусловлено не только общественно-политическими, но и экономическими процессами, происходящими в мире и стране: глобализацией финансовых рынков, появлением доступных для анализа баз данных финансово-экономической информации (в частности, в Интернете), отчетов коммерческих предприятий, фактов, отражающих существенные стороны развития предприятий» [Е. Письменная].
При этом мы в нашем исследовании будем придерживаться точки зрения, что проблемы деловой прессы необходимо рассматривать в широком контексте, поскольку деловая сфера не сводится целиком к прессе, содержащей информацию о бизнесе, в таком случае можно упустить из виду огромные информационные массивы, реально работающие в информационном поле.
Обратимся далее к историческому аспекту развития сферы деловой журналистики в России. Оговоримся, что рассматриваем только российский этап исторического развития этого вида прессы, поскольку хоть деловые печатные издания и испытывали значительное влияние западных СМИ, тем не менее, развивались собственным путем, который в конечном итоге привел к формированию оригинального типа универсального делового издания, каковым и является изучаемая нами газета «КоммерсантЪ».
Итак, во второй половине XVIII века в России начинают издаваться научно-популярные и литературные журналы, которые содержат материалы об экономике, культуре, развитии торговли, что придает им энциклопедический характер и соответствует вкусам читающей публики. Журналы того времени создавались для пропаганды экономических реформ и научных достижений. Отдельные разделы «толстых журналов», а также некоторые специализированные издания того времени можно рассматривать в качестве предвестников деловых журналов («Ведомости» издания Академии наук («Комментарии», «Ежемесячные сочинения» и др.) «Экономический магазин» и «Труды Вольного экономического общества»)).
В начале XIX века в России появляется ведомственная пресса: «Санкт-Петербургский журнал», «Периодическое сочинение об успехах народного просвещения», «Сенаторские ведомости». К этому же периоду относится увеличение количества специализированных изданий. Расширение спектра специализированных и отраслевых журналов продолжалось и в период царствования Николая I. Важным фактом развития структуры российской печати стало появление и развитие отраслевой прессы - изданий, освещающих административную, экономическую, научно-техническую деятельность. Эти издания были ориентированы на аудиторию специалистов, но в них уже начали появляться разделы для общей публики. Таким образом, российская деловая пресса берет свое начала из отраслевых специализированных изданий.
Печатные СМИ России получают новый импульс к развитию с приходом к власти Александра II. Активно развиваются и деловые журналы, такие как «Журнал для акционеров» - центральный орган владельцев государственных фондов и акций различных обществ и компаний. Начинает выходить «Вестник промышленности» - первый в России журнал для предпринимателей. Это издание было призвано защищать нужды и требования национальной торгово-промышленной буржуазии, содействовать строительству в России железных дорог, развитию промышленности, банковского дела.
В то же время получила распространение и аграрная пресса - появились журналы «Сельское благоустройство», «Журнал землевладельцев», «Практический сельский хозяин», «Русское сельское хозяйство». Экономические журналы: «Технологический журнал» - орган Академии наук, «Новый магазин естественной истории, физики, химии и сведений экономических» - дайджест зарубежных книг и журналов газеты «Купец» и «Коммерческая газета» - посредники между промышленниками и публикой «Мануфактурные и горнозаводские известия», «Земледельческая газета» и др. специализированные издания. Как раз опираясь на исторический аспект появления таких изданий мы можем доказать, что деловая пресса не может и не должна фокусироваться только на проблемах бизнеса и предпринимательства, как мы уже пояснили выше.
Конец XIX века - время промышленного подъема в России. С этим процессом связано и дальнейшее развитие деловой периодической печати. Особенно был ощутим рост специальных, справочных и научных изданий. В это время в стране сформировался тип делового издания, обслуживающего интересы бизнеса, государственной элиты, профессиональных сообществ. Данный тип прессы в то время был представлен во всем разнообразии - издавались универсальные и специализированные деловые газеты и журналы, среди которых были ведомственные, отраслевые и др.
Во второй половине XIX века в России наступает период капитализации, а значит, развитие деловой прессы, сосредоточенной на проблемах сферы получения коммерческой прибыли, идет полным ходом. Так, появляются «Биржевые ведомости» К.В. Трубникова - первая специализированная газета, посвященная акционерно-биржевым делам. С 1912 по 1914 гг. в Санкт-Петербурге выходило несколько десятков газет и журналов, посвященных акционерному делу, в том числе «Биржевые ведомости», «Биржа», «Биржевая спекуляция и акционерное дело» и т.п.
Переход к рыночным отношениям, высокие темпы развития экономики и бизнеса, новые потребности населения способствуют возникновению и формированию системы российских деловых журналов. К началу XX века в России функционировала разветвленная система периодической печати, ориентированная на все основные социальные сословия, профессиональные и возрастно-половые группы. Устойчивый рост российской экономики стимулировал увеличение количества деловых газет и журналов. Широкое распространение в то время получили ведомственные, экономические, финансовые, отраслевые, аграрные деловые журналы. Именно в этот период в России впервые начала формироваться система деловых периодических изданий, которая существует и по сей день.
Революция 1905 года сначала свела предпринимательскую деятельность в России практически на нет, однако затем бизнес расцвел с небывалой силой. В это время значительно увеличивается объем рекламных объявлений в газетах и журналах, появляются и чисто рекламные издания. Примером характерного издания этого периода можно назвать «Московский коммерческий указатель», который издавался с 1908 г. «Указатель» задумывался как издание, посвященное исключительно торгово-промышленным интересам. В первой московской деловой газете предполагалось ежедневно публиковать списки приезжих покупателей с указанием подворий и гостиниц, где они остановились. Кроме того, в «Московском коммерческом указателе» собирались публиковать списки прибывших грузов и списки извещений о полученных платежах, бюллетени всех московских бирж, а также сведения о торгах и подрядах. Хотя газета просуществовала всего месяц, тем не менее, она открыла дорогу прочим деловым газетам.
В 1909 г. «Московский коммерческий указатель» перекупил издатель Г.А. Блюменберг и переименовал его в «Коммерсантъ» при полном сохранении прежней программы издания. То есть уже более 100 лет назад мы впервые сталкиваемся с деловым изданием под таким заголовком.
«Коммерсантъ» стал престижным проектом и неплохим рычагом влияния на московскую купеческую среду. Однако сверхдоходов он владельцу не приносил. Позднее издатель добавил к нему «приложение» «Вечерние известия». Мы ставим это издание в кавычки, поскольку как такового отношения к деловой прессе оно не имело. В отличие от «Коммерсанта», «Вечерние известия» богато иллюстрировались, а также содержали информацию, способную удовлетворить абсолютно все слои московской публики, - от сообщений о науке за рубежом и театральных рецензий до подробных описаний убийств и прочих городских происшествий.
Выпуск большинства русских деловых газет прекратился в конце 1917 - начале 1918 года, когда их закрыли большевики. «Коммерсантъ» запретили еще раньше. В последние годы существования он стал более объемным, иллюстрированным и политическим, чем прежде. В 1923 году, во времена НЭПа, в Москве попытались восстановить выпуск «Коммерсанта» - уже по новым правилам и без буквы «ъ» в конце. Газета в точности соответствовала изданию довоенных времен и отличалась лишь периодичностью выпуска - два-три раза в неделю. Но уже в третьем номере редакция сообщила читателям, что доставлять сведения о прибытии грузов впредь не представляется возможным. Читателям обещали продолжить издание газеты, но третий номер оказался последним. Настоящее возобновление издания произошло только в 1989 году, когда начинается отсчет новейшей истории универсальной деловой газеты «КоммерсантЪ».
За первые два года после Октябрьской революции было закрыто 170 журналов и газет. Деловые издания общего интереса, публиковавшиеся до революции, прекратили свое существование, потому что исчезла их целевая аудитория (предприниматели, финансовая элита и т.д.), на которую они были ориентированы, и прекращено их финансирование. Были закрыты и дореволюционные ведомственные и специализированные журналы, уступив место печатным органам большевистских ведомств.
В конце 20-х - 30-х гг. XX века интенсивно развивались созданные Советской властью центральные отраслевые и специализированные журналы. Появляются и провинциальные издания, посвященные экономике и финансам. В этот период происходит трансформация деловой прессы в экономическую печать. Экономическое воспитание и контрольно-организаторская деятельность - основные задачи экономической печати советского периода.
После Великой Отечественной войны журнальная периодика постепенно восстанавливается. С 1956 по 1985 гг. ежегодное пополнение журналов и изданий журнального типа составляло значительное количество - 30-40 новых названий. Однако деловой журнал как отдельный тип не выделялся.
В 90-е годы XX века в отечественной прессе произошли существенные типологические изменения. Постепенно происходила коммерциализация российской прессы. Как уже упоминалось, в 1989 году в новом формате начинает выходить газета «КоммерсантЪ». Период с 1990 по 1995 гг. можно назвать временем становления классической системы деловых журналов в России. В это время появляются первые российские деловые журнальные издания общего интереса - «КоммерсантЪ Weekly» и «Эксперт». В этот период начинается активное развитие новых профессиональных, отраслевых и становление корпоративных деловых журналов. К концу ХХ века в России вновь формируется разветвленная система деловой журнальной периодики.
Сегодня мы наблюдаем в системе деловой прессы процессы, сходные с теми, что происходили в России в начале ХХ века. Таким образом, капитализация общества, переход к рынку вызывают одни и те же процессы в информационной среде, несмотря на большой разрыв во времени.
История деловой прессы постсоветской России - одна из самых малоисследованных и интересных страниц отечественной медиаистории в целом. К сожалению, несмотря на наличие значительного количества материалов, посвященных развитию российских бизнес-СМИ, надо признать, что большинство из них дискретны, охватывают лишь часть истории, не предоставляя цельную картину.
Из-за небольшой по мировым меркам истории развития российских СМИ некоторые тенденции и процессы, зародившиеся несколько лет назад, продолжают активно влиять на современный рынок СМИ и модели функционирования деловых журналов. Всю историю современных российских деловых изданий уместно разделить на четыре этапа, каждый из которых характеризуется рядом отличительных особенностей:
1) 1987-1995 год. Становление российской деловой журналистики. Появление первых образцов классической бизнес-прессы на рынке. Развитие издательского дома «КоммерсантЪ».
2) 1995-1999 год. Развитие национальной модели деловой журналистики, рост конкуренции на рынке. Появление журнала «Эксперт».
3) 1999-2003 год. Окончательное формирование системы деловой прессы России как элемента национальной медиасистемы. Появление на рынке полного спектра видов деловой прессы. Возникновение и развитие газеты «Ведомости».
4) 2003 - нынешнее время. Быстрый рост числа представителей деловой прессы. Развитие мультимедийных холдингов бизнес-СМИ. Активное проникновение на рынок зарубежных брендов. Быстрое развитие подвида деловой прессы, посвященной персональным финансам.
Далее рассмотрим эти этапы несколько подробнее.
Этап 1. Пионером современной российской деловой журналистики по праву считается ИД «КоммерсантЪ». История его началась с 1987 года, с момента создания справочно-информационной службы «Факт», первого негосударственного информационного агентства в стране. Основателем «Коммерсанта» был Владимир Яковлев. Продолжением деятельности компании «Факт» стала организация весной 1989 года информационного агентства «Постфактум». Первым изданием стал еженедельник «Коммерсантъ». Формально газета рекламировалась как возобновление выпуска дореволюционного издания, выходившего с 1910 года. Пилотный номер еженедельной газеты вышел в декабре 1989 года, а с 8 января 1990 года газета стала выходить в регулярном режиме. Первые же номера принесли изданию определенный коммерческий и репутационный успех. Газета с первоначальным тиражом 40 000 экземпляров и стоимостью 40 копеек расходилась полностью, причем вскоре спекулянты начали перепродавать ее по завышенной цене. Через год тираж газеты вырос до 500 000 экземпляров. Столь внушительный успех связан, прежде всего, с отсутствием в Российской Федерации полноценного рынка деловых изданий. «Столь неожиданный прорыв на рынок нового издания можно объяснить, конечно, и тем, что никакого рынка тогда еще не было. Все государственные издания были заняты «разбором полетов» за последние 70 лет - обличали или защищали советскую власть. Для «Коммерсанта» же никакой советской власти словно не было. Он обращался к новой социальной группе, которую власть интересовала лишь в одном смысле: как сделать, чтобы она не мешала работать, - к первым предпринимателям. И газета была им нужна как практический инструмент для работы - как точная сводка деловых новостей» [сайт «Коммерсанта»].
Следует отметить и объективную новизну подхода «Коммерсанта» к освещению действительности, применение новых методик работы с информацией, составления плана номера, уникальную рубрикацию. Во-первых, новая газета была больше по объему, чем большинство существовавших на рынке (16 полос). Во-вторых, нетрадиционным было применение «жесткого» макета, выделение определенного ряда рубрик, которые заполнялись материалами на соответствующие темы: «Войны и происшествия», «Акции, инвестиции», «Все остальное» и т.п.
Одним из новшеств «Коммерсанта» было применение схемы изложения материалов, широко применяемой в зарубежных изданиях, - принципа «перевернутой пирамиды» (в начале материала излагается наиболее важная информация - что, где, когда случилось, а потом дается более тщательное описание произошедшего).
Одним из новшеств также было применение ссылок на источники информации и использование отстраненного, сжатого, несколько сухого тона повествования, - до того журналисты, воспитанные на традициях советской публицистики, считали возможным изложение в материалах своего личного мнения, взглядов, что могло ввести в заблуждение читателя делового издания.
Особое место в «Коммерсанте» уделялось заголовкам. Они обязаны были привлекать внимание. Представители нового класса читательской аудитории - предприниматели - желали сразу же понимать, о чем идет речь в материале. Поэтому заголовки приобрели вид связного, законченного предложения с подлежащим и сказуемым, которое должно было дать представление о сюжете статьи.
Новым был и способ управления деятельностью редакции - так называемый редакционный менеджмент. Владимир Яковлев проповедовал жесткий стиль управления сотрудниками, кодификацию их обязанностей, применение системы штрафов за профессиональные упущения и дисциплинарные провинности.
«В результате оперативность информации достигла такого уровня, что еженедельный «КоммерсантЪ» порой успевал сообщать новости раньше, чем ежедневные газеты. Сегодня можно сказать, что «КоммерсантЪ» был первым по-настоящему рыночным изданием, развивавшим активную экспансию на рынке СМИ. В годы, когда еще не существовало рекламного рынка, «Ъ» бесплатно публиковал так называемые справки «Ъ» и контактные телефоны, разогревая рынок рекламы [сайт «Коммерсанта»].
Такой успех послужил причиной дальнейшей рыночной экспансии «Коммерсанта». В сентябре 1992 года издательский дом начал выпускать газету «КоммерсантЪ-Daily» (сейчас называется «КоммерсантЪ»), первое в России ежедневное деловое издание. В том же году еженедельник «КоммерсантЪ» трансформировался в первый в России аналитический еженедельный журнал «КоммерсантЪ» («КоммерсантЪ-Weekly», в ноябре 1997 года переименован в журнал «КоммерсантЪ Власть»).
В 1993 году вышел полноцветный ежемесячный журнал для семейного чтения «Домовой», в том же году в сентябре появился еженедельный журнал «КоммерсантЪ Деньги» (сейчас - «Деньги») - первый в России экономический еженедельник, предназначенный для широкой аудитории: менеджеров и частных инвесторов.