Образец приказа о введении положения о коммерческой тайне
Введение режима коммерческой тайны
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! Уважаемые форумчане, перед созданием тем, пользуйтесь, пожалуйста, поиском. На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы . Наш с Вами форум - для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. "Давайте жить дружно!"(с).
Пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы - это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др.
Что надо знать о коммерческой тайне
N 2
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ
При увольнении сотрудник скопировал всю адресную базу клиентов и переманил большую часть постоянных посетителей в новую организацию. Информация о разработках новой линии производства стала известна конкуренту из-за действий одного из сотрудников компании. Как? Секрет прост: его лучшие друзья работают в конкурирующей организации. Считаются ли все эти проступки разглашением коммерческой тайны? Можно ли наказать "предателя", и как оформить меру возмездия в рамках трудового законодательства? Попробуем ответить на эти вопросы.
Понятие коммерческой тайны
Трудовое законодательство устанавливает перечень документов, положений, которые в обязательном порядке должны быть разработаны и утверждены в каждой организации. Например, правильно заполненный график отпусков, подписанные трудовые договоры, различного рода приказы (по личному составу, о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и пр.), личные карточки работников - все это должно быть у каждого работодателя. Согласно п. 8 ст. 86 ТК РФ обязательным локальным документом является положение о защите персональных данных работников организации, с которым все сотрудники обязаны быть ознакомлены под роспись. Положение о защите данных, относящихся к коммерческой тайне, не входит в перечень обязательных документов, но тем не менее увольнение за разглашение коммерческой тайны - довольно распространенное основание расторжения трудовых отношений.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон N 98-ФЗ) под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. К такого рода информации относятся сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность. При этом данная информация не находится в свободном доступе и не предоставляется третьим лицам (например, конкурентам).
Закон N 98-ФЗ не приводит список конкретных сведений, представляющих коммерческую тайну.
Однако даже среди документов, представляющих на первый взгляд коммерческую ценность, есть такие, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Данные сведения установлены и перечислены в ст. 5 Закона N 98-ФЗ. Так, к ним относится информация:
- о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размерах и составе их имущества, об их расходах, численности и оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
- о задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;
- о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений и пр.
Кроме того, информация теряет свою секретность, если она становится общедоступной после опубликования самой организацией (или с ее согласия) в средствах массовой информации, Интернете.
Таким образом, практически каждое предприятие, организация устанавливает свой перечень сведений, не подлежащих разглашению, что определяется спецификой работы компании. После чего организация принимает необходимые меры, направленные на защиту конфиденциальной информации.
Охрана конфиденциальности информации
Меры по охране конфиденциальности информации перечислены в ч. 1 ст. 10 Закона N 98-ФЗ:
1) определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничить доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля соблюдения такого порядка;
3) вести учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанести на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включить в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).
Как правило, порядок работы с информацией, представляющей коммерческую тайну, закрепляется и утверждается в локальном нормативном акте организации, например в положении о коммерческой тайне.
Положение о коммерческой тайне и порядок установки
режима коммерческой тайны в организации
Данный локальный нормативный акт разрабатывается на основе положений Закона N 98-ФЗ. Документ обычно состоит из следующих разделов:
1) список сведений, составляющих коммерческую тайну;
2) меры ее защиты;
3) список должностей, в обязанности которых входит работа со сведениями, представляющими коммерческую ценность;
4) правила доступа и работы со сведениями, относящимися к коммерческой тайне;
5) правила хранения сведений;
6) ответственность за разглашение коммерческой тайны.
Положение о коммерческой тайне утверждается приказом руководителя организации, после чего вступает в силу. С этим локальным актом должны быть ознакомлены под роспись все сотрудники, в должностные обязанности которых входит работа с засекреченной информацией.
Согласно ч. 4 ст. 57 ТК РФ условие о неразглашении коммерческой тайны относится к обязательным дополнительным и должно быть отражено в трудовом договоре при его заключении с работником. Если режим коммерческой тайны устанавливается для уже давно работающих в организации лиц, то необходимо заключить с ними дополнительное соглашение к трудовому договору, т. к. в соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ при отсутствии в договоре какого-либо из обязательных условий недостающие условия определяются дополнительным соглашением к трудовому договору либо специальным соглашением сторон о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, заключаемом в письменной форме. Если при введении режима коммерческой тайны работник отказывается от допуска к засекреченным сведениям, принудительно заставлять его исполнять дальше свои обязанности запрещено (ст. 60 ТК РФ).
Кроме того, информация о допуске к секретным сведениям отражается и в должностной инструкции.
Иногда организации идут на хитрость, пытаясь обезопасить себя от разглашения сведений, обладающих коммерческой ценностью, и заставляют работников давать подписку о неразглашении такой информации, если сотрудник в процессе своей деятельности с ней столкнется. При этом режим коммерческой тайны в таких организациях не установлен, специальные положения, а также перечень секретной информации отсутствуют. Это нарушение норм действующего законодательства, и на основании ч. 8 ст. 11 Закона N 98-ФЗ работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Сведения о допуске сотрудника к коммерческой тайне следует зафиксировать в личной карточке работника в разделе "Дополнительные сведения".
Согласно п. 62 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. Приказом Минкультуры России от 25.08. N 558, документы, устанавливающие режим коммерческой тайны, хранятся в организации постоянно.
А была ли тайна?
Иногда работодатели при составлении перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, списка обязанностей работников по защите конфиденциальной информации, допускают грубые ошибки. Довольно часто в различного рода положениях о защите коммерческой тайны встречается запрет на трудоустройство в конкурирующую компанию в течение некоторого времени после увольнения работника. Такое ограничение допустимо только в отношении определенных лиц и исключительно в случаях, установленных федеральными законами (например, ст. 64.1 ТК РФ вводит ограничения для работы бывших государственных и муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы).
Для сотрудников, в том числе бывших, коммерческих организаций таких ограничений не установлено, поэтому даже если работник и подпишет положение о коммерческой тайне, одним из условий которого окажется запрет на работу у конкурентов, это не будет иметь никакой юридической силы, и привлечь к ответственности работника по указанному основанию будет невозможно.
Правомерность включения информации о заработной плате и системе оплаты труда - еще одна проблема при установлении перечня сведений, представляющих коммерческую тайну. Многие работодатели относят данную информацию к коммерческой тайне. Однако, как уже указывалось выше, согласно п. 5 ст. 5 Закона N 98-ФЗ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, не относятся сведения о системе оплаты труда. Более того, в силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" сведения о доходах физического лица относятся к его персональным данным, в отношении которых также должен соблюдаться определенный режим конфиденциальности (ст. 86 ТК РФ).
Надбавки за работу с коммерческой тайной
Несмотря на то что Законом N 98-ФЗ такая обязанность не установлена, некоторые работодатели выплачивают сотрудникам соответствующие надбавки за работу со сведениями, составляющими коммерческую тайну, т. к. допуск к такой информации налагает на работника дополнительные обязательства. Поскольку порядок установления такой надбавки законодательно не описан, рекомендуется использовать правила, устанавливающие надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Например, Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573.
Ответственность за разглашение сведений,
представляющих коммерческую тайну
Согласно ст. 3 Закона N 98-ФЗ под разглашением коммерческой тайны понимается действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. За разглашение коммерческой тайны, а также за получение сведений незаконными методами ст. 14 Закона N 98-ФЗ предусмотрена ответственность.
Работник, по роду своей деятельности получивший доступ к коммерческой информации, в случае ее умышленного или неосторожного разглашения несет ответственность:
- дисциплинарную (п. 6 ч. 1 ст. 81, ст. 192 ТК РФ);
- уголовную (ст. 183 УК РФ);
- гражданско-правовую (ст. 1472 ГК РФ);
- административную (ст. 13.14 КоАП РФ).
Все перечисленные виды ответственности не исключают, а дополняют друг друга. Например, если работник разгласил сведения, относящиеся к коммерческой тайне, которые стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, с него может быть взыскана компенсация материального ущерба, причиненного в результате работодателю. Одновременно с этим его также можно привлечь к уголовной ответственности, если он разгласил коммерческую тайну умышленно.
К мерам дисциплинарной ответственности относится увольнение по основанию, предусмотренному пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, - расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Для того чтобы увольнение было оправданным, работодатель должен соблюсти все нормы Закона N 98-ФЗ, официально (а не на словах) ввести режим защиты коммерческой тайны и доказать, что разглашаемая информация действительно относится к коммерческой тайне, которая стала известна сотруднику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, а не из других источников (например, по слухам из Интернета). Данное требование предусмотрено п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации". Наличие данных условий необходимо также и для привлечения работника к другим видам ответственности.
При наложении дисциплинарного взыскания работодатель должен соблюдать порядок, установленный ст. 193 ТК РФ, и помнить, что дисциплинарное взыскание в виде увольнения не может быть наложено на работника по истечении месяца со дня обнаружения или шести месяцев со дня совершения проступка. В этот срок не включаются периоды болезни работника, пребывания его в отпуске, а также время, необходимое для учета мнения представительного органа работников.
Вместе с дисциплинарной и уголовной ответственностью работник несет еще и материальную ответственность, которая предполагает возмещение лишь прямого действительного ущерба (упущенная выгода, неполученные доходы возмещению не подлежат). Материальную ответственность перед работодателем несет и уже уволенный работник при условии, что материальный ущерб был причинен им до увольнения при выполнении своих трудовых обязанностей. Поскольку ущерб связан с неполученными доходами, упущенной выгодой, что не может быть возмещено работником, материальный ущерб, причиненный организации, оценить и определить довольно сложно.
При разработке и утверждении положения о коммерческой тайне и ее защите перечень мер дисциплинарного воздействия и пределы материальной ответственности не подлежат расширению: например, нельзя установить штрафы за разглашение коммерческой тайны, т. к. это условие ухудшит положение работников по сравнению с положением, определяемым действующим законодательством.
Также необходимо отметить, что разработанное и утвержденное положение о коммерческой тайне требует постоянного пересмотра, доработки, т. к. и законодательство не стоит на месте (в Закон N 98-ФЗ периодически вносятся изменения), и бизнес-процессы регулярно подвергаются изменениям, а значит, и перечень сведений, представляющих коммерческую ценность, также будет меняться, чтобы организация успешно и плодотворно функционировала в своем сегменте.
Е. Рощупкина
Москва
Подписано в печать 10.02.
I. РЕГИСТРАЦИЯ ЛОМБАРДА
Запрос копии устава в ФНС
Пакет документов ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ С ДОРАБОТКОЙ УСТАВА (с учетом специфики работы Ломбарда и пожеланий Заказчика)
II. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ
Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Приказ об утверждении Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Должностная инструкция ответственного сотрудника по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
VI. ДОКУМЕНТЫ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ В ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ПАКЕТЫ И ГРУППЫ, В ИСПОЛНЕНИЕ ИНЫХ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Рекомендации Рекомендации по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну в проектной организации
Федеральное государственное унитарное предприятие
инженерного сопровождения инвестиций в строительстве
ФГУП «ЦЕНТРИНВЕСТпроект»
Рекомендации
по охране конфиденциальности
информации, составляющей
коммерческую тайну
в проектной организации
Москва
2004
Рекомендации подготовлены на основе положений Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», регулирующего отношения, связанные с использованием информации, составляющей коммерческую тайну, и положений других законодательных и нормативных правовых актов.
Положения Рекомендаций направлены на способствование устойчивому, эффективному функционированию и развитию проектной организации в условиях рыночной экономики, достижению высокого уровня интеллектуального потенциала и конкурентоспособности за счет создания системы эффективной защиты разработанных в организации результатов проектных и конструкторских работ, компьютерных программ и других объектов интеллектуальной собственности, а также иной информации, составляющей коммерческую тайну проектной организации.
Предложения, изложенные в настоящих Рекомендациях, служат также целям предотвращения нанесения экономического, финансового и иного ущерба проектной организации, вызванного неправомерными или неквалифицированными действиями.
Рекомендации предназначены для специалистов проектных организаций и могут быть использованы другими участниками инвестиционно-строительной деятельности.
2. Организация системы охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну в проектной организации
2.1. Нормативно-правовая основа
2.1.1. Производственная деятельность
2.1.2. Управленческая деятельность
2.2. Установление режима коммерческой тайны
2.3. Определение перечня информации
2.4. Доступ работников к информации
2.4.1. Порядок доступа работников к информации
2.4.2. Обязанности работников, получивших доступ к информации
2.4.3. Ответственность за разглашение информации
2.5. Порядок работы с документами с грифом «Коммерческая тайна»
2.5.1. Регистрация документов
2.5.2. Сохранность документов
2.6. Контроль за обеспечением режима коммерческой тайны
3. Мероприятия по реализации системы охраны конфиденциальности информации
Приложение 1 Функции работников, работающих с информацией, составляющей коммерческую тайну в проектной организации
Приложение 2 Примерный перечень информации, которая может составлять коммерческую тайну в проектной организации
Приложение 3 Определение Перечня информации, составляющей коммерческую тайну в проектной организации
Приложение 4 Примерный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в проектной организации
Приложение 5 Определение Перечня работников, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну в проектной организации
Приложение 6 Формы журнала и карточки учета документов с грифом «Коммерческая тайна»
Приложение 7 Порядок работы в проектной организации с информацией, составляющей коммерческую тайну
Приложение 8 Приказ Об организации работ в проектной организации с информацией, составляющей коммерческую тайну
Приложение 9 График работ по переходу на установленный режим коммерческой тайны в проектной организации
Приложение 10 Перечень основных законодательных и нормативных правовых актов, а также иных документов, регулирующих вопросы обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну
Введение
В условиях деятельности проектных организаций в рыночных отношениях особую ценность приобретают разработанные в организации научно-техническая документация, результаты проектных и конструкторских работ, компьютерные программы и другие объекты интеллектуальной собственности, а также иная информация, составляющие коммерческую тайну проектной организации.
С целью обеспечения устойчивого, эффективного функционирования и развития проектной организации на рынке проектной продукции необходимо рациональное использование указанной информации, способствующей достижению высокого уровня интеллектуального потенциала проектной организации и ее конкурентоспособности.
Серьезное значение приобретают меры по защите коммерческой тайны от неправомерного ее использования, ограничению к ней доступа.
В условиях развития предпринимательства в стране, появления конкуренции на рынке товаров и услуг, в частности, на рынке проектной продукции, необходимости приведения российского законодательства в соответствие с нормами международного права большое значение имеет принятый в стране Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», регулирующий отношения, связанные с использованием информации, составляющей коммерческую тайну.
Настоящие Рекомендации основываются на принятом Федеральном законе «О коммерческой тайне», а также раскрывают отдельные положения этого закона в привязке к специфике деятельности проектных организаций.
В Рекомендациях даются предложения по организации работ в проектной организации по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, а также предлагаются мероприятия по реализации системы такой охраны.
Предложения, изложенные в настоящих Рекомендациях, служат целям предотвращения нанесения экономического, финансового и иного ущерба проектной организации, вызванного неправомерными или неквалифицированными действиями, а также разглашением коммерческой тайны.
Предложения носят рекомендательный характер, не являются нормативным документом и ориентированы в основном на работу с документами, содержащими сведения коммерческого характера.
В приложении 10 к настоящим Рекомендациям в порядке информации приведен Перечень основных законодательных и нормативных правовых актов, а также иных документов, регулирующих вопросы охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.
1. Основные понятия
Для целей настоящих Рекомендаций используются следующие основные понятия, приведенные в статье 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (полный перечень понятий приведен в указанном Федеральном законе):
коммерческая тайна- конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
информация, составляющая коммерческую тайну,- научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;
режим коммерческой тайны- правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности;
доступ к информации, составляющей коммерческую тайну- ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;
разглашение информации, составляющей коммерческую тайну- действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
2. Организация системы охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну в проектной организации
2.1. Нормативно-правовая основа
Законодательство Российской Федерации о коммерческой тайне состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «Коммерческая тайна», других федеральных законов.
Основным законодательным актом, регулирующим правовые отношения, связанные с защитой информации, составляющей коммерческую тайну, является Гражданский кодекс Российской Федерации. В частности, статьей 139 «Служебная и коммерческая тайна» установлено:
«1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну . определяются законом и иными правовыми актами.
2. Информация, составляющая служебную иликоммерческую тайну. защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами»
При осуществлении хозяйственной деятельности проектной организации можно условно выделить два вида деятельности: производственную и управленческую. В соответствии с этими видами деятельности образуются две группы документов:
а) документы, образующиеся в процессе производственной деятельности (письма, протоколы совещаний, задания на проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, технические отчеты об инженерных изысканиях, отчеты о научно-исследовательских работах, предпроектная, проектная и рабочая документация, договоры на их выполнение и т.д.);
б) документы, образующиеся при документировании однотипных (общих для всех) управленческих функций (документы, отражающие распорядительные, организационные и контрольные функции управления, порядок хранения документов, а также вопросы приватизации, акционирования, лицензирования;документы, последовательно раскрывающие планирование, ценообразование, финансирование, кредитование, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение организации;документы об информационном обслуживании деятельности организации;документы по трудоустройству и работе с кадрами;документы по материально-техническому обеспечению и т.д.).
2.1.1. Производственная деятельность
Защита коммерческой тайны при заключении договоров на проведение проектных, изыскательских и научно-исследовательских работ
Законодательное обеспечение защиты коммерческой тайны при заключении договоров на проведении проектных, изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, регулируется статьями, включенными в Главы 37 и 38 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно:
1) Пунктом 1 статьи 760 установлено:
«Подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика ».
При этом положениями статьи 762 определено:
«По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором.
использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика ;»;
2) В статье 727 «Конфиденциальность полученной сторонами информации» определено:
«Если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться каккоммерческаятайна(статья 139), сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны.
Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон ».
В комментариях к указанной статье сказано:
«При нарушении требований конфиденциальности участники договора подряда в соответствии с п. 2 статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации могут защищать свои права всеми способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами. Основными способами защиты являются в этих случаях требования о пресечении неправомерных действий (статья 12 ГК) и возмещении причиненных убытков (статьи 15 и 393 ГК)»;
3) В статье 771 «Конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора» установлено:
«1. Если иное не предусмотрено договорами на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, стороны обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, касающихся предмета договора, хода его исполнения и полученных результатов. Объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется в договоре.
2. Каждая из сторон обязуется публиковать полученные при выполнении работы сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны».
Защита коммерческой тайны при проведении экспертизы проектной и иной документации
В соответствии с действующим законодательством организации, осуществляющие экспертизу проектной и иной документации, а также отдельные эксперты обязаны соблюдать требования по защите государственной, коммерческой тайны, а также прав на интеллектуальную собственность.
Федеральным законом от 23.11.95 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями от 15.04.98) установлено:
«Статья 7. Полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы
2. Федеральный специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы имеет право.
привлекать к проведению государственной экологической экспертизы иностранных ученых и иностранных специалистов в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением тех объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную,коммерческуюи (или) иную охраняемую законом тайну;
Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную,коммерческуюи (или) иную охраняемую законом тайну.
Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы
1. В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если.
общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;. ».
Защита коммерческой тайны при разработке бизнес-плана
Согласно приложению 1 к Положению об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 № 1470 (с изменениями от 20.05.98), неотъемлемой частью заявки претендента на участие в конкурсе является бизнес-план. На титульном листе наряду с общими сведениями Бизнес-плана указывается:
«Заявлениео коммерческой тайне».
Защита коммерческой тайны при проведении торгов подряда
В соответствии с Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 № 660-р/18-7 (с изменениями от 18.10.94), может проводиться процедура предварительной квалификации. Указанная процедура включает подготовку приглашения к участию в предварительной квалификации, а также составление опросника претендента и их рассылку.
Согласно п. 4.4 Положения:
«В опросник претендента может включаться следующая информация о претенденте: наименование, адрес, телефон, телефакс;дата, место и орган регистрации;организационно-правовая форма;уставной капитал;число работников, банковские реквизиты;сведения о платежеспособности предприятия;заверенные копии учредительных документов;лицензии на определенные виды деятельности, заверенная копия последнего балансового отчета.
В опросник могут включаться и другие сведения, интересующие заказчика, организатора торгов, тендерный комитет. В случае, если информация, включаемая в опросник, может составлятькоммерческую тайнупретендента, указанная информация подается по желанию претендента. Заказчик, организатор торгов, тендерный комитет не вправе требовать от претендента обязательного представления информации, которая может составлятькоммерческую тайну ».
2.1.2. Управленческая деятельность
Защита коммерческой тайны при ведении бухгалтерского учета
Защита сведений, содержащихся в бухгалтерских документах и составляющих коммерческую тайну, обеспечивается Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23.07.98, 28.03.2002, 31.12.2002, 10.01.2003, 28.05.2003, 30.06.2003). Так п. 4 статьи 10 «Регистры бухгалтерского учета» установлено:
«4. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являетсякоммерческой тайной .
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранитькоммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
Аналогичные требования содержатся в «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденном приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (с изменениями от 30.12.99, 24.03.2000).
Так, в п. 22 этого Положения указано:
«22. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являетсякоммерческой тайной. а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
Защита коммерческой тайны при оформлении и хранении документов
Документы, содержащие сведения, составляющие коммерческую тайну, должны быть надлежащим образом оформлены и обеспечено выполнение требований к их хранению. Указанные требования вытекают из следующих нормативных актов:
1) Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 257 «Об утверждении Положения о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях» (с изменениями от 14.08.2002):
«4. Документы и заявления, содержащиекоммерческую тайну. должны иметь соответствующую отметку.
5. При наличии сведений, составляющих коммерческую тайну, орган регулирования естественной монополии обязан принять меры по их защите».
2) Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ»:
«III. Порядок хранения документов акционерных обществ
3.2. Документы с грифом "коммерческая тайна"должны находиться на хранении в сейфах.
3.3. Передача документов из одного структурного подразделения в другое фиксируется в соответствующем учетном журнале».
2.2. Установление режима коммерческой тайны
Согласно статье 4 Федерального закона «О коммерческой тайне» право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит обладателю такой информации.
При этом закон предоставляет обладателю этой информации право устанавливать режим коммерческой тайны, разрешать или запрещать доступ к ней, защищать в установленном законом порядке свои права и требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав (статья 7 Федерального закона «О коммерческой тайне»).
Для введения режима коммерческой тайны в проектной организации необходимо проведение ряда мероприятий. К ним относятся:
- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну, и сроков ее действия;
- разработка порядка доступа работников проектной организации, командированных и других лиц к коммерческой тайне, с определением обязанностей, а также ответственности этих лиц за разглашение тайны, утрату документов;
- разработка порядка работы с документами с грифом «Коммерческая тайна»;
- обеспечение сохранности этих документов;
- проведение контроля за установленным режимом коммерческой тайны, за порядком при работе с информацией, составляющей коммерческую тайну.
Целесообразность установления режима коммерческой тайны, разумеется, зависит от стоимости затрат на проведение мероприятий, связанных с введением в проектной организации этого режима. Во всех случаях эта стоимость не должна превышать возможного ущерба проектной организации в результате неправомерного использования или разглашения коммерческой информации.
Таким образом, установив целесообразность введения в проектной организации режима коммерческой тайны, необходимо прежде всего определить круг лиц, непосредственно осуществляющих мероприятия по охране конфиденциальности информации в проектной организации. Можно создать специальную службу, отдел в проектной организации, на который возложить выполнение этой работы. Но целесообразно это делать лишь при наличии достаточно больших объемов указанных выше работ.
При этом следует иметь в виду, что состав и содержание работ по охране конфиденциальности информации и в крупной проектной организации и в проектной организации, выполняющей относительно небольшой объем проектных работ, практически одинаков.
Только реальная практика выполнения этих работ может показать, что необходимо создание специального подразделения для выполнения этих работ в проектной организации.
Однако, без потери качества проводимых работ, а также учитывая необходимость минимизации затрат в проектной организации, рекомендуется ограничить, по крайней мере на первый период выполнения этих работ, состав лиц, организующих выполнение работ по охране коммерческой тайны в проектной организации, заместителем директора - руководителем этих работ и ответственным исполнителем, непосредственно организующим и осуществляющим указанные выше работы.
Общее руководство работами с информацией, составляющей коммерческую тайну, а также контроль за этими работами в проектной организации рекомендуется возложить приказом директора этой организации на одного из заместителей директора - руководителя работ (далее - Руководитель работ ).
Ответственность за организацию и осуществление работ по охране конфиденциальности информации в проектной организации возлагается приказом директора на специально назначаемого ответственного специалиста. Таким специалистом рекомендуется назначить, например, главного специалиста Технического отдела проектной организации.
Назначенный указанным приказом специалист (далее - Ответственный исполнитель ) обеспечивает конфиденциальность информации в проектной организации путем максимального ограничения круга лиц, допущенных к сведениям, содержащим коммерческую тайну, обеспечения физической сохранности документов, содержащих такие сведения, обеспечения обработки информации с грифом «Коммерческая тайна» на защищенных ПЭВМ, внесения требований по конфиденциальности конкретной информации в договорную документацию, осуществления контроля за учетом, размножением, хранением и использованием документов, содержащих коммерческую тайну, а также за неразглашением этих сведений и проведением других мер, предусмотренных настоящим Рекомендациями, по согласованию с руководством проектной организации.
Функции лиц, работающих со сведениями, составляющими коммерческую тайну в проектной организации, приведены в приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
Ниже рассмотрим содержание и порядок реализации указанных в настоящем разделе мероприятий.
2.3. Определение перечня информации
Подготовка предложений о необходимости отнесения определенной информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, с указанием сроков ее действия (в виде конкретной даты или указаниями "до заключения контракта", "бессрочно"и т.п.) осуществляется руководителями подразделений проектной организации, которые отвечают за работу с этой информацией.
На основании предложений руководителей подразделений Ответственный исполнитель ежегодно подготавливает проект Перечня конкретных сведений, составляющих коммерческую тайну в проектной организации, и согласовывает его с Руководителем работ . Перечень утверждается и вводится в действие приказом директора проектной организации.
Примерный перечень информации, которая может составлять коммерческую тайну в проектной организации, приведен в приложении 2, порядок выполнения работ по определению такого перечня приведен в приложении 3 к настоящим Рекомендациям.
Предложения о снятии грифа «Коммерческая тайна» подаются Ответственному исполнителю руководителем подразделения проектной организации, по предложениям которого данная документация была отнесена к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
Решение о снятии грифа «Коммерческая тайна» оформляется составляемым Ответственным исполнителем актом в произвольной форме, который утверждается директором проектной организации. В акте перечисляются документы, с которых указанный гриф снимается. Утвержденный экземпляр акта вместе с документами передается Ответственному исполнителю . На обложках соответствующих документов Ответственный исполнитель погашает гриф «Коммерческая тайна» штампом или записью от руки с указанием даты и номера акта, послужившего основанием для его снятия.
Документы, которые перестали составлять коммерческую тайну проектной организации, передаются в архив общего пользования. Соответствующие отметки отражаются Ответственным исполнителем в журналах и на карточках учета документов с грифом «Коммерческая тайна».
Статьей 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Примерный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в проектной организации, приведен в приложении 4 к настоящим Рекомендациям.
2.4. Доступ работников к информации
2.4.1. Порядок доступа работников к информации
Доступ работников к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется директором проектной организации по представлениям руководителей соответствующих структурных подразделений.
К таким сведениям допускаются лица, обладающие необходимыми нравственными и деловыми качествами, способные хранить коммерческую тайну и только после оформления соответствующего обязательства в трудовом договоре.
Рекомендуется следующий порядок составления Перечня работников проектной организации, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну.
Руководители подразделений проектной организации представляют Ответственному исполнителю предложения по составу лиц, которым целесообразно предоставить доступ к коммерческой тайне.
На основании этих предложений Ответственный исполнитель составляет проект Перечня работников проектной организации, которым может быть предоставлен доступ к информации, составляющей коммерческую тайну в проектной организации, и согласовывает этот проект с Руководителем работ .
После согласования проекта Перечня Ответственный исполнитель передает руководителям подразделений информацию о согласовании предложенных ими кандидатур.
На основании полученной информации руководители подразделений подготавливают текст обязательств для включения в трудовые договора с работниками, допускаемыми к коммерческой тайне в проектной организации.
Текст указанных обязательств приведен в пунктах 2.4.2 и 2.4.3 настоящих Рекомендаций.
После подписания работниками и директором проектной организации скорректированных трудовых договоров Ответственный исполнитель вносит, при необходимости, изменения в проект Перечня и представляет его на утверждение директору проектной организации.
В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона «О коммерческой тайне» в целях охраны конфиденциальности информации руководитель подразделения обязан ознакомить под расписку работника, допущенного к коммерческой тайне, с Перечнем такой информации, с установленным в проектной организации режимом коммерческой тайны и создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного режима.
Руководители подразделений ответственны за подбор лиц, допускаемых к коммерческой тайне, и обязаны обеспечить систематический контроль за тем, чтобы к этим сведениям получали доступ только те лица, которым такие сведения необходимы для выполнения своих служебных обязанностей.
Командированные и другие специалисты допускаются к ознакомлению и работе с информацией, составляющей коммерческую тайну, с письменного разрешения директора проектной организации при наличии письменного запроса тех организаций, в которых они работают.
Выписки из документов производятся командированными и другими специалистами в тетрадях, имеющих соответствующий гриф, и после окончания работы высылаются в адрес организации, запросившей эту информацию.
Документы с грифом «Коммерческая тайна» выдаются специалистам и принимаются от них Ответственным исполнителем . При этом Ответственный исполнитель делает соответствующую отметку в карточке учета этих документов (см. пункт 2.4.1 настоящих Рекомендаций).
Порядок определения Перечня работников, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну в проектной организации, приведен в приложении 5 к настоящим Рекомендациям.
2.4.2. Обязанности работников, получивших доступ к информации
Работники проектной организации, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обязаны:
- выполнять установленный в проектной организации режим коммерческой тайны;
- строго хранить известную им коммерческую тайну, пресекать действия других лиц, которые могут привести к разглашению тайны. О таких фактах, а также о других причинах или условиях возможной утечки информации немедленно информировать непосредственного руководителя структурного подразделения;
- не использовать известную им коммерческую тайну в свою личную пользу, а также не заниматься деятельностью, которая может нанести ущерб проектной организации, являющейся владельцем этой тайны;
- в силу своих служебных обязанностей знать степень важности выполняемых работ, строго соблюдать правила пользования документами, содержащими коммерческую тайну, порядок их учета и хранения;
- при составлении документов со сведениями, оставляющими коммерческую тайну, ограничиваться минимальными, действительно необходимыми сведениями, определять количество экземпляров документов в строгом соответствии с действительной служебной необходимостью и не допускать рассылки их адресатам, к которым они не имеют отношения;
- получать документы с грифом «Коммерческая тайна» лично от Ответственного исполнителя;
- хранить документы с грифом «Коммерческая тайна» только в рабочей папке, а при выходе в рабочее время из помещения рабочую папку с документами запирать в сейф;
- документы с грифом «Коммерческая тайна» во время работы располагать так, чтобы исключить возможность ознакомления с ними других лиц, в том числе допущенных к подобным документам, но не имеющим к ним прямого отношения;
- по окончании работы сдавать Ответственному исполнителю исполненные документы, а также документы, предназначенные для взятия на учет, рассылки, подшивки в дело и для уничтожения;
- об утрате или недостаче документов с грифом «Коммерческая тайна», ключей от сейфов, личных печатей немедленно сообщать руководителю структурного подразделения и Ответственному исполнителю ;
- знакомить представителей других учреждений с документами с грифом «Коммерческая тайна» только с письменного разрешения директора проектной организации, в котором должны быть определены вопросы и объем сведений, подлежащих рассмотрению;требовать от командированных лиц расписки о работе с этими документами;
- по первому требованию Ответственного исполнителя предъявлять для проверки все имеющиеся документы с грифом «Коммерческая тайна»;
- предоставлять по требованию руководителя подразделения устные или письменные объяснения о нарушениях установленных правил выполнения работ с документами, имеющими гриф «Коммерческая тайна», учета и хранения этих документов, а также о фактах разглашения сведений и утраты документов;
- перед уходом в отпуск, отъездом в командировку, при увольнении своевременно сдавать Ответственному исполнителю в се числящиеся за ними документы с грифом «Коммерческая тайна».
Работники проектной организации, допущенные к сведениям, составляющим коммерческую тайну, несут личную ответственность за соблюдение ими установленного режима работы с этими документами. Прежде чем получить доступ к этой информации, они должны изучить требования нормативных документов по защите коммерческой тайны, пройти инструктаж и иметь соответствующую запись в трудовом договоре.
В Трудовом кодексе Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25.07.2002, 30.06.2003) определяются требования, предъявляемые к работникам, при найме их на работу:
«Статья 57. Содержание трудового договора
В трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой закономтайны(государственной, служебной, коммерческойи иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также иные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с настоящим Кодексом, законамии иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. ».
В разделе «Права и обязанности» трудового договора, заключаемого с работниками проектной организации, допущенными к коммерческой тайне, рекомендуется записать следующее:
«Работник обязан:
- не разглашать сведений, составляющих коммерческую тайну проектной организации, которые стали известны при исполнении служебных обязанностей;