Воскресенье, 22.12.2024, 05:08
MirShablonov.my1.ru
Главная | Шаблоны примеры | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Инструкции информация практика [98]
Протокол [95]
Характеристика [127]
Акт о событии [162]
Договоры образцы [269]
Исковые заявления [110]
Заявления ходатайства [184]
Ходатайство в суд [14]
Претензии [63]
Трудовые отношения [140]
Резюме [105]
Регистрация [17]
Оформление решений [58]
Письма, записки [146]
Анкеты опросы [73]
Автобиография пример [6]
Доверенности [102]
Сопровождение бизнеса [46]
Жалобы на противоправные действия [44]
Декларации [63]
Бытовые сделки [22]
Распоряжения подчиненным [101]
Молодому руководителю [100]
Как правильно заполнять приказы [102]
Утверждение [85]
Утверждение форм [69]
Прием на работу [80]
Основные приказы [73]
Назначение ответственного [67]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 214
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Как правильно заполнять приказы

Образец приказа об аренде жилья для сотрудников

Оплата аренды жилья за работника не является его доходом

эксперт журнала «Учет в торговле»

Организация доказала, что оплата аренды жилья, предоставленного работнику, переехавшему из другой местности, не облагается НДФЛ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 сентября г. № А19-2330/).

Суть спора

Инспекторы провели выездную проверку и привлекли компанию к ответственности за то, что она не удержала и не перечислила НДФЛ. Основание следующее: организация не включила в налоговую базу оплату аренды жилья, предоставленного иногородним работникам. По мнению проверяющих, такая оплата является доходом работников в натуральной форме. Организация с этим не согласилась и обратилась с иском в суд.

Решение суда

Судьи поддержали иск. Доходом от источников в РФ является вознаграждение за исполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу (подп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ).

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, в том числе полученные в натуральной форме (п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ).

Организация обязана исчислить, удержать у своего работника и уплатить сумму НДФЛ. Это касается всех доходов, которые работник получил в данной компании. При этом предприятие удерживает налог непосредственно из доходов при их фактической выплате (п. 1, 2, 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

К доходу, полученному в натуральной форме, в частности, относится оплата за работника товаров (работ, услуг). Это могут быть коммунальные услуги, питание, отдых, обучение (подп. 1 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса РФ).

Освобождаются от НДФЛ все виды компенсационных выплат, установленных законодательством. Среди них выплаты, связанные с исполнением трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Об этом сказано в пункте 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

В статье 164 Трудового кодекса РФ разъяснено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные для возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей.

Случаи предоставления компенсаций приведены в статье 165 Трудового кодекса РФ. Сюда в том числе относится переезд на работу в другую местность. При этом соответствующие выплаты производятся за счет работодателя.

Если работник переезжает по предварительной договоренности с компанией на работу в другую местность, организация обязана возместить ему расходы на переезд, обустройство на новом месте жительства. Конкретные размеры выплат определяются соглашением сторон трудового договора (ст. 169 Трудового кодекса РФ).

Также судьи обратились к постановлению Совмина СССР от 15 июля 1981 г. № 677. В пункте 3 данного документа сказано, что работникам, которые переехали в связи с переводом на работу в другую местность, и членам их семей жилое помещение предоставляется на условиях, предусмотренных трудовым договором.

Арбитры установили, что:

  • обязанность предприятия предоставить иногородним работникам за счет собственных средств компенсацию в виде оплаты аренды квартир закреплена в трудовых договорах;
  • данные выплаты не связаны с системой оплаты труда;
  • деньги за наем жилья организация выплачивала непосредственно арендодателям;
  • эти затраты отнесены на общехозяйственные расходы, в фонд заработной платы не включались.
  • С учетом вышесказанного арбитры признали оплату проживания работников обустройством на новом месте жительства. То есть НДФЛ в этом случае удерживаться не должен.

    Необходимо отметить, что Минфин России придерживается противоположной точки зрения.

    Чиновники неоднократно разъясняли в своих письмах, что с оплаты организацией жилья переехавшему работнику следует удерживать НДФЛ. Финансисты считают, что суммы такого возмещения не подпадают под действие пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Такая позиция высказана в письмах от 15 мая г. № 03-03-06/1/16789, от 17 января г. № 03-04-06/6-1, от 11 июня г. № 03-04-06/6-118. При этом отмечено, что оплаченная организацией аренда жилья для иногороднего работника является его доходом в натуральной форме.

    Однако с таким мнением не согласны не только компании, но и судьи.

    В постановлении ФАС Московского округа от 21 марта г. № КА-А40/1449-11 арбитры рассмотрели следующую ситуацию. В соответствии с приказом руководителя при найме высококвалифицированных работников, прибывших из других регионов для выполнения трудовых обязанностей, компания обязана обеспечивать их бесплатным жильем с оплатой расходов на содержание. Для этого фирма от своего имени заключала договоры аренды квартир с собственниками жилья. Арбитры признали, что при таких обстоятельствах оплата проживания иногородних работников на время действия трудовых договоров является компенсацией при переезде на работу в другую местность. То есть уплаченные компанией суммы не облагаются НДФЛ.

    Подобные выводы содержатся в постановлениях ФАС Уральского округа от 8 июня г. № Ф09-3304/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 2 сентября г. № А70-10656/ и др.

    Поэтому свою точку зрения организация, скорее всего, сможет отстоять только в суде. При этом еще раз обратим внимание, что условие компенсации найма жилого помещения нужно отразить в трудовом договоре с работником.

    Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.

    Статья: Предприятие арендует квартиры для сотрудников. Как исчислить налоги? (Шишкоедова Н.Н. Огиренко Е.А.) ("Главбух", 2003, n 18)

    "Главбух", N 18, 2003

    ПРЕДПРИЯТИЕ АРЕНДУЕТ КВАРТИРЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ.

    КАК ИСЧИСЛИТЬ НАЛОГИ?

    Арендовать квартиру для сотрудника может предприятие. Однако возможна ситуация, когда работник уже сам снял жилье, а организация лишь возмещает ему расходы по найму. В зависимости от того, кто заключил договор аренды - предприятие или его сотрудник, будет меняться порядок учета арендной платы при расчете налогов.

    Кроме того, налогообложение арендной платы зависит еще и от того, по какой причине вы решили оплачивать работнику расходы по найму жилья. Это могут быть требования законодательства, добровольное решение организации, прописанное в трудовом договоре с сотрудником, а также просто решение руководства помочь кому-либо из работников решить проблемы с жильем. О том, как выгоднее оформить аренду, чтобы сэкономить на налогах, - читайте в нашем материале.

    Для кого арендовать жилье?

    Конечно, предприятие может арендовать квартиру для любого работника - права заботиться о своих сотрудниках у вас никто не отнимет. Однако законодательство России предусматривает случаи, когда работодатель просто обязан снимать жилье для своих подопечных. Кто же может рассчитывать на такую льготу?

    Во-первых, люди, которые работают в районах Крайнего Севера, и члены их семей. Работодатель обязан предоставить им жилье или возместить расходы на аренду, потому что этого требует п.18 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1. Правда, арендуя квартиры таким сотрудникам, организация должна придерживаться норм площади жилья, которые предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1141.

    Во-вторых, "квартирные" льготы предусмотрены для медицинских работников, которые трудятся в сельской местности и в поселках городского типа, и, конечно, для членов их семей. Это определено в ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

    Как оформить аренду квартир?

    Это можно сделать двумя способами. Во-первых, руководитель может издать приказ и указать в нем, для кого организация арендует квартиру и что именно она готова оплатить.

    Во-вторых, обязанность арендовать квартиру для сотрудника можно прописать в трудовом договоре. Если вы арендуете квартиру для сотрудника, трудовой договор с которым уже подписан, то можно заключить соглашение об изменении условий трудового договора. Но не забывайте, что в таком случае отказать впоследствии этому работнику в квартире будет весьма затруднительно.

    Ну а как оформить саму аренду? Здесь также возможны варианты.

    Первый - организация сама заключает договор аренды с тем, кто сдает жилье. Так целесообразно поступать в том случае, если ваша обязанность снять квартиру прописана в трудовом соглашении с сотрудником. В договоре аренды следует указать, кто будет проживать в квартире. Здесь же прописывают срок, на который сдается жилье, сумму арендной платы и другие условия.

    Второй вариант - сотрудник сам напрямую заключает договор аренды с владельцем квартиры. Организация же возмещает работнику расходы. Таким образом аренду выгодно оформлять, если обязанность снимать квартиру не вытекает из условий трудового договора. Далее, рассказывая о том, как отражать аренду жилья в учете, мы каждый раз будем касаться каждого из этих вариантов.

    Как отражать аренду квартир в бухгалтерском учете?

    Не важно, у кого вы арендуете квартиру: у физического лица (это более распространенный случай) или у юридического. Более того, не имеет значения, по требованию законодательства или по своему желанию вы снимаете жилье. Все равно расходы в бухучете отражаются одинаково.

    Какие же это расходы? Возможно, сначала придется потратиться на поиск подходящей квартиры. Многие организации, прежде всего в больших городах, предпочитают обращаться к специализирующимся по жилью агентствам. С ними заключают договор на оказание услуг. Когда агентство подберет квартиру, составляется акт об оказании услуг. А затем фирма оплачивает работу риэлторов.

    Стоимость их услуг бухгалтер должен включить во внереализационные расходы. Это следует из п.12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н. В бухгалтерском учете при этом делают такие записи:

    Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 76

    - отражены услуги агентства;

    Дебет 76 Кредит 51 (50)

    - оплачены услуги агентства.

    Однако работник может и сам подобрать квартиру, и ему тоже нужно вложить в это некоторую сумму (объявления в газетах, разъезды, все те же услуги риэлторов. ). И если организация возмещает ему расходы по поиску жилья, то бухгалтер записывает:

    Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 73

    - отражена сумма компенсации расходов по поиску квартиры;

    Дебет 73 Кредит 50

    - выдана работнику компенсация расходов по поиску жилья.

    Теперь о расходах предприятия по арендной плате. Если договор заключила организация, то в учете арендная плата также отражается как внереализационный расход - на счете 91 субсчет "Прочие расходы". К этому субсчету бухгалтер может открыть аналитический счет "Аренда квартир для сотрудников".

    В учете бухгалтер делает такие проводки:

    Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 76

    - отражена арендная плата за месяц;

    Дебет 76 Кредит 50

    - оплачена аренда квартиры.

    При этом если предприятие вносит арендную плату сразу за несколько месяцев вперед, то данную сумму нельзя сразу включить во внереализационные расходы. Как же учитывать такие платежи?

    Налоговики считают, что затраты надо отнести в состав расходов будущих периодов, на счет 97. А затем организация будет списывать плату за жилье во внереализационные расходы постепенно - в конце каждого месяца.

    Однако с этим мнением вполне можно не согласиться. Аргумент - Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н. Здесь перечислены затраты, которые следует отражать на счете 97 "Расходы будущих периодов", и арендная плата не упомянута. Следовательно, предприятие вправе отражать плату за жилье на несколько месяцев вперед в составе выданных авансов.

    Пример 1. В сентябре 2003 г. ООО "Славянка" арендовало квартиру для своего сотрудника. Плата за это жилье составляет 6000 руб. в месяц. В сентябре предприятие оплатило аренду квартиры сразу за три месяца вперед, перечислив ее владельцу 18 000 руб. (6000 руб. x 3 мес.). В учете ООО "Славянка" бухгалтер запишет:

    Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 50

    - 18 000 руб. - перечислена арендная плата за три месяца.

    В сентябре бухгалтер также отразит арендную плату за месяц в составе внереализационных расходов. При этом в учете нужно сделать такую запись:

    Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками"

    - 6000 руб. - отражена арендная плата за сентябрь;

    Дебет 60 субсчет "Расчеты с поставщиками" Кредит 60 субсчет "Авансы выданные"

    - 6000 руб. - зачтен ранее выданный аванс.

    Если же договор аренды с владельцем квартиры заключил сам работник, то он и будет заниматься платежами. В этом случае предприятие станет регулярно выдавать ему из кассы назначенную арендатором сумму. Истраченные средства в бухгалтерском учете предприятие отражает в составе внереализационных расходов. В конце месяца бухгалтер сделает в учете следующие записи:

    Дебет 91 "Прочие расходы" Кредит 73

    - начислена компенсация, которую предприятие платит работнику за аренду квартиры;

    Дебет 73 Кредит 50

    - выдана компенсация расходов сотрудника по найму квартиры.

    Налог на прибыль

    Может ли бухгалтер уменьшить на расходы по аренде квартир налогооблагаемую прибыль? Если предоставлять бесплатное жилье для работников требует законодательство России, то плату за квартиры в пределах норм включают в расходы на оплату труда, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Об этом прямо сказано в п.4 ст.255 Налогового кодекса РФ.

    Ну а если предприятие арендует квартиры для тех сотрудников, которым такое жилье не положено? Здесь нужно смотреть, что написано в трудовом договоре. Если там обязанность снять для сотрудника квартиру не прописана, то расходы на ее аренду прибыль не уменьшают. Ведь в п.29 ст.270 Налогового кодекса РФ разъяснено, что при расчете налога нельзя учесть оплату товаров (работ, услуг), используемых работником в личных целях. По мнению работников МНС России, аренда квартир именно к таким выплатам и относится.

    А если обязанность снять квартиру предусмотрена трудовым договором? Тогда п.25 ст.255 Налогового кодекса РФ позволяет включить арендную плату и суммы, уплаченные агентству, в состав расходов, уменьшающих прибыль.

    Однако дело в том, что если вы учтете арендую плату при расчете прибыли, то вам придется обложить ее еще и ЕСН, а также пенсионными взносами (п.1 ст.236 Налогового кодекса РФ). Согласитесь, в большинстве случаев предприятию выгоднее заплатить налог на прибыль, чем ЕСН, поскольку ставка последнего налога значительно выше.

    Глава 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ позволяет вам арендную плату, предусмотренную трудовым договором, включить как в расходы на оплату труда (п.25 ст.255 Налогового кодекса РФ), так и отнести ее к выплатам социального характера, которые прибыль не уменьшают (п.29 ст.270 Налогового кодекса РФ), поэтому вы вправе сами решить, как вам поступить. На это указано в п.4 ст.252 Налогового кодекса РФ. Кроме того, стоит отметить, что сотрудники МНС настаивают на том, что плата за аренду квартиры не уменьшает прибыль даже в том случае, если она предусмотрена трудовым договором. При этом они ссылаются на ст.270, игнорируя нормы ст.255.

    Если затраты на аренду квартир в налоговом учете вы не учитываете, то в бухгалтерском учете образуется постоянное налоговое обязательство (ведь там соответствующие суммы включаются в расходы). Это следует из п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (ПБУ 18/02), утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н. Следовательно, в бухучете организация должна сделать такую запись:

    Дебет 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

    - отражено постоянное налоговое обязательство.

    Пример 2. В сентябре 2003 г. ООО "Климента", расположенное в Санкт-Петербурге, пригласило на работу иногороднего сотрудника. В подобных случаях законодательство не настаивает на том, чтобы организации предоставляли своим работникам жилье. И все же, чтобы привлечь классного специалиста, предприятие решило арендовать квартиру для этого сотрудника. Эта обязанность организации прописана в трудовом договоре с сотрудником.

    ООО "Климента" обратилось в агентство, которое помогло найти подходящую квартиру и заключить договор с ее владельцем. Арендная плата составляет 6000 руб. в месяц. Услуги агентства обошлись в 4000 руб. (без НДС). В сентябре бухгалтер делает в учете такие записи:

    Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 76

    - 4000 руб. - отражена стоимость услуг агентства;

    Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 76

    - 6000 руб. - отражена арендная плата за сентябрь.

    В налоговом учете арендную плату и стоимость риэлторских услуг бухгалтер не включил в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль предприятия. Поэтому в бухучете ООО "Климента" возникает постоянное налоговое обязательство. Бухгалтер отражает его такой записью:

    Дебет 99 субсчет "Постоянное налоговое обязательство" Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"

    - 2400 руб. ((6000 руб. + 4000 руб.) x 24%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

    Налог на добавленную стоимость

    Как известно, предприятие должно начислить налог на добавленную стоимость, если оно реализует товары, работы или услуги. Об этом сказано в пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ. А должна ли организация, которая обеспечивает своего работника квартирой, уплачивать НДС?

    Сначала рассмотрим ситуацию, когда сотрудник сам заключает договор аренды. В этом случае предприятие, по сути, просто берет на себя обязательства возмещать расходы работника и никаких услуг оно не оказывает. Поэтому начислять налог на добавленную стоимость не надо.

    Пример 3. В ООО "Мэлт" работает иногородний сотрудник, который снял себе квартиру через агентство. По приказу руководителя предприятие возмещает ему расходы по поиску жилья. Агентство запросило 9000 руб.

    ООО "Мэлт" помогает сотруднику с квартирой добровольно. Поэтому 9000 руб. бухгалтер не включил в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход. Начислять НДС не нужно.

    Перейдем к случаю, когда договор аренды заключает организация. Считается ли, что предприятие таким образом оказывает работнику услугу? Этот вопрос мы задали сотрудникам МНС России. По их мнению, в подобных случаях организация оказывает своему работнику посредническую услугу по поиску жилья. Следовательно, бухгалтеру надо начислить НДС, даже если работник ничего не платит предприятию. Это следует из пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ. А именно налогом нужно облагать стоимость риэлторских услуг - если вы к ним прибегали. Если же организация нашла квартиру без помощи агентства, то налог надо начислять на сумму, которую обычно запрашивают риэлторы у своих клиентов.

    Однако мы считаем, что с налоговиками в данном случае можно поспорить. Ведь налог на добавленную стоимость начислять нужно в том случае, когда вы реализуете услуги. Услуга - это деятельность, результаты которой используются в тот момент, когда она оказывается (п.5 ст.38 Налогового кодекса РФ). Если обязанность снять квартиру прописана в трудовом договоре, то получается, что вы просто выполнили свои обязательства перед сотрудником. Каких-либо услуг вы ему при этом не оказали.

    Другой случай, когда аренда квартиры в договоре не прописана. Здесь доводы в пользу неначисления НДС будут другими. Если квартиру нашла организация и деньги на поиски не потратила, то нет документов, подтверждающих, что вы вели какую-либо деятельность в интересах работника. Поэтому доказать, что вы действительно подобрали квартиру, то есть оказали работнику услугу, невозможно. С равным успехом он мог найти ее и сам. Значит, оснований для того, чтобы начислить НДС, нет.

    Если же на поиски квартиры вы потратились - заплатили агентству, давали объявления в газету и прочее - и тому есть документальные подтверждения, то можно говорить о том, что вы по собственной инициативе нашли квартиру для работника, оказав ему услугу бесплатно. Поэтому здесь у налоговых органов будет больше возможностей обосновать начисление НДС. Избежать этого можно, включив условие о предоставлении квартиры в трудовой договор.

    А вот по поводу арендной платы наше мнение и мнение налоговиков совпадают: облагать ее НДС не нужно. Ведь бухгалтер не оформляет акт приемки-передачи квартиры работнику. Следовательно, предприятие не оказывает сотруднику услуг по найму помещения.

    Налог на доходы физических лиц

    Сначала о случае, когда предприятие предоставляет своим сотрудникам квартиры в соответствии с законодательством России. Тогда начислять налог на доходы физических лиц не надо. Это право предусмотрено в п.3 ст.217 Налогового кодекса РФ.

    Если же предприятие оплачивает жилье по собственному желанию, считается, что сотрудник получает доход в натуральной форме. Это следует из пп.1 и 2 п.2 ст.211 Налогового кодекса РФ. Значит, в этой ситуации суммы арендной платы облагать налогом придется.

    Рассчитывают налог на доходы физических лиц по ставке, равной 13 процентам. Об этом говорит п.1 ст.224 Налогового кодекса РФ. Однако здесь есть один нюанс. Дело в том, что в основном организация добровольно снимает жилье для работников, которые приехали из другого города или из-за рубежа. И если иностранцы находятся на территории России менее 183 дней в году, то их доходы облагаются налогом по ставке 30 процентов. Так сказано в п.3 ст.224 Налогового кодекса РФ.

    Пример 4. ООО "Демо" пригласило на работу гражданина Австрии Г. Шпехта. В сентябре 2003 г. этот сотрудник снял квартиру. Плата за жилье составила 15 000 руб. в месяц. ООО "Демо" пошло Г. Шпехту навстречу и возместило ему эти расходы.

    За сентябрь 2003 г. Г. Шпехту начислили заработную плату - 60 000 руб. В Россию он приехал 1 сентября 2003 г. то есть находится в нашей стране менее 183 дней. Поэтому налог на доходы физических лиц рассчитывается по ставке 30 процентов.

    В учете ООО "Демо" сделало такие записи:

    Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 73

    - 15 000 руб. - отражены расходы по аренде квартиры за сентябрь;

    Дебет 73 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"

    - 4500 руб. (15 000 руб. x 30%) - удержан налог на доходы физлиц;

    Дебет 73 Кредит 50

    - 10 500 руб. (15 000 - 4500) - оплачены расходы сотрудника;

    Дебет 26 Кредит 70

    - 60 000 руб. - начислена заработная плата Г. Шпехту за сентябрь;

    Дебет 70 Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"

    - 18 000 руб. (60 000 руб. x 30%) - удержан налог на доходы физических лиц;

    Дебет 70 Кредит 50

    - 42 000 руб. (60 000 - 18 000) - выплачена заработная плата Г. Шпехту.

    Бухгалтер не включил 15 000 руб. в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

    Ну а может хотя бы как-то повлиять на исчисление данного налога оформление аренды? Да, может. Ведь в случае с арендой жилья доход получает не только работник предприятия, но и владелец квартиры. Порядок же, в котором этот его доход облагается налогом, зависит от того, как заключен договор аренды.

    Если квартиру снимает организация, то она и удержит налог на доходы физических лиц с сумм, причитающихся арендодателю. Это следует из п.1 ст.226 Налогового кодекса РФ. Далее налог предприятие перечислит в бюджет. Сделать это оно должно уже на следующий день после того, как владелец жилья получит деньги. Таково требование п.6 ст.226 Налогового кодекса РФ.

    Если же договор аренды заключен напрямую с сотрудником, то человек, который сдает квартиру, должен сам заплатить налог в бюджет. Об этом сказано в пп.1 п.1 ст.228 Налогового кодекса РФ.

    Единый социальный налог и взносы в ПФР

    Сразу скажем, что здесь условия договора аренды абсолютно не важны.

    В случае если жилье для работников предусмотрено законодательством, от налога освобождает пп.2 п.1 ст.238 Налогового кодекса РФ. Правда, здесь говорится именно о средствах, потраченных предприятием в пределах норм, предусмотренных законодательством. Если же организация снимает квартиры по собственному желанию, то налог начисляют, только если эти затраты (и на поиск, и на аренду жилья) уменьшают налогооблагаемую прибыль. Такой вывод следует из п.3 ст.236 Налогового кодекса РФ.

    Как мы уже сказали, лучше не уменьшать налогооблагаемый доход на расходы по аренде квартир. Тогда организация сэкономит на едином социальном налоге.

    То же и со страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ: бухгалтеру их нужно рассчитывать, если расходы по аренде уменьшили налог на прибыль. Ведь взносы в ПФР начисляют на те же выплаты, которые облагаются единым социальным налогом. Это следует из п.2 ст.10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

    Следовательно, если организация не уменьшала налогооблагаемый доход на расходы по аренде квартир, то она сэкономит и на пенсионных взносах.

    Страхование от несчастных случаев на производстве

    Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляют на доходы, которые получил работник. Об этом сказано в п.3 Постановления Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184. Однако из этого правила есть несколько исключений. Они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 7 июля 1999 г. N 765. В частности, здесь сказано, что не надо уплачивать взносы с арендной платы за жилье, которое предприятие обязано предоставить сотруднику в соответствии с законодательством России.

    Соответственно если ваша организация арендует для своих сотрудников квартиры по доброй воле, то начислять страховые взносы от несчастных случаев на производстве придется. И тут тоже, как ни старайся, договором аренды дела не поправишь.

    Пример 5. Сотрудник ООО "Мираж", который является российским гражданином, снимает квартиру. В августе 2003 г. предприятие возместило ему сумму, которую он уплатил за аренду жилья, - 4000 руб. При этом бухгалтер предприятия сделал такие проводки:

    Дебет 91 субсчет "Прочие расходы" Кредит 73

    - 4000 руб. - отражены расходы, возмещаемые сотруднику;

    Дебет 73 Кредит 68 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц"

    - 520 руб. (4000 руб. x 13%) - начислен НДФЛ;

    Дебет 73 Кредит 50

    - 3480 руб. (4000 - 520) - оплачены расходы сотрудника.

    ООО "Мираж" не обязано предоставлять своим работникам жилье. Поэтому на сумму арендной платы бухгалтер начислил страховые взносы от несчастных случаев. ООО "Мираж" относится к четвертому классу профессионального риска. Значит, взносы следует рассчитать по ставке 0,5 процента. В учете это было отражено такой записью:

    Дебет 20 Кредит 69 субсчет "Расчеты по страхованию от несчастных случаев"

    - 20 руб. (4000 руб. x 0,5%) - начислены страховые взносы от несчастных случаев.

    Подведем итоги. Как мы выяснили, аренду квартир для своих сотрудников организация может оформить по-разному. Мы рекомендуем включить условие о том, что вы снимаете для работника квартиру, в трудовой договор. Это позволит избежать НДС со стоимости услуг по поиску квартиры.

    Если по каким-либо причинам такое положение дел вас не устраивает и вы не хотите закреплять свою обязанность по аренде в договоре, то оформляйте аренду приказом руководителя. И в этом случае будет лучше, если договор аренды заключит сам работник. А вы будете лишь возмещать ему расходы. Это также позволит избежать вам налога на добавленную стоимость со стоимости услуг по поиску жилья.

    Кроме того, в любом случае плату за аренду вам лучше не относить на расходы, уменьшающие прибыль. Это позволит вам избежать начисления ЕСН и взносов в Пенсионный фонд РФ.

    Программа обеспечения жильем сотрудников полиции

    Наше агентство оказывает услуги по приобретению квартир в Санкт-Петербурге или Ленинградской области по программе обеспечения сотрудников полиции.

    •Мы подберем для Вас квартиру по Вашему желанию в новостройке или на вторичном рынке.

    •При необходимости доплаты к сумме субсидии мы подберем для Вас оптимальное решение среди кредитных продуктов банков, в том числе ипотечных. С некоторыми банками у нас заключены партнерские соглашения, благодаря которым наши клиенты получают предложения более выгодные, чем те, которые можно найти при прямом обращении в тот же банк.

    •Мы возьмем на себя все сложности документооборота и необходимых оформлений. И сделаем это в минимальные сроки.

    •Любая готовящаяся сделка проходит проверку на предмет налоговых последствий.

    •У нас все консультации оказываются бесплатно.

    •Мы поможем Вам собрать весь необходимый пакет документов для получения (постановки на очередь) Вами единовременной социальной выплаты на покупку жилья в Санкт-Петербурге или Ленинградской области.

    Контактные телефоны: (812) 272-24-96;+7 (911) 916-19-37

    Контактное лицо: Юрий Викторович

    Квартиры в новых домах по ЕСВ ›

    Федеральный закон №283-ФЗ

    О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ ›

    Федеральный закон №247-ФЗ

    О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты… ›

    Постановление Правительства РФ №1223 О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ ›

    Статья 38 Федерального закона №342 "О службе в органах внутренних дел РФ…", определяющая стаж службы в ОВД, и что в него включается ›

    Образец рапорта сотрудника полиции на получение жилищной субсидии ›

    УЧЕТ РАСХОДОВ НА АРЕНДУ ЖИЛЬЯ ДЛЯ СВОЕГО РАБОТНИКА

    Нередко работа – основная или на время командировки – осуществляется за пределами родного города. В таком случае работодатели, как правило, арендуют жилье для своих работников.

    Согласно статье 606 Гражданского кодекса (ГК) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

    Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме;договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 1, 2 статьи 609 ГК).

    Рассмотрим учет расходов на аренду жилого помещения для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Рассмотрим три возможных ситуации:

    - работник отправился в командировку;

    - основное место работы работника находится за пределами родного города;

    - вахтовый метод работы.

    Работник отправился в командировку

    Наем жилого помещения для работника, отправленного в командировку, включается для целей расчета налога на прибыль в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Это командировочные расходы, установленные в пп. 12 п. 1 статьи 264 Налогового кодекса (НК). Расходы на аренду (по найму) жилого помещения включают также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах, за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами.

    Расходами согласно статье 252 НК признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ и документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    Таким образом, документальным подтверждением расходов на командировку будут документы, косвенно подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы, – командировочное удостоверение, отчет о командировке, приказ о командировке и др.

    Спорным является вопрос, в течение какого периода учитывать расходы по аренде жилого помещения для целей налога на прибыль: в течение всего срока аренды или только тогда, когда работник фактически проживает в арендуемом помещении.

    Согласно письму Минфина от 25.01.2006 №03-03-04/1/58 расходы по аренде квартиры для командированных работников принимаются к налоговому учету в той доле, в которой арендуемая квартира использовалась для проживания в ней командированных работников;плата за аренду квартиры, исчисленная за то время, что квартира пустовала, не может быть признана расходом в целях налогообложения прибыли.

    Согласно другой точке зрения, командировка как таковая предназначена для целей извлечения доходов организацией, поэтому расходы, связанные с арендой помещения для проживания командированных работников, являются экономически оправданными. Таким образом, расходы в виде арендной платы в те периоды времени, когда в помещении фактически никто не проживает, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в качестве других расходов (пп. 49 п. 1 статьи 264 НК).

    Полагаем, что поскольку единого мнения по данному вопросу не сложилось, вы можете выбрать любой удобный для вас способ учета расходов по найму жилья.

    О сновное место работы работника находится за пределами родного города

    Если работник представляет для организации большую ценность, то она старается его удержать всеми возможными способами, в том числе обеспечение работника услугами по проживанию - работодатель арендует жилье для «ценного» работника.

    Между тем, порядок учета расходов по аренде жилья для иногороднего работника весьма противоречив со стороны налоговых органов.

    Согласно одной точке зрения, затраты на проживание работника, компенсируемые работодателем, не могут быть учтены в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. В качестве обоснования налоговые органы ссылаются на п. 29 статьи 270 НК . в соответствии с которым для целей налогообложения налогом на прибыль не учитываются расходы, направленные на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.

    Согласно другой точке зрения, расходы на оплату услуг по проживанию работников все-таки можно учесть в расходах для целей исчисления налога на прибыль в составе расходов на оплату труда.

    В соответствии со статьей 255 НК в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. Перечень установленных в данной статье расходов на оплату труда является открытым, и на основании п. 25 перечня, согласно которому к расходам на оплату труда относятся и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором, расходы связанные с оплатой услуг по проживанию работников в съемном жилье, могут быть учтены для целей расчета налога на прибыль.

    Однако не забудьте, что такие расходы должны быть обязательно предусмотрены трудовым или коллективным договором с работником.

    Кроме того, расходы должны удовлетворять критериям, установленным в статье 252 НК: они должны быть документально подтвержденными и экономически оправданными. Для того чтобы подтвердить экономическую оправданность таких расходов, можно сослаться на то, что место жительства работника за пределами того города (или иного муниципального образования), в котором он работает, а сам работник является уникальным – никто другой в силу различных причин (редкость специальности, отсутствие опыта) не может осуществлять данную работ так, как осуществляет ее рассматриваемый работник.

    Вахтовый метод работы

    Вахтовый метод работы согласно статье 297 Трудового кодекса - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

    Работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.

    Таким образом, работодатель может арендовать жилье для работников на время вахты.

    Минфин в своем письме от 23.06.2006 №03-03-04/1/543 высказал следующую точку зрения по вопросу учета затрат на проживание работников на период вахты для целей налога на прибыль.

    В соответствии с пп. 32 п. 1 статьи 264 НК в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых условиях. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика.

    Таким образом, затраты по оплате проживания вахтового персонала для целей налогообложения прибыли могут быть учтены в фактических размерах, не превышающих предельно установленных нормативов по содержанию аналогичных объектов вахтового поселка. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, то при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль указанные затраты не учитываются.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

    Квартира для сотрудника: налоги с арендных платежей

    Закон № 216-ФЗ, вносящий существенные изменения в Налоговый кодекс, в том числе касающиеся ЕСН и НДФЛ, был подписан 24 июля 2007 года. В частности, поправки затронули налогообложение возмещений расходов работника.

    В чем проблема

    При рассмотрении вопроса о налогообложении платежей за квартиры, арендованные для сотрудников, возникает несколько вопросов. Во-первых, при каких условиях можно списать эти суммы в уменьшение базы по налогу на прибыль. Во-вторых, нужно ли включать эти суммы в налоговую базу по ЕСН и НДФЛ сотрудников. В-третьих, если квартира принадлежит физическому лицу, будет ли организация являться налоговым агентом и соответственно обязана ли она исчислить и удержать НДФЛ с выплаченного дохода.

    Налог на прибыль

    Нередки ситуации, когда работник едет в командировку и проживает в квартире, которую организация арендует именно для таких случаев. Обычно этот вариант используется, когда фирма часто направляет сотрудников в одну и ту же местность. Для того чтобы у вас была возможность принять расходы по аренде квартиры, необходимо подтвердить, что сотрудник проживал в ней. Для этого нужно представить документы, свидетельствующие о направлении его в командировку. Ими являются командировочное удостоверение или приказ о командировке, проездные билеты, договор аренды, действующий в период командировки. А также документы, подтверждающие оплату аренды.

    Ранее Минфин не разрешал учитывать в составе командировочных расходов такие суммы (письмо от 2 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/306). Но, к радости налогоплательщиков, еще с 1 января 2006 года вступила в силу новая редакция статьи 252 Налогового кодекса. Согласно ей, «под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные. документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором)». Поэтому финансовое ведомство изменило свой подход к этой проблеме и теперь можно учесть в целях налогообложения прибыли расходы по аренде квартиры, в которой проживает командированный работник. Правда, только за период фактического использования (проживания) (письмо от 25 января 2006 г. № 03-03-04/1/58).

    Применительно к ситуации, когда квартира арендуется для сотрудников, которые приезжают в командировку в местность, где расположена организация, расходы по аренде можно списать как представительские. Правда, контролеры против такого варианта, о чем неоднократно указывали в своих письмах (письма УФНС по г. Москве от 11 ноября 2004 г. № 26-12/73173, от 14 июля 2006 г. № 28-11/62271).

    Но судебная практика поддерживает налогоплательщика. Судьи указывают, что расходы на гостиничное обслуживание (проживание и питание) представителей других организаций, участвующих в переговорах, официальных приемах, относятся к представительским расходам (постановление ФАС Московского округа от 23 декабря 2004 г. № КА-А40/12097-04).

    Отметим, что речь идет о расходах на проживание в гостинице, а не в арендованной квартире. Но, учитывая схожесть ситуаций, можно предположить благоприятный для фирмы исход дела и в случае с квартирой. Однако с полной уверенностью утверждать это нельзя, и, принимая решение, следует иметь ввиду возможные негативные последствия.

    Кроме того, следует позаботиться о соответствующем документальном подтверждении представительских расходов (приказ руководителя, договор о намерениях заключить то или иное соглашение с контрагентом). И помнить о нормах, указанных в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса: «Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период».

    Если вы арендуете квартиру для сотрудника вашей организации, расходы по арендной плате следует рассматривать как выплаты, произведенные в пользу работника, уменьшающие базу по налогу на прибыль на основании статьи 255 Налогового кодекса. Но при этом необходимо, чтобы в трудовом или коллективном договоре была закреплена обязанность работодателя выплачивать часть заработной платы в неденежной форме, в частности в виде предоставления работнику квартиры для проживания. Причем эта часть не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы, установленной сотруднику (письмо Минфина от 22 марта 2006 г. № 03-03-04/1/272).

    внимание

    В пункт 3 статьи 217 внесены изменения, согласно которым в доход сотрудника не включаются суточные при командировках по территории нашей страны в размере, установленном законодательством, но не более 700 рублей за каждый день и 2500 рублей за каждый день — при поездках за границу (подп. «а» п. 8 закона от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ). Это положение вступает в силу с 1 января 2008 года.

    ЕСН и НДФЛ

    Налоговый кодекс позволяет не облагать компенсации, выплаченные физическому лицу за выполнение им своих трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов) (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК). То есть, если вы направляете сотрудника в командировку, начислять ЕСН на компенсацию расходов на проживание не нужно. Правда, здесь есть один момент, касающийся норм таких компенсаций. Тем не менее при соответствующем документальном оформлении (закреплении норм в локальном акте организации) обязанность начислить единый социальный налог не возникнет.

    Другое дело, если вы арендуете квартиру для своего иногороднего сотрудника. В данном случае, как указывает Минфин в письме от 30 мая 2007 г. № 03-04-06-01/165, следует облагать ЕСН суммы возмещения арендных платежей с учетом пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса. Напомним, что, согласно указанному положению, не подпадают под ЕСН суммы, не уменьшающие базу по налогу на прибыль.

    Суммы оплаты организацией арендных платежей за работника подлежат обложению и налогом на доходы физических лиц (письмо Минфина от 31 мая 2007 г. № 03-04-06-01/168). Свою позицию чиновники обосновывают тем, что в данном случае происходит «оплата (полностью или частично) за налогоплательщика организациями товаров (работ услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах». А такие суммы относятся к доходам, полученным в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК) и подпадают под НДФЛ в установленном порядке.

    Заплатите НДФЛ как налоговый агент

    При аренде квартиры для сотрудника не забудьте про один существенный момент. Если фирма заключает договор с физическим лицом, которое сдает принадлежащее ему имущество, то она обязана исполнить роль налогового агента (ст. 226 НК). Это значит, что компания должна с суммы арендной платы исчислить, удержать и заплатить в бюджет НДФЛ (письма ФНС от 7 февраля 2007 г. № 04-2-03/10, от 17 апреля 2006 г. № 04-1-03/212). Напомним, что организации, применяющие УСН, должны исполнять обязанности налоговых агентов на общих основаниях (п. 5 ст. 346.11 НК).

    Исключением из общего правила являются доходы, выплаченные индивидуальному предпринимателю. Если у организации договор заключен с физическим лицом, имеющим указанный статус, то обязанность по уплате НДФЛ лежит на нем (ст. 227 НК).

    Отметим, что физическое лицо, которое не является резидентом и получает доход от сдачи в аренду квартиры, обязано самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ в бюджет. Так как суммы, полученные за сдачу в аренду имущества, находящегося на территории РФ, относят к доходам от источников в нашей стране (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК). Правда, ставка налога для нерезидента будет уже не 13, а 30 процентов (ст. 224 НК). Этот вывод подтверждает и письмо УФНС по г. Москве от 26 марта 2007 г. № 28-10/27191 (с полной версией документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс. — Прим. ред. ).

    Бухгалтерский учет

    В заключение рассмотрим порядок отражения операций по аренде в учете. Во-первых, на квартиру необходимо заключить договор аренды (п. 2 ст. 671 ГК).

    Согласно Инструкции по применению Плана счетов (утверждена приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н), арендованное имущество учитывают на забалансовом счете 001 в оценке, указанной в договоре аренды. А плату за аренду отражают в составе расходов по обычным видам деятельности.

    Как правило, арендные платежи вносят один раз в месяц. В бухгалтерском учете задолженность перед арендодателем по оплате аренды квартиры отражается по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с дебетом счета 44 «Расходы на продажу». Удержание НДФЛ бухгалтер должен отразить по дебету счета 76 в корреспонденции с кредитом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Сумму исчисленного и удержанного налога агент обязан перечислить в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных на выплату арендных платежей (п. 6 ст. 226 НК).

    ООО «Пирамида» 1 июля 2007 года заключило договор аренды квартиры с Петровым А. А. на 6 месяцев. Согласно договору, арендная плата вносится ежемесячно в последний день месяца в размере 15 000 руб. Так как договор заключен на срок менее года, он не подлежит государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК). По согласованию сторон оценка стоимости квартиры, указанная в договоре, равна 2 000 000 руб.

    Бухгалтер сделает проводки:

    1 июля 2007 года:

    Дебет 001

    Источники: www.klerk.ru, www.lawmix.ru, www.juryst.ru, subschet.ru, www.buhgalteria.ru

    Категория: Как правильно заполнять приказы | Добавил: kapokatya (10.02.2016)
    Просмотров: 1913 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт
    Поиск